Распространение инновационных идей, отраженных в содержании методической разработки
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) по теме
Разработана система проектной деятельности разновозрастных групп.
На базе МБОУ СОШ № 3 создана Школа проектной деятельности. Гилева Л.В.
является руководителем Школы проектной деятельности.
С 2013года проводятся открытые городские интенсивные каникулярные школы.
Опубликована и тиражирована
Программа « Краеведение Ямала»
Размещение методической разработки в открытом доступе в сети Интернет.
ссылка : https://nsportal.ru/user/754241/page/disseminatsiya-opytom
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta.docx | 2.3 МБ |
predstavlenie.docx | 20.9 КБ |
otchet_po_kanikulyarnym_shkolam_1.pdf | 1001.32 КБ |
otchet_po_kanikulyarnym_shkolam_2.pdf | 2.83 МБ |
otchet_po_kanikulyarnym_shkolam_3.pdf | 2.43 МБ |
programma_po_kraevedeniyu_yanao.docx | 84.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
✉ ул. Титова 19, г. Салехард, Ямало-Ненецкий Автономный округ, Россия, 629008
☎/факс (34922) 3-34-79, 3-37-22, E-mail: yampolec.n@edu.shd.ru
ОКПО 02118042 ОГРН 1028900508560 ИНН 8901007221 КПП 89010100
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
На протяжении ряда лет школа работает в инновационном режиме. Так, с 2012 года школа является муниципальной инновационной площадки на базе МБОУ СОШ № 3 «Внедрение в систему образования эффективной модели реализации ФГОС основного общего образования». Введение ФГОС предполагает создание среды, которая способствовала бы развитию полноценной познавательной деятельности школьников, развивало бы творческую инициативу, находчивость и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации, формировала бы активную жизненную позицию, Эти качества личности есть ни что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности. С этой целью было запланировано создание Школы проектной деятельности. Работа по реализации идеи имела последовательный и системный характер:
1.Организационно-методическая деятельность:
- Планирование и анализ работы «Школы проектной деятельности»;
- проведение школьных семинаров по подготовке педагогического коллектива к работе над проектом;
- создание методических рекомендаций по организации проектной деятельности на уроке и внеурочное время;
- проведение городских семинаров по представлению имеющегося опыта работы по реализации проектной деятельности в школе;
- написание статей по обобщению и распространению опыта в СМИ.
- взаимодействие со СМИ с целью распространения опыта работы;
- создание сборников методических материалов с целью широкого распространения опыта работы.
2.Образовательное деятельность:
- организация работы по созданию и защите учебных проектов;
- организация и проведение общешкольного мероприятия «Фестиваль научной мысли»;
- проведение недели проектной деятельности.
- проведение школьной научно-практической конференции;
3.Внеурочная деятельность:
- организация работы Интенсивной каникулярной школы под названием «Школа проектной деятельности»;
- организация цикла общешкольных проектов;
- организация участия школьников в научно-исследовательских конференциях и конкурсах проектов различных уровней.
Так, был проведен ряд методических мероприятий:
- Педагогический коллектив был ознакомлен с одним из проектов Программы развития школы под названием «Школа проектной деятельности», где были обозначены перспективы развития данного направления.
- В январе 2014 был проведён школьный семинар - «Формирование воспитательного пространства ОУ как условие реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО»;
- 6.02.2014 городской семинар-презентация «Организация проектной деятельности учащихся в ходе реализации ФГОС ООО» уже демонстрировал первый опыт работы школы;
- 20.02.2014 городской семинар-практикум «Организация внеклассной деятельности учащихся в ходе реализации ФГОС ООО»позволил научить педагогов города работе по методу проектов во внеурочной деятельности.
Методические мероприятия позволили расширить представления педагогов о проектной деятельности. Учителя широко стали применять данный метод на уроках. Так, в сборнике методических материалов «Новые идеи современного образования» появились статьи учителей, использующих метод проектов на уроках: Казакова С.А., Таранова Е.А. Также представлен опыт Костюкевич Е.Ф., Падиковой М.В.
В сентябре 2014 года на августовской конференции был представлен так называемый бренд школы, в котором указывалось, что неповторимость школы и заключается в существовании школы в школе. Основной целью школы проектной деятельности, по мнению Гилевой., является вовлечение в проектную деятельность как можно большего количества участников не только данной школы, но и различных школ города. На решение этой задачи направлена деятельность КАНИКУЛЯРНОЙ школы, которая вот уже четвёртый раз распахнёт свои двери для всех учащихся города. О том, какие проекты были реализованы в ходе работы Ямполец Н.И., директор школы, с удовольствие рассказывает журналистам различных СМИ. Так, в новостях телекомпании «Ямал-Регион» Наталия Ивановна поделилась впечатлениями о защите проектов в ходе проведения Фестиваля научной мысли. В газете «Полярный круг» опубликована статья с последних заседаний школы.
