Начало урока или речевая зарядка как способ обучения устной речи.
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_zaryadka_ili_nachalo_uroka.rar | 198.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Начало урока или речевая зарядка как способ обучению устной речи.
Начало урока является одним из его важных этапов, во многом определяет успех всего урока. Как говорят англичане: A good beginning makes a good ending.
В практике средней школы начало урока обычно проводится двумя способами, которые можно назвать: традиционный и «естественный». Приверженцы традиционного способа начинают с доклада дежурного ученика о готовности класса к уроку, об отсутствующих, о погоде, дате. Высказывания учащихся заученные и повторяются из урока в урок. Иногда следует практиковать подобное начало, но при этом важно помнить, что в начале урока обычно отмечается иноязычно-речевая скованность и учителю важно постараться настроить учащихся на общение, создать рабочий контакт как можно с большим числом учеников, т.е. осуществить речевую подготовку естественным путем. Такая речевая подготовка носит название «речевая зарядка». Зарубежные методисты считают, что речевые зарядки – это такой вид деятельности в начале урока (не более пяти минут), который преследует две цели:
– помочь учащимся войти в языковую среду после того, как они приходят на урок английского языка после изучения других школьных предметов;
– введение в тему урока и переходный этап к дальнейшей работе.
Речевая зарядка – это умело организованное начало урока, которое способно ввести учащихся в иноязычную атмосферу и стимулировать их дальнейшую работу.
Задачи речевой зарядки:
- вызвать у учащихся желание говорить по-английски;
- настроить слуховой и речевой аппарат учащихся на иностранный язык (ИЯ);
- повторить изученный на предыдущих уроках языковой материал;
- активизировать речевую деятельность с целью сохранения образов в долговременной памяти на основе новых ситуаций;
- развивать спонтанную речь учащихся;
Речевая зарядка занимает немного времени, ее следует проводить в быстром темпе, Учитель может жестом попросить других учеников помочь отвечающим, сам подсказать нужное слово. При определении содержания и выборе форм речевой зарядки можно руководствоваться следующими правилами:
- Потрудиться придумать такое начало урока, чтобы вызвать у учащихся желание говорить по-английски.
- Вовлечь в беседу как можно больше учеников, используя заранее намеченный и рационально отобранный языковой материал;
- Связать речевую зарядку с задачами урока.
- Связать речевую зарядку со всеми другими этапами урока.
- Помнить, что речевая зарядка, совершенно не подкрепленная последующим ходом урока, просто теряет смысл.
- Избегать монотонности, однообразия и шаблона в проведении вводной беседы.
- Подготовить (желательно) несколько вариантов речевой зарядки. Избранный вариант будет зависеть от обстоятельств, с которыми вы столкнетесь, входя в класс. Ученики могут быть усталыми или, наоборот, излишне возбужденными.
Из сказанного следует, что содержание и форма речевой зарядки почти всегда зависят от:
- цели урока;
- ступени обучения;
- уровня знаний учащихся;
- учебного материала;
- событий и новостей;
- состояния учащихся.
Регулярное, целенаправленное проведение речевой зарядки без особых усилий и больших затрат времени позволяет:
- Повторить и прочно усвоить лексику, связанную с календарем, школьной жизнью, погодой и т.д.
- Закрепить в памяти школьников новые грамматические структуры и речевые обороты, которые еще недостаточно прочно усвоены в процессе работы с учебником;
- Лучше овладеть навыком диалога, умением задавать общие и специальные вопросы, кратко и лаконично отвечать на них.
(Опыт экзаменов подсказывает, что учить диалогу надо постоянно на протяжении всех лет обучения).
Темы речевых зарядок могут быть разнообразные. Всё что пожелается. Можно выделить основные темы:
- Личная информация.
- Повседневная жизнь.
- Дом, окружающая среда.
- Свободное время, развлечения.
- Путешествия.
- Отношения с родными.
- Здоровье и забота о красоте.
- Образование.
- Покупки.
- Еда и напитки.
- Погода.
- Обслуживание.
- Язык.
- Места.
Примеры речевых зарядок.
T: What’s the weather like today?
P: It’s not fine.
T: Is the sun shining?
P: No it isn’t, but it is going to rain.
T: What is your time-table for today?
P: We have English, Algebra, Physics and Russian.
T: Have you already had a Russian lesson?
P: No, we haven’t.
T: Have you done your English homework?
P: Yes, I have.
T: What have you done for today?
T: How many lessons did you have yesterday?
P: We had five lessons.
T: Did you have a Russian lesson?
P: Yes, we did.
T: Did you have an English lesson?
P: No, we didn’t.
T: When did you last have your English lesson?
P: We had it on Wednesday.
T: What day is it today?
P: Today is Saturday.
T: What day will it be tomorrow?
P: It will be Sunday.
T: What will you do on Sunday?
