Выступление на педагогическом совете "Предметная олимпиада как средство развития интеллекта одаренных и талантливых детей".
статья ( класс) на тему
В данном выступлении задания олимпиады по русскому языку рассматриваются как средство развития интеллекта одаренных детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА№66»
________________________________________________________________________________________
Выступление
на педагогическом совете
«Предметная олимпиада как средство развития интеллекта одаренных и талантливых детей».
Курбатова Г.В.,
учитель русского языка и литературы.
г.Рязань, 2016 г.
Обучение и воспитание одаренных детей является важным направлением в современной образовательной среде. Именно одаренные дети пополняют ряды национальной элиты нашего государства и способствуют экономическому и культурному развитию страны. Выявлению и развитию одаренных учащихся способствуют предметные олимпиады. Они позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться.
Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по
учебным предметам и помогают готовить учащихся к жизни в современных условиях, и
прежде всего – в условиях конкуренции. Сегодня результаты участия школьников в
олимпиадах являются частью качественной оценки образования в школе, городе, крае, а
также одним из критериев оценки результативности труда педагога.
Целями Олимпиады по русскому языку и литературе
являются:
- стимулирование интереса учащихся к русскому языку, литературе;
- расширение знаний школьников по предметам;
- выявление учащихся, интересующихся русской филологией вообще и русским
языком в частности;
- создание определенной интеллектуальной среды, способствующей сознательному и
творческому отношению к процессу образования и самообразования;
- расширение возможностей оценки знаний, умений и навыков, полученных
учащимися в школьном курсе русского языка и литературы;
- активизация творческих способностей учащихся;
- выявление учащихся, которые могут представлять свое учебное заведение на
последующих этапах олимпиады;
- популяризация русского языка и литературы как научных областей и предметов школьной программы.
Задания, которые используются на школьном и муниципальном этапах
Олимпиады, условно можно объединить в два больших блока: лингвистические тесты и
лингвистические задачи.
I. Лингвистические тесты.
К этому типу можно отнести задания, предполагающие воспроизведение знаний
определённого раздела и демонстрацию навыков языкового разбора в рамках школьного
курса русского языка.
Как уже говорилось, для выявления одаренных школьников, в перспективе способных
активно реализовывать себя в рамках избранной специальности, требуются задания,
предполагающие развёрнутый ответ, который демонстрировал бы культуру письменной
речи.
Задания тестового характера могут проверять знание трудных случаев орфографии и
пунктуации, владение орфоэпическими и грамматическими нормами, навыки морфемного и
синтаксического разбора и т. п. (вставьте пропущенные буквы…, раскройте скобки…,
расставьте знаки препинания…, подчеркните…, выделите графически…, постройте
схему…, укажите номер правильного ответа… и др.).
В тестовой форме могут быть предложены задания, позволяющие выявить широту
кругозора, знание истории русской письменности и русского языкознания, историко-
культурных сведений о языке, оценить словарный запас, знание семантики русских слов и
фразеологизмов, стилистических ресурсов языка и т. д.
1) Установите соответствие и впишите омонимы. (см. задание муниципального этапа).
К заданиям тестового характера можно отнести и те, которые требуют точного и
лаконичного ответа в утвердительной форме:
2) Можно ли образовать от слова горький простую сравнительную степень? Если да,
то как она образуется?
3) Напишите слова, в составе которых сохранились корни устаревших слов (в скобках
даны их значения): скора (шкура), тук (жир), дребезг (осколок), лепый (красивый), ул
(проход).
4) В каком русском корне наблюдается чередование ы//о//а? Приведите примеры
слов с этим корнем.
Лингвистические задачи – это задания эвристического характера, требующие а)
знаний в разных областях русского языка, б) навыков морфемного, словообразовательного,
этимологического, морфологического и синтаксического анализа, в) языкового чутья и
лингвистической догадки, г) использования общих исследовательских приёмов (наблюдение,
описание, сопоставление, систематизация, обобщение).
1) Прочитайте предложения, найдите в них все однокоренные слова и объясните свой
ответ.
1. Спортсмен, занимающийся метанием молота, намётанным взглядом оценил
расстояние до металлического ограждения. 2. Неприметная тропинка вела методистов в
здание, где им нужно было наметить цели семинара.
2) Определите значения выделенных слов в данном тексте и объясните их
происхождение: «Одни… в бархате щеголяют и на золоте ездят, а другие в затрапезе
ходят да по целым дням не евши сидят. [Иванушка-то]... набил мамон мякиной - и прав...»
(М. Е. Салтыков-Щедрин «Добродетели и пороки»).
3) Замените иноязычные слова антитеза, секьюрити, имитация, форс-мажор,
паритет, кредо, брифинг русскими синонимами. Составьте предложениями с данными
заимствованными словами.