В школе также проводятся широкомасштабные общешкольные проекты, такие как: «Битва хоров», «Марш парад», «Спортивные состязания для всех», «Рождественская сказка», «Фестиваль научной мысли». Так, в журнале «Учитель» № 3, 2014 года опубликована статья, рассказывающая о проведении общешкольного проекта «Битва хоров». На сайте МБОУ СОШ № 3 размещён материал о проведении общешкольного проекта «Рождественская сказка». Защитой проектов закончился в школе очередной Фестиваль научной мысли. В журнале «Учитель» № 3 2015 года можно ознакомиться с опытом работы учителей по организации проектной деятельности в школе.
Гилева Л.В. – педагог, всегда готовый к сотрудничеству. Так, в 2015 году уже в 4-й раз школа откроет двери для всех желающих заняться проектной деятельностью в каникулярное время. Для подростков создаётся интересная программа по различным предметам, где каждый может проявить себя. Лариса Владимировна также инициировала проведение на базе школы занятий школы проектной деятельности с привлечением представителей различных организаций. В итоге на базе школы 3-й год работает Школа проектной деятельности. В работу школы вовлекаются различные организации города. Так, в 2015 были организованы встречи с представителями различных профессий: с писателем Кельчиным Г. П., главным редактором газеты «Лух Авт» на языке ханты, журналистом, переводчиком, фотографом, членом Союза писателей России, заслуженным работником культуры Ямала; Ушаковым В.Г., художником, заслуженным работником культуры РФ и ЯНАО; Соболевой О.В., научным сотрудником отдела «Естественной истории», музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского; с М. В. Бабийчук, генеральным директором ОАО "Инвестиционно-строительной компании Ямало-Ненецкого автономного округа" , заслуженным строителем Российской Федерации, заслуженным строителем ЯНАО, Почетным гражданином города Салехард; с В.Н. Няруй, кандидатом педагогических наук, кафедры развития национально-регионального образования, заместителем директора по этнообразовательным системам Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования Департамента образования Администрации автономного округа, автором учебников, пособий и сценариев художественных фильмов; Ю.П. Юнкеровым, ямальским композитором, педагогом, заслуженным работником культуры РФ; певицами Еленой Лаптандер и Надеждой Сэротэттой; с Л.Ф. Липатовой старшим научным сотрудником музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского, историком, краеведом, писательницей, журналистом, членом Союза писателей России.
Таким образом, школа проектной деятельности – это эффективная форма работы с подростками и молодёжью по формированию активной жизненной позиции, развитию творческой инициативы,
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Администрация
муниципального образования город Салехард
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
«Рассмотрено» протокол № 1 от 27.08.2016 г. заседания НМС | «Согласовано» 29.08.2016 г. | «Утверждено» приказ № 561-о от 29 августа 2016 г |
Председатель НМС | Зам.директора по УВР | Директор школы |
Чернецкая Н.Г. | Рахматулина З.И. _____________ | Ямполец Н.И. |
_______________ | _______________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Краеведение ЯНАО»
Возраст учащихся – 12-14 лет
Срок реализации – 1 год.
Направленность – естественнонаучная
Составитель: учитель
географии и биологии,
Гилева Лариса Владимировна.
г. Салехард 2017год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по учебному предмету «Краеведение» составлена на основе авторской программы Ускова М.В., Орлова А.Н., Козориз М.М. «География ЯНАО» (Программа Ямало-Ненецкого Окружного Института Усовершенствования учителей, учебная программа, региональный компонент, География ЯНАО 8-9 кл., Салехард, 2003г). Обучение ведется по учебному пособию География Ямало-Ненецкого автономного округа для учащихся 8-9 классов. - Тюмень: ТГУ, 2001.
Программа предназначена для изучения основ краеведения в общеобразовательных учреждениях ЯНАО и является национально - региональным компонентом. Богатейший материал курса географии позволит обучающимся расширить свой кругозор и с любовью относиться ко всему, что их окружает.
Структура документа
Программа дополнительного естественно - научного образования включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы и средства обучения. Содержание курса соответствует познавательным возможностям школьников, развивает их учебную мотивацию через опыт работы на уровне повышенных требований.
Общая характеристика учебного предмета
Программа дополнительного естественно - научного образования построена с учётом интеграции содержания физической, экономической и социальной географии.
Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, проблемы, от местного, окружного до российского. Реализация регионального компонента ориентирует обучающихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.
Обучающиеся не только самостоятельно изучают особенности предмета с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
Особенностью содержания учебного предмета «Краеведение ЯНАО» является ориентация на личность обучающегося, его потребности и ценности, на реализацию концепции личностно - деятельного интеграционного подхода.
Принцип междисциплинарности и комплексности объясняется интегративным характером географических знаний, так как в географии любая территория рассматривается как совокупность геосистем, объединенных пространственными связями и межсистемным обменом. Геосистемы представляют собой интегральные образования, включающие природу, человека (население), хозяйство (экономику).
Личностный принцип проявляется в учете особенностей обучащихся подросткового возраста, реализует идею гуманизации образования, ориентирует учеников на осознание разносторонности их связей с природой. Позволяет формировать новое целостное отношение школьников к природе, экологический и экономический стиль мышления. Данный принцип реализуется также через систему методов, форм и средств обучения.
