Текст как система по формированию различных умений и навыков
статья на тему

Пономаренко Регина Равилевна

Текст как система по формированию различных умений и навыков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Текст как система по формированию различных умений и навыков

На уроках английского языка текст представляют как систему речевого продукта носителей английского языка. Он несёт особую ценность в качестве систематизированного образца функционирования языка в рамках темы, контекста, ситуации, проблемы, сферы и жанра обращения, ориентации на определённого адресата, с отражением социального, деятельностного фона, выражением социальной, профессиональной, личностной позиции. Лингвисты рассматривают текст как зафиксированный в той или иной форме продукт устной или письменной речи. Текст следует рассматривать в следующих обучающих функциях: как иллюстрацию функционирования языковых единиц; как образец речи определённой структуры, формы и жанра; как образец реализации речевых намерений автора; как модель порождения речевого высказывания, сообщения или речевого общения (текст - диалог); как структуру управления учебными действиями учащихся (учебный текст); в обучении аспектам языка (фонетике, лексике, грамматике, интонации) и в обучении видам иноязычной речевой деятельности (всем видам чтения, говорения, аудирования, письма). Диалогические тексты, особенно специально составленные, способны стать основой самостоятельного коммуникативного тренинга, то есть самообучения иноязычному общению. Функции текста в обучении иноязычному общению отнюдь не исчерпываются вышеназванными. К тексту как системе тесно примыкают и структурно - речевые образования разные типы текстов монологического и диалогического характера, смешанные жанры высказываний. Систематизация различных типов текстов необходима для обучения иноязычному общению с целью формирования у обучаемых способности пользоваться различными жанрами, тактиками и техниками речевого общения, с одной стороны, и их сочетания в соответствии с условиями деятельности, ситуацией общения, характером ролевого поведения собеседников, их межличностного и межролевого взаимодействия, - с другой.

Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить учащихся различным операциям с материалами текста, разнообразным манипуляциям с разнохарактерными единицами - предложением, сверхфразовым единством, субтекстом и текстом с учётом жанровых и стилистических особенностей определённого класса исходного (образцового) текста, навыкам и умениям дифференциации, реконструирования, трансформации и конструирования языковых единиц в решении определённой учебной задачи (например, пересказа текста, его использования в коммуникативно - обращённом устном монологическом высказывании, диалоге, письменном сообщении и т. д. ).

Обучение различным приёмам работы с текстом на различных этапах.

Работу с текстом делят на три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Обучение приёмам работы с текстом и получение необходимых знаний, умений и навыков позволяет учащимся овладеть умениями и навыками самостоятельной работы с текстом и подготовки речевых высказываний различного типа.

Работа с текстом на уроках английского языка

ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.

Приёмы работы с материалом текста и соответствующие упражнения на ПРЕДТЕКСТОВОМ ЭТАПЕ предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, тренировки сиюминутной их семантизации, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видовременными формами глагола и т. д. ) и языковой догадкой для формирования навыков вероятностного прогнозирования.

Упражнения на узнавание слова по формальному признаку:

  1. Определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова.
  2. Прочитайте слова и укажите, от каких слов они образованы.

Упражнения на узнавание слова по семантическому признаку:

  1. Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.
  2. Найдите синонимы, антонимы в ряду данных слов.
  3. Прочитайте и выпишите из текста все слова обозначающие: предметы, действия и т. д.
  4. Выберите из текста слова, относящиеся к изучаемой теме.

Упражнения на автоматизацию узнавания лексических единиц:

  1. Найдите в ряду слов существительное (глагол, прилагательное … …).
  2. Найдите самое общее или самое конкретное по значению слово. (Упражнения ограничить во времени).

Упражнения на различение грамматических явлений:

  1. Выпишите из текста изучаемые явления и сгруппируйте их.
  2. Выпишите предложения с данной грамматической формой.
  3. Объясните употребление данной грамматической формы.

Подстановочные упражнения:

  1. Составьте предложения из слов, данных вразбивку.
  2. Замените выделенную форму по образцу.

