| Вопрос | Ответ |
1 | Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты? | Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС – один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. |
2 | Какие требования выдвигает новый ФГОС? | Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ включает 3 вида требований: - требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ.
|
3 | Что является отличительной особенностью нового Стандарта? | Отличительной особенностью нового Стандарта является переход от знаниевой к деятельностной парадигме образования. Задачей первых стандартов являлся предметный результат, количество накопленных в школе знаний. Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие личности обучающегося на основе изучения универсальных способов познания, которое обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельного предмета, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Прежние ГОС определяли для школ единый учебный план. Стандарты нового поколения раскрывают перед учителями и родителями разнообразие школьных программ. Можно выбрать подходящую, ориентируясь на предпочтения каждого. Особенностью ФГОС нового поколения станет профильный принцип образования. Для старшеклассников определены 5 профилей обучения: социально-экономический, технологический, естественнонаучный, гуманитарный и универсальный. Учащимся 10-11 классов предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана. Он будет включать в себя общие предметы для всех учебных планов и предметные области, дополнительные дисциплины, курсы по выбору. К обязательным предметам ЕГЭ помимо математики, русского языка и литературы добавится еще и иностранный язык. |
4 | Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт? | Требования нового ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ разделены на три блока: требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. Личностные результаты отражают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Метапредметные результаты отражают уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД), обусловливающих успешность образования в любой предметной области. Предметные результаты отражают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. А также предметные результаты отражают систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Образовательные результаты имеют два уровня. Обязательный уровень знаний, которым должен овладеть каждый ребенок, станет как бы основой, фундаментом для постройки здания навыков и умений повышенного уровня. Его направление и степень достижения будет зависеть от интересов ученика, его возможностей и желания учиться. |
5 | Что изучается с использованием ИКТ? | Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе и Интернет-ресурсы. Например, отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации. |
6 | Традиционные учебники или цифровые ресурсы? | Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. Новый Стандарт поставил задачу разработки новых УМК. Помимо деятельного подхода к содержанию учебного материала авторы должны предусмотреть адекватные современному информационному обществу средства его представления, в том числе и цифровые, которые могут быть представлены как на дисках, так и в Интернете. В этой связи необходимо отметить, что в традиционных печатных учебниках дается только необходимая информация, отобранная с точки зрения автора учебника. При использовании Интернет-ресурсов возникает возможность предоставления избыточной информации, которая, во-первых, дает несколько точек зрения на ту или иную проблему, позволяя обучающимся самим выбирать, сравнивать и анализировать материал, и, во-вторых, служит для обеспечения поисково-исследовательской деятельности обучающихся. Цифровые образовательные ресурсы не должны: - представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК; - дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию; - основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают). Основными задачами комплекта ЦОРов являются: Помощь учителю при подготовке к уроку: - компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов; - большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете; - эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов; - подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам); - подготовка творческих заданий; - подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами; - обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память. Помощь при проведении урока: - демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор; - использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ; - компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний; - индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке; Помощь учащемуся при подготовке домашних заданий: - повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала; - автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время; - большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.; - возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера; - развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде; - помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия; - приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними. Традиционные учебники или цифровые ресурсы? - Цифровые ресурсы! |
7 | Что такое информационно-образовательная среда? | Информационно-образовательная среда (ИОС) - это программно-телекоммуникационная среда, которая включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы; обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрации учебного заведения и общественности. Требования к ИОС являются составной частью Стандарта. ИОС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИОС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИОС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя. |
8 | В чем же новизна стандарта второго поколения и современного урока? | Поменялось представление о роли учителя. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Прежде роль учителя сводилась лишь к объяснению учебного материала и проверке знаний учеников. Теперь учитель – активное действующее лицо в жизни класса. Педагог стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к самостоятельности, старается включить в работу каждого. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. Особо эффективна в этом плане технология «Кейс - стади». Новая учебная деятельность подразумевает отработку теоретических знаний на практике с помощью индивидуальных проектов, где каждый ученик сможет себя проявить. Они пришли на смену лабораторным работам прежней учебной программы. Одним из важных принципов новой учебной деятельности становится принцип обучения через игру. Игровые моменты в прежних ГОС были минимальны, приоритетом в обучении являлось заучивание правил. Раньше оценить успехи ребенка можно было, лишь ориентируясь на школьные оценки. В новых ФГОС «Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы является достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы». Новые стандарты предписывают ученику обязательное наличие портфолио, где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребенка становятся более наглядными. «При итоговом оценивании должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач». |
9 | Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности | Образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную деятельность ребенка. Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах. Цель этого нововведения - избавление детей от бесцельного времяпрепровождения. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся. Во внеурочную деятельность кроме экскурсий, кружков и секций могут входить: выполнение домашних заданий, индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Связав с помощью метода проектов урочную и внеурочную деятельность детей можно обеспечить в общеобразовательном учреждении единое образовательное пространство и на практике реализовать единство процессов обучения, воспитания и развития. Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
|
10 | Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования. Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования. Оценка образовательных достижений учащихся должна проводиться с помощью таких задач. Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) являются продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п., т.е. «образовательный продукт» должен быть «полезным». Помимо тематических и итоговых предметных контрольных работ, не менее двух раз в год проводятся метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Классы задач | Возможные типы задач | 1. На формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний | Задачи, требующие: первичного ознакомления, отработки и осознания теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур. Задачи, требующие: создания и использования моделей изучаемых объектов и процессов, схем; выявления и анализа существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами. | 2.На формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний | Задачи, требующие использования знаково-символических средств, логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; выдвижения новых идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п | 3.На формирование и оценку навыка разрешения проблем | Задачи, требующие принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, «устранения неполадок» и т. п. | 4.На формирование и оценку навыка сотрудничества | Задачи, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат | 5.На формирование и оценку навыка коммуникации | Задачи, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т. п.); | 6.На формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, | Задачи, наделяющие учащихся функциями планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы (чаще всего - долгосрочные проекты) | 7.На формирование и оценку навыка рефлексии | Задачи, требующие самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т.п.); | 8.На формирование ценностно-смысловых установок | Задачи, требующие от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки | 9.На формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся | Задачи, требующие педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков.
|
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. |