Дифференциация в обучении
статья по теме
Дифференциация обучения - это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах.
Говоря о дифференциации обучения , мы делаем акцент на процессе внесения определенных изменений в ход учебного процесса для отдельных групп учеников. Дифференцированное обучение – результат таких изменений. Дифференцированный подход к учащимся – это предъявление различных требований к различным группам в овладении ими содержанием образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_differentsirovannom_obuchenii.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация в обучении
В словаре иностранных слов дифференциация рассматривается как разделение, расчленение, расслоение целого на части, формы и ступени.
Дифференциация обучения - это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах.
Говоря о дифференциации обучения , мы делаем акцент на процессе внесения определенных изменений в ход учебного процесса для отдельных групп учеников. Дифференцированное обучение – результат таких изменений. Дифференцированный подход к учащимся – это предъявление различных требований к различным группам в овладении ими содержанием образования.
Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Отличие индивидуализации от дифференциации заключается в том, что при индивидуализации учитываются особенности каждого ученика, а при дифференциации – групп учеников.
Например, если на уроке учебная работа организуется с учетом собственного темпа деятельности каждого ученика – это индивидуализация. Но если учитель разделяет учеников на группы развития их общих познавательных способностей или по какому-либо иному признаку и с каждой группой организует специфическую учебную работу – это дифференциация.
В современной педагогической литературе часто встречается понятие вариативности образования, его иногда смешивают с понятием дифференциации обучения. Если изменения содержания образования связаны с предпочтениями учителя, методиста, автора учебных пособий, их взглядами на учебный предмет, то речь идет о вариативности в образовании. Но не о дифференциации.
Дифференциация процесса обучения , как и индивидуализация, есть определенный способ реализации вариативности.
Дифференциация обучения позволяет удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть и развить их способности, стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности.
Отличия в процессах восприятия, переработки, воспроизведения информации у учеников есть, и в этом признаются противники дифференциации , дети отличаются обучаемостью и , соответственно, обученностью, поэтому одинаково учить всех нельзя.
Противники дифференциации утверждают, что дифференцировать необходимо не детей, а учебный материал. Можем не выделять группы явно, они могут быть гибкими, подвижными, допускающими переход учеников из одной группы в другую.
Признаки, на основе которых ученики делятся на группы - индивидуально-типологические особенности
Социопсихические особенности | Интересы, склонности, ценностные ориентации. Моральные качества |
Психосоциальные особенности | Обученность:знания, умения, навыки. Субъективный опыт |
Психические особенности | Особенности познавательных прцессов и свойств(восприятия и памяти, внимания, мышления). Особенности эмоционального и волевого развития |
Биопсихические особенности(физиологические и психофизические) | Возраст, пол, конституционные особенности, состояние здоровья, дефекты физического и психического развития. Особенности нервной системы, ткмперамента, задатки способностей |
Организация дифференцируемого обучения в школе – дело необходимое и очень интересное, если к нему подходить теоретически обоснованно и действовать постепенно, анализируя каждый шаг и корректируя учебный процесс при необходимости.
Приложения
Методики психолого-педагогической диагностики, применяемые в условиях дифференцированного обучения
- Определение концентрации и сосредоточенности внимания.
Взять любые печатные тексты – шрифт крупный. За 5 минут нужно найти и зачеркнуть все буквы «а» ( и прописные , и строчные).
Затем можно усложнять задание:меняются буквы, по-разному зачеркиваются, отыскиваются 2 буквы – одна зачеркивается, другая подчеркивается и т.д.
Норматив: 4 и меньше пропусков – нормальная концентрация внимания.
- Определение уровня развития смысловой памяти.
Учитель медленно зачитывает учащимся 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь, например, таких: шум – вода, стол – обед, мост – река, рубль – копейка, лес – медведь, дуб – желудь, дичь – выстрел, рой – пчела, час – время, гвоздь – дска. После небольшого перерыва он читает лишь первое из слов каждой пары, а учениеи должны припомнить вторые слова и записать эти пары слов на листке бумаги.
Подсчитывается число правильных воспроизведенных пар. Отношение этого числа к 10 является показателем словесно-логического (смыслового)запоминания. Если он больше 0,6, то смысловая память развита вполне удовлетворительно.
- Изучение интересов учащихся
Анкета
- Какие школьные предметы тебе больше всего нравятся?
- Почему тебе нравятся эти предметы (напиши, к какому предмету относится):
- а) нравится учитель;
- б)знания пригодятся в жизни;
- в) на уроках всегда интересно;
- г) легко запоминается материал
д) …
- Что тебе больше всего нравится на уроках:
а)слушать учителя;
б) узнавать новое;
в)решать задачи;
г)отвечать у доски;
д)выполнять контрольные работы
е) …..
