Анализ организации предпрофильной подготовки и профильного обучения
материал (9 класс) на тему
основными целями и задачами предпрофильной подготовки являются: создание условий обучающимся 8-9-х классов для предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной будущей деятельности и выбора профиля обучения в 10 -м классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
анализ организации предпрофильной подготовки и предпрофильного обучения | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ организации предпрофильной подготовки и профильного обучения
в ХСОШ №1 за 1 полугодие 2011-2012учебного года
В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени обучения в целях создания условий подготовки школьников к выбору профессии и осуществления непрерывного образования в МОУ ХСОШ № 1 организована предпрофильная подготовка в 9-х классах и профильное обучение школьников в 10б-11б классах.
Основная цель Программы - создание условий для самоопределения учащихся выпускных классов школы относительно избираемой ими профессиональной деятельности.
Для реализации данной цели была выполнена следующая работа:
- Организована работа координационного совета по предпрофильной подготовке и профильному обучению, в который входят администрация школы и учителя;
- Разработаны нормативно-правовые документы по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения;
Кадровое обеспечение образовательного процесса является важным моментом и условием профилизации. Работу в профильных классах и классах предпрофильной подготовки осуществляют учителя высшей квалификационной категории.
Банк данных учителей, преподающих профильные предметы
Ф.И.О. учителя | Класс | Профиль | Проф. предмет | Стаж работы | Категория, разряд | Звания, награды | Стаж работы в профом классе |
Цеева Э.А. | 11б | Социально гуманитарный | Русский язык, литература | 23 | Высшая, 14 разряд | Грамоты МО и Н РА 2005, 2006 гг. | 3 |
Бекух Э.М | 11б | Социально гуманитарный | Русский язык, литература | 20 | Вторая, 13 разряд | _____ | 2 |
Насретдинова Раиса Исмаиловна | 10б, 11б | Социально гуманитарный | Правоведение, Обществознание | 23 | Высшая, 14 разряд | Грамота МО и Н РА 2006г. | 3 |
Меретукова А.И | 10б | Социально гуманитарный | История | 42 | Высшая, 14 разряд | Грамота МО РФ 2004 | 1 |
Джанчатова Зурет Касимовна | 24 | Вторая, 13 разряд | Грамота МО и Н РА 2005 г. | 3 |
Руководит деятельностью педагогического коллектива по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения заместитель директора по методической работе Аутлева М.В., которому вменены обязанности по осуществлению мониторинга качества образования в предпрофильных и профильных классах.
Предпрофильная подготовка
В федеральном эксперименте по предпрофильной подготовке школа участвует шестой год.
В 2011-2012 учебном году открыто два предпрофильных класса - 9 «А», 9 «Б».
Основными целями и задачами предпрофильной подготовки являются:
- создание условий обучающимся 8-9-х классов для предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной будущей деятельности и выбора профиля обучения в 10-м классе;
- Сформировать готовность у обучающихся 8-9-х классов к принятию решения о выборе индивидуального маршрута в образовательном пространстве старшей профильной школы или профессионального учебного заведения.
- Организовать деятельность по оказанию обучающимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в старшей школе, в учреждениях профессионального образования;
- Сформировать у обучающихся общеобразовательные навыки, необходимые для дальнейшего жизненного, профессионального и социального становления;
На этапе предпрофильной подготовки в 9-х классах были введены ориентационные и предметные курсы, воплощающие идею сквозных программ. Цель таких курсов - самоопределение личности в выборе способа получения дальнейшего образования, профиля обучения. Ориентационные курсы - создают базу определения учащимися своего места в мире
Программы курсов рассчитаны на 17 часов. Достижения учащихся в области предметных и ориентационных курсов оценивались по зачетной системе.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 8-9-х классов ведет педагог-психолог Джанчатова З.К. по программе «Я выбираю профессию».
Были предусмотрены дополнительные индивидуальные показатели образовательных достижений учащихся, позволяющие оценить более полно уровень подготовленности к продолжению образования по выбранному профилю обучения на старшей ступени.
В этом отношении была разработана и введена комплексная модель индивидуальной накопительной оценки, индивидуального портфеля учебных достижений - «портфолио», состоящий из трех разделов: «раздел документов»+«раздел работ»+«раздел отзывов».
