" Развитие музыкальных и творческих способностей детей по классу баяна на общеэстетическом отделении"
проект на тему
Педагогический проект разработан для преподавателей ДШИ и ДМШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedproekt_bakirov.doc | 132 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2»
Педагогический проект
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПО КЛАССУ БАЯНА НА ОБЩЕ-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ»
Автор-разработчик
преподаватель по классу баян
Бакиров Марцурт Фаикович
2011-2012 г. Нижневартовск
Аннотация
Цель данного проекта – формирование музыкальной культуры школьников, как части их духовной культуры через раскрытие творческого потенциала личности обучающегося.
Возникновение отделений общего эстетического образования в ДШИ закономерно и необходимо. Общее эстетическое развитие ребенка, приобщение его к миру культуры и искусства через занятия разными видами художественной деятельности является важнейшим направлением дополнительного образования детей, осуществляемого ДМIII и ДШИ. Данный проект имеет художественно-эстетическую направленность и включает в себя сложившейся в традиционный школе обучения игре на народных инструментах (гармонике, различных видах баянов) и богатом учебном репертуаре - образцах национальной музыки, отечественной и зарубежной классики.
Проект содержит введение, основную и заключительную части.
Во введении раскрывается актуальность педагогического проекта, выдвигается гипотеза, определяются задачи.
В основной части проводится анализ педагогического опыта, определяются пути решения задач.
В заключении подводятся итоги, показываются результаты и намечаются перспективы развития данного педагогического опыта.
Для реализации педагогического проекта разработана и апробирована рабочая учебная программа по предмету «баян» для отделений общего эстетического образования.
План
1.Диагностический и прогностический этапы педагогического проекта……………………………………………………………………….........
1.1.Введение………………………………………………………………...........
1.2 Цель педагогического проекта…………………………………………......
1.3. Задачи…………………………………………………………………….....
1.4. Предмет………………………………………………………………….....
1.5. Объект……………………………………………………………………...
2. Формирующий этап педагогического проекта……………….................
2.1.Проблемы, потребности, мотивы.………………………………............
2.2Основные принципы обучения…………………………………..............
2.3Учебная цель и задачи.………………………………..............................
2.4Учебно-практические действия…………………………………………..
2.5.Учет и контроль знаний, промежуточная и итоговая аттестация ……………………………….........................................................................
3. Результаты………………………............................................................
4. Заключение…………………………………………………………..........
- Диагностический и прогностический этап педагогического проекта.
Музыкальная педагогика – теоретическая база музыкального воспитания и образования, практическая деятельность по передаче знаний по музыке и формированию способов музыкальной деятельности (умений и навыков), это искусство, опирающееся на науку. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, стимулирует интерес к инструментальной музыке. Главная задача школы дополнительного образования детей – привить детям любовь к музыке, раскрыть музыкальные способности ребенка, расширить его кругозор на основе художественно полноценной музыки разных эпох.
Одной из серьезных проблем можно считать обучение без учета требований сегодняшнего времени. Большинство преподавателей начинают обучение детей с гамм, арпеджио, упражнений, минуя донотный и доигровой этапы обучения, не развивая у ребенка музыкальность и музыкальные способности, ощущения, осваивая язык музыки с позиции инструмента. В связи с этим выпускники ДШИ не музицируют, не владеют навыками подбора по слуху, транспонирования, чтения нот с листа, что сказывается негативным образом на уровне самостоятельности, исполнительском уровне.
Надо признать, что методики общего музыкально-эстетического развития в ДШИ сегодня не существует. Видение ученика, как будущего профессионала с установкой на последующую специализацию внушает неоправданный оптимизм. Привлечь и удержать детей в ДШИ – одна из задач нашего времени. В связи с этим проект «Развитие музыкальных и творческих способностей детей по классу «баяна» на обще-эстетическом отделении имеет большое значение и предусматривает более гибкий индивидуальный план развития каждого ученика, включающий пьесы эстрадного и популярного жанров, обработки народных и национальных мелодий, пьесы собственного сочинения.
1.1. Актуальностью данного проекта является потребность в возрождении и широком приобщении детей к традициям русской национальной музыкальной культуры, решением в образовательном процессе тех современных задач, которые определены в федеральном законе РФ «Об образовании», в концепции развития художественного образования, в концепции модернизации дополнительного образования до 2010 года.
1.2 Цель педагогического проекта заключается в формировании музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры через раскрытие творческого потенциала личности обучаемого, освоение им содержания учебного курса, в развитии у обучаемого умений и навыков грамотного исполнения на инструменте произведений различных стилей, жанров и форм музыкального искусства, создании условий для формирования творческой потребности в музицировании, как в форме самовыражения и получения эстетического удовлетворения и социальной адаптации
1.3 Задачи педагогического проекта:
- научить обучаемого самостоятельной работе над музыкальным произведением, привить основные навыки музицирования: чтение с листа, транспонирование, игре в ансамбле, подбор по слуху;
- освоить основные понятия в области музыки и искусства;
- развить у обучающихся музыкальное мышление, память, эмоциональное восприятие искусства;
- сформировать комплекс исполнительских умений и навыков, эстетические идеалы, эстетические потребности и высокий художественный вкус - основу эстетически развитой личности;
- воспитать духовно-нравственные и эстетические качества личности, интерес к культуре и искусству посредством приобщения к шедеврам отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
- создать условия для самостоятельного жизненного и профессионального самоопределения.
