Методический семинар
учебно-методический материал на тему

Развитие технологических аспектов в преподавании биологии расширяет возможности мотивирования школьников к изучению предмета.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства.  Федеральные государственные образовательные стандарты   устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения учащимися основной общеобразовательной программы, моделируют    образ личности, умеющей творчески мыслить, анализировать, находить нестандартные решения, способной ставить цели, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность. Новому обществу нужны люди, не только обладающие глубокими знаниями, но и способные применять полученные знания на практике.

Я работаю в МБОУ «Калмашская СОШ» Тукаевского муниципального района РТ с 2001 года. Наша  школа со смешанным контингентом обучающихся: здесь учатся одаренные и обычные дети, татары и русские, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из неполных и социально неблагополучных семей, дети,  нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.  Это «Школа для всех, школа для  каждого» - именно так называется программа развития нашей школы.

Работая учителем биологии на протяжении многих лет, в последние годы я столкнулась с проблемой отсутствия должного интереса к предмету. Выяснилось, что ученики зачастую не понимают практического значения предмета биологии, не видят возможности применения знаний в дальнейшей жизни. Мотивация к изучению предмета биологии снижается. Действительно, небольшой процент выпускников выбирает профессию, связанную с биологией. Однако простейшее биологическое образование необходимо каждому человеку, которому, так или иначе, придется принимать участие в решении различных жизненных задач, связанных как с экологическими проблемами, так и проблемами   здоровья:  собственного и окружающих. Проблема развития мотивации к изучению биологии в моей педагогической практике родилась именно из этих противоречий.

          Не только  заинтересовать учащихся своим предметом, но и  удержать этот интерес, доказать значимость полученных знаний в дальнейшей жизни, мотивировать на изучение биологии – в этом я вижу свою цель.

Мотивация - общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации.   Согласно закону Йеркса-Додсона, эффективность учебной деятельности находится в прямой зависимости от силы мотивации - чем сильнее побуждение к действию, тем выше результат деятельности. Другими словами, образы мотивации держат в своих руках совместно учителя (внешняя, мотивация обучения, его отношение к профессиональным обязанностям) и учащихся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация).

В основе системы моей педагогической деятельности по развитию мотивации к учению на уроках биологии лежат идеи классиков психологии и педагогики: А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, А.К. Марковой.  Реализацию этих идей мы находим в ФГОС по биологии. Сказать новое слово в этой области невозможно, однако возможно развить технологические аспекты преподавания предмета:  придумать приёмы, и отобрать методы, наиболее актуальные в обучении биологии  именно для учащихся нашей школы. Я заинтересовалась технологическими аспектами развития мотивации школьников к изучению биологии, поскольку воздействовать на умы и сердца современных школьников можно, отказавшись от рутинного, скучного обучения, взяв на «вооружение», разнообразные приемы, техники, методы развивающего и проблемного обучения.

Расширение возможностей   мотивирования школьников к изучению биологии  на основе развития технологических аспектов преподавания  предмета -  так я определила цель своего опыта по развитию мотивации школьников.  

Компетентность педагога в области мотивирования обучающихся может проявляться в различных аспектах. Это и организация постановки учащимися цели учения, предложение заданий, способствующих, с одной стороны, актуализации у них имеющихся знаний и личностного опыта, а с другой - пониманию ограниченности имеющихся умений для решения поставленной задачи или учебной проблемы.  От меня как учителя зависит не только подбор разнообразных, интересных заданий, но и использование их таким образом, чтобы   ученики почувствовали свой успех. В то же время необходимо поддержание интереса к познанию на протяжении всего урока: например, посредством организации самооценивания учениками степени достижения цели учения или использования таких методических приёмов, которые бы  вовлекали  учеников в деятельность при изучении нового материала, побуждали их самостоятельно рассуждать. А ещё нужно организовать деятельность учеников на каждом из этапов урока: вводном, основном, обобщающем и заключительном. И для этого мне было необходимо овладеть  методиками интерактивного обучения, научиться использовать новые образовательные, в том числе информационно-коммуникационные, технологии обучения, научиться сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки  учащихся, овладеть методами организации индивидуальной, парной, групповой деятельности обучающихся, и (что очень важно!)  научиться организовывать рефлексию относительно поставленной учащимися цели учения.

Всему этому надо было «учиться – учиться – и – учиться»: на курсах повышения квалификации, заседаниях методического объединения, семинарах и вебинарах, в неформальном общении с коллегами, посредством самообразования и даже во время путешествий. В итоге были усовершенствованы уже известные и родились мои собственные приёмы и находки.

