Я-концепция; когнитивность, самооценка, поведение
статья по английскому языку на тему

 Маркосян Асмик Генриковна

Психологами доказано, что, формируя Я-концепции, люди определяют себя с помощью таких категорий, как возрастная группа, пол, род занятий, этническая группа и социальный класс. Я-концепция – это способ поведения, это есть то, что человек значит для себя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_ya-kontseptsiya.pptx957.45 КБ
Файл doklad_na_seminare._ya_kontseptsiya.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование и развитие л ичности педагога через «Я-концепцию» учителя


Предварительный просмотр:

Доклад на ежегодном семинаре в Физико –математической специальной школе имени А. Шагиняна

Семинар от   24.09.2014 г.

Тема семинара «Развитие личности как педагогическая проблема»

Тема «Я-концепция; когнитивность, самооценка, поведение»

Автор доклада: Маркосян Асмик Генриковна

.

Должность докладчика: учитель английского языка ФГКОУ «СОШ № 21»

Формирование и развитие личности педагога через «Я -концепцию» учителя.

Уважаемые коллеги, тема сегодняшнего моего выступления важная и актуальная. Как вы знаете каждый человек помещает самого себя как объект внутри своего символического окружения. Поскольку каждое человеческое существо есть органическое целое, существует неоспоримая связь между его телом и его ощущением индивидуальности. Хотя представление человека о самом себе, бесспорно, ассоциируется с его телом, однако оно не является прямым отражением того, что он есть, или того, что он делает. Я-концепция, как и все прочее в символическом окружении, конструируется путем избирательного восприятия и воображения. Ни один человек не может воспринять все, что происходит внутри его тела. Человек постигает самого себя с помощью общих предпосылок своей культуры и лингвистических категорий. Поскольку отношение к человеку в известной мере зависит от его физических качеств, они оказываются важной основой для формирования Я-концепции.

Психологами доказано, что, формируя Я-концепции, люди определяют себя с помощью таких категорий, как возрастная группа, пол, род занятий, этническая группа и социальный класс. Я-концепция – это способ поведения, это есть то, что человек значит для себя. В каждой ситуации человек формирует несколько отличный Я-образ и реагирует на него в соответствии с требованиями данной ситуации. Постоянство в его поведении сохраняется потому, что все его реакции основаны на одних и тех же предпосылках относительно того, какого рода человеческим существом он является. Он действует, как если бы он был определенным типом человека, характеризующимся определенным комплексом черт. Он действует на основе предпосылок, связанных с его физическими качествами, его социальным статусом и его чертами.  Если человек думает, что он слабый, но утонченный, он избегает ситуаций, где, возможно, потребуется принять вызов, и предпочитает беседы в более тесном кругу, где может произвести наиболее благоприятное впечатление. Другой человек, обладающий большей физической силой, может избегать как раз ситуаций второго типа, боясь унижения. Единая персонификация Я возникает посредством организации определенных реакций, и благодаря существованию постоянного шаблона различные склонности складываются в единую систему.  Связывание в единое целое переживаний, возникновение чувства определенности происходит не за счет какой-то субстанции, а благодаря координированной структуре деятельности.

Таким образом, Я-концепция – это комплекс форм поведения человека по отношению к самому себе; это значения, которые формируются в процессе участия в совместных действиях Многие отличительные черты человеческого поведения обусловлены тем, что люди действуют в символическом окружении и стараются быть такими, по их представлению, какими они должны быть. Человеческое поведение складывается из ряда приспособлений к жизненным условиям, но каждый человек должен прийти к соглашению с самим собой точно так же, как и с другими особенностями своего мира. Понять, что делают люди, мы сможем только тогда, когда узнаем, что значит для себя самого каждый человек. 

Современные исследователи утверждают, что эффективное взаимодействие способен осуществлять только учитель с позитивной Я-концепцией. Что такое Я-концепция и какое отношение она имеет к формированию имиджа учителя?

В психологической и педагогической литературе дано такое определение Я-концепции – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или теория самого себя. Это существующая в сознании человека система взглядов, представлений, суждений, оценок лично себя. В ее структуре можно выделить три основных компонента:

  • когнитивный – что я знаю о себе: я – счастливый, я – неуклюжий, я – фантазер, я – оптимист, я – общительный, я – раздражительный, я – умный и т.д.;
  • оценочный – как я оцениваю то, что знаю о себе: меня это радует, мне это безразлично, мне это неприятно и т.д.;
  • поведенческий – как я веду себя в соответствии с оценкой того, что я знаю о себе.

