Индивидуализация, как принцип воспитания, в процессе формирования личности суворовца.
методическая разработка (6 класс) на тему
Общими целями воспитательной системы детских военных учебных заведений выступают профессиональное (военное) образование и формирование личности воспитанника (суворовца). Существенным моментом развития личности суворовца выступает индивидуализация, понимаемая как деятельность педагога (преподавателя, офицера-воспитателя) и самого учащегося по поддержке и развитию его индивидуальности. Целью воспитания сегодня является личность разносторонне и гармонично развитая, личность самостоятельная, деятельная, занимающаяся самообразованием и самовоспитанием. Для воспитания такой личности нужна особая педагогическая работа по выявлению и формированию интересов, способностей, склонностей каждого воспитанника. Достижение результатов возможно при индивидуализации воспитания, при знании индивидуальных особенностей, направленности каждой личности, ее мотивов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotkateoriya.docx | 491.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»
Методическая разработка
Индивидуализация, как принцип воспитания, в процессе формирования личности суворовца.
Воспитатель 1 учебного курса
Шац Л. М.
Согласовано Утверждаю
Старший воспитатель Методист отдела
1 учебного курса воспитательной работы
Тихонов М. Л. Крайнова Е.М.
Москва 2016
Индивидуализация, как принцип воспитания, в процессе формирования личности суворовца.
Содержание
Введение 3
Глава I. Пути и средства реализации индивидуализации воспитательного процесса
1.1. Психолого-педагогические методы диагностики изучения личности
суворовцев 4
1.2. Учет темперамента в индивидуализации процесса воспитания………………. ..5
Глава II. Анализ опытной работы по индивидуализации воспитания
суворовцев взвода 6
Заключение 20
Библиографический список……………………………………………………………………21
Цель: На основе принципа индивидуализации воспитания выявить и обосновать способы и средства организации деятельности воспитателя, направленную на формирование и развитие личности суворовцев
Задачи:
1. Определить психолого-педагогические условия индивидуализации, как принципа воспитания.
2. Определить пути и средства реализации процесса индивидуализации в воспитании, с учетом специфики учебного заведения.
3. Провести анализ опытной работы по индивидуализации воспитания суворовцев взвода.
Введение
Общими целями воспитательной системы детских военных учебных заведений выступают профессиональное (военное) образование и формирование личности воспитанника (суворовца). Существенным моментом развития личности суворовца выступает индивидуализация, понимаемая как деятельность педагога (преподавателя, офицера-воспитателя) и самого учащегося по поддержке и развитию его индивидуальности.
Ценности, на которые ориентируется воспитательная система суворовского военного училища, целесообразно условно разделить на три группы: общечеловеческие, профессиональные (военные) - наполнение общечеловеческих ценностных ориентаций дополнительной смысловой нагрузкой, «внутренние» ценности воспитательной системы - наличие и характер ценностных установок педагогического и суворовского коллектива, ценность воспитательной системы для её субъектов.
Индивидуальный подход в воспитании уже по самому определению есть взаимоотношение двух личностей, где индивидуальность воспитателя не менее существенна, чем индивидуальность ученика.
То, что воспитатель должен знать своих воспитанников, не вызывает сомнения. Задача учебного заведения сегодня – обеспечить развитие личности каждого ученика, создав необходимые для этого условия.
Целью воспитания сегодня является личность разносторонне и гармонично развитая, личность самостоятельная, деятельная, занимающаяся самообразованием и самовоспитанием. Для воспитания такой личности нужна особая педагогическая работа по выявлению и формированию интересов, способностей, склонностей каждого воспитанника. Достижение результатов возможно при индивидуализации воспитания, при знании индивидуальных особенностей, направленности каждой личности, ее мотивов.
Глава 1 . Пути и средства реализации индивидуализации
воспитательного процесса
1.1 Психолого-педагогические методы диагностики изучения личности суворовцев
Индивидуальный подход в воспитании – реализация в процессе воспитания единства уникального и социально необходимого каждым из его участников, ориентация на поиск индивидуальных моделей социализации, позволяющих использовать и развивать внутренние сущностные силы и возможности конкретного человека, учитывая его интересы, потребности.
Индивидуальный подход должен учитывать интересы каждого суворовца, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в отделении, взводе, роте. Реализация индивидуального подхода - важнейший принцип воспитания, учитывающий общее и особенное в личности каждого суворовца для обеспечения всестороннего, целостного ее развития.
