Организация проектной деятельности на уроках математики как средство социализации учащихся
статья (8 класс) на тему

Организация проектной деятельности на уроках математики как средство социализации учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр» с Августовка

муниципального района Большечерниговский

Самарской области

Доклад: "Организация проектной деятельности на уроках математики как средство социализации учащихся "

                                        Искрина Н. С.

                                                       учитель  математики,

                                                              первая  квалификационная

                                    категория.

2015-2016учебный год

ВВЕДЕНИЕ

Из перспективных направлений развития современного образования наиболее значимым является социализация учащихся. Социализация с точки зрения педагогики - это организация особым образом образовательного процесса, в ходе которого ребенок целенаправленно усваивает опыт культуры, систему ценностей и отношений, развивает разнообразные способности, осваивает свой путь вхождения в общество, или овладевает ключевыми компетентностями. Одним из факторов успешной социализации ребенка является предоставление ему возможности раскрыть свои таланты, заниматься любимым делом, самореализоваться. Часто обучение сводится к простой репродукции информации, в результате не происходит овладения методами научного познания, научные знания не транслируются в обыденную жизнь. Практический опыт показывает, что настоящее воспитание начинается там, где дети включаются в серьезное дело с реальными трудностями, которые требуют полного напряжения его умственных и физических сил. Поэтому социализация учащихся рассматривается нами как задача, процесс и результат работы учителя с детьми в школе, предполагая адаптацию человека к меняющимся условиям, требованиям общества, социума, сохранив при этом свою индивидуальность.

Реализация проекта позволит смягчить проблему перехода школьников из детства   во взрослую жизнь через овладение различными методами познания жизненной реальности; умение выбрать соответствующие инструменты, позволяющие действовать адекватно или менять ролевую позицию: созерцать эти реальности или действовать в них.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Особенностью проекта является то, что образовательная программа будет выступать как особая форма общественной практики, предполагающее вовлечение учащихся в социально-значимые проекты местного сообщества, привлечение опытных людей - наставников, которые могут служить примером, бескорыстно и ненавязчиво учить жизни Реализация потребности учащихся к самореализации возможна в школе, адекватной психологическому, эмоциональному состоянию детей, поэтому создание обогащенной образовательной среды, где формируются новые модели взаимодействия базового и дополнительного уровней образования – задача новой школы.

Наработанный опыт  инновационной проектной работы позволяет решать проблемы реализации потребности учащихся в самореализации с помощью построения образовательной траектории на разных видах деятельности, включая и социальную практику. В свою очередь, социальная практика предполагает участие детей в различных социально-значимых проектах поселения, также спектр программ дополнительного образования с учетом региональных традиций, индивидуальных потребностей детей, их родителей.

Для обеспечения потребности к самореализации учащихся и для того, чтобы образование приобрело индивидуальную значимость, стало эффективным, надо на основе содержательного анализа и обобщения учебного материала образовательную деятельность построить так, чтобы не было практически деления на части как основного и дополнительного. Многообразие форм и способов данной целостности предоставит детям более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а учителям - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. Время требует сейчас вносить в процесс обучения продуктивные коррективы, новшества радикального характера по каждому из преподаваемых предметов. Все предметы содержат в себе богатейшие образцы человеческого мышления, моделей, загадок, проблем, которые могут быть включены в программы. И задача каждого предметника – это развитие базовых знаний, увеличение личностного потенциала, вывод на социально-значимую деятельность в рамках своего предмета, формирование школьного компонента учебного плана с учетом интересов и предложений учащихся и запросов родителей, т.п. Мы стараемся на уроках предоставить учащимся шанс использовать свои знания, дать возможность убедиться в осмысленности повседневной учебной деятельности. Создание ситуации, где пригождаются школьные знания, где почувствуется их дефицит, где придет понимание, что знание – это инструмент социализации и позиционирования себя среди других.

Для меня, как учителя математики, наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:

  1. Появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем. Зарождаются основы системного мышления.
  2. Формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов. Развиваются творческие способности, воображение, фантазия.
  3. Воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
  4. Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям, что способствует активизации социализации школьника.