Главным или сердцевиной Я-концепции личности является оценочный компонент, который обычно называют самооценкой.  Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных человеку. Она отражает степень развития чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему, что входит в сферу Я. Это означает, что позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.

Выделяется две формы Я-концепции – реальная и идеальная. Реальная концепция – это представление личности о себе, о том, какой я есть на самом деле.  Идеальная концепция – это представление личности о себе в соответствии с желаниями, т.е. каким бы я хотел быть. Конечно, реальная и идеальная профессиональные Я-концепции могут не совпадать и в большинстве случаев отличаться. Расхождение между реальной и идеальной профессиональной Я-концепцией может приводить к различным негативным или позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным Я может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов, а с другой стороны, несовпадение реальной и идеальной профессиональной Я-концепции является источником   профессионального самосовершенствования личности и стремления к ее развитию.

Несмотря на схожесть, понятия Я-концепция и самооценка имеют различия. Я-концепция представляет набор описательных методик, а не представлений о себе. Понятие самооценки непосредственно связано с тем, как человек оценивает свои собственные качества. Следует заметить, что одни и те же качества могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане, и тогда они завышают самооценку, а другим – в негативном, и тогда они ее занижают. В целом же понятие Я-концепция шире понятия самооценка. Профессиональная самооценка может быть рассмотрена как важнейший элемент в структуре профессиональной Я-концепции личности.

Самооценка относится к центральным образованиям личности, в значительной степени определяя социальную адаптацию личности и являясь регулятором ее поведения и деятельности. В структуре самооценки вообще и профессиональной в частности обычно выделяют самооценку результата и самооценку потенциала. Самооценка результата связана с оценкой достигнутого и отражает удовлетворенность или неудовлетворенность достижениями. Самооценка потенциала связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах. Низкая самооценка результата не всегда может свидетельствовать о профессиональной несостоятельности или неполноценности, а, напротив, низкая самооценка в сочетании с высокой самооценкой потенциала являются важным фактором профессионального саморазвития. Данный оценочный фактор лежит в основе позитивной мотивации саморазвития и коррелирует с социальным и профессиональным успехом личности, в том числе и в педагогической деятельности.

Как же влияет Я-концепция личности учителя на его деятельность? Для учителя с позитивной Я-концепцией обычно характерны:

  • чувство собственной значимости;
  • уверенность в способности к избранному виду деятельности – педагогической работе;
  • твердая убежденность в импонировании другим людям в целом, своим воспитанникам в частности;
  • гибкость мышления, любовь к экспериментированию. (В конце семинара вы можете пройти тест и определить насколько вы позитивны.)

Такой учитель считает себя способным справляться с различными жизненными ситуациями и проблемами. Он убежден, что, столкнувшись с трудностями, преодолеет их, не теряя присутствия духа. Он чувствует, что нужен другим людям, что они его принимают, а его способности, действия и суждения являются ценными в глазах окружающих. В осуществлении учебно-воспитательной деятельности такой учитель проявляет стремление к максимальной гибкости; способность к эмпатии, пониманию к потребностям учащихся; эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность; владение стилем легкого и неформального общения с учащимися и т.д. Школьники обычно высоко ценят проявление таких качеств учителя.

Учитель с позитивной Я-концепцией демонстрирует готовность к безусловному внутреннему принятию школьника. Необходимая предпосылка этого – убежденность в своей личностной ценности и профессиональной компетентности. Такой педагог легко принимает небезграничность собственных возможностей, ограниченность возможностей детей, не прибегая к психологической защите.

Высокая самооценка и уверенность в себе представляют человеку возможность преодолеть желание самоутвердиться через демонстрацию своей власти и сделать ориентиром своей деятельности потребности других.

Несмотря на большое разнообразие выделяемых в психолого-педагогической литературе и имеющихся в практике педагогической деятельности стилей взаимодействия,  можно выделить две наиболее распространенных группы: по критерию стремления к доминированию – автократический, административный, директивный (жесткий, мягкий и партнерский) и по критерию направленности – на достижение высоких результатов в своей деятельности и на реализацию сугубо личных целей (самоутверждение, компенсирование личных комплексов, обогащение).

