Методический семинар:"Социальное проектирование как фактор личностного становления школьников в воспитывающей среде образовательного учреждения"
статья по теме
Методический семинар направлен на демонстрацию системы деятельности учителя по теме: «Социальное проектирование как фактор личностного становления школьников в воспитывающей среде образовательного учреждения».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Региональный этап конкурса «Учитель года – 2016»
Методический семинар
«Социальное проектирование как фактор личностного становления школьников в воспитывающей среде образовательного учреждения»
(Пояснительная записка)
Кононыхина Елена Сергеевна,
учитель иностранного языка
«Все искусство воспитания состоит в том,
чтобы ставить молодых людей в условия,
способные развить в них зачатки ума и добродетели»
К.Гельвеций.
Дети - это высшая социальная ценность нашего общества. От того, как они включены в государственные и общественные преобразования, зависит успех и процветание государства. ФГОС выдвигает важные требования к современному образованию: научить жить в постоянно меняющемся мире. «… Стандарт направлен … на становление личности, осознающей и принимающей ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; личности социально активной,… соизмеряющей свои поступки с нравственными ценностями, осознающей свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством». (Слайд 2)
Представляемый мною методический семинар направлен на демонстрацию системы деятельности учителя по теме: «Социальное проектирование как фактор личностного становления школьников в воспитывающей среде образовательного учреждения».
Никольская средняя школа, вторая по численности в Троснянском районе, не может оставаться безразличной к переменам в современном обществе. Работая в системе образования на протяжении 22-х лет, я как учитель уже давно использую в работе данную технологию, именно она помогает мне добиваться высоких и стабильных результатов обучения, развивать и поддерживать интерес к предмету. (Слайд 3)
Наша сельская школа находится в некотором удалении от областного центра. В классах учатся дети из семей со средним достатком, из малообеспеченных семей. У многих мотивация к изучению иностранного языка недостаточна. Но есть ученики, которые имеют высокую мотивацию к изучению английского языка, но у них нет возможности применять свои знания на практике. Перед ними встает проблема не востребованности полноценных знаний английского языка, значительно снижающая результативность обучения. Поэтому передо мной возник вопрос: «Что делать?»
Необходимо было перейти к продуктивным образовательным технологиям, которые ориентированы на самостоятельную работу обучающихся, содержащую компоненты исследовательской деятельности, требуемой основными положениями федерального государственного стандарта, в основе которого лежит системно-деятельностный подход.
Свою деятельность по формированию социально активной личности я осуществляю, прежде всего, основываясь на работах известных отечественных и зарубежных учёных, которые дают определения проектам и процессу социального проектирования, прежде всего как фактору личностного становления школьников. (Слайд 4, 5)
Основа моей жизненной и педагогической философии – воспитание социально активной личности, которая является главной ценностью общества. Цель моей работы - привлечение внимания обучающихся к актуальным социальным проблемам общества и включение детей в реальную практическую деятельность по разрешению одной из проблем своими силами. (Слайд 6)
Многолетний опыт практической работы в качестве педагога, бесчисленные погружения в теоретические источники позволили взглянуть на обучение и воспитание школьников системно. Показалось важным и необходимым попробовать сконструировать такое пространство, в котором обучающийся сможет себя успешно реализовывать и как субъект учебной деятельности, и как субъект социального действия в условиях коллективных общностей разного уровня на основании своих ценностных представлений. Такое пространство мы начали создавать в нашей школе. Оно, безусловно, требует еще проработки, методических описаний и рекомендаций.
Компонент своей деятельности в рамках социального проектирования я представляю в единстве и интеграции урочной, внеурочной, внеклассной работы в сельской школе. Это все создает, на мой взгляд, не только предметно-развивающую среду в рамках школьного обучения, но и прекрасные условия для формирования социально активной личности обучающегося, обладающей набором ключевых компетенций, а также способности к профессиональному самоопределению. (Слайд 7)
Более 5 лет в нашем учреждении я реализую программу кружковой деятельности «О малой Родине пишу я слово». В рамках данной программы обучающиеся 8-10 классов занимаются исследовательской деятельностью по предмету, создают проекты на английском языке о своей малой Родине. Думаю, что данная тематика неисчерпаема и как нельзя лучше активизирует детей в изучении ИЯ.