Деятельностный принцип – непосредственное вовлечение обучающихся в работу по изучению и оценке качества окружающей среды. При этом предусматривается конкретная оценка влияния различных видов хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
Проблемный принцип предполагает овладение системой знаний о природных условиях, территориальном распределении ресурсов, видах воздействия человека на природу и т.п., а также рассмотрение проблем ресурсного, отраслевого и территориального природопользования на основе экологических, географических и экономических законов и закономерностей.
Принцип историзма дает возможность проследить основные этапы изменений во взаимодействии общества и природы, в характере влияния на окружающую среду по мере развития масштабов и объёмов воздействия, а так же уровня экономической и экологической культуры населения округа.
Содержание курса географии ЯНАО раскрывается через систему понятий, часть из которых уже знакома учащимся, и в данном курсе развивается и обобщается.
Особенностью содержания курса является его практическая направленность.
Актуальность программы
Идеи регионализации в последнее время приобретают особое звучание и пронизывают все основные виды социальной практики - политику, экономику, науку, образование. Достаточно убедительным примером тому может служить широко обсуждаемая в последнее время концепция устойчивого развития России, в которой специально выделяется региональный аспект экономических и социальных проблем.
Современная ситуация обнаруживает острую потребность в регионализации образования, которая предполагает становление развитого регионального образовательного пространства. Краеведческий материал изучается на уроках разных учебных дисциплин, но существенным элементом образовательного пространства должно выступить краеведческое образование.
Постепенно подход к изучению своего края изменился: растёт понимание его роли.
Современная идеология образования ориентируется на развитие личности учащихся, на оказание помощи каждому выпускнику школы в выборе жизненного пути. Известно, что развитие личности учащихся идет через овладение учебными предметами и происходит прежде всего в учебной деятельности. В основе развития личности - удовлетворить её потребности. Отсюда важное требование к программе по краеведению – она должна быть личностно – ориентирована.
Структурирование школьных программ от “общего” к “частному” позволило создать данную программу. В ней предлагается вариант изучения родного края, основанной на основных принципах преподавания предмета: демократизации, гуманизации, экологизации, комплектности, интеграции. Используются методологические принципы конструирования национально – регионального компонента краеведческого образования: структурность, системность, динамичность.
Цели:
Формирование у обучающихся правильных представлений в природных, социальных и экономических системах Ямала;
-расширение и углубление знания по географии Ямало - Ненецкого автономного округа;
-Совершенствование картографических умений, навыков наблюдения, обработки и анализ результатов, умение использовать источники краеведческого содержания.
Задачи:
- обеспечить личностно - ориентированный характер образования, создавать условия для ценностного, социального, культурного самоопределения и саморазвития личности.
- способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, социальной и культурной среде по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.
- способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и реализации.
- развивать гибкость мышления и поведения как необходимых условий непрерывного общего и профессионального образования и самообразования, объективно- необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоемких производств.
- сформировать системное представление о ЯНАО как целостном регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации, в которой локализируются и развиваются как общероссийские, так и специфические региональные процессы и явления.
- развивать представление о регионе как о сложном, динамически развивающемся пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности. Показать большое практическое значение взаимосвязи природных, экономических, социальных, культурных, демографических и геоэкологических явлений в природе.
- формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о ЯНАО, развивать умения работать с источниками информации.
Место предмета в учебном процессе
Данный курс предназначен для организации внеурочной деятельности обучающихся 7-8 классов. Программа рассчитана на 70 часов.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
Территория, границы, географическое положение.
Природные условия и ресурсы ЯНАО.
Геологическое строение. Особенности рельефа и его основные формы, полезные ископаемые.
Тип климата, факторы его формирующие, агроклиматические ресурсы. Климат и хозяйственная деятельность человека.
Внутренние воды и водные ресурсы. Крупные реки и озёра. Многолетняя мерзлота. Экологические проблемы рек, озёр и Карского моря.
Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных почв округа, мер по сохранению почв. Растительный и животный мир ЯНАО, его охрана. Особо охраняемые территории.
Разнообразие природных комплексов на территории округа. Арктические пустыни. Тундра и лесотундра. Тайга. Высотная поясность. Антропогенные факторы.
Население ЯНАО. Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографическая ситуация. Национальный состав. Система расселения. Городское и сельское население. Крупные города.
Экономика ЯНАО. Особенности развития хозяйства. Традиционный сектор экономики. Нефтегазовый комплекс. Строительный комплекс. Лесной комплекс. Транспортный комплекс. Территориальная организация хозяйства. Внешние экономические связи.
Экология и охрана природы ЯНАО. Проблемы землепользования. Экология и здоровье населения. Мероприятия по охране недр, растительного покрова и животного мира.
проводить самостоятельный поиск научной информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
ориентироваться по карте;
проводить наблюдение за объектами литосферы и гидросферы, описание их на местности и по карте;
проводить наблюдение за состоянием атмосферы и погоды и их описание;
проводить наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды;
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать содержание основных понятий и терминов.