Введение портфолио было нацелено на помощь в решении важных педагогических задач:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Преимущества портфолио:
1. В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие образовательного процесса.
2. Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.
3. Поощряется не только оценка, но и самооценка, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
4. Направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
5. Позволяет уйти от жесткой системы оценивания к гибким условиям альтернативной оценки.
Недостатки:
1. Внедрение данной формы оценивания требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей.
2. Возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценивания.
3. У учащихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный материал и опыт.
4. Неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения.
5. Оптимальное время начала ведения портфолио. Практика показала, что некоторым учащимся за период 9-го класса весьма проблематично набрать портфолио.
Следует отметить, что ведение портфолио для многих носит в основном формальный характер вследствие недостаточной работы классных руководителей, непонимания всей значимости и необходимости ведения этого документа учащимися, пассивности со стороны родителей, отсутствия должного контроля со стороны администрации. Достижения, представленные учащимися в портфолио, низкого уровня или вообще отсутствуют. Причинами являются низкая мотивация большей части девятиклассников к учебной и определенным видам познавательной деятельности, их слабая творческая активность, недостаточный уровень самооценки результатов личных достижений, неготовность к самомониторингу и рефлексии выпускников основной школы. Опыт ведения портфолио показал необходимость усовершенствования структуры «портфеля ученика», решения вопроса о выдаче итогового документа по портфолио.
Комплектование 10-го профильного класса
Во II полугодии 2010-2011 учебного года проводилось анкетирование девятиклассников по выбору дальнейшего пути обучения и выбору профиля. По итогам мониторинга образовательных запросов учащихся 9-х классов и их родителей было заявлено открытие группы социально-гуманитарного профиля. Продолжить обучение в заявленной профильной группе изъявили желание 17 выпускников основной школы.
В настоящий момент разработан учебный план ОУ для профильной социально-гуманитарной группы, рассматриваются возможные пути организации образовательного процесса.
Профильное обучение
В федеральном эксперименте по введению профильного обучения школа участвует четвертый год. Необходимость создания профильных классов в школе была обусловлена двумя основными факторами:
- во-первых, желанием родителей, и, конечно, самих учащихся изучать углубленно ряд предметов в обычной общеобразовательной школе;
- во-вторых, потребностью в более основательной подготовке наших учащихся к поступлению в высшие учебные заведения, так как прослеживается разрыв между уровнем подготовки учащихся общеобразовательных школ и уровнем вступительных экзаменов в ВУЗ.
Профильное обучение отвечает общим требованиям, существующим в отношении норм учебной нагрузки: минимальному объему учебного времени (33 часа в неделю); максимальному лимиту санитарной нагрузки (36 часов в неделю).
В этом году на базе школы создан один тип профильных классов - социально-гуманитарный. Учебный план и организация учебного процесса в профильном классе отвечает общим принципам.
В учебном плане присутствует обязательный набор базовых общеобразовательных предметов, уровень подготовки по которым должен соответствовать вводимым государственным образовательным стандартам. В профиле выделяются профильные общеобразовательные предметы, которые изучаются на повышенном уровне, определяющие направленность данного профиля: история, право, обществознание, русский язык и литература. В целях внутрипрофильной специализации обучения введены элективные курсы, которые выбираются по желанию учащихся.
В соответствии с выбором учащихся 10-11-х классов и информации координационного совета по профильному обучению был утвержден следующий перечень элективных курсов для изучения учащимися 10-11-х классов в 2011-2012учебном году:
Наименование элективного курса | Учитель | класс | Кол-во часов |
«Основы журналистики» | Аутлева А.А. | 11а | 1 |
«Стилистика и культура речи» | ЖемадуковаЛ.Ю. | 10а | 1 |
«Избранные вопросы математики» | Бгуашева З.К. | 9б | 1 |
«Трудные вопросы математики» | Меретукова С.Х | 9а | 1 |
«Культура и риторика речи» | Жемадукова Л.Ю. | 10а | 1 |
«Культура деловых отношений» | Кикова Л.К. | 10а | 1 |
«Практикум по речеведению» | Алибердова Ш.И. | 10а | 1 |
«Писатели и поэты Адыгеи» | Панова М.И. | 10а | 1 |
Курсы по выбору организованы с учетом интересов учащихся, с целью организации помощи в выборе способа получения дальнейшего образования, профиля обучения, профессиональном самоопределении, развитии социальной компетентности.