Автократический, административный, директивный стиль – это волевая, самовластная и единоличная форма принятия решений без учета мнения других. Такой педагог сам определяет учебно-воспитательные задачи и методы их решения, осуществляет постоянный и жесткий контроль за их выполнением.  Данный стиль эффективен в сложных ситуациях, в которых необходимо проявить власть и подчинение, четкую дисциплину и жесткую структуру иерархии. Этот стиль мало приемлем и неэффективен там, где требуется определенная свобода и творчество, при решении спорных проблем, когда необходимо найти нестандартное решение. При излишне жестком стиле существует опасность возникновения конфликтов в коллективе школьников и коллег педагогов. В коллективе заметно уменьшается активность подчиненных, формируется пассивное, безразличное подчинение или, наоборот, могут возникать сопротивление и протесты, отказ от выполнения заданий.

Литеральный, свободный, благодушный стиль – это мягкая форма взаимодействия, проявляется в том, что педагог представляет полную свободу своим воспитанникам, они сами определяют свои учебно-воспитательные задачи и находят способы их решения. Этот стиль применим исключительно в коллективах   с высоким творческим потенциалом и при отлаженном и стабильном педагогическом процессе в классе и школе в целом. При неумелом применении такого стиля возможен полный провал работы и распад классного коллектива, поэтому иногда в таких случаях коллектив класса как саморегулирующаяся система выдвигает своего лидера и, как правило, жесткого и волевого, способного реально возглавить этот коллектив.

Демократический, коллективный стиль – это партнерская форма взаимодействия, коллегиального принятия решения «снизу-вверх».  Педагог партнерского склада предпочитает формулировать задания в виде постановки общей задачи или общего направления. При этом сами школьники могут составить перечень конкретных задач и выбрать методы и способы их решения. В таком коллективе обычно педагог представлен как партнер и соратник, а школьники выступают как единомышленники. При положительной оценке партнерского стиля следует все же помнить, что этот стиль неэффективен в тех случаях, где необходим жесткий и авторитарный стиль взаимодействия.  

В последнее время получает распространение и внедрение в практику отдельных учреждений образования так называемый стратегический стиль взаимодействия и руководства, при котором сохранение педагогом личной власти кажется предпочтительным в рамках короткой перспективы. Действительно, имея хоть какую личную власть, такой педагог начинает действовать именно с ориентацией на личное самоутверждение, поэтому перестает воспринимать критику, становится безгранично авторитарным, своеобразным хозяином всего, а школьников и своих коллег ценить не за их знания и нравственные качества, а за наличие у них влиятельных связей и ли финансовых возможностей. Такой педагог часто принимает решения, хорошие лично для себя, но приносящие вред общему делу. При таком подходе в коллективе возникают конфликты, потому что многие школьники и коллеги учителя начинают чувствовать себя своеобразным средством в достижении личных целей такого педагога.

Таким образом, позитивная Я-концепция учителя определяет демократический стиль преподавания и общения, обеспечивающий формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважения со стороны учителя и воспитателя. В результате безусловного позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, а это в свою очередь способствует раскрытию творческого потенциала личности. Убежденность ученика в собственной ценности для значимого учителя дает ему возможность более полной реализации себя. Я-концепция учителя создает предпосылки для достижения высокой эффективности педагогического взаимодействия. Позитивная Я-концепция успешнее формируется при условии осмысления причин непродуктивного педагогического взаимодействия.

Создание целостной концепции психологической подготовки специалистов предполагает выделение её цели, формирование конкретных задач и разработку адекватного им научно-методического обеспечения. Решение этой важной проблемы возможно не иначе, как на основе научного анализа профессиональной деятельности специалистов сферы «человек-человек» и вычленения в ней необходимого психологического содержания.  Анализ показывает, что в структуре профессиональной деятельности специалистов, работающих с людьми, можно выделить следующие задачи:

  1. Понимание психологического содержания различных жизненных и профессиональных ситуаций, действий, поступков и других внешних проявлений личности.
  2. Прогнозирование возможных способов поведения людей в контексте тех или иных жизненных и профессиональных ситуаций.
  3. Проектирование целесообразных и рациональных способов общения с людьми в контексте соответствующих ситуаций.
  4. Практическая реализация целесообразных и различных способов общения с людьми.
  5. Адекватное понимание себя.
  6. Реализация собственного личного и профессионального потенциала.