Называть/показывать:
основные объекты рельефа территории округа, гидрографической сети, биосферы;
виды природных ресурсов и природные комплексы;
важнейшие месторождения полезных ископаемых;
пространственное размещение основных физико-географических объектов, явлений, процессов;
основные географические объекты хозяйственной деятельности человека в округе;
основные народы и народности, населяющие территорию округа;
особенности естественного и механического движения населения и его
особенности расселения населения на территории округа;
отрасли хозяйства округа, факторы их размещения по территории округа;
основные внешнеэкономические партнеры округа;
пространственное размещение экономико-географических объектов, процессов и явлений.
Определять:
характеристику территории, пользуясь разными источниками (карты, статистические материалы, данные многолетних наблюдений);
источники физико-географической и экономико-географической информации для решения конкретных проблем и задач;
экономико-географическую характеристику территорий по разным источникам (карты, статистические материалы, таблицы, диаграммы);
Описывать:
физико-географические объекты, явления и процессы;
экономико-географические объекты, явления и процессы
Объяснять:
процессы и явления, происходящие в географической оболочке, их пространственное распространение и ритмику;
зональную и азональную дифференциацию природы округа;
процессы и явления, происходящие в хозяйственной деятельности человека и общества, их пространственное распространение по территории округа;
региональные особенности населения округа, пространственные различия в расселении и занятости;
особенности хозяйственной специализации округа и его экономических районов, экономических связей округа с другими регионами России и странами;
особенности экологической ситуации в округе и на его отдельных территориях.
Прогнозировать:
тенденции изменения социально-экономических объектов, явлений и процессов природных комплексов и его составляющих элементов в результате хозяйственной деятельности человека;
тенденции изменения природных объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека.
Содержание программы
(70 часов)
Введение
Краеведение как направление изучения истории, культуры и природы родного края. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве. Организм и окружающая среда. Значение естественнонаучных знаний в жизни человека.
Мамонтовая биота на Ямале
Мамонты (Mammuthus), род вымерших млекопитающих семейства слоновых (Elephantidae) отряда хоботных (Proboscidea). Точные временные границы эпохи существования этого рода и ход изменений его ареала. Неизвестно и общее число его видов, однако, судя по всему, их было не меньше десятка. Классификация по форме зубов.
Этнографическая история коренных жителей Ямала
Народы населяющие территорию округа. Ненцы, селькупы и северные ханты, коми-зыряне.
История освоения и образования ЯНАО
Первые поселения человека на территории округа. Освоение ЯНАО. История образования ЯНАО.
Географическое положение округа
Расположение округа. Крайние точки. Пограничные территории. Географические координаты. Расстояние от Москвы до Салехарда .
Административное деление ЯНАО
Административное деление Ямало-Ненецкого автономного округа.
Красноселькупский район, Надымский район, Приуральский район, Пуровский район, Тазовский район, Шурышкарский район, Ямальский район. В округе 7 городов окружного подчинения, 8 поселков городского типа, 103 сельских населенных пунктов.
Мифы и легенды.
Представление о мире народов ханты. Религиозные представления ненцев. Вера в духов.
Религии северных народов. Шаманизм.
Государственная политика России 18-19 века. Языческий пантеон богов. Местные божества и святые места.
Малые жанры фольклора.
Понятие о фольклоре (устном народном творчестве). Различия между фольклором и литературой. Особенности фольклора (коллективный характер творчества, опора на традицию, вариативность, анонимность, устный характер бытования). Фольклор – обобщение мудрости народа. Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки, заговоры, заклинания, обереги, считалки. Их сходство и различия с аналогичными жанрами в славянском фольклоре.
Жилище. Домашняя утварь.
Классический элемент оленеводческой материальной культуры является ненецкий чум.
Пища. Посуда.
Основная пища ненцев, хантов, селькупов. Изготовление посуды.
Средства передвижения.
Нарты. Виды нарт. Упряжка нарт.
Одежда и украшения.
Украшение одежды, оружия, средств передвижения, орнамент – своеобразный культурный код коренных народов Ямала. Художественная обработка дерева и кости, изделия из бересты. Виды орнаментов в народном искусстве, их предназначение и символика. Детские игрушки (кукла нухуко и ненцев, кукла акань у хантов).
Игры. Детские игрушки.
Игровая деятельность. Ненецкие игры. Соблюдение и почитание традиций .
Национальные праздники.
Национальные виды спорта. Северное многоборье. Метание топора на дальность, тройной национальный прыжок, метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, бег с палкой на три километра по пересеченной местности.
Геологическая история Ямала.
От Мангозеи, до наших дней.
Рельеф
Рельеф округа представлен двумя частями: горной и равнинной. Высочайшая точка. Формы рельефа.
Полезные ископаемые. Истории экспедиций.
Классификация полезных ископаемых ЯНАО. Фамилии и имена первых исследователей ЯНАО.
Рудные полезные ископаемые
Запасы хрома, железа, олова, свинца благородных и цветных металлов.
Нерудные полезные ископаемые.
Классификация нерудных полезных ископаемых. Неограниченные запасы Полярного Урала строительными ресурсами.
Климат и климатические ресурсы ЯНАО
Климатические особенности ЯНАО. Климатообразующие факторы. Влияние Арктики.