Необходимость учета индивидуальных особенностей суворовцев влечет за собой вопрос: как все это осуществить организационно? На первом этапе индивидуализации необходима диагностика изучения суворовцев, их индивидуальных особенностей. Для этого используются специальные психолого-педагогические методы. Самые распространенные в практике – наблюдение, анкетирование, беседа и изучение продуктов деятельности учащихся. Исключительно важную роль играет изучение результатов деятельности суворовцев – их сочинений, учебных записей в тетрадях и т.п. Оценивая результаты деятельности, воспитатель получает возможность судить и об успешности учения, и об особенностях умственного развития, и о нравственно-волевых качествах.
Также необходимо особо сказать о проблеме учета результатов воспитательной работы, т.е. учета изменений в личности подростка, происходящих под воздействием приемов и методов воспитания, и прежде всего, он необходим для индивидуализации воспитательной работы во взводе. Такой учет изменений в личности суворовца ведется своевременными ежемесячными записями офицером-воспитателем в педагогическом дневнике взвода.
1.2 Учет темперамента в индивидуализации процесса воспитания.
Темперамент – совокупность индивидуальных природных качеств человека, определяющих динамические и эмоциональные особенности его психических процессов и поведения.
При любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования педагогическая практика показывают, что проявления темперамента человека могут изменяться под влиянием условий жизни и воспитания.
Холерик ( Волков А., Фроловичева Е.)
Характерна цикличность в деятельности и переживаниях. Может быть резок в отношениях. Вспыльчив, раздражителен, эмоционально реактивен. Способен отдаваться делу до конца, преодолевать любые трудности, препятствия.
Необходимо обратить внимание на укрепление процессов торможения, требование доводить дело до конца, обучать приёмам самоконтроля, саморегуляции.
Сангвиник ( Белхароев Д., Викулов Г., Гадицкий М., Ганиев А., Глазов М., Конарева В., Поликарпова Я., Марьин И., Шишов А.)
Горячий и очень продуктивный деятель, но лишь когда ему интересно. Характерна подвижность, лёгкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни; общителен, быстро находит контакт с людьми. Гибкость ума, остроумие, быстро схватывает новое, легко переключает внимание.
Необходимо планировать деятельность с учётом интересов, привлекать к активной деятельности, поддерживать оптимистическое состояние духа.
Флегматик (Алексеенко Д., Грачев М., Зернов И.)
Излишне спокойны, мало подвижны, инертны, доводят дело до конца, ровны в отношениях, в меру общительны. Спокойный, настойчивый и упорный труженик.
Необходимо направлять их действия и поступки, не торопить, давать время для «раскачки».
Меланхолик (Гапоненко Р.)
Не общителен, замкнут, впечатлителен, обидчив, со слабыми процессами возбуждения и торможения. Пугает новая обстановка, новые люди, склонны уходить в себя, замыкаться в одиночестве. В привычной обстановке может быть хорошим тружеником, успешно справляться с поставленными задачами.
Следует создавать условия, вызывающие положительные эмоции, способствующие адаптации в коллективе, в общении с людьми
Для каждого типа темперамента существуют свои особенности воспитания.
Особенности воспитания ХОЛЕРИКА
Энергию холерика необходимо использовать «в мирных целях», поддерживать его полезные увлечения, связанные с двигательной активностью. Диалог вести спокойным, тихим голосом, но требовательно без уговоров. Просьба, обращенная к холерику, может иметь оттенок признания силы: «Ведь на тебя можно положиться, я знаю ты это умеешь».
Нужно помогать холерику переживать его неудачи, так как переживания могут выразиться в виде взрыва. Научитесь предвидеть выброс сил холерика.
Особенности воспитания САНГВИНИКА
Проявляйте строгость и требовательность. Контролируйте его действия и поступки. Добивайтесь, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством. Небрежно выполненную работу предложите выполнить заново, при этом оказав помощь. Мотивируйте деятельность сангвиника, через необходимость кому-либо помочь. Подходить к сангвиникам следует с теплым отношением, иначе он замкнется.
Особенности воспитания ФЛЕГМАТИКА
Наберитесь терпения и с самого начала, создавайте специальную обстановку, ставьте флегматика в условия, когда необходимо проявить собранность.