Всем известно, что уже в младшем подростковом возрасте происходит важный процесс складывания Я-концепции, в основе, которой лежат осознанные и принятые подростком ценностные ориентиры. (Слайд 8) Поэтому формирование социальной активности нужно начинать как можно раньше. С этой целью, руководствуясь основными положениями ФГОС ООО, в 5и 6 классах нашей школы введены часы внеурочной деятельности по английскому языку «Проект с удовольствием», во время проведения которых закладываются основы проектной и исследовательской деятельности, способствующей формированию у детей интереса к иностранному языку, любви к своей стране, своему народу.
Однако при полноценной реализации всех этапов проектной деятельности приходится сталкиваться с множеством вопросов и трудностей. Мы находимся в новой образовательной реальности. Сама жизнь и нормативные документы (ФГОС, профессиональный стандарт педагога) требуют от нас ответа на вопросы: «А что с этим делать дальше??? Как полученные предметные знания применить в жизни?» Неслучайно в стандарт педагога внесены трудовые функции, требующие не только организации обучения, но и воспитания, и развития обучающегося. Владение проектными технологиями – это не инициатива педагога, а реальность, без которой развитие обучающегося не состоится (слайд 9) Работая в данном направлении, понимаю необходимость навыка тьютора, умеющего сопровождать проектную деятельность от замысла до реализации. Здесь я использую коуч-технологии в социальном проектировании. Коуч (партнер, сопровождающий) не дает указаний, не советует, не консультирует, не решает чужие проблемы. Он актуализирует субъектную активность в достижении успеха посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам личности, и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии.
Практика социального проектирования как эффективной формы социализации учащихся в нашей школе уже сложилась, поэтому можно оценить имеющиеся результаты. Приведу примеры некоторых долгосрочных проектов, реализуемых школьниками.
Руководствуясь нормативными документами, такими как: Закон – 273 об образовании РФ; ФГОС НОО; ФГОС ООО; Образовательный проект «Наша новая школа»; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года; Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года, - я разработала программу формирования социальной активности младших подростков во вне учебной деятельности «Добрые волшебники». Данная программа апробирована мною на протяжении 4 –х лет. В основе программы лежит социальная технология - последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа. (Слайд 10)
Начиналась она с проекта «Мемориал», который предполагал сбор сведений о ветеранах ВОВ и издание сборника «Наши земляки – ветераны ВОВ» на английском и русском языках. Но дети не остались равнодушными к проблемам стариков и стали оказывать посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труда. Затем ребята выразили желание помочь селу в благоустройстве Мемориала Боевой Славы. Они неоднократно очищали территорию от мусора, вместе с родителями и ветеранами участвовали в посадке деревьев, составивших в дальнейшем Аллею Славы, весной планируют разбить клумбы возле Мемориала. Волонтерский отряд работал над альбомом: «Труженики тыла, награжденные медалью за доблестный труд в годы ВОВ», «Герои Советского Союза на Соборовском поле», в результате чего были изданы небольшие брошюры на русском и английском языках. В данный момент ведется сбор материалов о боевом и трудовом прошлом ветеранов войны и труда. Ребята очень гордятся тем, что они постоянно сотрудничают с такой серьезной организацией, как районный Совет ветеранов. (Слайд 11)
В настоящее время очень важным и актуальным направлением в воспитании детей представляется развитие милосердия, доброты, сопереживания. Именно эти качества служат противостоянию жестокому миру, воздействуют на самовоспитание каждого ребенка. Общими целями проектов «От сердца к сердцу», «Помнить, чтобы жить» является формирование умения оценивать различные факты окружающей жизни, выбирать способы решения актуальных проблем, пропаганда общечеловеческих ценностей (преемственность, память, милосердие), осознание обучающимися своих гражданских обязанностей, развитие личностных качеств. Речь идет о проявлении заботы школьников об учителях-ветеранах, а также ветеранах войны и труда. В наши планы входит также создание сборника «Галерея Ветеранов педагогического труда». (Слайд 12)
Ветераны, получая добрые поздравления и подарки, ощущают, что в школе о них помнят и их любят. Ребята понимают, насколько важно этим людям осознавать, что их подвиг не забыт, а они сами, с их опытом, знаниями, мудростью нужны и востребованы. Участники проекта почувствовали, как важно не терять связи со старшим поколением, утвердились в своем праве решать актуальные проблемы современного общества, что повысило у них чувство гражданской активности как одной из главных социальных ценностей. (Слайд 13)
Кром того, я попыталась разнообразить процесс обучения, убедив детей в том, что реально овладеть языком возможно посредством приобщения к международным проектам, то есть стать частью мирового сообщества, объединенного одной целью – изучить иностранный язык. Своим достижением в этой области считаю участие в международном конкурсе Интернет-проектов “Unity in Diversity”, который проводится компанией «РЕЛОД» в рамках инновационной образовательной программы по английскому языку «Оксфордское качество», при поддержке Правительства и Департамента образования города Москвы. (Слайд 14)
В конкурсе обучающимся предлагалось продемонстрировать способности применять на практике приобретенные знания и умения. Участие в конкурсе дало возможность школьникам развить творческий потенциал, повысить социокультурный уровень. Учащиеся подготовили исследовательские работы «Russian and American superheroes. Their role in the history», “Russian and English fairy tales”.