В 7-м классе я осуществляю проектную деятельность учащихся по теме: «Треугольник», рассчитанную на год. На начальном этапе каждой группе из 5-6 человек сообщается ознакомительная информация и дается проектное задание.   Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта:

  1. Практические задания, с помощью которых осуществляется связь геометрии  и понятия «треугольник» с жизнью.
  2. Практические задачи – задачи прикладного характера.
  3. Проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы (работа в группах и парами).
  4. Теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее анализ, обобщение.

В конце года, по итогам защиты всех выполненных заданий происходит комплексное обобщение изученного материала и анализируется эффективность его дальнейшего применения на практике.

Данная проектная деятельность учащихся имеет большое значение в социально-психологической адаптации личности способных учеников,  формировании успешности и скрытого творческого потенциала, а также в подготовленности их к самостоятельной жизнедеятельности в условиях современных отношений.

Второй проект осуществляется мной в 5-м классе по теме: «Геометрические фигуры в жизни» и, как следствие, организуется исследовательская работа по теме: «Планирование и строительство детского городка будущего». Этот проект создан с целью организации наилучшей преемственности начального и среднего звена и развитию дальнейшей социализации школьников. Данная работа подразумевает посещение городских детских площадок, организацию конкурса рисунков  и конференции по теме: «Геометрические фигуры в жизни» и, непосредственно конструирование детской площадки.

В результате работы над проектом учащиеся приобретают способность проецировать данный метод в организацию собственной жизни: умение определить дальнюю и ближнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.

Умение работать в коллективе и коммуникативные навыки как нельзя лучше можно сформировать, используя метод проектов. Этот метод ориентирован на групповую, самостоятельную деятельность учащихся под руководством учителя. Метод проектов позволяет развивать у школьников творческие способности, стремление самому созидать и осознавать себя творцом.

На уроках математики разработаны проекты: «Задачи на построения», «Четырехугольники», «Задачи на оптимизацию», «Движение», которые реализуются на уроках.

 Результатами данных проектов стали доклады «Построения одной линейкой «Построения арифметических действий», «Построения с помощью «пятака». «Путешествие мухи по поверхности куба»,  Жизнь требует самостоятельной работы с большим объемом информации, с самостоятельным поиском и анализом, с проявлением инициативы. По статистике ученик говорит, обсуждает информацию, объясняет, отвечает на вопросы на уроке не более двух минут. Как должны мы обучать в таких условиях? Учитель должен подобрать список книг (параграфов), статей (в том числе из Интернета), которые будут обсуждаться на следующих уроках. В течение определенного времени учащиеся могут подойти, чтобы обсудить сложные вопросы. Весь материал и вопросы должны быть выложены на сайте школы. Ученику не нужно записывать, его задача – разобраться во всем, иметь свою точку зрения. Таким образом – это совершенно иной подход к обучению: знания не получают, а приобретают. Если ты пришел учиться, то учись, тебе помогут. Проявляй активность и ответственность.

Благодаря информационным технологиям ребенок получает уникальную возможность учиться в любом месте и в любое время. Полноценное учебное исследование практически невозможно вместить в рамки традиционного урока. Попросту не хватает времени, на уроке можно только отрабатывать отдельные элементы исследовательского метода. Чтобы активизировать проектную деятельность, поисковую активность школьников, надо планировать экскурсии, экспедиции, изучать в реальности источники новых сведений, которые создают прекрасную базу для аналитической работы мысли, выработки суждений и выводов. Накопление фактов использования способов социализации личности на материалах каждого урока – это одна из задач, которая должна решаться в рамках данного проекта Развитие базовых знаний в формате новых стандартов, вывод на социально-значимую деятельность будет происходить не только на уроках, но и во внеклассной работе. Для эффективной социализации учащихся через проектную деятельность в школе имеются все условия:

 • Наличие реализаторов – учителей, разделяющих основные идеи проекта, научного исследования, владеющих техниками деятельности и готовых к такой работе

 • Наличие системы проектов, задающих конкретные рамки деятельности для всех участников проекта и поставляющих конкретные результаты, обеспечивающие поэтапное продвижение и развитие проекта.

В рамках проектов, реализуемых в школе, учащиеся начинают осознавать, что можно не только "брать" и "потреблять " знания, но и "отдавать", проявляя свою социальную активность, меняется у них ориентация с себя на окружающую действительность. 