4) Составьте предложения со словосочетаниями представить документы,
предоставить документы; представить отчёт, предоставить отчёт.
Распределение заданий по темам чаще всего выглядит следующим образом.
1) фонетика и орфоэпия (выявление специфики соотношения буква/звук,
применение орфоэпических норм, в том числе использование отступления от нормы как
средства художественной выразительности):
Какой звук произносится на месте выделенных букв и почему? Оазис, боа, фламенко,
ватерполо, вето, радио.
2) словообразование (современное и историческое членение слова на
словообразовательные единицы и определение способа словообразования):
Как образовано слово однажды? Приведите ещё несколько слов, образованных с
помощью того же суффикса. Какое значение он имеет? Каково его происхождение?
3) грамматика (разграничение грамматических форм слова, демонстрация умения
давать слову морфологическую характеристику в зависимости от его синтаксической роли в
предложении):
Определите, какой частью речи является словоформа один в предложениях:
А) Все время она тихо разговаривала с одной пожилой дамой. (Ф.М. Достоевский).
Б) Мною руководят одни добрые чувства к этой девушке. (М.П. Погодин).
В) Эх, барчук, барчук, и как только ухитрились вы так обработать киргиза за одни
сутки. (И.А. Бунин).
4) лексикология и фразеология (определение лексического значения слов одной
тематической группы; знание семантики готовых единиц русского языка – фразеологизмов):
Какой фразеологизм встречается в данных текстах? Объясните его значение.
Выделите в нём заимствованное слово. Знаете ли Вы, что оно означает? Для обозначения
какого числа использовалось это слово в древнерусском языке?
Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов... не пересчитаешь:
наше имя легион! (Гончаров И. А. «Обломов»). Да, если много таких художников, как я, -
сказал Райский, - то таких артистов, как вы, еще больше: имя им легион! (Гончаров И.
А. «Обрыв»). Этот милый Свияжский, держащий при себе мысли только для
общественного употребления и, очевидно, имеющий другие какие-то, тайные для
Левина, основы жизни, и вместе с тем он с толпой, имя которой легион, руководящий
общественным мнением чуждыми ему мыслями... (Толстой Л. Н. «Анна Каренина»)
5) графика и орфография (определение причин ошибки; понимание взаимосвязи
букв и звуков, роли букв в слове; элементарные знания истории русской письменности):
а) Расскажите, какие функции выполняет заглавная буква в русском языке.
Покажите на примерах. .
6) функциональная стилистика (теоретические знания в оценке выразительных
средств языка и практические умения в определении специфики и функции того или иного
выразительного средства или языковой единицы в предложении и тексте):
Какое правило «нарушил» Н. В. Гоголь в построении предложений с однородными
членами? С какой целью это сделано?
1. Губернатор был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю.
2. Агафья Федосеева носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный
капот с желтенькими цветочками.
7) лексикография (умение работать с лексикографическим материалом, знание
структуры словарной статьи и специфики лингвистической информации, изложенной в том
или ином словаре).
В задания Олимпиады часто включают древнерусский и
диалектный материал, который обязательно сопоставляется учащимися с материалом
современного русского литературного языка (рекомендовано для следующих разделов:
лексика, фразеология, словообразование). Школьники путем наблюдения и
самостоятельного анализа языковых фактов должны прийти к определенному выводу. В
предлагаемых для сопоставления древнерусских и диалектных текстах сложные
грамматические явления, затрудняющие понимание, должны быть прокомментированы
составителями заданий.
В основе подготовки к олимпиадам должен лежать принцип системности и
непрерывности: подготовка к интеллектуальным состязаниям должна быть непрерывным
процессом, начинающимся ещё в начальной школе.
Для подготовки участников муниципального этапа целесообразно разработать
отдельную программу и составить индивидуальный образовательный маршрут для каждого
члена команды. Как показала практика, хороших результатов можно добиться, организовав
дополнительные занятия по русскому языку с мотивированными учащимися в рамках
лингвистического кружка.
Достижению высоких результатов способствует соблюдение принципов подготовки к олимпиадам:
- систематическое проведение внеклассной работы по предметам, которые включены в олимпиадное движение;
-обеспечение регулярности проведения олимпиад;
-серьезная, содержательная и интересная подготовительная работа перед проведением каждой олимпиады;
- интересное содержание предметных соревнований;
-организация анализа результатов олимпиад.
Олимпиада – это эффективная форма внеклассной работы по русскому языку и литературе. Это не единовременное мероприятие в отдельно взятой школе, а целая система соревнований, в котором выигрывают не только победители, но и участники.