1.4. Предмет
Организация учебного процесса с помощью средств, содержания, форм и методов обучения, с использованием опыта ведущих педагогов, а так же новейших методик в музыкальном воспитании.
1.5 Объект
Процесс формирования у обучаемого вышеперечисленных целей и задач, реализация учебной рабочей программы в классе « баян» на общеэстетическом отделении
Формы работы:
1.создание и разработка рабочей программы для общеэстетического отделения по классу «баян» ;
2.практические занятия носящие ознакомительно-информационный характер, занятия на инструменте, слушание музыкального материала аудиозаписей, DVD, знакомство с исполнением одноклассников, педагога, других исполнителей, посещение концертов, организация концертов для родителей и участие в них.
2. Формирующий этап педагогического проекта (структура)
Основная часть данного проекта состоит из пяти составляющих:
2.1. Проблемы, потребности, мотивы.
2.2. Основные принципы обучения.
2.3. Учебная цель и задачи.
2.4. Учебно-практические действия.
2.5. Учет и контроль знаний, промежуточная и итоговая аттестация.
2.1 Проблемы, потребности, мотивы
Сегодня, система музыкального образования и её первая ступень-музыкальная школа уже не справляется в полной мере с поставленными задачами причин тому несколько. Это загруженность современного школьника, обилие разного рода информации. При сложившихся нагрузках современный школьник не может посвятить музыки столько времени, сколько необходимо. Следовательно, заниматься надо меньше, но продуктивно. Достичь этого можно посредством развития музыкальных способностей, в частности, интонационного слуха. Методы преподавания так же нуждаются в серьезном реформировании. Прежде всего, должна уйти так называемая «требовательная» педагогика, когда ученик постоянно что-то кому-то должен. Ученик ни кому и ничего не должен, тем более в системе дополнительного образования. Это основной постулат педагогики «сотрудничества». В связи с открытием общеэстетических отделений требуется создание учебных программ, так же необходим пересмотр репертуарных планов. На смену традиционному плану работы отдела, с обязательным перечным исполняемых произведений, технических зачетов, должен прийти более гибкий индивидуальный план развития каждого ученика, включающий пьесы эстрадного и популярного жанров, пьесы собственного сочинения, обработки национальной, фольклорной музыки, музицирование. Работа музыканта - творческий труд, требующий полного напряжения психических и физических сил. Единые ценности, интересы позволяют объединить педагога и его учеников в коллектив единомышленников. Формы такого общения могут быть разными:
-индивидуальные уроки;
- слушание музыки;
- посещение концертов, музеев, выставок;
- малые выступления в рамках своего класса.
Однако одной школе не по силам справиться с этой задачей. Если родители ученика любят музыку, искусство в целом проявляют заинтересованность, помогают в ежедневном труде, то у ученика формируется и мотивация. В данном случае происходит и взаимо - воспитание «родитель-ребенок», «ребенок-родитель».
Традиционное деление экономики на «базис» и «надстройку» уже показало свою несостоятельность. Понятия «культура производства» или «культура поведения» не могут существовать в не самой культуры. А потому, инвестиции в культуру и образование - это инвестиции в экономику страны, наше будущее. Таким образом, недооценка роли музыкальной культуры и культуры в целом, ведет к дефициту духовной и эмоциональной сфер человека, его ограниченности и пассивности, что самым негативным образом отражается на состоянии самого общества.
2.2 Основные принципы обучения
Дидактика (греч.didaktikos ) - поучительный. Раздел педагогики, излагающий общую теорию образования, система правил и принципов.
Обучение и воспитание-единый процесс.
Данный тезис является фундаментальным, основополагающим принципом педагогики: обучая - воспитывай, воспитывая – обучай. Педагог-учитель музыки. Посредством музыки и игре на каком-либо музыкальном инструменте ребенок выравнивает себя с обществом, делая себя и свое окружение лучше, чище, добрей. Обучение музыке только с позиции инструмента, обедняет личность, тормозит развитие, лишает ребенка самостоятельности. Воспитание таких качеств как любовь к музыке, трудолюбие, самостоятельность и творческая инициатива должны стать предметом заботы педагога, ученика и его родителей.
Знать и уметь
От знаний к умениям, от умений к навыкам. Суть этого постулата заключена в единстве теоретической и практической видов деятельности человека. Обще известно то, что процесс социально-культурного роста людей развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют совершенствованию мозга. Не следование данному принципу ведет к однобокому восприятию профессии педагога-музыканта, поверхностной, упрощенной форме передачи и усвоения информации, дефициту слухо - двигательных связей. Основными критериями совместной деятельности педагога и ученика должны стать наглядность и доступность обучения, самостоятельность и самоконтроль.