Сезоны года.
Энергетика теплооборота, влагооборот и циркуляция атмосферы, солнечная радиация, угол наклона солнечных лучей.
Атмосферные явления
Виды атмосферных явлений. Полярное сияние.
Многолетняя мерзлота
Причины формирование многолетней мерзлоты.
Гидрологическая сеть ЯНАО
Береговая линия. Характеристика Карского моря. Крупнейшие реки ЯНАО : Обь, Надым, Пур, Таз. и другие реки.
Реки Ямала
Характеристика рек ЯНАО: тип рек, питание рек, режим рек.
Озера Ямала
Страна озер. Формы и происхождение озер Ямало-Ненецкого автономного округа. Большое Щучье, Яррото, Шурышкарский Сор.
Подземные воды.
Артезианский бассейн термальных вод. Источниками питания подземного океана.
Почвы и земельные ресурсы.
Почвенно-растительный покров территории ЯНАО. Виды почв: тундровые, арктические, глеевые и торфяно-болотные почвы, подзолистые почвы.
Растительный покров.
Разнообразие растительного мира Ямала. Виды водной и наземной флоры.
Тундра
Границы тундровой зоны. Мохово-лишайниковая тундра. Мхи, лишайники — основа пастбищ северного оленя.
Лесотундра
Лесотундра — это комплекс тундр, редколесий, участков лиственных лесов и болот.
Тайга.
Границы Северной тайги. Лиственничные, лиственнично-еловые и лиственнично-сосновые леса.
Растения, занесенные в красную книгу
На территории ЯНАО выявлены семь видов растений, включенных в Красную книгу. Оценка состояния окружающей среды с помощью растений.
Животный мир ЯНАО.
Разнообразие животного мира Ямало-Ненецкого автономного округа.
Представители тундры, лесотундры, тайги и горноуральской природно-географических зон.
Животные Арктики
Приспособление животных к суровым условиям. Самые крупные копытные Арктики - овцебыки, ровесники мамонта.
Животные тундры.
Представители северных районов тундры.Песец, полярный волк, росомаха, заяц, горностай, ласка.
Животные лесотундры
Фауна лесотундры. Лесотундра — ценное оленье пастбище и охотничьи угодья.
Животные тайги.
Многообразие животного мира тайги. Основные виды. Приспособление к среде обитания, питание, зимовка.
Красная книга животных ЯНАО.
Создание Региональной Красной книги ЯНАО. Заповедники, заказники ЯНАО.
Ландшафты ЯНАО
Ландшафтные области и провинции территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Народные промыслы.
Народные традиционные промыслы коренных народов севера. Традиционные народные художественные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа.
Оленеводство.
Оленеводство - важнейшая отрасль экономики Ямало-Ненецкого автономного округа.
Животноводство.
Животноводство — наиболее древний промысел человечества. Основные отросли животноводства ЯНАО.
Рыболовство.
Значение рыбных запасов. Нерестилища и нагул рыбы. Основные виды промысловых рыб.
Роль рыбы в жизнеобеспечении коренных народов Севера.
Экология Ямала.
Главному обитателю тундры – оленю – все труднее жить на Севере. Загрязнение воды, почвы, воздуха.
Подведение итогов. Оформление результатов наблюдений в целостный проект
Работа над проектом.
Защита проекта
Календарно-тематическое планирование к программе
дополнительного естественно - научного образования «Краеведение ЯНАО» составлено на основе авторской программы Ускова М.В., Орлова А.Н., Козориз М.М. «География ЯНАО» (Программа Ямало-Ненецкого Окружного Института Усовершенствования учителей, учебная программа, региональный компонент, География ЯНАО 8-9 кл., Салехард, 2003г). Обучение ведется по учебному пособию География Ямало-Ненецкого автономного округа для учащихся 8-9 классов. - Тюмень: ТГУ, 2001.
Программа предназначена для изучения основ краеведения в общеобразовательных учреждениях ЯНАО и является национально - региональным компонентом. Богатейший материал курса географии позволит обучающимся расширить свой кругозор и с любовью относиться ко всему, что их окружает.