Проект решает вопросы применения на практике деятельностных методов оценивания учащихся, использования в образовательном процессе ситуационных заданий и задач, обеспечивающих освоение теоретического материала для решения проблем социальной практики, привлечения родителей учащихся не только к оценке образовательных результатов, но и предполагает возможность участия родителей в образовательном процессе (проведение уроков, бесед, лабораторий). Для позитивной социализации учащихся обязательно участие опытных людей, которые могут служить примером, бескорыстно и ненавязчиво учить жизни - наставников. Социализация – это новый, совершенно необходимый для полной оценки качества знаний результат и идет она в процессе освоения ребенком социума, его традиций, норм и ценностей.

Модель организации проектной деятельности

Этапы проектной деятельности

Действия учащихся

УУД

1

Постановка проблемы, которая требует решения

Постановка проблем
Выдвижение гипотезы
Обсуждение путей решения проблемы
Планирование деятельности по реализации  проекта

Личностные
Регулятивные

2

Выполнение работы

Сбор информации
Структурирование информации
Изготовление продукта
Оформление продукта

Познавательные общеучебные
Познавательные логические

3

Презентация проекта

Выбор формы презентации
Подготовка презентации
Презентация проекта
Самооценка и самоанализ

Коммуникативные

Для чего нужен метод проектов? 

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.
  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли
  • Сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Проектирование – особый вид деятельности, результатом которого является создание реального «продукта» имеющего для участников проекта практическое значение.

Внешний результат – можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достижением учащегося, соединяя в себе знания и умения.

Чем этот метод лучше? Остановлюсь на «плюсах» метода проектов.

«Плюс» первый. Одна из причин внимания к новому методу – проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета.

Современные дети рациональны, они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Искушенные в различного рода телекоммуникационных представлениях и развлечениях, играх и шоу, они хотят, чтобы и на уроках было интересно, ярко, броско, как в кино и на ТV. Имея доступ к информации через интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения. Современный человек все меньше пишет ручкой, все больше на компьютере. Жизнь диктует перемены. Так и с методикой. Надо учить по-новому. Вне всяких сомнений – проектирование относится к методам обучения, отвечающим современной жизни.

«Плюс» второй.  В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания. Это чрезвычайно важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит, этому необходимо учить. В настоящий момент актуально развивать умения учащихся к самообразованию, работать в группе, делиться знаниями с товарищами.

«Плюс» третий. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей.

«Плюс» четвертый. Для учителя учебный проект – это  дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

«Плюс» пятый. Метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий.

Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности.

Я начинала работать по программе развивающего обучения в 10-11 классах и через несколько лет сделала вывод о том, что целесообразнее начинать работу по методу проектов с младшими школьниками (5-7 класс). Это связано с тем, что в этом возрасте дети более открыты всему новому, любят экспериментировать. Абсолютное большинство пятиклассников стараются выполнить свою работу добросовестно, чтобы не подвести свою группу.

Цели и задачи начального этапа:

  • Развитие мыслительных операций (наблюдение, сравнение, анализ и др.) через задания учебника и специально подобранные задания.
  • Обучение выполнению мини-исследовательских заданий.
  • Формирование важнейших навыков мышления и исследования (собирать и приводить в систему информацию; замечать и описывать закономерности; высказывать догадки и обосновывать их; логически рассуждать, выражать свои мысли так, чтобы их могли понять другие)
  • Формирование практических навыков научной организации труда (обучение работе с текстом, учебником, справочной литературой и т.п.)
  • Формирование навыков публичного выступления.
  • Формирование понимания значимости математики для общественного прогресса.

На этом этапе можно использовать различные виды заданий: найти ответы на вопросы по тексту; подготовить и выступить с сообщением; составить кроссворд по теме; выполнить мини-исследовательское задание.

Классификация проектов по продолжительности. 

  • Мини-проекты – 1 урок или менее урока.
  • Краткосрочные – 4-6 уроков.
  • Недельные проекты.
  • Годовые проекты.

Из опыта своей работы я сделала вывод о том, что начинать работу в 5-6 классов лучше с выполнения мини-проектов.

Требования к учебному мини-проекту:

  • Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
  • Выполнение проекта начинается с планирования действий по решению проблемы (с проектирования самого проекта).
  • Результатом работы над проектом является определенный продукт.
  • Подготовленный продукт должен быть представлен всему классу

Особое внимание следует уделить формированию умений грамотно представлять и защищать проект.