Ориентационные курсы – «Основы журналистики», «Культура деловых отношений», создают базу для определения учащимися своего места в мире профессий. Предметные курсы углубляют отдельные темы базовых общеобразовательных программ: «Избранные вопросы математики», «Культура и риторика речи», «Практикум по речеведению», «Писатели и поэты Адыгеи». Все элективные курсы, за исключением программы «Практикума по речеведению», рассчитаны на 17 часов.
Ведение элективных курсов осуществляют педагоги – профессионалы, 87% из которых имеют высшую квалификационную категорию.
В ходе посещений установлено, что педагоги добросовестно готовятся к проведению занятий, используют учебное оборудование, мультимедийные презентации, видеофильмы, применяют задания компетентностного характера. Учащиеся посещают элективные курсы (пропуски только по болезни и уважительным причинам).
В процессе освоения учебных программ элективных курсов учащиеся получают необходимые знания по предмету, расширяют свое представление о той или иной сфере профессиональной деятельности человека.
В рамках элективного курса «Основы журналистики» (учитель Аутлева А.А) учащиеся 10а класса посетили маслозавод «Мамруковский». Учащиеся взяли интервью у мастера цеха. Своими впечатлениями они поделились на страницах школьной газеты «Переменка».
Итоговые занятия элективных курсов за 1 полугодие проводились в форме защиты рефератов, проведения творческих семинаров, зачетов по решению нестандартных математических задач. Достижения учащихся в области предметных и ориентационных курсов оценивались в конце 1 полугодия по зачетной системе.
Программы курсов завершены по окончании 1 полугодия, во 2 полугодии будет продолжено углубление знаний учащихся по русскому языку в рамках элективного «Практикум поречеведению».
В рамках изучения курса по выбору «Я выбираю профессию» решались задачи осознания жизненных ценностей и смыслов профессиональной деятельности. Через предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации, написание школьниками сочинений, анкетирования, тесты, участие в профориентационные игры, ролевые игры выявлены индивидуально – психологические особенности и возможности с требованиями к выбираемой профессии. Педагогом –психологом Джанчатовой З.К организованы встречи с выпускниками школы . Проведены уроки –успеха»- « Знаешь научи » с Ожевой Р.Ш.- кандидатом медицинских наук , деканом медицинского факультета МГТУ. Стали традиционными встречи со студенткой Меретуковой А.Х. обучающейся в институте имени «Гете» в Германии. Планируются встречи с представителями различных профессий и учебных заведений. посещение «Ярмарки профессий ».
Была проверена документация в соответствии с Планом-заданием. Состояние документации соответствует требованиям. Журналы учета занятий ведутся своевременно, темы занятий записаны в соответствии с тематическим планированием.
Выводы и рекомендации:
1 .Через реализацию элективных курсов произошло обновление содержания учебной работы в 9,10,11 классах:
- проведение занятий в форме активной урочной деятельности: ролевые игры, уроки- презентации, практикумы, деловые игры;
- выход за пределы школьных программ, ориентируясь на образовательные
запросы учащихся;
- практическая направленность обучения;
- овладение школьниками методами научно- исследовательской, поисковой работы.
2 .В соответствии с программой курса профессиональной ориентации «Выбор профессии» в 9-х классах осуществляются социологические исследования школьников.
Работа по формированию структуры профильного обучения в школе сопровождается решением задач методического обеспечения учебного процесса.
Необходимо выделить главные проблемы, связанные с методическим сопровождением профильного обучения и обозначить пути их решения.
1. Проблема программного обеспечения учебного плана.
Это проблема, без решения которой нельзя утверждать, что в школе осуществляется качественное профильное обучение.
Действующих программ по профильным дисциплинам, отвечающим условиям профильной подготовки, практически нет.
Что же касается программного обеспечения спецкурсов и элективных курсов, - имеются в очень незначительном количестве и требуют определенной доработки. Следовательно, решать эту проблему должна сама школа силами учителей. На сегодняшний день решение проблемы - создание модифицированных (авторизованных) программ обучения.