Учебно-тематический план
№ | Раздел/Тема | Количество часов | Количество практических работ |
1 | Введение | 1 | |
2 | Мамонтовая биота на Ямале | 1 | |
3 | Этнографическая история коренных жителей Ямала. Освоение ЯНАО. | 3 | |
4 | Географическое положение округа. Административное деление. | 4 | 3 |
5 | Мифы и легенды | 1 | |
6 | Религия. Шамаизм. | 1 | |
7 | Малые жанры фольклора. | 2 | |
8 | Быт коренных народов | 4 | 1 |
9 | Культура коренных народов. | 3 | 1 |
10 | Геологическая история Ямала. Рельеф. | 6 | 2 |
11 | Климат | 5 | 2 |
12 | Гидрологическая сеть | 6 | 3 |
13 | Земельные ресурсы | 2 | 1 |
14 | Растительность ЯНАО | 5 | 1 |
15 | Животные ЯНАО | 7 | 2 |
16 | Природные комплексы ЯНАО | 2 | 1 |
17 | Народные промыслы ЯНАО | 6 | 1 |
18 | Экология ЯНАО | 5 | 2 |
19 | Проекты | 6 | |
Итого: | 70 | 20 |
Календарно-тематический план
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Виды деятельности учащихся |
1 | Введение Краеведение как направление изучения истории, культуры и природы родного края. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве. Организм и окружающая среда. Значение естественнонаучных знаний в жизни человека. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
2 | Мамонтовая биота на Ямале Мамонты (Mammuthus), род вымерших млекопитающих семейства слоновых (Elephantidae) отряда хоботных (Proboscidea). Точные временные границы эпохи существования этого рода и ход изменений его ареала. Неизвестно и общее число его видов, однако, судя по всему, их было не меньше десятка. Классификация по форме зубов. | 1 | Лекция Выполнение тестовых работ по определению уровня владения языковыми нормами языка |
3 | Этнографическая история коренных жителей Ямала Народы, населяющие территорию округа. Ненцы, селькупы и северные ханты, коми-зыряне. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
4 | История освоения и образования ЯНАО Первые поселения человека на территории округа. Освоение ЯНАО. История образования ЯНАО. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
5 | Хозяйственное освоение территории округа. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
6 | Географическое положение округа Расположение округа. Крайние точки. Пограничные территории. Географические координаты. Расстояние от Москвы до Салехарда . | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
7 | Обозначение на контурной карте границ округа и граничащих с ним регионов и субъектов России, столицы округа, центров муниципальных образований, крайних точек территории ЯНАО. | 1 | Практическая работа |
8 | Административное деление ЯНАО Административное деление Ямало-Ненецкого автономного округа. Красноселькупский район, Надымский район, Приуральский район, Пуровский район, Тазовский район, Шурышкарский район, Ямальский район. В округе 7 городов окружного подчинения, 8 поселков городского типа, 103 сельских населенных пунктов. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
9 | Анализ демографической ситуации в своем регионе. | 1 | Практическая работа |
10 | Мифы и легенды. Представление о мире народов ханты. Религиозные представления ненцев. Вера в духов. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
11 | Религии северных народов. Шаманизм. Государственная политика России 18-19 века. Языческий пантеон богов. Местные божества и святые места. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
12 | Малые жанры фольклора. Понятие о фольклоре (устном народном творчестве). Различия между фольклором и литературой. Особенности фольклора (коллективный характер творчества, опора на традицию, вариативность, анонимность, устный характер бытования). Фольклор – обобщение мудрости народа | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
13 | . Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки, заговоры, заклинания, обереги, считалки. Их сходство и различия с аналогичными жанрами в славянском фольклоре. | 1 | Лекция. Творческая работа. |
14 | Жилище. Домашняя утварь. Классический элемент оленеводческой материальной культуры является ненецкий чум. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
15 | Пища. Посуда. Основная пища ненцев, хантов, селькупов. Изготовление посуды. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
16 | Средства передвижения. Нарты. Виды нарт. Упряжка нарт. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
17 | Одежда и украшения. Украшение одежды, оружия, средств передвижения, орнамент – своеобразный культурный код коренных народов Ямала. Художественная обработка дерева и кости, изделия из бересты. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
18 | Виды орнаментов в народном искусстве, их предназначение и символика. Детские игрушки (кукла нухуко и ненцев, кукла акань у хантов). | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
19 | Игры. Детские игрушки. Игровая деятельность. Ненецкие игры. Соблюдение и почитание традиций . | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
20 | Национальные праздники. Традиционные праздники коренных народов Севера | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
21 | Национальные виды спорта. Северное многоборье. Метание топора на дальность, тройной национальный прыжок, метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, бег с палкой на три километра по пересеченной местности. | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа | |
22 | Геологическая история Ямала. Внутренние и внешние процессы. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
123 | Рельеф Рельеф округа представлен двумя частями: горной и равнинной. Высочайшая точка. Формы рельефа. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
24 | Полезные ископаемые. Истории экспедиций. Классификация полезных ископаемых ЯНАО. Фамилии и имена первых исследователей ЯНАО. | 1 | Лекция Практическая работа |
25 | «Полезные ископаемые округа», на основе текста учебника и географических карт атласа ЯНАО составить таблицу провести анализ, выводы. | 1 | Лекция Практическая работа |
26 | Рудные полезные ископаемые Запасы хрома, железа, олова, свинца благородных и цветных металлов. | 1 | Лекция Практическая работа |
27 | Нерудные полезные ископаемые. Классификация нерудных полезных ископаемых. Неограниченные запасы Полярного Урала строительными ресурсами. | 1 | Лекция Практическая работа |