Принцип повторности и узнаваемости (от простого-к сложному)
Накопление репертуара, его повтор на новом качественном уровне-необходимый аспект обучения. Возврат к ранее пройденным произведениям облегчает прибывание на сцене, развивает исполнительские способности, делает занятия интересными и продуктивными. Включение в репертуар детской, популярной, развлекательной музыки, наравне со « сложной» программой, открывает перед учеником прелесть музицирования, ребенок учится ценить красоту музыки, мелодии, звука. Термин «гигантомания» обходит его стороной. Постепенное усложнение пьес учит грамотному анализу формы, музыкальных средств, исполнительских задач. Синтез всего достигнутого выражается в способности воплотить симультанный образ в игровые движения, навыки.
Единство технического и художественного развития
В основе данного принципа заключены понятия естественности, целесообразности и экономичности. Все двигательные навыки должны исходить и следовать этому положению. То есть быть естественными, а значит игровыми; целесообразными ( в контексте звука ); экономичными ( работая-отдыхать ). Увлечение «голой» техникой вне художественной задачи ведет к «профессиональной глупости». Приоритет же образно-эмоциональной сферы делает игру сумбурной и непонятной для слушателя. Необходим эмоциональный интеллект- «холодная» голова и «горячие» сердце.
Индивидуальный подход в обучении, планирование учебной деятельности
Индивидуальный подход к каждому ученику необходим, прежде всего потому, что универсальных, одинаково безотказно работающих на всех учеников приемов воздействия не существует. Музыка, как духовная информация, как откровение создает особую психологичность отношений, а индивидуальная форма занятий наиболее полно способствует раскрытию личности ребенка. Темперамент, характер, тип личности ребенка, его музыкальные данные-все должно быть предметом самого пристального внимания педагога. Планирование процесса любой деятельности, это чередование работы и отдыха что предполагает выбор самой программы, режима труда ведение дневника и выставления оценок.
Развития трудолюбия, самостоятельности и творческой инициативы
Развивая самостоятельность и самоконтроль, ученик добивается важнейшего «побочного» эффекта: высокой помехоустойчивости движениям, способности противостоять всякого рода сбивающим воздействиям. Н. Бернштейн сравнивал подобные движения с шариком, катящимся по наклонному жёлобу и стремящимся выйти за его рамки. Творчески инициативный ученик нередко выходит за рамки своей деятельности. Следуя «проблемному» методу обучения он сам ставит задачу, сам находит пути её решения и сам же дает оценку сделанному. «Репродуктивный» метод обучения, в основе которого лежит принцип: «Делай как я!», ограничивает инициативу и не позволяет в полной мере раскрыть талант ученика.
2.3. Учебная цель и задачи
Из вышеуказанных целей и задач педагогического проекта естественным образом проявляются учебные цели и задачи. Они не выполнимы без знаний и пониманий педагогом некоторых понятий. Рассмотрим кратко каждую из них.
Современная педагогика считает, что музыке как профессии следуют обучать тех, кто имеет влечение к ней и отличные музыкальные способности, но общее музыкальное воспитание должно распространяться на всех детей. Согласно теории Б. Теплова, исполнительские и музыкальные способности не существуют по отдельности и развиваются в процессе продуктивной работы, но лишь при наличии природных задатков. Развитие способностей ребенка на уроке специальности - насущная задача теории исполнительства, поскольку современное исполнительство - это высокий интеллектуальный, музыкальный и исполнительский уровень.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности человека, на основе которых формируются различные способности.
Техническая одаренность - отдельная сложносостовная способность, входящая в общий комплекс способностей. Врожденная гибкость, пластичность и свобода игрового аппарата.
Музыкальная одаренность - качественно-своеобразное, врожденное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью.
Музыкальность - любовь к музыке, эмоциональная отзывчивость, «слышание» музыки, ее переживание. Музыкальность зависит от степени одаренности, но она же есть результат развития.
Музыкальные способности
Музыкальные способности-это индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или менее высокую пригодность к занятиям музыки.
Ладовое чувство-это эмоциональный, или перцептивный компонент музыкального слуха. Проявление его является эмоциональная отзывчивость, любовь и интерес к музыки.
Музыкальный, или «внутренний» слух- это умение произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение, полноценно слышать, воспринимать и воспроизводить музыку вне опоры на внешнее звучание. Это фундамент мышления музыканта.
Звуковысотный слух-это умение отличать звуки по высоте, «носитель музыкального смысла». Разновидности звуковысотного слуха: обсолютный и относительный, пассивный и активный.
Наличие абсолютного слуха делает работу музыканта более продуктивной. Однако и относительный слух, при его развитии, может обеспечить высокую результативность занятий.
Мелодический (интонационный) слух -умение объединять звуки в смысловые построения. Музыка «живет» между нот, следовательно, интонация есть носитель музыкального смысла. Это невербальная, несловесная форма выражения.
