Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС второго поколения.
методическая разработка по теме
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.
Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
· обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;
· оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
· выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
· создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
· формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
· развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
· создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
· развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
· расширять рамки общения в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bondarenko_e.doc_vystuplenie_rmo.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бондаренко Е.В.
учитель англ.языка
МБОУ Щедровская ООШ.,
Чертковский р-н
Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС второго поколения
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.
Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
- обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
- создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
- создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширять рамки общения в социуме.
Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
На практике при организации внеурочной деятельности появляются множество проблемных вопросов. Например, распределение внеурочных часов в расписании, эффективное использование внешних ресурсов и т.д.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Приоритетом начальной школы при ФГОС является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с этим ставилась цель – создание условий для самореализации ребенка в образовательном процессе, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Основным механизмом реализации любого инновационного процесса являются нормативные акты. Создание их - основной критерий готовности ОУ к введению ФГОС ООО.
Шаги по созданию нормативной базы:
- Издание приказов по созданию рабочих групп по введению ФГОС в НОО.
- Внесение изменений в Устав школы в связи с введением ФГОС.
- Разработка необходимых локальных актов в работе по ФГОС.
- Изменение должностных обязанностей учителей в соответствии с ФГОС.
- Разработка:
- образовательной программы начального общего образования;
- программы формирования универсальных учебных действий;
- программы духовно-нравственного развития и воспитания НОО;
- программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
- системы оценки планируемых результатов НОО;
- образовательных программ по учебным предметам и внеурочной деятельности;
- локальных актов в соответствии с ФГОС.
Для реализации Требований ФГОС необходимо развивать кадровый потенциал адекватно развивающей образовательной парадигме ФГОС общего образования. Компетентность учителей регламентирована Должностной инструкцией учителей начальных классов.
С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы – дело не новое. В систему воспитательной работы школы всегда включался комплекс мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений. Тем не менее, воспитание зачастую сводится к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе. Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Если учесть, что цель внеурочной деятельности – это развитие ребенка и оно ориентировано на воспитательные результаты, на приобретение ребенком социальных знаний, то этот процесс невозможен без социальной среды, без участия социума. Результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т.е. познание жизни людей и общества. Причем важны не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе. Таким образом, идеей программы внеурочной деятельности школы является объединение всех образовательных ресурсов социума в единое образовательное пространство, школа должна стать открытой для адаптации и социализации ребенка.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- связь теории с практикой;
- доступность и наглядность;
- включение в активную жизненную позицию;
- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума;
При такой организации внеурочной деятельности младших школьников имеются следующие преимущества:
- рациональное и эффективное использование внеучебных нагрузок учащегося;
- организация совместной деятельности школы, родителей, социума;
- учитывается вся внеурочная работа классного руководителя;
- программа и выбор видов деятельности опирается на разносторонние интересы и потребности детей, пожелания родителей.
Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности определены в результате диагностических работ (анкетирование, опросы обучающихся и их родителей, отзывы и наблюдения привлеченных педагогов, специалистов).
Внеурочная деятельность - это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Статья написана в помощь учителям "Технологии" для огранизации и проведения внеклассной работы с учащимися 5-7 классов....
"Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС ООО"
В рамках организации занятия внеурочной деятельности "Живой английский" представлен материал по теме "Достопримечательности Великобритании"...
Методический семинар по теме «Формирование модели организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО и ООО
СПОРТИВНАЯ СЕКЦИИЯ«ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ» Для учащихся 8-11кл....
Внеурочная деятельность в условиях ФГОС второго поколения. КИД Окно в мир.
Цель КИДа: -Создание благоприятной социально-психологической атмосферы в школе, способствующей развитию позитивных толерантных межкультурных и межэтнических отношений.-Вос...
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения в МОУ «Григорополисская СОШ №2»
Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельнос...
Приемы оптимизации учебной деятельности в условиях ФГОС второго поколения
Данный доклад представляет интерес для творчески работающих учителей ищущих оптимальные способы работы с учащимися для достижения главной цели обучения-научить учиться.В докладе приведены примеры рабо...
СТАТЬЯ "Формы организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС ООО третьего поколения.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Часы, отвод...