28 | Климат и климатические ресурсы ЯНАО Климатические особенности ЯНАО. Климатообразующие факторы. Влияние Арктики. | 1 | Лекция Практическая работа |
29 | Составление характеристики климатических показателей своей местности | 1 | Практическая работа |
30 | Сезоны года. Энергетика теплооборота, влагооборот и циркуляция атмосферы, солнечная радиация, угол наклона солнечных лучей. | 1 | Обсуждение сообщений учащихся |
31 | Атмосферные явления Виды атмосферных явлений. Полярное сияние. | 1 | Обсуждение сообщений учащихся |
32 | Многолетняя мерзлота Причины формирование многолетней мерзлоты. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
33 | Гидрологическая сеть ЯНАО Береговая линия. Характеристика Карского моря. Крупнейшие реки ЯНАО : Обь, Надым, Пур, Таз. и другие реки. | 1 | Лекция Практическая работа |
34 | Реки Ямала Характеристика рек ЯНАО: тип рек, питание рек, режим рек. | 1 | Лекция Практическая работа |
35 | Составление характеристики экологического состояния рек округа. | 1 | Практическая работа |
36 | Озера Ямала Страна озер. Формы и происхождение озер Ямало-Ненецкого автономного округа. Большое Щучье, Яррото, Шурышкарский Сор. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
37 | Характеристика экологического состояния озер вашей местности. | 1 | Практическая работа |
38 | Подземные воды. Артезианский бассейн термальных вод. Источниками питания подземного океана. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
39 | Почвы и земельные ресурсы. Почвенно-растительный покров территории ЯНАО. Виды почв: тундровые, арктические, глеевые и торфяно-болотные почвы, подзолистые почвы. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
40 | Определение распределяемости земельного фонда в пределах округа, зональной и азональной дифференциации природы. Построение почвенных профилей, круговых диаграмм. | 1 | Практическая работа |
41 | Растительный покров. Разнообразие растительного мира Ямала. Виды водной и наземной флоры. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
42 | Тундра Границы тундровой зоны. Мохово-лишайниковая тундра. Мхи, лишайники — основа пастбищ северного оленя. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
43 | Лесотундра Лесотундра — это комплекс тундр, редколесий, участков лиственных лесов и болот. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
44 | Тайга. Границы Северной тайги. Лиственничные, лиственнично-еловые и лиственнично-сосновые леса. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
45 | Растения, занесенные в красную книгу На территории ЯНАО выявлены семь видов растений, включенных в Красную книгу. Оценка состояния окружающей среды с помощью растений. | 1 | Лекция Творческая работа Составление атласа |
46 | Животный мир ЯНАО. Разнообразие животного мира Ямало-Ненецкого автономного округа. Представители тундры, лесотундры, тайги и горноуральской природно-географических зон. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
47 | Животные Арктики Приспособление животных к суровым условиям. Самые крупные копытные Арктики - овцебыки, ровесники мамонта. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
48 | Животные тундры. Представители северных районов тундры. Песец, полярный волк, росомаха, заяц, горностай, ласка. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
49 | Животные лесотундры Фауна лесотундры. Лесотундра — ценное оленье пастбище и охотничьи угодья. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
50 | Животные тайги. Многообразие животного мира тайги. Основные виды. Приспособление к среде обитания, питание, зимовка. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
51 | Проблемы и меры по охране животного мира ЯНАО. | 1 | Практическая работа |
52 | Красная книга животных ЯНАО. Создание Региональной Красной книги ЯНАО. Заповедники, заказники ЯНАО. | 1 | Лекция Создание атласа |
53 | Ландшафты ЯНАО Ландшафтные области и провинции территории Ямало-Ненецкого автономного округа. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
54 | Составление комплексной характеристики ландшафтной провинции | 1 | Прак5тическая работа |
55 | Народные промыслы. Народные традиционные промыслы коренных народов севера. Традиционные народные художественные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
56 | Оленеводство. Оленеводство - важнейшая отрасль экономики Ямало-Ненецкого автономного округа. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
57 | Распределение поголовья оленей по хозяйствам и формам собственности | 1 | Практическая работа |
58 | Животноводство. Животноводство — наиболее древний промысел человечества. Основные отросли животноводства ЯНАО. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
59 | Рыболовство. Значение рыбных запасов. Нерестилища и нагул рыбы. Основные виды промысловых рыб. Роль рыбы в жизнеобеспечении коренных народов Севера. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
60 | «Экономика Ямала»: становление, состояние, расстановка сил, тенденции развития. | 1 | Практическая работа |
61 | Экология Ямала. Главному обитателю тундры – оленю – все труднее жить на Севере. Загрязнение воды, почвы, воздуха. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
62 | Экологическая ситуация своей местности. | 1 | Практическая работа |
Исследование почвенного покрова территории школы | 1 | Практическая работа | |
63 | Исследование растительного покрова территории школы | 1 | Практическая работа |
64 | Подведение итогов. Обобщение материалов. | 1 | Лекция Обсуждение выступлений учащихся Творческая работа |
65-66 | Оформление результатов наблюдений в целостный проект | 1 | Творческая работа |
67-69 | Работа над проектом. | 1 | Творческая работа |
70 | Защита проекта | 1 | Творческая работа |
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Практическая часть программы предусматривает увеличение количества практических работ, усилена их направленность на конечный результат учебно - воспитательного процесса - развитие личности обучающихся, так как они предусматривают собственную оценку полученных результатов учебной деятельности, помогают не только формированию умений, но и усвоению новых знаний о географических особенностях округа, их оценке для жизни и деятельности человека.