Учащиеся нашей школы принимают активное участие и занимают призовые места в очных и дистанционных олимпиадах по русскому языку, литературе.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обучение и воспитание одаренных детей является важным направлением в современной образовательной среде. Именно одаренные дети пополняют ряды национальной элиты нашего государства и способствуют экономическому и культурному развитию страны. Выявлению и развитию одаренных учащихся способствуют предметные олимпиады
Предметные олимпиады: 1. Позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться. 2. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности. 3. Служат развитию творческой инициативы ребенка. В данных предметных соревнованиях привлекательна возможность добровольного участия, необычность всей обстановки.
Цели олимпиады по русскому языку и литературе: стимулирование интереса учащихся к русскому языку, литературе; расширение знаний школьников по предметам; выявление учащихся, интересующихся данными предметами; создание определенной интеллектуальной среды, способствующей сознательному и творческому отношению к процессу образования и самообразования; расширение возможностей оценки знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе русского языка и литературы ; активизация творческих способностей учащихся; популяризация русского языка и литературы как научных областей и предметов школьной программы.
Задания к олимпиадам. Лингвистические тесты - задания, предполагающие воспроизведение знаний определённого раздела и демонстрацию навыков языкового разбора в рамках школьного курса русского языка. Лингвистические задачи - задания эвристического характера, требующие знаний в разных областях русского языка, навыка различных видов лингвистического анализа, использования общих исследовательских приемов. Задания к олимпиадам
Лингвистические тесты. 1. Установите соответствие и впишите омонимы. 2. Можно ли образовать от слова горький простую сравнительную степень? Если да, то как она образуется? 3. Напишите слова, в составе которых сохранились корни устаревших слов (в скобках даны их значения): скора (шкура), тук (жир), дребезг (осколок), лепый (красивый), ул (проход). 4. В каком русском корне наблюдается чередование ы //о//а? Приведите примеры слов с этим корнем.
Лингвистические задачи. 1) .Прочитайте предложения, найдите в них все однокоренные слова и объясните свой ответ. 1. Спортсмен, занимающийся метанием молота, намётанным взглядом оценил расстояние до металлического ограждения. 2. Неприметная тропинка вела методистов в здание, где им нужно было наметить цели семинара 2). Определите значения выделенных слов в данном тексте и объясните их происхождение: «Одни… в бархате щеголяют и на золоте ездят, а другие в затрапезе ходят да по целым дням не евши сидят. [Иванушка-то]... набил мамон мякиной - и прав...» (М. Е. Салтыков-Щедрин «Добродетели и пороки»). 3) . Замените иноязычные слова антитеза, секьюрити, имитация, форс-мажор, паритет, кредо, брифинг русскими синонимами. Составьте предложениями с данными заимствованными словами.
Распределение заданий по темам:
Принципы подготовки к олимпиадам: Системность и непрерывность. Составление индивидуального образовательного маршрута для каждого члена команды. Систематическое проведение внеклассной работы по предметам, включенным в олимпиадное движение. Серьезная, содержательная и интересная подготовительная работа перед проведением каждой олимпиады. Интересное содержание предметных соревнований. Организация анализа результатов олимпиады .
Олимпиада – это эффективная форма внеклассной работы по русскому языку и литературе. Это не единовременное мероприятие в отдельно взятой школе, а целая система соревнований, в котором выигрывают не только победители, но и участники.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей
"Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей" - это тема методической работы учителя иностранного языка, которая была пр...
Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей
"Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей" - это тема методической работы учителя иностранного языка, которая была представлена н...
Выступление на педагогическом совете школы по теме "Развитие интеллектуальной одаренности учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности".
В докладе раскрывается определение одаренности. Способность к творчеству-это талант, который дается от рождения единицам. НО... целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого ч...
Методическая разработка; Развития математического образования «Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей»
Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей – один из путей к Качеству образования как одной из самых значимых ценностей современного человека. От качества обра...
приложения к добровольная общественно-профессиональная сертификации специалистов, работающих в сфере развития и поддержки одаренных и талантливых детей и молодежи
Подтверждающие материалы к добровольной профессиональной сертификации. 5 презентаций к пяти разделам. Файл должен быть не больше 3 МБ, позтому грамоты, благодарности идипломы мелкие....
Невская Образовательная Ассамблея 2022 Обмен опытом. "Поддержка одаренных и талантливых детей. Вариативность форм работы ГБНОУ "Академия талантов" СПб" Выступление на круглом столе "Построение образовательных траекторий в дополнительном образовании"
С 24 по 27 ноября 2022 года у нас в Санкт-Петербурге прошла ежегодная Невская Образовательная АссамблеяVI Всероссийская конференция "Парадигма инновационной системы образования: будущее рож...