Хвалите за скорые действия. Относитесь к флегматику так, как он относится к миру – спокойно. Уважайте его внутренний покой.
Особенности воспитания МЕЛАНХОЛИКА
Придерживайтесь принципа постепенности. Приучайте меланхолика не бояться небольшого шума и новых знакомств. Говорить с ним нужно спокойно, мягко, убеждающее. Меланхолику полезно заниматься спортом. Спорт научит его преодолевать трудности. Меланхолику необходимо давать идеалы и образцы для подражания. Каждая победа должна сопровождаться благодарностью.
Темперамент характеризует человека со стороны тонуса, динамики и уравновешенности поведения. Он сказывается на характере, активности, работоспособности, коммуникативности и поведении. Но картина поведения зависит не только от особенностей типа темперамента, но и состояний нервной деятельности, от непосредственно складывающихся обстоятельств педагогических воздействий.
Глава II . Анализ опытной работы по индивидуализации
воспитания суворовцев взвода.
Опытная работа по индивидуализации воспитания осуществлялась в первом взводе первого учебного курса Московского суворовского училища и проводилась в 2012-2013 учебном году в три этапа. Первым этапом (I учебная четверть) была диагностика уровня воспитанности суворовцев с позиции изучения их индивидуальных особенностей. Вторым этапом опытной работы (II, III учебные четверти) было проведение специальных дел по самопознанию каждого суворовца, коллективных дел и использование различных методов индивидуализации воспитания. Третьим этапом была проверка результатов проведенной работы, выводы и заключения. (IV четверть)
1 этап.
Для изучения уровня воспитанности суворовцев взвода использована диагностическая программа доктора педагогических наук Марии Ивановны Шиловой.
Показатели воспитанно- сти | Признаки проявления воспитанности | |||
Ярко проявляются | Проявляются | Слабо проявляются | Не проявляются | |
1.Долг и ответствен- ность | Выполняет обще- ственные поруче- ния охотно, ответ- ственно и с жела- нием требует та- кого же отноше- ния от других | Выполняет обще- ственные поруче- ния охотно, ответ ственно, но не требует этого от других | Неохотно выпол- няет поручения, а только при усло- вии контроля со стороны учителей и товарищей | Уклоняется от общественных поручений, безответственен |
2.Бережли-вость и опрятность внешнего вида | Бережет имущество, стремися побу -дить к этому и других, выглядит всегда опрятно, следит за состоянием внешнего вида | Сам бережлив, но не интересуется, бережливы ли его товарищи, внешний вид всегда аккуратен | Проявляет береж- Ливость и аккуратность внешнего вида, если чувствует контроль со стороны учите- лей и товарищей | Небережлив, всегда нопрятен, наносит ущерб иму- ществу и восста- навливает его лишь после настоятельных требований |
3.Дисципли- нирован- ность | Примерно ведет себя, самостоя -тельно соблюдает правила поведе- ния в школе, на улице, дома, требует этих качеств и от других | Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других | Соблюдает прави- ла поведения при условии требова- тельности и кон- троля со стороны взрослых | И при наличии требований со стороны педаго- гов нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешние воздействия |
4.Ответстве- нное отноше- ние к учению | Учится в полную меру сил, прояв- ляяет интерес к знаниям, трудо- любив и приле -жен, добивается хороших результа тов в учении, сам охотно помогает товарищам | Учится в полную меру сил, прояв- ляяет интерес к знанииям, хорошо учится сам, но товарищам помо- гает лишь тогда, когда попросят | Учится не в пол -ную меру сил, сам не проявляет инте реса к учению, требует постоян ного контроля, безразличен к учебе товарищей | Несмотря на контроль, не проявляет интереса к учению и прилежанию, учится плохо. |
5.Отношение к обществен- но полезному труду(трудо- любие) | Понимает общес- твенную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к самообслужива- нию и другим видам труда, умело организует труд других | Понимает общес твенную ценность труда, сам прояв- яет интерес и добросовестное отношение к труду, но других на полезный труд не организует и не побуждает | Трудится при наличии соревно- вания, требований и контроля со стороны педагогов и товарищей. | Не любит труд, стремится уклонятся от него даже при наличии требований и контроля |
6.Коллекти- визм и това- рищество | Общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывает- ся на просьбы товарищей, орга- низует полезные дела коллектива | Общительный, считается с интересами коллектива, охотно выполняет поручения, но сам не организует полезные дела | Не очень общите- льный, отзывается на просьбы това- рищей, но в делах коллектива учас -твует неохотно | Необщительный эгоистичный |
