Формирование здорового образа жизни у нахимовцев
статья (9 класс) на тему
В последние годы состояние здоровья населения России вызывает обоснованную тревогу. У нас наблюдается кризис физического, психического и нравственного здоровья практически всех возрастных групп: очень высока заболеваемость, смертность, сократилась продолжительность жизни, снижается доля трудоспособного населения. Особенно тревожит ухудшение здоровья детей. Каждый третий ребёнок, поступающий в школу, имеет то или иное хроническое заболевание.
Причины такой ситуации в России многообразны и обусловлены социально- экономической депрессией, изменением ритма и образа жизни современного человека, характера питания, низкой двигательной активностью, информационными и психоэмоциональными перегрузками. «Болезни поведения» становятся ведущей формой патологии современного человека. Первичная профилактика этих заболеваний может быть осуществлена только посредством воспитания осознанного отношения к своему здоровью, формирования навыков и привычек здорового образа жизни.
На состояние здоровья детского населения существенную отрицательную роль играют также условия обучения в образовательных учреждениях закрытого типа… За время обучения в несколько раз увеличивается количество детей с нарушениями слуха и зрения, нервной системы, желудочно-кишечного тракта.
По данным института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% отрицательных влияний, ухудшающих здоровье школьников
По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:
1. Снижение числа абсолютно здоровых детей (их осталось 10-12%)
2. Увеличение доли функциональных нарушений и хронических заболеваний у детей и подростков (у 50-60% детей)
3. Увеличение числа воспитанников, имеющих несколько диагнозов по части патологии органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата.
К выпускному классу здоровых детей остаётся не более 15 %. Можно сказать, что дети за образование в современной российской школе расплачиваются своим здоровьем. Таким образом, ситуация со здоровьем россиян требует активизации оздоровительной работы в образовательных учреждениях. Общество предъявляет социальный заказ системе образования на здоровую личность. Необходимо обеспечить сохранение здоровья детей, научить их вести здоровый образ жизни, правильно строить свои взаимоотношения с природой.
Актуальность формирования здоровья и здорового образа жизни школьника определяются ухудшением состояния здоровья населения, педагогов и учащихся в том числе, которое связано с экологическими, социальными и социокультурными изменениями, происходящими на рубеже веков.
Сегодня, внимание к проблеме здоровья и здорового образа жизни очень велико. Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" зарегистрирован в Минюсте 2 февраля 2011 №19676 ПРИКАЗ Министерства ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 4 октября 2010 г. N 986 Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99 № 52-ФЗ. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
Постановление от 29 декабря 2010 г. N 189 Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения с 1 сентября 2011 года.
Чтобы понимать как вести здоровый образ жизни, нужно понимать на что следует обратить внимание в первую очередь. Факторы, оказывающие влияние на здоровье
1. Наследственность – определяет здоровье на 20 %
2. Условия внешней среды – на 20 %
3. Деятельность системы здравоохранения – на 10 %
4. Образ жизни человека – на 50 %.
Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Образ жизни – это то, что соединяет человека с обществом, включает его в систему общественных отношений. Таким образом, формирование здорового образа жизни у воспитанников НВМУ считается фундаментально важным, а значит, данный проект считается актуальным.
Объект: воспитанники НВМУ с 5 по 11 классы включительно
Предмет: развитие идей физического воспитания и использование их на практике в распорядке дня воспитанников НВМУ
Цель проекта: Формирование здорового образа жизни воспитанников НВМУ с 5 по 11 класс
Задачи:
v изучить материал, касающийся формированию здорового образа жизни в школе посредством физического воспитания
v выделить основные понятия
v обозначить уровни и элементы формирования здорового образа жизни в школе
v выявить основные идеи физического воспитания П.Ф. Лесгафта
v Охарактеризовать основные мероприятия по физическому воспитанию нахимовцев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование здорового образа жизни у нахимовцев | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здорового образа жизни у нахимовцев посредством физического воспитания.
В последние годы состояние здоровья населения России вызывает обоснованную тревогу. У нас наблюдается кризис физического, психического и нравственного здоровья практически всех возрастных групп: очень высока заболеваемость, смертность, сократилась продолжительность жизни, снижается доля трудоспособного населения. Особенно тревожит ухудшение здоровья детей. Каждый третий ребёнок, поступающий в школу, имеет то или иное хроническое заболевание.
Причины такой ситуации в России многообразны и обусловлены социально- экономической депрессией, изменением ритма и образа жизни современного человека, характера питания, низкой двигательной активностью, информационными и психоэмоциональными перегрузками. «Болезни поведения» становятся ведущей формой патологии современного человека. Первичная профилактика этих заболеваний может быть осуществлена только посредством воспитания осознанного отношения к своему здоровью, формирования навыков и привычек здорового образа жизни.