- Хотел бы ты, чтобы уроки в школе были короче?
- Хотел бы ты увеличить каникулы?
- О чем ты больше всего любишь читать?
- О чем больше всего любишь смотреть фильмы?
- Назови 5 самых любимых твоих занятий.
Расписание.
Учащимся предлагается составить расписание уроков на неделю, включая в него те уроки и в таком количестве, в котором ученики пожелают. По составленному расписанию можно судить о тех предметах, которые они предпочитают.
- Определение учебного профиля школьника.
Методика «Альтернатива»
Отнесите (присоедините) слово «движение» к одной из ниже перечисленных групп слов:
-Молекулы, концентрация, раствор.(Химия)
-Неподвижность, стабильность, остановка. (Язык)
- Ветры, течение, дрейф. (География)
- Траектория, путь, перемещение. (Физика)
- Развитие, эволюция, революция. (История)
- Скорость, направление, вектор. (Математика)
- Жизнедеятельность, органы передвижения, среда обитания. (Биология)
В скобках приведены учебные предметы, о склонности к которым свидетельствует выбор ученика).
Методика «Мир вокруг нас»
Опишите или дайте определение содержанию следующих понятий: земля, человек, природа, время, живое, слово, количество, огонь, воздух.
При обработке учитывается, через какие понятия (естественно-математического или гуманитарного ) ученик описывал предложенные объекты: например, если сказано, что земля – это планета, содержит много химических элементов, является шаром, проявляются элементы естественно-математического профиля ученика; если даны образные представления – «земля – наш дом, на земле существуют цивилизации, это место обитания человека», проявляются элементы гуманитарного профиля.
5.Анкета для родителей
Уважаемые родители!
В нашей школе изучаются возможности развития дифференцированного обучения. Просим Вас ответить на следующие вопросы.
1)Хотели бы Вы, чтобы в школе были созданы классы с углубленным изучением предметов:
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
2.Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок углубленно изучал(подчеркните):
-математику,
-русский язык и литературу,
-биологию,
-физику,
-химию,
-историю,
-географию,
-иностранный язык?
3. С какого класса Вы предложили бы начать углубленное изучение предметов?
Хотелось бы Вам, чтобы в старших класах у Вашего ребенка был индивидуальный учебный план в зависимости от его профессиональных намерений?
а)да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
5. Как бы Вы предложили изменить учебный процесс в школе, чтобы образовательные потребности Вашего ребенка были удовлетворены более точно?
6.О дифференцированном обучении
«За» и «против» дифференцированного обучения
Дифференциация обучения позволяет удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть и развить их способности, стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности.
С одной стороны дифференцированное обучение позволяет разрешить противоречие между существующими различиями в интересах, профессиональных намерениях, способностях учеников.
С другой стороны, считается негуманным делить учащихся на группы, тем самым принимая на себя роль судьи, определяющего, кому какое образование дать.
Но, отличия в процессах восприятия, переработки, воспроизведения информации у учеников есть, и в этом признаются противники дифференциации , дети отличаются обучаемостью и , соответственно, обученностью, поэтому одинаково учить всех нельзя.
Противники дифференциации утверждают, что дифференцировать необходимо не детей, а учебный материал. Тем самым мы признаем, что детей мы тоже разделяем на группы, так как различный учебный материал, естественно , предназначен для разных групп учащихся.
Мы можем не выделять группы явно, они могут быть гибкими, подвижными, допускающими переход учеников из одной группы в другую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разно уровневые упражнения и дифференциация процесса обучения при использовании обучающей компьютерной программы “ Enjoy Listening and Playing” к учебнику “ Enjoy English” 3 класс.
Поэтапная разработка урока по данной теме...
"Дифференциация в обучении матиматике."
В работе описаны виды дифференциации:уровневая и профильная на уроках математики....
Реализация принципов уровневой дифференциации при обучении химии
В данном материале сделана попытка отметить те необходимые элементы, которые должны содержаться в деятельности любого учителя,приступившего к реализации идей уровневой дифференциации при обучении хими...
Разноуровневая дифференциация при обучении математике и физике.
Обучение в межклассных группах учащихся 8-9 классов в технологии личностно-ориентированного подхода....
Дифференциация в обучении приёмам баскетбола.
В презентации рассматриваются этапы обучения игре в баскетбол в различных возрастных группах....
Уровневая дифференциация при обучении математике 5-9 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида
Для восполнения пробелов в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок весьма эффективно использовать технологию уровневой дифференциации (УД)....
Применение технологии уровневой дифференциации в обучении физике
Индивидуально - дифференцированный подход, лежащий в основе технологии уровневой дифференциации, позволяет создавать условия для развития потенциальных возможностей ребенка, обеспечить каждому учащ...