№ | Тематика практических работ |
1 | Обозначение на контурной карте границ округа и граничащих с ним регионов и субъектов России, столицы округа, центров муниципальных образований, крайних точек территории ЯНАО. |
2 | История хозяйственного освоения территории округа. |
3 | На основе текста учебника и географических карт атласа ЯНАО составить таблицу «Полезные ископаемые округа», провести анализ, выводы. |
4 | Составление характеристики климатических показателей своей местности |
5 | Составление характеристики экологического состояния рек округа. |
6 | Характеристика экологического состояния озер вашей местности. |
7 | Определение распределяемости земельного фонда в пределах округа, зональной и азональной дифференциации природы. Построение почвенных профилей, круговых диаграмм. |
8 | Подготовка сообщений о проблемах и мерах по охране животного мира ЯНАО. |
9 | Составление комплексной характеристики ландшафтной провинции |
10 | Анализ демографической ситуации в своем регионе. |
11 | Заполнение таблицы: распределение поголовья оленей по хозяйствам и формам собственности |
12 | «Экономика Ямала»: становление, состояние, расстановка сил, тенденции развития. |
13 | Подготовка сообщений по проблеме «Экономика Ямала»: становление, состояние, расстановка сил, тенденции развития. |
14 | Сбор и обработка информации об экологической ситуации своей местности |
15 | Исследование почвенного покрова территории школы |
16 | Исследование растительного покрова территории школы |
Программное и коммуникационное обеспечение
Курс носит практический характер, центральное место занимают коммуникативные умения. На занятиях необходимо дать обучающимся правила, нормы, эталоны общения, выработать навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны понять, что надо делать и говорить и как.
Занятие обычно включает правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии,
выполнение самостоятельных работ.
Коммуникационное обеспечение
Название сайта | Электронный адрес |
Краеведение. Одаренные дети | |
Словари → Энциклопедические словари → Энциклопедический словарь | |
справочник «Музейный компас Сибири: Музеи ЯНАО Словари, энциклопедии, справочники | |
ОБЗОР КНИЖНЫХ ФОНДОВ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ | |
Олимпиада по краеведению |
Критерии оценки устного ответа:
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; 9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Требования к работе в контурных картах:
- Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.
- При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.
- Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
- Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
- Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
- В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
Литература:
Для учителя:
Быковский В.А. Есть город на Ямале-Муравленко. Екатеринбург 1999.
Быковский В.А. Огонь, вода и нефтяные трубы Западной Сибири. Екатеринбург 2002.
Быковский В.А. Экологические вопросы при разработке нефтяных месторождений Крайнего Севера. Екатеринбург 1999.
Великопольский С.Д. и др. Высота: Книга воспоминаний о Викторе Ивановиче Муравленко.Тюмень 1997.
Юрасова М., Юрасова Г. В.И.Муравленко (серия “наши земляки”). Свердловск 1986.
Ларин С.И. и др. География ЯНАО 8-9 кл. – Тюмень, изд-во ТГУ, 2001г.
Бахарева О.А. Национально-региональный компонент в курсе географии. – Йошкар-Ола, 2002г.
Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе ( пособие для учителей) – Москва “Просвещение”.
Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень 1994.
Сусой Е.Г. Леонид Лапцуй-страницы жизни и творчества. Тюмень 1995.
Дудников Н.Ф. Мой дом север. Москва 1997.
Для учеников:
1.Ямал – грань веков и тысячелетий. Народы Ямала. Энциклопедия.
2. Всемирная география. http://www.wgeo.ru
3. www.world-gazetteer.com
4. Лезова С.В. Жилище северных селькупов.//Экспериментальная археология.Тобольск,1991, вып.1
5. Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов.М.,1998
6. Пелих Г.И.Происхождение селькупов. Томск, 1972
7. Перевалова Е.В. Этническая история северных хантов (обдорско-куноватская группа) в 17-начале 20 вв.Канд.дис.Екатеринбург.
8. Хомич Л.В. Ненцы.-М.-Л.1966.
9. Хомич Л.В. Религиозные культы у ненцев.
10. Ямал:Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа, Т.1.Тюмень:Издательство Тюменского государственного университета, 2004.368 С
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании . (Анализ достижений учащихся на основе реализации инновационных идей)
Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении, делая ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации...
1.4.Распространение идей, отраженных в содержании методической разработки
Копии сертификата, приказа...
Проект "Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей"
Планета наша огромна. И за целую жизнь не может человек обойти её всю, от края до края. Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир. Это – наша родная планета. Сколько н...
Распространение идей, отраженных в содержании методической разработки 2019-2024 гг.
Копии приказов...
1.4.Распространение идей, отраженных в содержании методической разработки
Копии сертификата, приказа...
Доклад на Межрегиональных педагогических чтениях, "Инновационные идеи и методические решения в профессиональном образовании", в рамках Десятилетия науки и технологий, посвященная Году педагога и наставника 01 июня 2023 года
В докладе освещаются актуальные проблемы дистанционного обучения , связанные с современными реалиями , а также приводятся примеры из личной практики их решения....