Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС нового поколения
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Выступление на педсовете «ФГОС: преемственность при переходе из начальной школы в основную» (декабрь 2015)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx20.73 КБ
Файл protokol.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС нового поколения

 Выступление на педсовете

 «ФГОС: преемственность при

 переходе из начальной школы

 в основную» (декабрь 2015)

Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять  разного рода деятельность. Кто же, как не школа, призвана развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение учащихся в учебно-познавательную деятельность.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
  • признание решающей  роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  • учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
  • гарантированность  достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

И здесь возникает необходимость решения важных проблем. Нужно включить ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению, научить релаксировать. Это можно сделать только с помощью действия.

Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.

Для включения ученика в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
  • планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
  • привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
  • оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться?).  Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа. Она может осуществляться как в небольших группах, так и в парах.

Важно развивать такие стороны: рефлексию, анализ, планирование. Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие. Таким образом, организация учебной деятельности на уроке построена с опорой:

  • на мысленные и практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы;
  • на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций;
  • на усиление интенсивности мышления учащихся в результате поиска новых знаний и новых способов решения учебных задач.

В Концепции структуры и содержания общего среднего образования особо выделена задача развития навыков самообразования, тесно связанная с формированием потребности учиться, умением работать с информацией и умением осуществлять самоанализ, самоконтроль.

        Обратимся к структуре системно-деятельностного подхода, основной целью которого является научить ребят не знаниям, а работе.

         Для этого учитель ставит ряд вопросов:

- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

-какие методы и средства обучения выбрать;

-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;

-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем:

 - учитель создает проблемную ситуацию;

- ученик принимает проблемную ситуацию;

- вместе выявляют проблему;

- учитель управляет поисковой деятельностью;

- ученик осуществляет самостоятельный поиск;

- обсуждение результатов.

Итак, деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету. Вся система заданий построена таким образом, чтобы включить каждого ребёнка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это позволяет им, наряду с развитием вычислительных навыков, навыков черчения и чистописания, эффективно продвигаться в развитии мыслительных операций, умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. Задания, предлагаемые ученикам, требуют творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и др.), развивают ум, волю, чувства, эмоции, формируют способность ставить перед собой цель, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самоконтроль и самооценку.



Предварительный просмотр:

                     Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

(МАОУ «СОШ № 10»)

ул. Северная, 1, г. Когалым, ХМАО -Югра

(Тюменской области), 628481

факс 5-21-99, тел. 2-52-20

УФК по ХМАО (Управление образования Администрации города Когалыма)

р/с № 40101810900000010001  в РКЦ Ханты-Мансийск  г. Ханты-Мансийск

БИК 047162000   ОКПО 54104167

ИНН/КПП 8608040570/860801001  ОГРН 1028601441934

ПРОТОКОЛ

заседания педагогического совета

от 18.12.2015                                                                                                   № 11

Председатель                                                       Новохатский М.В.

Секретарь                                                             Кушнаренко Л.А.

Присутствовали                                                   20 человек

Тема:  «ФГОС: преемственность при переходе из начальной школы в основную».

Повестка дня:

  1. Преемственность между начальной и основной школой при введении ФГОС в  

образовательный процесс. (Мутовкина Л.А., зам. директора по УВР)

  1. Об итогах проведения диагностической работы в 5-х классах. (Багатырова У.К., зам. директора по УВР)
  2.  Роль учителя начальных классов в успешной адаптации учащихся при переходе из 4 в 5 класс. (Ризванова Р.Р., зам. директора по УВР)
  3. Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС нового поколения. (Возняк С.А., учитель математики)
  4. Новые оценочные процедуры в условиях внедрения ФГОС в 5-х классах по  математике. (Самигуллина И.А., учитель математики)
  5. Роль внеурочной деятельности в достижении личностных результатов. Проблемы      и  перспективы. (Люфт Е.В., зам. директора по УВР)
  6. Социальная адаптация ребенка при переходе из начальной школы в основную.(Федорова Ю.Ю., психолог школы)
  7. О системе работы учителей-предметников по адаптации учащихся 5-х классов  (учителя-предметники, классные руководители).

1. Слушали:

1.1. Мутовкина Л.А., зам. директора по УВР. Вопрос преемственности обучения между начальной школой и основной не является новым. Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса. В 5-м классе количество учебных часов в неделю увеличивается с 26 ч. до 32 ч., количество предметов с 10 до 13, количество учителей и требования   соответственно тоже увеличиваются, появляется кабинетная система. Для того, чтобы переход был более успешным между начальной школой и 5-м классом необходимо   выработать единство  в следующих направлениях:

  • образовательные программы;
  • организация учебного процесса;
  • единые требования к учащимся;
  • структура уроков.

Эта форма сотрудничества различных ступеней образования позволит предупредить  многие педагогические и психологические проблемы.

