Профильное образование в современной школе
статья на тему
Данная статья раскрывает роль профильного и предпрофильного образования в современной школе в формировании осознанного выбора будущей профессии ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._profilnoe_obuchenie_v_sovremennoy_shkole._mokryak_m.yu_.docx | 73.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Профильное обучение в современной школе
На сегодняшний день весьма слабо ориентировано общее образование на жизненное и профессиональное само определение растущей личности. Этим обусловлено слабое представление обо всем пространстве труда людей, и плохая осведомленность о профессиях.
Одной из основных идей образовательной реформы РФ выступает Профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы. Система профильного обучения базируется на кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Число профилей не ограничено, оно может дополняться в соответствии с потребностями конкретного региона.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 90% старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности. Кроме того, 85% утверждают, что школа не дает реальных ориентиров для жизненного определения, а 90% - говорят, что в школе они не получают возможность для профессиональной ориентации.
В современной педагогической науке отсутствует однозначное толкование понятия «профильное обучение», но вместе с тем можно выделить следующие черты:
1. Профильное обучение рассматривается как вид дифференцированного обучения. Выделим следующие основания для классификации форм дифференцированного обучения:
- по общим способностям;
- по специальным способностям;
- по индивидуально-физиологическим особенностям;
- по интересам и проектируемой профессии;
- по национальному признаку;
- по религиозной принадлежности.
Данная классификация дает нам понять, что профильное обучение - есть форма дифференцированного обучения по интересам и проектируемой профессии.
2. Профильное обучение – это средство профессионального самоопределения.
Следовательно, содержание образования должно быть ориентированно на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность. В учебном плане профильного обучения, помимо общеобразовательных предметов, должны быть включены:
- основной профильный предмет;
- дополнительный профильный предмет;
- прикладной профильный предмет.
В учебном плане должно быть выделено профильное ядро, состоящее из предметов, которые рассматриваются в профессиональном плане. Вокруг этого ядра группируются предметы прикладного обеспечения, а для общегуманитарного развития учащихся используют общекультурные предметы.
На учебных предметах трех типов формируется содержание образования в профильных классах:
Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала по непрофильным предметам, частично за счет интеграции (во избежание перегрузки).
Мотивированный выбор профессионального образования и будущей профессиональной деятельности должны обеспечить профильные и элективные курсы.
3. Профильное обучение основано на личностно-ориентированном подходе. Данный подход рассматривает подход к обучению с разных позиций: цели, содержания образования, методов и форм обучения, деятельности учителя и ученика.
Серьезные изменения в системе ценностей, в социальной жизни, происходящими в нашем обществе позволяют сделать вывод, что профильное обучение – это закономерный результат развития и реализации теории дифференцированного обучения, основанной на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию.
Одним из основных направлений образовательной реформы является введение профильного обучения. Профильная школа основывается на серьёзных, качественных изменениях, как при формировании содержания образования, так и формах организации учебного процесса.
Введение профильного обучения позволяет ликвидировать существующий разрыв и обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.
За счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования, что достигается при профильном обучении как средстве дифференциации и индивидуализации обучения. Все это позволяет существенно расширить возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Основные задачи системы профильного обучения:
- Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам;
- Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности;
- Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности;
- Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности;
- Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно, а критически и творчески перерабатывать информацию;
- Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.
Организация системы профильного обучения такова:
- Предпрофильные: 8-9-е классы. Основная цель - заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения;
- Профильные: 10-11 классы. Профориентационная и задача общего развития - "научить учиться".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка качества образования в современной школе
Почему сегодня проблема оценки качества образования становится столь актуальной? Ведь созданная в нашей стране в середине прошлого века система школьного образования считалась одной из лучших. О...
Проектные технологии обучения как разновидность интегративного образования в современной школе.
В городе Волгограде проводятся ежегодные Макаренковские педагогические чтения. Конференции имеют международный статус, их материалы публикуются. Вэтом году мы во второй раз принимали участие в конкурс...
"Духовно-нравственное воспитание и образование в современной школе"
Педагогический совет "Духовно- нравственное воспитание и образование учащихся". Где рассматривается концепция по духовно- нравственному воспитанию....
Компетентностно-ориентированное образование в современной школе.
В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность....
Дифференциация - как путь реализации личностно-ориентированного образования в современной школе.
Обобщение опыта учителя географииМихайловой С.Г.Содержание:1.Информация об опыте ------------------------------------------------------------------------------------22.Технология описания опыта ------...
Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Особенности управления воспитательным процессом в школе" (№3-4, 2016)
В статье рассматриваются вопросы управления воспитательным процессом в школе. Авторы рассказывают о внеаудиторной деятельности в школе как сознательно организованном и управляемом процессе, делятся оп...
«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»
Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравственного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...