7.Доброта и отзывчивость | Добрый, заботлив охотно помогает всем, кто нужда- ется в его помо- щи, организует на добрые дела товарищей | Сам добрый. отзывчивый, всегда поможет в трудные минуты, но других на добрые дела не мобилизует | Помогает другим, если поручает учитель или коллектив | Недоброжелателен груб с товарищами |
8.Честность и правди- вость | Верен своему слову правдив с учителями, друзьями. приз- нается в своих проступках и того же требует от других. | Верен своему слову правдив с учителями, друзьями. приз- нается в своих проступках ,но не требует честности от других. | Не всегда выпол- няет обещания, не сразу признается в своих проступ- ках, а лишь после осуждения стар- шими и друзьями | Часто неискренен обманывает учителей, старших |
9.Простота и скромность | Прост и скромен, одобряет эти качества у других | Сам прост и скро- мен, но не интере- суется, обладают ли этими качест- вами окружаю- щие его люди | Прост и скромен в присутствии старших и педагогов | Держится высокомерно, пренебрежительно относится к товарищам |
10.Культур- ный уровень | Много читает охотно посещает культурные центры. Разбирается в музыке, живописи. Охотно делится своими знаниями с товарищами. Привлекает их к культурной жизни | Любит читать. Посещает культур ные центры. Проявляет инте -рес к музыке, живописи. Но интересуется всем этим только для себя. Не привле- кает товарищей к культурной жизни | Читает, посещает культурные центры. По насто янию взрослых посещает иногда музеи и выставки | Не хочет читать худ.лит-ру, отказывается посещать культурные центры. Не проявляет интереса к культуре и искусству |
При проведении диагностических процедур предлагается выделить четыре уровня (высокий, хороший, средний, низкий).
При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей.
Признаки проявления воспитанности по каждому показателю оцениваются в баллах и записываются в условных обозначениях.
Я - ярко проявляется (5 баллов);
СП- слабо проявляется (3 балла);
П – проявляется (4 балла);
НП – не проявляется (2 балла).
Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое (сумма баллов делится на 10)
5 – 4,5 балла – высокий уровень
4,5- 3,9 балла – хороший уровень
3,8 – 2,9 балла – средний уровень
2.8 – 2 балла – низкий уровень
Для проведения диагностической программы была сформирована экспертная группа в составе: Шарабанова А. Е. – старшего воспитателя первого учебного курса, Шац Л. М. – воспитателя первого взвода первого учебного курса, Мешковой О.А. – психолога первого учебного курса. Экспертная комиссия провела оценку результативности по показателям воспитанности суворовцев взвода и обработку результатов.
Фамилия, имя суворовца | Отношение к учебной деятельности | Отношение к труду | Долг и ответственность | Дисциплинированность | Коллективизм и товарищество | Доброта и отзывчивость | Честность и справедливость | Бережливость и опрятность внешнего вида | Простота и скромность | Культурный уровень | Уровень воспитанности учащегося |
Алексеенко Дмитрий | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4,1 |
Белхароев Дауд | 3 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 3 | 5 | 4 | 5 | 3,9 |
Викулов Гордей | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 |
Волков Александр | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,1 |
Ганиев Алимед | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4,6 |
Гапоненко Роман | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,2 |
Глазов Максим | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3,5 |
Грачев Максим | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 |
Гадицкий Максим | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4,7 |
Зернов Илья | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3,7 |
Марьин Иван | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4,7 |
Конарева Валерия | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3,7 |
Поликарпова Яна | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,3 |
Шишов Александр | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,1 |
Фроловичева Катя | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,2 |
Экспериментальная работа проводилась с целью рассмотрения уровня сформированности некоторых показателей воспитанности у суворовцев взвода. По результатам исследования высокий уровень воспитанности
имеют суворовцы: Гадицкий Максим (заместитель командира взвода), Марьин Иван (командир отделения), Ганиев Алимед
Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.
Хороший уровень воспитанности: Алексеенко Дмитрий, Белхароев Дауд (командир отделения), Волков Александр, Гапоненко Роман, Грачев Максим(командир отделения), Поликарпова Яна, Шишов Александр, Фроловичева Катя, Викулов Гордей
Для хорошего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует.