2.1. Багатырова У.К., зам. директора по УВР, обобщила  результат итоговых контрольных работ  на конец предыдущего учебного года и  входных контрольных работ на начало нового учебного года. Отметила, что результат по математике (на 13,3%) и по русскому языку (на 13,9%) снизился. А  так как требования ФГОС  направлены на смысловое чтение, осмысление изученного материала, следовательно, необходимо, чтобы на разных уроках использовались тексты разных стилей, с многопрофильным  содержанием (художественные, исторические и другие).

3.1. Ризванова Р.Р., зам. директора по УВР, сообщила о способах  формирования портфолио учеников начальной школы, рассказала об участии и победах ребят на олимпиадах и конкурсах разных уровней (муниципальные, дистанционные).

4.1.Возняк С.А., учитель математики. Важнейшей задачей обучения становится  уже не передача знаний, а приобретение  умений, позволяющих самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения технологий, которые формировали  и развивали  у учащихся способность учиться творчески и самостоятельно. Одним из вариантов такого обучения являются методики, ориентированные на действия, а именно системно-деятельностный подход.

5.1.  Самигуллина  И.А., учитель математики, познакомила с новой оценочной системой

 в 5-х классах, по результатам которой формируется  итоговая оценка  как за четверть, так  и за учебный  год.

6.1. Люфт Е.В., зам. директора по УВР, акцентировала внимание на внеурочной деятельности  учащихся,  представила список кружков, работающих в нашей школе, но подчеркнула, что всё -таки специалистов не хватает, чтобы вести дополнительные кружки по интересам.

7.1. Фёдорова Ю.Ю., психолог школы, познакомила педагогический коллектив  с социальной адаптацией учащихся к новым условиям учёбы и рассказала о  результатах психологического тестирования, которое проводилось в первой четверти 5 классе.  Результаты данной диагностики показывают, что эта параллель имеет хорошие перспективы на будущее. И только особое внимание требуют несколько учащихся из 5 «В» класса и один учащийся из 5 «Б» класса.

8.1. Слушали классных руководителей и  учителей – предметников.

            Ветрова В.Н., кл.  руководитель 5 а класса, отметила, что коллектив  сплочённый, ребята любознательны, активны, но результативность участия в олимпиадах невысокая.

          Ахмедова М.Я., кл.  руководитель 5 б класса. Класс сильный, много победителей  и призёров олимпиад – это хорошо, но у учащихся  несколько завышена самооценка.

           Алексеева Н.Ю., кл.  руководитель 5 в  класса, сообщила, что ребята медлительные, тревожные, многие  обладают кратковременной памятью.

       Батицкая Н.Г., учитель английского языка, подчеркнула, что учащиеся 5 б кл.  имеют большой потенциал, стремятся  к получению новых знаний.

     

Решили:

1. Провести классно - обобщающий контроль в 5БВ классах, где процент выполнения входной диагностической работы составил менее 50%

2. Разработать мониторинг универсальных учебных действий: личностных и метапредметных результатов учащихся с учетом системы оценивания, описанной в программе развития Универсальных Учебных Действий (основная образовательная программа школы)

3. Спланировать работу в МО по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов школы в рамках ФГОС ( январь 2016г.)

 4. Педагогам школы активнее внедрять в образовательный процесс информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие высокий образовательный уровень и исключающие  перегрузку учащихся, технологию проектно-исследовательской деятельности, обеспечивающей становление субъектной позиции школьника.

5. Учителям школы при разработке уроков учитывать требования, предъявляемые стандартом второго поколения.   На заседаниях МО изучить и использовать  существующие модели технологической карты урока.

6. Обеспечить реализацию мероприятий, направленных на обобщение и распространение  опыта введения и реализации ФГОС ООО в учреждении (взаимопосещение уроков, круглые столы, школьные семинары.)

7. Запланировать и провести методический семинар по проблемам конструирования урока в соответствии с требованиями ФГОС, развития УУД учащихся основной школы на уроке и во внеурочной деятельности.

8. Провести школьный конкурс уроков, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС (апрель 2016г.)

Председатель                                                                       Новохатский М.В.

Секретарь                                                                             Кушнаренко Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинговых занятий по профориентации в рамках внедрения ФГОС нового поколения

Данная программа представляет собой сборник тренинговых занятий по профориентации, направленных на развитие личностной, социальной и профессиональной компетенции учащихся в рамках внедрения ФГОС новог...

«Разработка контрольно-оценочных средств по дисциплине «Информатика» в рамках внедрения ФГОС нового поколения»

Представлена информация по проектной деятельности и реализация проектной деятельности на экзамене...

Разработка урока математики в 5 классе по теме "Деление натуральных чисел", внедрение ФГОС нового поколения

Урок открытия и изучения новых знаний через экспериментальную проверку, с помощью наблюдений. Урок с применением технологии учебных циклов, ИКТ, здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения...

Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования. (Баландина М.Б.,заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2" г. Магнитогорска

Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования. (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2" г. Магнитогорск...

Статья на тему:"Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования"

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...

Выступление на районном семинаре учителей математики "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС НООЛугвина Наталья Анатольевна, учитель математики ГБОУ школа № 467 Принципиальным отличием современного подхода в обучении является орие...