Естественно в каждом конкретном случае эти задачи имеют специфику, обусловленную содержанием соответствующей профессиональной деятельности. Поэтому и психологическая подготовка специалистов должна быть профессионально ориентированной.

Психологическая компетентность проявляется:

- в умении диагностировать и использовать диагностический материал, проектировать и направлять индивидуальное развитие ребенка;

- в способности оказывать психолого-педагогическую помощь ученику в сложные периоды его жизни;

- во владении навыками педагогического общения;

- в потребности в профессиональном и личностном саморазвитии.

В результате проведенных социологических исследований были получены следующие результаты:

- только 8% учителей отметили у себя высокий уровень наличных знаний по психологии;

- 58% считают, что их психологические знания находятся на низком уровне;

- 13% учителей отметили у себя низкий уровень способности проектировать различные психологические ситуации в детском коллективе;

- у 56% учителей данная способность находится на среднем уровне;

- 56% учителей отметили, что не умеют за поведением ребенка видеть его психологическое состояние;

- 48% учителей не применяют индивидуальный подход в обучении на основании индивидуально-психологических характеристик учащихся.

ОПРОСНИК "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ"

Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции.

В конце опросника вы найдете схему для подсчитывания баллов.

  1.  В воспитании важнее всего
    а) окружить ребенка теплотой и заботой;
    б) воспитать уважительное отношение к старшим;
    в) выработать у него определенные взгляды и умения.
    2. Если кто-то в классе отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести урок
    а) да; б) нет; в) в зависимости от настроения.
    3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю
    а) интерес; б) смущение; в) раздражение.
    4. Если класс не приведен в порядок,
    а) моя реакция зависит от ситуации;
    б) я не обращаю на это внимания;
    в) я не могу начать урок.
    5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой
    а) часто; б) в зависимости от ситуации; в) редко.
    6. Для меня важнее
    а) отношения с учениками; б) с коллегами; в) не знаю.
    7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое бывает трудно скрыть
    а) часто; б) иногда; в) никогда не вызывают.
    8. Присутствие на уроке посторонних
    а) воодушевляет меня;
    б) никак не отражается на моей работе;
    в) выбивает меня из колеи.
    9. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте
    а) в зависимости от ситуации; б) нет; в) обычно.
    10. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей
    а) да; б) не всегда; в) нет.
    11. Во время перемены я предпочитаю общаться
    а) с учениками; б) с коллегами; в) лучше побыть в одиночестве.
    12. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении
    а) нет; б) не всегда; в) да.
    13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других
    а) да; 2) нет; 3) не уверен.
    14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
    а) предлагает простор для творчества;
    б) не вмешивается в мою работу;
    в) дает четкие указания.
    15. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного
    а) обычно; б) иногда; в) сомневаюсь.
    16. Случайные встречи с учениками за пределами школы
    а) доставляют мне удовольствие;
    б) вызывают у меня чувство неловкости;
    в) не вызывают у меня особых эмоций.
    17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным
    а) часто; б) редко; в) никогда.
    18. Замечания со стороны коллег и администрации
    а) меня мало волнуют;
    б) иногда задевают меня;
    в) часто задевают меня.
    19. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана
    а) в зависимости от ситуации; 
    б) предпочитаю импровизацию; 
    в) всегда.
    20. Мои успехи обычно признаются другими людьми.
    а) да; б) не всегда; в) редко.
    21. С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть
    а) я согласен; б) не согласен; в) что-то в этом есть.
    22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег
    а) да; б) иногда; в) нет.
    23. Мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами
    а) доставляет мне удовольствие;
    б) особых эмоций не вызывает;
    в) в тягость.
    24. Когда я вижу, что ученик ведет со мной вызывающе
    а) предпочитаю выяснить отношения;
    б) игнорирую этот факт;
    в) я плачу ему той же монетой.
    25. От того, как воспитывают детей в семье, зависит
    а) почти все; б) кое-что; в) ничего не зависит.
    26. В работе для меня важнее всего
    а) привязанность учеников;
    б) признание коллег;
    в) чувство собственной необходимости.
    27. Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния
    а) часто; б) иногда; в) не зависит.
    28. В дружелюбном отношении со стороны коллег
    а) я не сомневаюсь; 
    б) уверенности нет; 
    в) затрудняюсь ответить.
    29. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять
    а) пытаюсь понять его точку зрения;
    б) перевожу разговор на другую тему;
    в) я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.
    30. Если я захочу, я смогу расположить к себе любого
    а) да; б) в зависимости от ситуации; в) вряд ли.
    31. Если при мне незаслуженно наказывают ученика
    а) я тут же заступлюсь за него;
    б) один на один сделаю замечание коллеге;
    в) сочту некорректным вмешиваться.
    32. Работа дается мне ценой большого напряжения
    а) обычно; б) иногда; в) редко.
    33. У меня нет сомнений в своем профессионализме
    а) конечно; б) есть сомнения; в) не приходилось задумываться.
    34. По-моему, в школьном коллективе важнее всего
    а) возможность работать творчески;
    б) отсутствие конфликтов;
    в) трудовая дисциплина.
    35. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на "нет".
    а) не думаю; б) не всегда; в) да.
    36. С высказыванием "Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит"
    а) согласен полностью; 
    б) не согласен; 
    в) что-то в этом есть.
    37. Мысли о работе мешают мне уснуть
    а) часто; б) редко; в) никогда не мешают.
    38. На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам
    а) часто; б) иногда; в) предпочитаю слушать других.
    39. Взрослый может применить силу в отношении ребенка
    а) нет, это недопустимо; б) затрудняюсь ответить; в) если он этого заслуживает.
    40. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя
    а) да; б) в некоторых случаях; в) нет.
    41. Во время каникул я испытываю потребность в общении с учениками
    а) да; а) нет; а) иногда.
    42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями
    а) редко; б) обычно; в) всегда.
    43. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных
    а) да; б) не помню; в) нет.
    44. Непредвиденные ситуации на уроках
    а) можно эффектно использовать;
    б) лучше игнорировать;
    в) только мешают учебному процессу.
    45. Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине.
    а) да; б) не всегда; в) нет.
    46. В конфликте между учителем и учеником я в душе встаю на сторону
    а) ученика; б) учителя; в) сохраняю нейтралитет.
    47. В начале или конце учебного года у меня проблемы со здоровьем
    а) как правило; б) не обязательно; в) проблем со здоровьем нет.
    48. Мои ученики относятся ко мне с симпатией
    а) да; б) не все; в) не знаю.
    49. Ученик обязан выполнять любые требования учителя
    а) нет; б) не знаю; в) да.
    50. Успех зависит от способностей и трудолюбия человека, а не от удачного стечения обстоятельств
    а) чаще всего; а) не уверен; б) не согласен.