Средний уровень воспитанности: Конарева Валерия, Зернов Илья, Глазов Максим
Средний уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
В зависимости от уровня сформированности показателей воспитанности я условно выделяю три группы суворовцев взвода, что позволяет мне осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ним и отслеживать результаты воспитания. Итак, объектами исследования выбираются суворовцы, имеющие средний уровень воспитанности, с целью доведения этого уровня до хорошего или высокого. После проведения диагностики были продуманы дела как коллективные, так и личностные с целью повышения уровня выбранных качеств у данных суворовцев. Среди мотивов, ориентирующих их деятельность, можно назвать целеустремленность, уверенность в себе, инициативность, взаимопомощь, настойчивость, трудолюбие.
2 этап. Во взводе проводилась работа для всего коллектива, были проведены следующие дела: классный час «Я и другие», «Психогигиена» «Толерантность – путь к миру», беседы с суворовцами на тему «Как научиться общаться с людьми», «Быть честным и порядочным», родительское собрание, на котором было рассказано родителям об особенностях старшего подросткового возраста. Но главное внимание было уделено индивидуальной работе, т.к. нужно было увидеть, изменилось ли что-нибудь в уровне воспитанности у тех суворовцев, которые были выбраны в качестве объекта исследования.
Конарева Валерия – имеет выраженное стремление к лидерству в общении, к доминированию, может привести к затруднениям во взаимопонимании, энергичная, компетентная, успешна в делах, любит давать советы, требует к себе уважения. Но прямолинейные "соревновательные" отношения с другими могут затруднить достижение цели или комфортного общения в коллективе.
Зернов Илья – не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет. Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела. Никогда не выставляет своих заслуг напоказ. Демонстративное поведение отсутствует. Как правило, стремится выполнить намеченное, даже если встречаются трудности. Стремится найти «золотую середину» между собственными взглядами, убеждениями и теми ситуациями, которые ставит перед ним жизнь. Ему помогает то, что он инстинктивно выбирает верный путь.
Уровень коммуникативных способностей средний, преобладающий стиль поведения в конфликтной ситуации – приспособление и избегание. Поступки и слова свидетельствуют об уважительном отношении к взрослым и товарищам по взводу.
Глазов Максим – обычно находится в приподнятом спокойном расположении духа, отличается быстрым и эффективным мышлением. Он активно и легко приспосабливается к новым условиям, старается все делать обстоятельно, преодолевая все препятствия. Свои решения меняет с трудом, проявляя при этом максимум упрямства. Миролюбив, по возможности уходит от борьбы, предпочитая не рисковать. Коммуникативные способности хорошие, контакт построить может. Не обладает организаторскими способностями, но с порученными делами и заданиями справляется хорошо. Всегда готов помочь. Склонен заниматься конкретными вещами. Несколько скрытен и внешне маскирует «чрезмерным спокойствием».
Групповая работа с данными суворовцами проводилась с целью повышения уровня воспитанности по показателям «Долг и ответственность», «Честность и справедливость». Первым шагом на пути к поставленной цели были индивидуальные общественные поручения и постоянный контроль за их выполнением. Конарева Валерия осуществляет контроль за успеваемостью суворовцев отделения, оказывает помощь неуспевающим, активно взаимодействует с преподавателями и воспитателем взвода по данному вопросу, помогает классному руководителю проводить рейтинг суворовцев по результатам обучения.
Глазов Максим - следит за посещаемостью суворовцев отделения учебных занятий, отвечает за сохранность классного журнала. Оказывает помощь суворовцу Зернову по алгебре.
Зернов Илья – отвечает за общий порядок организации дежурства во взводе, его ежедневную оценку, осуществляет организацию экологического часа в субботний день.
Для успешного выполнения суворовцами общественных поручений, по моему мнению, необходима постоянная педагогическая поддержка: от понимания сущности и значимости поручения до его конечного результата и организации первичного успеха.
Следующий этап проведение индивидуальных и групповых бесед «Поговорим о нравственности…», «Совесть - внутренний судья человека», «Честный человек, это…», «Что я значу для людей». В ходе бесед обращалось внимание на то, как исследуемые суворовцы проявляли свою активность, вели диалог, умели осуществить поиск проявления правильных отношений и поступков.