Гармонический слух-проявляется в отношении к созвучиям, гармонической вертикали. В своем развитии, может сильно отставать от мелодического слуха.
Полифонический слух-это способность к дифференцированному слышанию нескольких звуковых линий.
Тембро-динамический слух-умение выделять тембральную окраску звучания.
Цветной слух-оригинальное, неповторимое сочетание слуховых и зрительных представлений.
Развитие музыкального слуха в классе специальности- одна из составляющих профессионализма.
Музыкально-ритмическое чувство-это эмоционально-мышечное, временное чувство, формообразующая основа музыки. Это способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его на инструменте.
Причины неразвитости данного ощущения кроются в типе центральной нервной системы (неуравновешенности процессов возбуждения и торможения), наличие зажимов и плохой координации, а так же отсутствии исполнительской дисциплины и нерационального использования ритма как выразителя эмоционального состояния.
Музыкальная память- есть синтез различных видов памяти: образно- эмоциональной, двигательной, словесно-логической, зрительной. Процесс запоминание-сложное явление. Он состоит из восприятия, сохранения, узнавания и воспроизведения информации. Наиболее важным для исполнителя является запоминание, так как страдает не память, а восприятие. Существуют два вида запоминания-произвольное и непроизвольное. Количество информации запомненной непроизвольно (опосредованно, эмоционально) вдвое больше произвольного. Однако, произвольное запоминание так же необходимо. Для качественного усвоения материала целесообразно использовать оба вида. Ненадежность памяти коренится в эмоциональной ограниченности, отсутствии слухового контроля и мышечной скованности, а так же дефиците поставленных задач.
Условия активизации внимания, памяти ученика:
- любовь к музыке, увлеченность, эмоциональность;
- разнообразие форм деятельности, количество поставленных задач;
- активный слух, ясные ощущения, мышечная свобода и самоконтроль;
- хорошее физическое самочувствие.
Вывод: наличие музыкальных способностей не гарантирует от их дальнейшего «разбазаривания», как и отсутствие таковых не говорит о бесперспективности обучения. Широкий комплекс способностей-залог успешного обучения музыке.
2.4. Учебно-практические действия
Урок - основная форма работы. Урок в классе - это явление сложное, многообразное и интересное. Здесь возникают невидимы нити, связывающие волю учителя с индивидуальностью ученика. Ключевой проблемой является грамотное драмотургическое построение (планирование) урока. Структуру (сценарий) урока можно разбить на три основных этапа.
Первый этап - организационные действия по созданию оптимальных условий для проведения занятий. Это само помещение, инструментарий, ноты, наглядные пособия, технические средства, и т. д. Чистый класс, внешний вид педагога, его тон, доброжелательная и творческая атмосфера, все это способствует более спокойному состоянию ученика, который быстрее исправляет недостатки, больше верит в свои силы, от чего и играет с большим подъемом. Разыгрывание перед уроком посредством пройденных пьес, инструктивного материала, как и точное, своевременное начало урока, его планирование - необходимый этап организации учебного процесса.
Второй этап - непосредственное взаимодействие, учебное сотрудничество, сам урок, его качественная составляющая. Здесь задействованы все классические правила дидактики. Многообразие видов деятельности соответствует многообразию форм бытования музыкального искусства, это в свою очередь способствует переключению вниманию и поддержанию высокой работоспособности ученика. От игры к пению, от пения к слушанию, от слушания к анализу. Второй этап во многом зависит от степени самоподготовки, качества самостоятельных занятий. Допустимо импровизационное начало ведения урока.
Третий этап-подведение итогов, определение результативности урока. Мотивация, как важное условие учебного процесса, должна быть постоянной заботой учителя. А потому, окончание урока, как и его начало, должны быть яркими, запоминающими. В учебной практике нередки случаи, когда ученик, по тем или иным причинам, не читает записи сделанные педагогом в дневнике. В таком случае, целесообразно записывать задание со слов самого ученика, или поручить ему это делать самому.
Основные типы уроков:
- типовой (комплексный) урок;
- урок повторения пройденного материала;
- тематический урок;
- открытый, показательный урок;
- урок самостоятельной работы над пьесой;
- урок-концерт.
Гибкое сочетание различных типов урока, отсутствие шаблона - признак педагогического мастерства. Ребенок, посредством музыки, искусства выравнивает себя с окружающим его миром. К 6-7 годам, у ребенка складывается полный комплекс музыкальных способностей: собственно интонационного восприятия и осознания музыки, ее жанровой и стилистической основы. Семилетний возраст-это «критический» возраст, ребенок ещё не школьник, но уже и не дошкольник. На смену детской непосредственности приходят манерничанье и капризность. Появляются самостоятельность и самоконтроль, видение отдаленных последствий своих поступков.