Защита  учебно-исследовательской работы должна строиться по определенному плану, говорить нужно грамотно, громко и четко. Эти навыки развиваются специальными тренировками.

Проекты могут быть индивидуальными или групповыми. Руководитель определяет это в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от уровня  сформированности  проектных умений и навыков.

Я активно использую метод проектов на уроках математики в 5-х классах. Наибольшая продуктивность метода проектов достигается на уроках «открытия нового знания», где ученикам предлагается при выполнении действий обнаружить несоответствие имеющихся у них знаний поставленной задаче, выявить проблему и в результате поисковой исследовательской деятельности вывести и сформулировать новые правила.

Хорошие результаты дает метод проектов при обобщении и систематизации полученных знаний и подготовки к контрольной работе. Ученики с интересом и увлечением составляют примерные варианты предстоящей контрольной работы. 

Проводя работу над проектами, я пришла к выводу, что по уровню учащихся  группы должен быть разнородным. Это позволяет «сильным» ученикам учиться оказывать помощь, консультировать, оценивать других ребят, а «слабым» – не только повысить уровень знаний, умений, навыков, но и научиться  рассуждать, спорить, не бояться высказывать свою точку зрения. Как правило, учащиеся в группах чувствуют себя более свободно, не боятся высказать неверное суждение, с удовольствием делятся своими идеями.

Какова же роль учителя в изучении материала по методу проектов? В зависимости от возраста учащихся роль учителя меняется. Если в 5 классе учащимся постоянно была нужна моя помощь: помочь в поиске необходимой информации, научить отобрать нужный материал, составить вопросы для обсуждения и провести анализ полученных данных, то, работая с учащимися 10-11 класса, я выступала только в роли организатора.

В процессе проектной деятельности на уроках математики я создаю условия для формирования следующих компетенций:

1. Поисковые (исследовательские) умения:

– умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;
– умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
– умение находить несколько вариантов решения проблемы;
– умение выдвигать гипотезы;
– умение устанавливать причинно-следственные связи.

2. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

– умения коллективного планирования;
– умение взаимодействовать с любым партнёром;
– умения взаимопомощи в группе в решении общих задач: навыки делового партнёрского общения;
– умение находить и исправлять ошибки в работе других участников.

3. Менеджерские умения и навыки:

– умение проектировать процесс;
– умение планировать деятельность, время, ресурсы;
– умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
– навыки анализа собственной деятельности.

4. Коммуникативные умения:

– умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
– умение вести дискуссию;
– умение отстаивать свою точку зрения;
– умение находить компромисс.

5. Презентационные умения и навыки:

– навыки монологической речи;
– умение уверенно держать себя во время выступления;
– артистические умения;
– умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
– умение отвечать на незапланированные вопросы.

При обсуждении результатов работы дети отмечают, что проект интересен именно потому, что выполняется самостоятельно, лишь с небольшой помощью учителя, формы и виды презентаций зависят полностью только от их собственной фантазии. Практический опыт, полученный учащимися в планировании, формулировании научной проблемы, разработке эксперимента, сборе и обработке данных, презентации полученных результатов, будет им необходим для получения дальнейшего образования и профессиональной деятельности.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Применение учебных проектов, как компонента системы образования, открывает большие возможности для развития самостоятельного, критического мышления ученика, формирования у него определенных личностных качеств через активные способы действия. Задача учителя – создать условия для проектной деятельности, творческой самореализации учащихся при обучении математике.

Метод проектов мне очень нравится своей универсальностью и широким простором для творчества, как учителя, так и учащихся. С учётом учебного материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и для урока, и для внеклассной работы, и для элективного курса можно разработать проект, работа над которым сделает процесс познания радостным для учащихся, а значит результативным. 

Конечно, метод проектов требует больших затрат личного времени учителя для подготовки материалов для урока, планирования заданий, составления карточек для работы, постоянного самообразования. Но, сегодня уже трудно себе представить школу настоящего и будущего без школы проектов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность предполагает сотрудничество и партнерство педагогов и детей, что способствует созданию психологического комфорта в ученическом коллективе. Кроме того реализация проектов помогает повысить качество образования детей, благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели. Проектная деятельность является одним из методов саморазвития и самообразования педагогов, способствует развитию креативности, повышению компетентности. Благодаря проектной деятельности методкабинет школы постоянно пополняется новыми методическими и дидактическими пособиями.