Индивидуальные задания получали суворовцы при подготовке классных часов. Конарева Валерия отвечала за подготовку и проведение классного часа по правилам дорожного движения, Зернов Илья подготовил выступление к классному часу о сквернословии, Глазов Максим оказал помощь воспитателю в подготовке к конкурсу «Педагог года». После проведения дел суворовцы просили оценить свои действия и собственное поведение, сравнить их отношение и нравственные качества до выполнения заданий и после.
Немаловажным этапом в развитии уровня воспитанности являются конкурсы и соревнования, в которых суворовцы проявили свои индивидуальные особенности, где им приходилось отдавать предпочтение тому или иному виду деятельности, соответственно имелась возможность наблюдать за изменением мотивов, ориентирующих деятельность. Конарева Валерия, Зернов Илья – активные участники спортивных соревнований по легкой атлетике и рукопашному бою. Глазов Максим участник соревнований по плаванию и игры «Зарница». Отмечалась высокая активность суворовцев в смотре-конкурсе ротной художественной самодеятельности, особенно Конаревой В., которая показала сольный танцевальный номер. Все заслуги ребят на разных этапах проведения опытной деятельности отражались в виде поощрений в служебной карточке.
По повышению показателя «Простота и скромность» с Конаревой В. обсуждалась статья «Украшает ли скромность…?» с сайта для девочек http://site-for-girls.ru/, была проведена индивидуальная работа с психологом курса Мешковой О. А. Участие Глазова Максима в подготовке и проведении классных часов, в игре «Зарница» и смотре-конкурсе художественной самодеятельности повысило уровень воспитанности по показателю «Коллективизм и товарищество». Положительный результат в этом направлении дали занятия с суворовцем Зерновым.
На 3 этапе экспертной группой был проведен анализ всей работы, при этом наиболее важными являлись результаты использования индивидуальных методов воспитания. По итогам данных мероприятий, прослеживается, как меняется понимание и восприятие учащимися нравственных норм поведения, как произошла переоценка значимости понятий совести, долга и чести. В апреле текущего года была составлена таблица, в которой отражено, как в количественном отношении изменился уровень воспитанности суворовцев.
Фамилия, имя суворовца | Отношение к учебной деятельности | Отношение к труду | Долг и ответственность | Дисциплинированность | Коллективизм и товарищество | Доброта и отзывчивость | Честность и справедливость | Бережливость и опрятность внешнего вида | Простота и скромность | Культурный уровень | Уровень воспитанности учащегося |
Ганиев Алимед | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4,6 |
4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4,7 | |
Гадицкий Максим | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4,7 |
4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4,7 | |
Марьин Иван | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4,7 |
5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4,8 |
Фамилия, имя суворовца | Отношение к учебной деятельности | Отношение к труду | Долг и ответственность | Дисциплинированность | Коллективизм и товарищество | Доброта и отзывчивость | Честность и справедливость | Бережливость и опрятность внешнего вида | Простота и скромность | Культурный уровень | Уровень воспитанности учащегося |
Алексеенко Дмитрий | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4,1 |
4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4,2 | |
Белхароев Дауд | 3 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 3 | 5 | 4 | 5 | 3,9 |
3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 5 | 4 | 4 | 3,9 | |
Викулов Гордей | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 |
4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Волков Александр | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,1 |
4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4,2 | |
Гапоненко Роман | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,2 |
4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,3 | |
Грачев Максим | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 |
3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | |
Поликарпова Яна | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,3 |
4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4,5 | |
Шишов Александр | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,1 |
4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4,2 | |
Фроловичева Катя | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,2 |
5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4,3 |
Фамилия, имя суворовца | Отношение к учебной деятельности | Отношение к труду | Долг и ответственность | Дисциплинированность | Коллективизм и товарищество | Доброта и отзывчивость | Честность и справедливость | Бережливость и опрятность внешнего вида | Простота и скромность | Культурный уровень | Уровень воспитанности учащегося |
Глазов Максим | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3,5 |
4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3,7 | |
Зернов Илья | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3,7 |
3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3,9 | |
Конарева Валерия | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3,7 |
4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3,9 |
Перемещение суворовцев из одной группы в другую по восходящей линии (Поликарпова Яна перешла в группу суворовцев высокого уровня воспитанности, Конарева Валерия и Зернов Илья в группу с хорошим уровнем воспитанности, Глазов Максим повысил свой уровень воспитанности по показателям «Доброта и отзывчивость», «Честность и справедливость», «Коллективизм и товарищество», но снизил показатель дисциплинированности, еще не готов перейти в другую группу и требует продолжения индивидуальной работы) свидетельствует об эффективности воспитательного процесса в целом и правильности педагогических воздействий по отношению к каждому конкретному суворовцу. Таким образом, на конец учебного года уровень воспитанности суворовцев взвода выглядит так:
Высокий уровень воспитанности - 27% (4 чел.)