Трудность начального обучения на баяне заключается в том, что ученику помимо веса инструмента, его габаритов, отсутствия зрительного контроля, приходится направлять свое внимание на очень многое: читать ноты, ориентироваться на клавиатурах, вести мех, извлекать звуки. При попытках выполнить новое, незнакомое движение, в работу включаются все мышцы. Ученик делает много лишних, нерациональных движений, и зажимается. В этом случаи необходимо, посредством ощущений откорректировать, поправить игровой тонус. В начале на эмоциональной основе, при помощи педагога, позже опираясь на сознание ученика. Этому будет способствовать «донотный» период обучения. В этот период происходит формирование слуховых представлений и игровых движений на основе жизненного опыта и звуковых ассоциаций. Следуя этому, начальный период обучения необходимо создать условия для слуховой наблюдательности: петь, слушать музыку и анализировать услышанное. Работу с начинающими, условно, можно поделить на три этапа:
1 этап-формирование музыкальных способностей, игрового тонуса, навыков посадки и постановки;
2 этап - освоение меховедения, клавиатур инструмента;
3 этап - игра по слуху, игру по нотам.
Продолжительность каждого из этих этапов определятся индивидуальностью ученика.
1 этап.
Руки ребенка, до начала обучения, не знакомы ни с игрой стаккато, легато, тремоло, ни с прочими исполнительскими тонкостями. Для начинающих, двигательная активность имеет неосознанное начало. Форма и содержание музыкального произведения обуславливают конкретный вид движений, поддающихся сознательному контролю. Первоначально эту функцию необходимо выполнять педагогу. Постепенно, ученик учится сам контролировать качество своих движений. Внешний контроль переходит в самоконтроль. К сожалению, понятию «двигательная культура» уделяется серьезное внимание только тогда, когда возникают проблемы с моторикой. Причина тому-отсутствие собственных критериев (ощущений) правильности игровых движений. Не подготовить ученика к этим движениям-значит обреч его на длительный, порой, мучительный поиск.
Современная педагогика рассматривает упражнения как важное средство технического развития. Все упражнения делятся на три группы: упражнения на мелкие, упражнения на крупные группы мышц и упражнения на координацию и осязания. Цель этих игр, а ученик пришел к педагогу из «игры»-формирование слухомышечных связей, мышечной свободы, координации и устойчивости инструмента. Работу по организации игрового аппарата начинаем с крупных мышц.
Упражнения на крупные мышцы
«Пароход»
(выполняется сидя на стуле)
Ванна-море. -Описываем руками вокруг себя большую окружность.
Я-пароход. -Руками изобразить нос корабля.
Полный назад! -Откинуться корпусом назад.
Полный вперед! -Подать туловище вперед.
Право руля! Лево руля! -Наклоны вправо, влево.
Мчусь я по морю, ногами бурля -Ногами имитируем работу винта.
Я бы доплыть до Австралии мог,
Но у Петровых протек потолок.
Данное упражнение разогревает игровой аппарат, приводит его в состояние активной свободы.
Упражнения на освобождение игрового аппарата.
«Потолок»
Нужно поднять руки вверх, потянуться и «достать» потолок. Затем полное расслабление и выдох.
Цель -ощутить состояние напряжения и расслабления.
«Веревочка»
Сидя на стуле, поднять руки вверх и безвольно уронить их на колени.
Цель -ощутить «выключение» суставов состояние пассивной свободы.
«Ёжик»
Кисти рук лежат на столе. Развернутые веером пальцы стучат по столу (голодный ёжик). Пальцы собраны -сытый ёжик.
Цель -ощутить твердую и мягкую ладошку.
Упражнение на мелкие группы мышц (сгибание и разгибание пальцев)
«Мальчик-с-пальчик»
Пальцы одной руки покачивают пальцы другой, сгибая к ладони.
Мальчик-с-пальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Упражнения на координацию
«Солдатики»
Пальцы рук поочередно сгибаются и разгибаются. Правая рука -мизинец, левая -большой и т.д, увеличивая темп.
«Жернова»
Круговые движения рук перед собой. Правая рука рисует круг сверху -вниз, левая, одновременно, снизу -вверх.
Упражнения выполняются под музыку. Во время игры возможна корректировка правил. Через игру педагог наблюдает и изучает ребенка, налаживает психологический контакт формирует различные исполнительские навыки.
2 этап.
После того как ребенок получил первый опыт общения, уяснил понятия мышечной свободы и игрового тонуса, можно приступать к знакомству с инструментом: посадкой и постановкой, конструкцией, механикой, принципом звукоизвлечения.
3 этап.