На состояние здоровья детского населения существенную отрицательную роль играют также условия обучения в образовательных учреждениях закрытого типа… За время обучения в несколько раз увеличивается количество детей с нарушениями слуха и зрения, нервной системы, желудочно-кишечного тракта.
По данным института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% отрицательных влияний, ухудшающих здоровье школьников
По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:
- Снижение числа абсолютно здоровых детей (их осталось 10-12%)
- Увеличение доли функциональных нарушений и хронических заболеваний у детей и подростков (у 50-60% детей)
- Увеличение числа воспитанников, имеющих несколько диагнозов по части патологии органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата.
К выпускному классу здоровых детей остаётся не более 15 %. Можно сказать, что дети за образование в современной российской школе расплачиваются своим здоровьем. Таким образом, ситуация со здоровьем россиян требует активизации оздоровительной работы в образовательных учреждениях. Общество предъявляет социальный заказ системе образования на здоровую личность. Необходимо обеспечить сохранение здоровья детей, научить их вести здоровый образ жизни, правильно строить свои взаимоотношения с природой.
Актуальность формирования здоровья и здорового образа жизни школьника определяются ухудшением состояния здоровья населения, педагогов и учащихся в том числе, которое связано с экологическими, социальными и социокультурными изменениями, происходящими на рубеже веков.
Сегодня, внимание к проблеме здоровья и здорового образа жизни очень велико. Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" зарегистрирован в Минюсте 2 февраля 2011 №19676 ПРИКАЗ Министерства ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 4 октября 2010 г. N 986 Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99 № 52-ФЗ. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
Постановление от 29 декабря 2010 г. N 189 Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения с 1 сентября 2011 года.
Чтобы понимать как вести здоровый образ жизни, нужно понимать на что следует обратить внимание в первую очередь. Факторы, оказывающие влияние на здоровье[1]:
1. Наследственность – определяет здоровье на 20 %
2. Условия внешней среды – на 20 %
3. Деятельность системы здравоохранения – на 10 %
4. Образ жизни человека – на 50 %.
Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Образ жизни – это то, что соединяет человека с обществом, включает его в систему общественных отношений. Таким образом, формирование здорового образа жизни у воспитанников НВМУ считается фундаментально важным, а значит, данный проект считается актуальным.
Объект: воспитанники НВМУ с 5 по 11 классы включительно
Предмет: развитие идей физического воспитания и использование их на практике в распорядке дня воспитанников НВМУ
Цель проекта: Формирование здорового образа жизни воспитанников НВМУ с 5 по 11 класс
Задачи:
- изучить материал, касающийся формированию здорового образа жизни в школе посредством физического воспитания
- выделить основные понятия
- обозначить уровни и элементы формирования здорового образа жизни в школе
- выявить основные идеи физического воспитания П.Ф. Лесгафта
- Охарактеризовать основные мероприятия по физическому воспитанию нахимовцев
Понятийный аппарат:
- Здоровье (по уставу ВОЗ)- состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов
- Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рациональный – организованный, активный, трудовой, закаливающий, в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Выделяют следующие уровни формирования здорового образа жизни:
- социальный
- Пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа
В НВМУ огромное внимание уделяется формированию здорового образа жизни, ведутся открытые уроки, дни здоровья, пользуется популярностью наглядная агитация, посвященная здоровью, физической культуре.
- инфраструктурный
- Конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности, профилактические учреждения, экологический контроль
На уровне государства предпринимаются меры по обеспечению условий по поддержанию здоровья и формированию здорового образа жизни у школьников. В НВМУ все мероприятия, связанные с детьми, четко регламентированы в соответствии с приказами и законами Министерства Образования, а также проводятся в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
- личностный
- Система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада
Каждый воспитанник, проводя в стенах НВМУ большую часть своего времени, попадает в атмосферу, где наиболее полно воплощены идеи и принципы здорового образа жизни ( режим питания, физические нагрузки, отказ от вредных привычек, комфортная психолого-педагогическая обстановка и т.д), которым в дальнейшем следует каждый нахимовец
Важную роль в формировании здорового образа жизни играют составляющие здорового образа жизни. Принято выделять следующие элементы здорового образа жизни:
- Воспитание с детства здоровых привычек
Формирование здорового образа жизни начинается с семьи, в дальнейшем эти идеи получат подкрепление в стенах училища.