Трансформационные упражнения:

  1. Составьте из двух предложений одно простое.
  2. Образуйте сложноподчинённое предложение из приведённых простых.
  3. Выразите ту же мысль другими средствами.

Упражнения для обучения работе со словарной статьёй:

  1. Быстро сориентируйтесь в алфавите и найдите указанное слово.
  2. Определите значение сложного слова по его элементам.
  3. Трансформируйте грамматическую форму слова, встречающуюся в тексте, в словарную, исходную.

Упражнения на прогнозирование содержания читаемого:

  1. Прочтите заглавие и скажите, о ком (чём) будет идти речь в данном тексте
  2. Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

Предтекстовая ориентировка читающего:

  1. Ответьте на предтекстовые вопросы.
  2. Определите верные и неверные утверждения.

ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.

На ТЕКСТОВОМ ЭТАПЕ предполагается использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста.

Упражнения на свёртывание текста:

  1. Найдите в предложении или группе предложений элементы, несущие информацию.
  2. Расположите предложения абзаца по степени важности информации.
  3. Сократите предложения, абзацы, отдельные фрагменты текста за счёт исключения несущественной информации.

Упражнения на реконструкцию текста:

  1. Составьте предложения из заданных ключевых слов по образцу.
  2. Расположите разрозненные предложения в соответствии с предлагаемой схемой.
  3. Составьте сокращённый вариант текста из 10 предложений на основе выбора их из предложенных 20.

Упражнения на перефразирование:

  1. Замените слово синонимом по образцу.
  2. Замените слова дефиницией (описанием).
  3. Преобразуйте действительный залог в страдательный, и наоборот по образцу.
  4. Расположите разрозненные пункты плана в соответствии с содержанием.
  5. Воспроизведите текст по плану

Упражнения на обобщения материала:

  1. Сделайте итоговый вывод или резюме по содержанию текста.

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.

На послетекстовом этапе приёмы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания текста.

Упражнения на выявление темы текста:

  1. Выявите слова, выражающие тему в абзаце, в связке абзацев, в тексте.
  2. Найдите обобщающие слова и сформулируйте тему.
  3. Сформулируйте тему самостоятельно.

Упражнения на передачу сюжета:

  1. Оцените значение указанного события или эпизода для развития сюжета.
  2. Определите наиболее значительные события и/или эпизоды в тексте.

Упражнения на составление характеристики персонажей:

  1. Выделите авторские характеристики.
  2. Ответьте на вопросы к фрагментам текста.
  3. Поставьте вопросы к фрагментам текста.
  4. Прокомментируйте авторскую характеристику героев.
  5. Дайте свою характеристику героям.

Ознакомительное чтение (reading for the main idea) представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение “для себя”, без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, т. е. выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных умений и навыков в непосредственной образовательной деятельности английского яхыка

Формирование коммуникционных умений и навыков в непосредственной образовательной деятельности английского языка     Основная цель обучения – научить дошкольников понимать дос...

Деятельность учителя по формированию информационных умений и навыков, обеспечивающая постепенный переход к формированию УУД

В новых условиях стремительного роста объёма информации идёт переоценка ценностей в образовании. Возрастает потребность в формировании навыков по...

Формирование трудовых умений и навыков у учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида посредством системы деятельности педагога, направленной на развитие элементов творческих способностей на уроках ручного труда и изодеятельности

Данная система деятельности педагога может быть применена на уроках (занятиях) ручного труда и изодеятельности в учреждениях дошкольного, школьного и дополнительного образования для развития творчески...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ СООТВЕТСТВИЯ В СИСТЕМЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В КУРСЕ ХИМИИ.

Статья размещена в сборнике материалов  Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Архангельск, 23 апреля 2015 г.). В статье обозначены достоинства и недостатки тес...

«СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ»

В течение многих лет прочные позиции  в ряду форм итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе занимало изложение с элементами сочинения. Подробный пересказ как вид работы требует от ученика ...