Уважаемые коллеги, я попрошу вас ответить на эти вопросы и посчитать по следующей схеме:

А) 3 балла

Б) 2 балла

В) 1 балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ИДЕАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КРАСОТЕ ПОВЕДЕНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ТРЕБОВАНИЙ

Одним из источников убеждений и гражданской одухотворенности личности является моральная красота человеческого поведения. Воспитание личности - это воспитание такого стойкого, неодолимого морального н...

Проблемы самооценки и формирования "Я- концепции"

В числе острых проблем, встающих перед школой и которые должны быть решены для дальнейшего продвижения вперед, возникают и такие, которые носят психологический характер. Прежде всего, это психологичес...

Практические рекомендации родителям и учителям детей с ОВЗ, имеющих когнитивные, речевые нарушения, нарушения поведения (гиперактивность). 

Практические рекомендации родителям и учителям детей с ОВЗ, имеющих когнитивные, речевые нарушения,  нарушения поведения (гиперактивность)....

Методическая разработка "Когнитивные модели агрессивного поведения" (раздел "Социальная психология")

Рост агрессивности среди детей и подростков, на который указывают многие специалисты, требует акцентировать внимание на этом феномене.Когнитивные модели агрессивного поведения - это модели мышления, п...

Я-КОНЦЕПЦИЯ (Я-ОБРАЗ, САМООЦЕНКА) В ШКОЛЬНОМ И ПОДРАСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

laquo;Я-концепция» личности является результатом длительного процесса развития, который начинается с момента рождения ребенка и осуществляется на протяжении всей жизни индивида. В ходе этого пр...

Я-КОНЦЕПЦИЯ (Я-ОБРАЗ, САМООЦЕНКА) В ШКОЛЬНОМ И ПОДРАСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

laquo;Я-концепция» личности является результатом длительного процесса развития, который начинается с момента рождения ребенка и осуществляется на протяжении всей жизни индивида. В ходе этого пр...