P: I’ll have a good time on Sunday. I’ll …
T: What exercise did you have to do for today?
P: We had to do exercise 2 on page 15.
T: How long did it take you to do it?
P: It took me … minutes to do this exercise.
T: And you?
P: I’m afraid I couldn’t do it.
T: I see N. is absent. What’s the matter with … ?
P: I think he (she) has fallen ill.
T: Who can help him (her) during his (her) illness?
P: I can.
Изучение иностранного языка предполагает многократное повторение языкового материала. Однако, говоря о речевой зарядке, не следует повторять одно и то же на каждом уроке в течение всего учебного года. И, конечно же, диалог в 6 классе отличается от диалога в 5 классе. Известно, что механическое проговаривание одного и того же материала приводит к потере интереса.
Видя, что ученики твердо усвоили определенный круг вопросов и ответов, полезно, в зависимости от обстановки, конкретной ситуации, подсказанной самой жизнью, внести что-то новое в диалог с учащимися на всех этапах обучения.
Приведем несколько примеров:
1. Скажем, изменилась погода. Задав традиционные вопросы, входящие в повседневный диалог, учитель может спросить:” Do you like the weather today? Why (not)?”, “What do you usually do in good (bad) weather?”
2. На первом уроке в начале месяца (времени года) можно немного поговорить и на эту тему. Возможные реплики и вопросы учителя: Spring has come to us at last. Do you like spring? Why? There are a lot of holidays in spring. Can you remember what they are?
3. На последнем уроке недели ученики с удовольствием говорят о предстоящем отдыхе. Возможные вопросы учителя: What are you going to do at the weekend? Will you stay at home or will you go to …? И т.д.
4. На первом уроке недели можно спросить ребят: “How did you spend last Sunday?”
5. В канун праздника или после него учитель организует беседу на уроке, задавая такие вопросы: Will you come to school tomorrow? Why won’t you to school? How will you spend your holiday? И т.д.
6. Учащиеся любят поговорить о спорте. После важного спортивного события беседу можно начать с таких вопросов: What sporting event took place yesterday (last week)? What teams competed in the game? Did your favourite athlete take part in the match? И т.д.
7. Время от времени речевой зарядкой может служить обсуждение различных сторон школьной жизни.
How many lessons do you have today? What lessons do you have besides English? Which lessons do you like best of all? Why? What lesson was the most difficult? Was the English homework difficult? Who couldn’t do all the exercise? Let’s check it. Who would like to begin?
- На старшем этапе школьников интересуют события в нашей стране, новости культуры, важные международные события. Учитель может начать беседу с таких вопросов: What is the latest home news? What is the most important world news? (Беседа обычно предшествует работе с газетой).
- Речевую зарядку можно начать с сообщения учителя о каком-либо событии его жизни. Например: I have been to the theatre this week. I was at the museum yesterday. I had a wonderful time on Sunday.
Учащиеся задают вопросы с целью получения большей информации.
- Name two things that:
are very expensive.
you can use to write with.
have a nice smell.
are small enough to fit in your pocket.
are dangerous.
Идеями для речевой зарядки могут послужить и нестандартное начало урока:
- «Черный ящик» - отгадать предмет в ящике.
- «Предмет урока» - придумать для чего нужен определенный предмет на уроке.
- Эпиграф.
- Собери слово.
- Тетрализация.
- Ребус.
- «Да-Нет-ка».
В общем можно сказать, что нет ничего невозможного, и в каждый урок можно привнести «изюминку». А на основе нее и найти тему для речевой зарядки. Дерзайте и у вас все получится. Творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-речевая ситуация как прием обучения устной речи на иностранном языке
Обучение устной речи – одна из основных практических целей обучения иностранному языку. Существует ряд трудностей овладения устной речью на иностранном языке. До недавнего времени не уделялось достато...
Реферат по английскому языку на тему: «Способы обучения устной речи на иностранном языке»
В данной работе главной целью является исследование методики проведения промежуточного контроля знаний и умений учащихся в устной речи. Эта тема является весьма актуальной, так как ученики нуждаются в...
Роль учебно–речевых ситуаций при обучении устной речи на уроках английского языка.
Обучение иностранному языку в средней школе преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, образовательной целей. Эти цели достигаются в процессе практического овладения иностранным я...
«Речевая разминка на уроке английского языка, как способ обучения спонтанной речи учащихся».
В данной статье рассматривается методы развития спонтанной речи на уроках английского языка ....
Интерактивные технологии обучения устной речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка
Интерактивные технологии обучения устной речикак способ формирования коммуникативной компетенцииучащихся на уроках английского языка...
Формирование универсальных учебных действий у слабослышащих учащихся начальной школы на уроке Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
Методическая разработка поможет учителю целенаправленно спланировать работу по формированию УУД на уроке ФРС и ПСУР.Формирование КУУД основывается на формировании умения задавать вопрос, вести диалог ...