2. Обеспечение учебной литературой профильных дисциплин и элективных курсов.
На настоящий момент учебных пособий по элективным курсам нет совсем.
Практика преподавания элективных курсов показывает, что учителю приходится использовать до 5-6 различных учебных пособий для самостоятельной работы учащихся. Очевидно и другое, что организация обучения только по конспектам, без самостоятельной работы учащихся с учебной литературой не дает желаемого результата, если не сказать больше - такое обучение дефектно.
Возможные пути решения этой проблемы:
- создание комплектов различных учебных пособий в кабинетах. Учащиеся работают с ними на уроках, получают на руки при изучении той или иной темы;
- приобретение учебных пособий в библиотеку школы (понятно, что за счет школы), как минимум на параллель. Это крайне затратный для школы путь.
Другой путь, практикуемый в школе, - разработка учебно-методических пособий учителями-предметниками. Эти пособия содержат опорные конспекты по теории, наиболее типовые примеры с решениями, задания для самостоятельной работы учащихся, тестовые материалы.
3. Организация внешних связей с образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.
Конечно, сельская школа находится в менее выигрышном положении, чем городская. Это обусловлено и удаленностью от краевого центра, и материальной стороной вопроса.
На сегодняшний день ОУ не сотрудничает ни с одним образовательным учреждением начального, среднего и высшего профессионального образования.
Проведенный анализ хода эксперимента по организации предпрофильной подготовки на II ступени обучения и профильного обучения в 11-м классе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 в 2007-2008 учебном году позволяет считать работу ОУ удовлетворительной и сделать следующие выводы:
1. Поставленные цели и задачи организации предпрофильной подготовки в школе II ступени и профильного обучения в 11-м классе в 2011-2012 учебном году в основном выполнены.
2. Уровень обученности во всех экспериментальных классах соответствует прогнозируемому, что свидетельствует о выполнении следующих психолого-педагогических условий:
- соответствие процесса обучения функциональным и психологическим возможностям и возрастным особенностям учащихся;
- личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей;
- создание образовательной среды, способствующей познавательному развитию ребенка.
3. Западающим звеном учебной деятельности в классах предпрофильной подготовки является качественный показатель успеваемости.
4. Внедрение портфолио как новой формы оценивания требует серьезной доработки: систематической работы по повышению квалификации учителей, решения проблемы учебного времени, оптимального времени начала ведения портфолио, развития у учащихся мотивации достижений, умения самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, систематизировать и анализировать собственный материал и опыт, активного привлечения родителей.
Таким образом, необходимость перехода старшей ступени на профильное обучение очевидна. При этом важно организовать:
1. Компетентностно-ориентированный образовательный процесс в системе предпрофильной подготовки.
1.1. Информационную поддержку педагогов на региональном уровне через Интернет или дистанционное обучение;
1.2. Финансовую поддержку ОУ;
1.3. Оснащение школы современным учебно-лабораторным оборудованием, методическими материалами.
Это повысит познавательную мотивацию учащихся, заинтересованность учителя в качестве своего труда.
1.4. Изучение микросоциума, выявление профессиональных потребностей обучающихся, установление связи с Центром занятости населения.
1.5. Прогнозирование развития профильного обучения.
1.6. Педагогический мониторинг состояния и результатов профильного обучения.
2. Учителям-предметникам усилить личностно-ориентированную направленность образовательного процесса, вести непрерывную работу по повышению качества образования школьников.
3. Классным руководителям классов предпрофильной подготовки и профильного обучения ориентировать внеклассную работу на развитие образовательных потребностей учащихся, формирование положительной мотивации к обучению.
4. Педагогу-психологу развивать у учащихся способности к самоанализу и самооценке через систему педагогических и психологических отношений.
5. Педагогическому коллективу рассмотреть вопрос об оптимальном времени начала ведения портфолио, внедрения его элементов в начальной школе.
6. Административному аппарату продумать вопрос взаимодействия школы с образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального обучения на договорной основе.