Сознание -есть оперирование знанием, способность к направленной передаче информации от одного лица к другому в виде абстрактных символов (нот). Признак музыкального сознания -осознание своей способности воспринимать музыку, понимать ее и наделять своим собственным личностно значимым смыслом. Знакомство с нотами должно начинаться не на бумаге, а на клавиатуре, посредством пения, подбора по слуху и последующей записи нотами. Играя нотами -играем звуком. Не от клавиатуры, а от интонации. Для чтения нот с листа можно использовать материал курса «сольфеджио» (связь с другими предметами). Форма пьес одночастная (период), жанр - песня, темп умеренный. Штрих -нон легато, длительность нот -четвертные, восьмые, половинные. Вид туше нажим -плавное отпускание. Ощущения -дна клавиатуры, пружинки, мягкой ладошки, «выключенных» суставов, игрового тонуса. Темп от медленного, до умеренного. Динамика произведения определяется силой собственного голоса и выразительными свойствами музыки. На данном этапе не стоит заниматься проблемой артикуляции, независимости и беглости пальцев. Не надо спешить заковать ребенка в кандалы «единственно правильных» движений. В то же время очень важно развить навык предслышания, множество тонких и разнообразных ощущений, музыкальных впечатлений. Игра по нотам, как правило, сопряжена с определенными ритмическими трудностями. Большинству детей требуется прилагать особые усилия к восприятию и пониманию метроритмического рисунка. Это связано с раскоординированностью детей и дефицитом музыкального опыта. В случае подобных затруднений нужно вернуться к более простым видам деятельности подчеркнуто ритмизованного произношения собственного имени, считалок, стихотворений, попевок из курса «сольфеджио» (неоценим опыт преподавателей теоретических дисциплин).
Работа с начинающими -наиболее важный и ответственный этап развития музыканта -исполнителя. Недооценка его, в дальнейшем, может затормозить профессиональный рост, привести к тем или иным проблемам.
Формирование навыков посадки и постановки
Один из важнейших тезисов физиологии гласит: движение начинается и порождается определившийся в мозгу двигательной (звуковой) задачей. Чем она отчетливее, тем гибче, приспособленнее и вариативнее программа ее решения, работа ее механизмов. Речь идет о психофизических связях - основы исполнительской техники вообще, и навыка посадки -постановки в частности.
Навык - действие, сформированное путем повторения, с высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, то есть доведенное до автоматизма.
Посадка - положение исполнителя за инструментом.
Постановка - положения рук на клавиатуре, и самого инструмента.
Мышечная сфера человека едина и неделима. Весь двигательный процесс осуществляется на базе четкого взаимодействия всех мышечных групп организма, на основе целого комплекса мышечно-суставных ощущений. Хорошую посадку обеспечивает взаимодействие всех частей корпуса-опорной (ноги, таз), промежуточной (поясница), верхней (плечи, руки, голова). В основе этого взаимодействия -опора верхней части корпуса на нижнюю, головы на мышечные группы лопаток. Ноги на ширине плеч, на полной стопе, бедра под прямым углом к полу, большие пальцы рук опираются на тазобедренные суставы. Спина перпендикулярно полу, так как именно при таком положение промежуточная область в состоянии выдержать на себе давление верхней части и обеспечить ей необходимое равновесие. А что сбалансировано, то легко приводится в движение. Плечи отпущены. Прямое или несколько откинутое назад положение головы исключает перенапряжение мышц шеи. Правильная посадка, наряду с этим, есть ещё и устойчивость инструмента. Проверить это можно следующим образом: инструмент стоит без фиксации ремнями и поддержки рук, меховая камера-на бедре левой ноги, гриф упирается в бедро правой. Не падает-значит устойчив. Посадка и постановка-элементы исполнительской техники. Как известно, в основе техники лежит ощущение. Следовательно, работа над формированием и развитием данных навыков, это работа над ощущениями. Причем ощущениями не педагога, а ученика. Игровая форма урока-необходимое условие такого рода работы. Как утверждает Б. Егоров, посадка и постановка определяется характером музыки, конструкцией инструмента, а так же психологическими и анатома-физиологическими особенностями самого исполнителя.
Исходя из определения постановки как процесса приспособления организма к инструменту, следует остановиться на постановке рук. Началом руки является область лопатки и ключицы. Эти мышцы укрепляют уравновешивают плечевой сустав, удерживают руку, направляют ее. Из 17 суставов руки 15 приходятся на кисть. А потому ощущение «выключенных» суставов, веса и мягкой ладошки-обязательное условие постановочного периода.
2.5. Учет и контроль знаний, промежуточная и итоговая аттестация
Основными формами текущего контроля является опрос, анализ работы и наблюдения, оценка на уроке через создание специальных условий за выполнения заданий и работу на занятии.
Формами промежуточной аттестации по предмету «Баян» являются контрольный урок, проводимый в конце 1 четверти; концертные выступления во 2 и 4 четвертях; тематический школьный конкурс в 3 четверти. Разнообразная тематика школьных конкурсов должна помочь ребенку проявить способности, продемонстрировать успехи и тем самым получить эстетическое удовлетворение от занятий музыкой. Примерные темы внутришкольных конкурсов: «Конкурс на лучшее исполнение обработки народной мелодии», «Быстрые пальчики», «Конкурс на лучшее исполнение самостоятельно выученной пьесы» и т.п.
Итоговая аттестация проходит в форме концертного выступления в 4 четверти 5 класса, где обучаемый, исполняя 2-3 разножанровых произведения, демонстрирует все полученные за время обучения умения и навыки.