Хороший уровень воспитанности - 66,7% (10 чел.)
Средний уровень воспитанности - 6,3% (1 чел.)
Каждый суворовец живет и воспитывается в коллективе. Учитывая специфику учебного заведения, воспитатель должен заниматься воспитанием каждой личности. Это очень сложно сделать, не зная того какие индивидуальные особенности имеет каждый суворовец. Поэтому очень важным является осуществление индивидуального подхода в воспитании.
Заключение
П.П. Блонский говорил: «Хороший учитель отличается от плохого тем, что он умеет видеть индивидуальные особенности детей; для хорошего учителя все ученики разные, а для плохого - одинаковые».
Таким образом, индивидуализация – важнейший принцип воспитания. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и форм с учётом общего и особенного в личности каждого подростка для обеспечения гармоничного, целостного её развития. На основании проведенной экспериментальной работы по диагностированию суворовцев старшего учебного курса и на основании выводов этой работы совершена попытка индивидуализации процесса воспитания старшеклассников. Можно сказать, что задачи, поставленные в данной работе, были выполнены, и роль индивидуализации в воспитании личности суворовцев была отражена. Исследование подтвердило, что повышение эффективности формирования личности каждого суворовца возможно, если будет реально осуществляться индивидуализация в процессе воспитательной работы. Эффективность индивидуализации воспитательного процесса зависит от знания научных основ, от конкретизации задач и воспитания суворовцев данного взвода, от установления уровня воспитанности каждого суворовца, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и мастерства офицера- воспитателя. Главное во всех индивидуальных контактах воспитателя с суворовцами - постоянное развитие их положительных нравственных качеств. Стимулирование и углубление стремления к совершенствованию, формированию мировоззрения их жизненной позиции. Процесс нравственного воспитания и перевоспитания суворовцев на уроках и во внеурочное время даёт положительный эффект только в том случае, если в работе будут использоваться разнообразные средства педагогического воздействия, влияющие на их нравственную сферу, а самое главное: чтобы быть услышанным, нужно говорить, а еще важней учиться слушать. Воспитатель может чудеса творить, понимая досконально душу. А понять подростка можно лишь тогда, если жить не параллельно, а рядом. И только тогда можно добиваться положительных результатов.
Библиографический список
- Алимова, М.К., Козлова, В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992.
- Корчак, Я. Воспитание личности. – М.: Просвещение, 1992.
- Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1976.
- Методика воспитательной работы/Под ред. Сластениной. - М.: Издательский центр Академия, 2002.
- Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. - М.: Педагогика, 1975.
- Степаненко, Л.Н. Методика определения уровня воспитанности учащихся, 2003
- Щуркова, Н.Е., Питюков, В.Ю., Савченко, А.П., Осипова, Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание в процессе становления личности ребёнка
Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пр...
Технология коллективного творческого воспитания в процессе формирования коллектива детского объединения «Комнатное цветоводство».
Коллектив - это средство всестороннего развития личности, главная сфера жизнедеятельности, среда обитания и среда общения детей. При любой коллективной деятельности детей и взрослых в процессе примене...
Влияние психоэмоционального состояния на процесс формирования личности ребёнка
Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь на детях. Родители искренне любят детей, но многие не умеют свою любовь про...
Методическая разработка на тему: «Роль героико-патриотической музыки в воспитании личности суворовца»
В данной методической разработке раскрывается вопрос влияния героико- патриотической музыки русских композиторов на развитие моральных качес...
Патриотическое воспитание, как основа формирования личности.
Патриотическое воспитание является одим из приоритетных направлений в воспитательной работе с детьми....
«Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности»
Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительн...
Методическая разработка: «Как прекрасен этот мир!!!» Роль эстетического воспитания в процессе становления личности».
Методическая разработка:«Как прекрасен этот мир!!!» Роль эстетического воспитания в процессе становления личности»....