И пусть мы не стали победителями, но мы получили грамоты, ценные подарки и приглашение в Москву. Нам удалось посетить нашу столицу, поучаствовать в церемонии закрытия и пообщаться с высокопоставленными иностранными гостями, и, самое главное, дети поверили в свои силы, они получили новый стимул к изучению иностранного языка. Их глаза горели, им было интересно.
Сейчас уже можно говорить о первых образовательных результатах технологии социального проектирования. (Слайд 15) За три года выстраивания новой системы деятельности качество знаний учащихся по английскому языку повысилось с 47% до 71% (по итогам независимой экспертизы ОРЦОКО). На 15 % возросло количество учащихся, выбирающих написание исследовательских работ по иностранному языку; на 30% возросло участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах; на 50% увеличилось количество членов научного общества по английскому языку «Поиск»; по окончании 11 класса учащиеся поступают в профильные ВУЗы. (Слайд 16, 17)
Главной вершиной исследований нашего научного общества стало проведение уже двух практических конференций «Женщины во время Второй мировой войны» и «Дети войны» на базе нашей школы. Учениками были подготовлены исследовательские работы и на английском языке.
Помимо того, технология социального проектирования позволяет увидеть, как меняется качество рефлексивных эссе: обучающиеся не просто перечисляют собственные действия, а пытаются понять причины их возникновения. Поведенческий компонент перекликается с метапредметными результатами: два года назад инициировали социальные проекты единицы обучающихся 8-9 классов, в этом году – 40% обучающихся выступают инициаторами и организаторами разных социальных проектов.
Наша школа становится центром, актуализирующим и координирующим социальное партнёрство, как фактора улучшения качества образовательного процесса. (Слайд 18)“To strive, to seek, not to find and not to yield.” – «Стремиться, искать, не находить, но и не сдаваться», и делать все, чтобы у моих учеников возникало желание учить иностранный язык с удовольствием. «Волны гаснут быстро, но именно они формируют образ моря и создают иллюзию движения. В культуре волны называют проектами, то есть брошенными вперёд. Проекты возвышаются над поверхностью культурного моря и потому заметны каждому. Более того, они и придумываются для того, чтобы привлечь внимание, заявить о себе». (Дукельский В.Ю)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное партнерство как ресурс развития здоровьесберегающей среды образовательного учреждения
На современном этапе российской школы социальное партнерство рассматривается нами как наиболее актуальный тип взаимодействия учебного учреждения с социумом....
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
Проектирование построения единой информационной среды образовательного учреждения
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. Модернизация российского образования одним из свои...
Статья: Сущность понятия "социально-культурной среды образовательного учреждения"
Данная стстья раскрывает сущность понятия "социально-культурной среды образовательного учреждения". Понятие м.б. определено по-разному. В зависимости от того, как будет воспринято это сложн...
Сущность понятия «социально-культурной среды образовательного учреждения»
Смирнова Мария Сергеевна,Учитель русского языка и литературыГБОУ Лицей № 554 Приморского района Сущность понятия «социально-культурной среды образовательного учреждения»Социально-культурная среда...
"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" (тезисы Коваленко Е.Г., печатная публикация "ИТО- Москва-2014")
В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и ...
Презентация по теме: «Социальное проектирование как фактор личностного становления школьников в воспитывающей среде образовательного учреждения».
Презентация направлена на обобщение опыта учителя по теме: «Социальное проектирование как фактор личностного становления школьников в воспитывающей среде образовательного учреждения»....