Формами промежуточной аттестации по разделу «Музицирование»
в основном являются контрольные уроки, проводимые в конце каждой четверти. В конце учебного года на первых этапах обучения проводятся показательные контрольные уроки. Для обучающихся, освоивших все этапы подбора по слуху, формой аттестации является выступление на концертах, проводимых в детской музыкальной школе и на родительских собраниях.
Итоговой формой аттестации по разделу «Музицирование» являются контрольные уроки. В 5 классе в 4ой четверти контрольные мероприятия можно провести предложив ученику несколько вариантов, исходя из его индивидуальных способностей: концертное выступление, контрольный урок, конкурс самостоятельно подобранной песни или концертное выступление.
3. Результаты
Выпускник отделения общего эстетического образования в результате обучения по предмету «Баян» и «Музицирование» должен:
-овладеть основами нотной грамоты, способами работы с нотным текстом, элементарными исполнительскими навыками, дающими ему возможность самостоятельно разобрать и исполнить несложное произведение;
- - уметь подобрать мелодию и аккомпанемент к ней;
- - читать с листа несложные произведения;
- - владеть навыками ансамблевой игры;
- - знать и использовать музыкальную терминологию (штрихи, темпы,
- динамические обозначения и пр.);
- - накопить определенный исполнительский багаж, иметь представление о
- разных жанрах, стилях, композиторах.
- - иметь сформированный комплекс духовно-нравственных, эстетических
- качеств, высокохудожественный вкус, эстетическое отношение к
- деятельности и к искусству.
- Качество знаний обучающихся по предмету «баян» на обще-эстетическом отделении в 2010-2011 г составило-80%, качество выпускников по результатам итоговой аттестации-100%.
- Результативностью обучения является участие обучающихся в конкурсах различного уровня:
- 2007 г.
- Международный конкурс имени И. И. Маланина. Диплом I степени Скоробогатов Георгий. г. Новосибирск.
- 2008 г.
- Региональный конкурс « Родные напевы». Диплом лауреата III степени Седов Игорь. г. Мегион
- 2011 г.
- Международный конкурс-фестиваль «Фейерверк талантов» Чехия. Диплом III степени Лазуков Илья. г. Прага
- IV Всероссийский конкурс исполнителей татарской и башкирской музыки. Диплом лауреата I степени, диплом за лучшее исполнение обязательной пьесы. Зиннатуллина Лилия. г. Челябинск.
- Как преподаватель принимал участие в окружном конкурсе профессионального мастерства преподавателей школ искусств. Результативность: Дипломант конкурса
- 2010 г., г. Нижневартовск
4. Заключение
Открытие в ДМШ и ДШИ общеэстетических отделений требует от преподавателей новых подходов к обучению,учебным планам, программам. Если основные принципы педагогики в обучении таких детей остались неизменными, то корректировка репертуарных планов, учебных (рабочих) программ, ни у кого не вызывает сомнений.
В проекте рассмотрены основные принципы обучения, поставлены учебные цели и задачи, методы их решения.
Для начинающих преподавателей будут интересны и полезны разделы затрагивающие учебно-практические действия, где используется накопленный опыт.
Затронуты проблемы и трудности начального периода обучения, посадки и постановки инструмента,проблемы мышечного зажатия исполнительского аппарата ( представлены упражнения для решения этих проблем ).
В ходе работы над проектом наметились новые планы, цели, задачи, которые помогут в дальнейшим сформировать комплекс духовно-нравственных, эстетических качеств у детей, привить им высокохудожественный вкус, а значит сделать свой вклад воспитание будущих граждан своей страны.
ЛИТЕРАТУРА
- Акимов, 10. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. - М., 1980.
- Акимов. Ю. Школа игры па баяне. -М., 1981.
- Акимов, Ю., Гвоздев, П. Прогрессивная школа игры на баяне. - Ч.1. - М., 1975; Ч.2. -М., 1976.
- Акимов, Ю., Кузовлев, В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя-баяниста // Баян и баянисты. вып.4 М., 1978.
- Алексеев, А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.. 1978.
- Асафьев, Б. О музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.
- Баренбойм, Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1974.
- Баренбойм, Л. Путь к музицированию. - Л., 1973.
- Баринова, М. Н. Оразвитии творческих способностей ученика ( В помощь педагогу музыкальной школы). - Л., 1961.
- Басурманов, А. Самоучитель игры на баяне. - М„ 1988.
- Баян и баянисты: сборник статей. Вып.6. - М., 1984.
- Беляков, В., Стативкин. Г. Аппликатура готово-выборного баяна. - М.. 1978.
- Бирмак. А. О художественной технике пианиста. - М..1973.
- Борухзон, Л., Волчек. Л. Азбука музыкальной фантазии. 3 тетради. - СПб., 1999.
- Браудо, И. Артикуляция. - Л., 1973.
- Бронфин. Е.Ф., Голубовская. Н.И. Исполнитель и педагог. Л.. 1978.
- Брызгалин. А. Я играю на баяне. - Курган. 1999.
- Брянская. Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. - М., 2005.