А самое главное – я увидела изменения в своих воспитанниках.
Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (чтение книг, просмотр ресурсов Интернета, видеофильмов, экскурсии, общение с окружающими людьми и т.д.)

У детей сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2009
2. Газета «Математика» Изд. дом «Первое сентября» – 2008. – №13
3
. Гузеев. В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения.
4. Журнал «Математика в школе» – 20010. – №6
5. Журнал «Математика в школе» – 20010. – №4
6.
Килпатрик В.Х. Метод проектов. – Л., 1925.новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000.
7.
Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. – 2000. –  № 7
8.
Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. //    
Народное образование. – 1999. – № 10
9.
http://gymnasia23.ru/ 
10.
http://pedsovet-133.ucoz.ru 

Тезисы к докладу на тему "Организация проектной деятельности на уроках математики как средство социализации учащихся»

Из перспективных направлений развития современного образования наиболее значимым является социализация учащихся. Социализация с точки зрения педагогики - это организация особым образом образовательного процесса, в ходе которого ребенок целенаправленно усваивает опыт культуры, систему ценностей и отношений, развивает разнообразные способности, осваивает свой путь вхождения в общество, или овладевает ключевыми компетентностями. Одним из факторов успешной социализации ребенка является предоставление ему возможности раскрыть свои таланты, заниматься любимым делом, самореализоваться.

Реализация проекта позволит смягчить проблему перехода школьников из детства   во взрослую жизнь через овладение различными методами познания жизненной реальности; умение выбрать соответствующие инструменты, позволяющие действовать адекватно или менять ролевую позицию: созерцать эти реальности или действовать в них.

Наработанный опыт  инновационной проектной работы позволяет решать проблемы реализации потребности учащихся в самореализации с помощью построения образовательной траектории на разных видах деятельности, включая и социальную практику. В свою очередь, социальная практика предполагает участие детей в различных социально-значимых проектах поселения, также спектр программ дополнительного образования с учетом региональных традиций, индивидуальных потребностей детей, их родителей.

Для обеспечения потребности к самореализации учащихся и для того, чтобы образование приобрело индивидуальную значимость, стало эффективным, надо на основе содержательного анализа и обобщения учебного материала образовательную деятельность построить так, чтобы не было практически деления на части как основного и дополнительного. Многообразие форм и способов данной целостности предоставит детям более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а учителям - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. Время требует сейчас вносить в процесс обучения продуктивные коррективы, новшества радикального характера по каждому из преподаваемых предметов. Мы стараемся на уроках предоставить учащимся шанс использовать свои знания, дать возможность убедиться в осмысленности повседневной учебной деятельности. Создание ситуации, где пригождаются школьные знания, где почувствуется их дефицит, где придет понимание, что знание – это инструмент социализации и позиционирования себя среди других.

В 7-м классе я осуществляю проектную деятельность учащихся по теме: «Треугольник», рассчитанную на год. На начальном этапе каждой группе из 5-6 человек сообщается ознакомительная информация и дается проектное задание.   Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта:

  1. Практические задания, с помощью которых осуществляется связь геометрии  и понятия «треугольник» с жизнью.
  2. Практические задачи – задачи прикладного характера.
  3. Проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы (работа в группах и парами).
  4. Теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее анализ, обобщение.

В конце года, по итогам защиты всех выполненных заданий происходит комплексное обобщение изученного материала и анализируется эффективность его дальнейшего применения на практике.

Данная проектная деятельность учащихся имеет большое значение в социально-психологической адаптации личности способных учеников,  формировании успешности и скрытого творческого потенциала, а также в подготовленности их к самостоятельной жизнедеятельности в условиях современных отношений.

Второй проект осуществляется мной в 5-м классе по теме: «Геометрические фигуры в жизни» и, как следствие, организуется исследовательская работа по теме: «Планирование и строительство детского городка будущего». Этот проект создан с целью организации наилучшей преемственности начального и среднего звена и развитию дальнейшей социализации школьников. Данная работа подразумевает посещение городских детских площадок, организацию конкурса рисунков  и конференции по теме: «Геометрические фигуры в жизни» и, непосредственно конструирование детской площадки.