Организация компетентностно-ориентированного образовательного процесса в системе предпрофильной подготовки, позволит реализовать в 2008-2009 учебном году следующие цели:
• Формирование опыта самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия, на основе которого может быть осуществлено предварительное личностное, социальное и профессиональное самоопределение;
• Формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности (компетентностей), в том числе специфических для предметных областей;
• Формирование учебно-практической самостоятельности;
и задачи:
• Индивидуализация учебного процесса (личные индивидуальные программы и индивидуальные учебные планы подростка);
• Сохранение общей учебной мотивации и развитие специальных учебных интересов;
• Формирование готовности перехода в старшую профильную школу;
• Овладение системой базовых социальных компетентностей.
Основные цели профильного обучения в старшей школе на 2011-2012 учебный год:
• Продолжить социально-экономическое обучение в школе III ступени.
• Создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
• Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования.
• Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями
Рекомендовать:
Однако в ходе преподавания элективных курсов учителя недостаточно широко используют методы развивающего обучения, направленные на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующие развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющие знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающие к конкретным жизненно важным проблемам. Характер педагогического общения часто остается монологическим. Не всегда применяются различные виды организации работы (индивидуальной, парной, групповой, коллективной).
Проверка документации по проектной и исследовательской деятельности показала следующее.
Согласно Положению о проектной и исследовательской деятельности обучающихся учет проведённых занятий по проектной и исследовательской деятельности, посещаемости и учебных достижений обучающихся проводится в отдельном журнале. Проведение учебных занятий по проектной и исследовательской деятельности осуществляется в соответствии с утвержденным графиком и расписанием. Группы для занятий по проектной и исследовательской деятельности формируются из учащихся одного класса. В одной группе не менее 10-12 обучающихся для проектной деятельности. Учебное проектирование как метод оказывает учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании. Проектная и исследовательская деятельность является одной из форм организации учебной деятельности, развития компетентности обучающихся, повышения качества образования, становления демократического стиля общения с детьми. Через проектный и исследовательский методы обучения реализуется принцип продуктивности учебной деятельности. Рекомендации:
- Продолжить работу по реализации задач профильного обучения через следующие принципы: принцип вариативности, принцип индивидуализации, принцип продуктивности учебной деятельности.
- руководителям МО при организации работы обратить особое внимание на следующие направления:
• Реализация приоритетных форм обучения в преподавании
элективных курсов:
- обучение на основе опыта и сотрудничества;
- учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающегося;
- интерактивность; /
- определение в качестве доминирующих технологий и видов деятельности в процессе реализации элективных курсов, учебных практик, проектной и исследовательской деятельности.
- Определение ведущего места методам поискового и исследовательского характера. Уделение значительной доли времени самостоятельной работе с источниками учебной информации.
• Освоение диагностических процедур, опыта использования педагогических измерений, возможностей и вариантов подготовки и выполнения итоговых работ по окончании курса.
- Обеспечить реализацию возможностей внутриорганизационной системы повышения квалификации педагогических кадров по проблемам организации профильного обучения:
- Шире использовать возможности информационно-коммуникативных технологий в организации профильного обучения.
5. Разработать программу социально-психологической
службы ОУ, имеющей опыт работы по профориентации, по
профильному сопровождению десятиклассников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
анализ эффективности предпрофильной подготовки в школе с оборонно- спортивный профилем
В работе представлен анализ эффективности реализации предпрофильной подготовки в образовательном учреждении, реализующем оборонно- спортивный профиль на старшей ступени обучения. ...
Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе
Данный материал содержит нормативные документы, структуру подготовки и результат предпрофильной подготовки и профильного обучения...
"Организация предпрофильной подготовки обучающихся"
В докладе раскрывается основная задача предпрофильной подготовки обучающихся 8-х и 9-х классов. Это - комплексная работа с обучающимися по выбору дальнейшего пути обучения. Эта работа проводится через...
Программа "Основы химического анализа" (курс предпрофильной подготовки)
В современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Ее важнейший...
Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида
Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...
Организация предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности
Разработка курса "Организация предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности" базируется на основе шкоольного курса биологии.Цель: формирование у школьников способности и готовнос...
Организация предпрофильной подготовки в школе
Данный материал представляет разработанный и реализованный проект по организации предпрофильной подготовки в школе, получивший оценку экспертов АНО "Институт инновационной образовательной политики и п...