- Булаева. О., Геталова. О. Учись импровизировать и сочинять. Творческие тетради. - СПб., 1999.
- Булыго. К. Проблемные ситуации в обучении баяниста. - М.. 1993.
- Варавина, Л. Искусство звукообразования на баяне. // Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах : сб.матер. науч.-метод, конф. - Ростов н/Д., 1998.
- Власов, В. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями. М., 2004.
- Гаммы и ареджио для готового -выборного баяна. -Магнитогорск , 1995.
- Гат, Й. Техника фортепианной игры. -М., 1959
- Гвоздев, П. Принципы образования звука на баяне и его извлечения // Баян и баянитты. -Вып. 1. -М., 1970.
- Гвоздев, П. Работа баяниста над развитием техники // Баян и баянисты. - Вып. 1.- М., 1970.
- Говорушко, П. Начальный курс игры на готово- выборном баяне. -Л., 1980.
- Говорушко, П. Об основах развития исполнительских навыков баяниста // Методика обучения игре па народных инструментах. - Л.. 1975.
- Говорушко, П. Школа игры на баяне. - Л.. 1981.
- Давыдов, В. Педагогики искусства: Методология и методика. Исторический и мировой опыт. Духовное содержание. Учебные планы: учебник. - Киев: М., 1997.
- Давыдов, Н. Методика переложений инструментальных произведений для баяна. М., 1982.
- Егоров, Б. К вопросу о систематизации баянных штрихов // Баян и баянисты. -Вып.6. - М.. 1984.
- Eгоров, Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне // Баян и баянисты. - Вып.2. -М., 1974
- Елецкий, В. Буду виртуозом: Легкие пьесы - упражнения для готово - выборного баяна. - Курган: Мир нот 2005.
- Жигалко, Е. От стихов к музыке: Хрестоматия для чтения и обучения. - СПб.: Композитор, 1999.
- Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. - М.: Таланты - XX1 век, 2004.
- Коган, Г.У врат мастерства. Работа пианиста. - М., 1969.
- Кольцова, М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. М.: Наука, 1980.
- Крупин, А. О некоторых принципах освоения современных приемов ведения меха баянистами // Вопросы музыкальной педагогики. - Вып.6.-Л... 1985.
- Кузовлев, Д. Дидактический принцип доступности и искусство педагога // Баян и баянисты. Вып. 2. - М., 1974.
- Липс, Ф. Искусство игры на баяне. - М.: Музыка, 1998.
- Липс, Ф. О переложениях и транскрипциях // Баян и баянисты. - Вып. 3. - M..1977.
- Максимов, В. Баян. Основы исполнительства и педагогики. СПб.. 2004.
- Мамаева, М. Как подобрать, аккомпанемент к любимой мелодии. Cпб.,2003.
- Методические записки по вопросам музыкального образования / ред.-сост. Н. Л, Фишман. - Вып.2. - М„ 1979.
- Мотов, В. О некоторых приемах звукоизвлечения на баяне// Вопросы профессионального воспитания баяниста. - Вып.48. М.. 1980.
- Мотов, В. Простейшие приемы варьирования. - М„ 1989.
- Мотов, В., Шахов. Г. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху. - М„ 2002.
- Музицирование в классе аккордеона и баяна : примерная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств / сост. Е. А. Конышева. - М.. 2006
- Музицирование : примерная программа для детских хоровых школ и музыкальных отделений детских школ искусств / сост. Л. Б. Дьякова. - М., 2006.
- Музыкальный инструмент (баян): примерная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств / сост. С. И. Скворцов. - М., 2005.
- Назайкинский,Е.. О психологии музыкального воспитания. - М., 1972.
- Накапкин, В. Школа игры на готово-выборном баяне. - М.. 1985.
- Нейгауз. Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1987.
- Оберюхтин, М Расчлененность музыки и смена направлений движения меха // Баян и баянисты. Вып.4. - М.. 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание системы работы по применению творческих игр для развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Развитие речевой активности, активизация мыслительной деятельности, творческого воображения...
Методические рекомендации по развитию воображения и творческих способностей детей на примере обучения бисероплетению
Данные рекомендации направлены на методику раскрытия эффективных вариантов проведения занятий по декоративно-прикладному творчеству, выбранных на основе положительного опыта работы с бисером и для фор...
Методические рекомендации по развитию воображения и творческих способностей детей на примере обучения бисероплетению
Данные рекомендации направлены на методику раскрытия эффективных вариантов проведения занятий по декоративно-прикладному творчеству, выбранных на основе положительного опыта работы с бисером и для фор...
Программа дополнительного образования «Волшебные пальчики» социально-педагогическое направление вид деятельности: раннее развитие речи и творческих способностей детей
Программа доп.образования для детей дошкольного возраста....
Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей в системе дополнительного образования
Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей в системе дополнительного образованияИспользование информационно-коммуникационных техн...
Презентация "Роль внеклассной работы в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей"
В данной презентации представлены некоторые аспекты внеклассной работы по русскому языку и литературе....