В результате работы над проектом учащиеся приобретают способность проецировать данный метод в организацию собственной жизни: умение определить дальнюю и ближнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.

Умение работать в коллективе и коммуникативные навыки как нельзя лучше можно сформировать, используя метод проектов. Этот метод ориентирован на групповую, самостоятельную деятельность учащихся под руководством учителя. Метод проектов позволяет развивать у школьников творческие способности, стремление самому созидать и осознавать себя творцом.

На уроках математики разработаны проекты: «Задачи на построения», «Четырехугольники», «Задачи на оптимизацию», «Движение», которые реализуются на уроках. Результатами данных проектов стали доклады «Построения одной линейкой «Построения арифметических действий», «Построения с помощью «пятака» , .«Путешествие мухи по поверхности куба»,  Жизнь требует самостоятельной работы с большим объемом информации, с самостоятельным поиском и анализом, с проявлением инициативы. По статистике ученик говорит, обсуждает информацию, объясняет, отвечает на вопросы на уроке не более двух минут. Как должны мы обучать в таких условиях? Учитель должен подобрать список книг (параграфов), статей (в том числе из Интернета), которые будут обсуждаться на следующих уроках. В течение определенного времени учащиеся могут подойти, чтобы обсудить сложные вопросы. Весь материал и вопросы должны быть выложены на сайте школы. Ученику не нужно записывать, его задача – разобраться во всем, иметь свою точку зрения. Таким образом – это совершенно иной подход к обучению: знания не получают, а приобретают. Если ты пришел учиться, то учись, тебе помогут. Проявляй активность и ответственность.

Благодаря информационным технологиям ребенок получает уникальную возможность учиться в любом месте и в любое время. Полноценное учебное исследование практически невозможно вместить в рамки традиционного урока. Попросту не хватает времени, на уроке можно только отрабатывать отдельные элементы исследовательского метода. Чтобы активизировать проектную деятельность, поисковую активность школьников, надо планировать экскурсии, экспедиции, изучать в реальности источники новых сведений, которые создают прекрасную базу для аналитической работы мысли, выработки суждений и выводов. Накопление фактов использования способов социализации личности на материалах каждого урока – это одна из задач, которая должна решаться в рамках данного проекта Развитие базовых знаний в формате новых стандартов, вывод на социально-значимую деятельность будет происходить не только на уроках, но и во внеклассной работе. Для эффективной социализации учащихся через проектную деятельность в школе имеются все условия:

 • Наличие реализаторов – учителей, разделяющих основные идеи проекта, научного исследования, владеющих техниками деятельности и готовых к такой работе

 • Наличие системы проектов, задающих конкретные рамки деятельности для всех участников проекта и поставляющих конкретные результаты, обеспечивающие поэтапное продвижение и развитие проекта.

Проект решает вопросы применения на практике деятельностных методов оценивания учащихся, использования в образовательном процессе ситуационных заданий и задач, обеспечивающих освоение теоретического материала для решения проблем социальной практики, привлечения родителей учащихся не только к оценке образовательных результатов, но и предполагает возможность участия родителей в образовательном процессе (проведение уроков, бесед, лабораторий). Для позитивной социализации учащихся обязательно участие опытных людей, которые могут служить примером, бескорыстно и ненавязчиво учить жизни - наставников. Социализация – это новый, совершенно необходимый для полной оценки качества знаний результат и идет она в процессе освоения ребенком социума, его традиций, норм и ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

В обучении все больше используются инновационные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более интересным и естественным для школьников, повысить их мотивацию к учению.  К инновационным т...

Организация проектной деятельности на уроках математики, как средство социализации учащихся.

Статья о применении проектного метода на уроках математики в среднем звене и его роль в процессе социализации школьников....

Организация проектной деятельности на уроках математики

На современном этапе учитель должен заниматься научно-исследовательской и проектной деятельностью. Проектную деятельность можно организовать и на уроках математики....

Организация проектной деятельности на уроках математики

В данной работе обозначены цели и задачи проектного метода, способы его реализации на уроках математики. Рассмотрены типы проектов и этапы выполнения каждого проекта....

Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности, как единый процесс самореализации и социализации личности"

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...