Приёмы  «Я пакую свой багаж», «Весы» для постановки обучающимися цели  учения

В первом случае - «Я пакую свой багаж» - ученикам предлагается собрать «свой багаж знаний», составить список того, что они уже знают и список того, что им необходимо, как они считают, узнать на уроке.

Во втором случае - «Весы» - учащиеся «взвешивают» свой личностный опыт и знания: ставят на одну чашу весов всё, что они  уже  знают и умеют в рамках данной темы, а на другую - то, что «я не знаю и не умею, но хочу научиться делать и узнать на уроке»

Особую трудность у учащихся вызывает самостоятельная учебная деятельность, нахождение межпредметных связей и применение знаний на практике. Для развития мотивации к изучению биологии использую межпредметные связи не только с науками естественного цикла (география, химия, физика), но и с литературой, искусством. Данные методы позволяют не только повысить интерес к биологии и к другим естественным наукам, но и к литературе, что я считаю достаточно важным и особенно актуальным в настоящее («нечитающее») время. Мною собрана довольно большая копилка из фрагментов фильмов и отрывков литературных произведений, разработана презентация «Живые организмы в произведениях литературы и искусства», которые успешно применяются на уроках. Приведу несколько примеров.

Использование фрагментов из произведений литературы для постановки проблемы на уроке

1. У. Шекспир «Гамлет». Убийство отца Гамлета собственным братом, который влил яд в ухо спящему королю. (видеофрагмент урока 8 класс тема «Слуховой анализатор»)

2. А. Беляев «Человек-амфибия». Был  ли прав  Беляев, называя  главного героя амфибией? (7 класс тема «Земноводные»)

Разнообразить формы деятельности обучающих на уроке, способствовать развитию мотивации к изучению предмета биология мне помогают методики деловых игр (на обобщающих уроках, например, урок «Суд над бактериями»),

лабораторные  опыты:

 - 10 класс, тема «Белки»: почему пероксид водорода бурно реагирует с сырым картофелем, а с вареным – нет? (10 класс, тема «Белки-ферменты», видеофрагмент урока)

 - 6 класс, тема «Семя»: опыт «Условия, необходимые для прорастания семян».

 Повысить результативность учебного процесса по предмету посредством использования исследовательской деятельности, которая способствует повышению мотивации детей к обучению, обеспечивает прирост их знаний, умений, навыков, способов деятельности, ориентированных на практику. Как известно, во-первых, формирование практически любого исследовательского умения и навыка дает метапредметный результат. Во-вторых, исследования можно проводить в урочное и внеурочное время. В-третьих, объектом исследования может быть любой биологический организм, явление, проблема (например, «Бобры – гостья окрестностей села Калмаш», «Стресс. Возможна ли жизнь без стресса?»). Все проведенные учащимися исследования ориентированы на практическую деятельность и повышают уровень мотивации к обучению биологии.

Проектная деятельность позволяет развивать интерес к предмету у обучающихся не только посредством  урочной, но и внеурочной деятельности. В результате  появляются как индивидуальные, так и коллективные проекты биологической направленности. В ходе работы над проектом происходит формирование  УУД: познавательных (постановка и решение проблемы), регулятивных (участники работают единой командой, разделяют задачи), коммуникативных (общаются, принимают совместное решение, слушают мнение других), личностных (высказывают свою точку зрения). Так, например, учащимися был разработан и реализован проект «Сигареты и Я»: составлены вопросы и проведено анкетирование среди учеников 8-11х классов; по результатам анкетирования был разработан социальный проект; затем ученики выступили на классных часах и родительских собраниях.

В целях развития мотивации к изучению предмета, выявления талантливых, одарённых детей привлекаю учащихся к различным предметным конкурсам, олимпиадам и созданию социальных проектов, что отвечает и задачам программы развития МБОУ «Калмашская СОШ». 

Результативность опыта можно оценить по такимим критериям, как результаты   анкетирования учащихся по методике Г.Н. Казанцевой «Изучение отношения к учению и отдельным предметам», показывающие, что мотивация к изучению биологии у учащихся выросла; увеличение количества выпускников школы, выбравших сдачу биологии в форме ЕГЭ; динамика и эфективность участия школьников в олимпиадах и научно-практических конференциях по предмету; увеличение количества выпускников, связавших свою профессию с биологией;  позитивная динамика обученности и качества знаний учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод:  развитие технологических аспектов в преподавании биологии расширяет возможности мотивирования школьников к изучению предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...