- Питание
Питание воспитанников планируется в соответствии с раскладкой продуктов по норме № 6 кадетского пайка, определенного требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 июня 2011 года №888. Меню каждого приема пищи предусматривает выбор из нескольких блюд.
- Психоэмоциональное состояние
В составе педагогов НВМУ работают лучшие педагоги и воспитатели, которые находятся с детьми круглосуточно. Все образовательные и физические нагрузки выполняются в соответствии с постановлениями, реализуемыми на государственном уровне.
- Гигиена и движение
Гигиена, закаливание, утренняя зарядка, физические упражнения, четкий распорядок дня – то, что беспрекословно выполняется воспитанниками НВМУ каждый день. Для этого есть все необходимое: спортивный комплекс Нахимовского училища оснащен тремя спортивными залами (Зал спортивных игр и гимнастики, зал борьбы и рукопашного боя, тренажерный зал), плавательным бассейном и стрелковым тиром.
А также не хотелось бы оставить без внимания дополнительные мероприятия, проводимые в НВМУ, которые способствуют формированию здорового образа жизни нахимовца посредством физических упражнений.
- Спортивный праздник, посвященный Дню Учителя;
- «День Создания Нахимовского военно-морского училища» (23 июня);
- «День Героев России»;
-Уроки мужества, посвящённые Дню Защитника Отечества, Дню моряка-подводника, Дню памяти погибших подводников, Дню Победы;
Ежегодная лагерная практика на берегу «Нахимовского озера».
Хотелось бы выделить аспекты формирования здорового образа жизни нахимовцев посредством физического воспитания:
- Четкий распорядок дня
- Режим питания
- Физическая активность (ежедневная зарядка, бассейн, физическая культура, физические паузы ).
- Дополнительное образование (футбол, баскетбол, греко-римская борьба, плавание, шлюпочная гребля, восточные единоборства, лыжная подготовка)
- Строевая подготовка.
- Ежегодная лагерная практика (футбол, гребля на ялах, спортивно-патриотические игры, строевая подготовка, хождение под парусом)
- Подготовка к спортивным мероприятиям, соревнованиям как в стенах НВМУ, так и за его пределами.
Необходимо обратить внимание на теорию физического воспитания П.Ф.Лесгафта, одного из первых ученых, акцентировавших внимание на важности физического воспитания в формировании здорового образа жизни школьников. Его идеи и принципы не теряют актуальности по сегодняшний день и пользуются огромной популярностью в стенах НВМУ:
- Гуманные методы взаимодействия педагога и воспитанника
2. Гармоничное развитие с соблюдением принципа постепенности и последовательности с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей школьника
3. Непрерывная связь между физическим, умственным и нравственными компонентами личности
4. Физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников
5. Распорядок дня построен таким образом, что воспитанник может проявить себя как полноценный активный участник педагогического процесса, воспитанник – субъект во взаимоотношениях с педагогом
6. В игре гармонично переплетается физическое, нравственное, умственное воспитание. Игра – «разгружает» образовательный процесс благодаря легкости усвоения и способствует меньшей утомляемости.
7. Физические упражнения рассматривал как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного, эстетического развития человека.
8. Особое внимание уделяется гигиеническим условиям и созданию благоприятного психологического климата на уроке
9. Физическое образование – целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, требуя большей самостоятельности и воли
10. Особое внимание уделялось подбору квалифицированных педагогов и воспитателей ( высшее образование, большой опыт педагогической работы,
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровый образ жизни является важной составляющей полноценной жизни в быстро меняющемся мире. Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Немаловажно формировать здоровый образ жизни с детских лет, как залог долголетия, правильного отношения к себе и миру и очень важно, что есть такие образовательные учреждения как НВМУ, работающие в соответствии с последними тенденциями в области здоровьесберегающих технологий, направленных на формирование здорового образа жизни посредством физического воспитания.
Глобальной задачей общества и государства является внедрение в образовательные стандарты как можно больше аспектов связанных со здоровым образом жизни. Прежде всего, необходима адекватная работа с семьями, с целью борьбы с курением и алкоголизмом. Ребенок с детства должен ценить свое здоровье и следовать нормам ЗОЖ. Благодаря здоровому образу жизни каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.
[1] Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы здорового образа жизни – М.: Академия, 2013, с . 19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни. Факторы, определяющие здоровый образ жизни.
Цель: формирование здорового образа жизни....
Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"
Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...
Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...
"Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ. Олимпийское движение как одно из условий формирования здорового образа жизни"
Урок по ОБЖ в 10 классе...
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни
Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....