Статья
статья на тему
Проблемно-диалоговая технология обучения на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-konovalova.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемно-диалоговая технология обучения на уроках русского языка и литературы.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Сегодня нет такого учителя, который не задумался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным? Как организовать современный урок?»
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Перед учителем стоит задача использовать системно-деятельный подход в обучении школьников. Приёмы и технологии обучения должны быть нацелены на развитие интереса, мотивации, активности, увеличение самостоятельности школьника.
В этой технологии интересно то, что новые знания не даются в готовом виде, а приобретаются детьми в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке.
Использование проблемного диалога на уроках русского языка и литературы развивает у школьников умение решать поставленные перед ними проблемы, вести диалог, извлекать информацию, делать логические выводы.
При подготовке к таким урокам я использую следующие этапы:
1.Создание проблемной ситуации на уроке и её формулирование учениками.
2.Актуализация обучающимися своих знаний.
3.Поиск решения проблемы.
4.Выражение решения. Применение новых знаний.
Итак, нужно создать проблемную ситуацию на уроке. Она, конечно, может возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен тщательно продумать, когда и как проблема возникнет на уроке. Сделать так, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы и цели. Это можно сделать по-разному. Например, учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. Так возникает проблемный диалог. В результате учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы и цели.
Когда проблема будет сформулирована, начнётся основной этап урока. Он предполагает самостоятельную работу учащихся. Работая над этим, следует спланировать применение разных приёмов. Например, выполнение ряда заданий по изученному материалу, выдвижение версий, актуализация знаний в виде мозгового штурма.
Например, на заключительном уроке по роману А. С. Пушкина «Дубровский», учитель задаёт следующий вопрос: «Роман А. Пушкина остался незавершённым, как вы думаете, как могла сложиться дальнейшая судьба главных героев?» После выдвижения гипотез и обсуждения предложенных вариантов учитель знакомит учащихся с черновыми записями Пушкина, набросками плана третьего ненаписанного тома.
Далее необходимо спланировать решение проблемы. Для этого нужно сформулировать свой вывод по проблеме, к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами. Затем выбрать такие источники для решения проблемы учениками, в которых не будет готового ответа, вывода. Например, на уроках русского языка ученикам нужно сформулировать правило. Для этого можно провести работу с текстом (предварительно подобрав), из которого дети увидят закономерность написания орфограммы и логически выведут правило, подтверждённое аргументами.
Дальнейшая работа будет направлена на поиск решения проблемы с помощью диалога. Можно подобрать цепочку вопросов, вытекающих один из другого. Тем самым подвести к правильному ответу. Такой диалог способствует развитию логики. А можно составить вопросы, на которые будут разные правильные ответы. Это развивает творчество учеников.
В заключение учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Это могут быть вопросы, выводы, продуктивное применение (Нужны ли нам обращения?).
Формирование качественно новых образовательных результатов возможно лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Именно системно-деятельный подход является признанным. Его главный принцип – научить учиться. При таком подходе мы сможем научить ребёнка думать, действовать, а не просто сидеть и брать готовые истины.
Проблемно-диалогическое обучение, на мой взгляд, является одной из самых эффективных технологий, позволяющий реализовать системно-деятельный подход в обучении и воспитании. При этом данная технология является результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
Список используемой литературы:
1.Левенсова Л.А. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС// Методист. – 2014.- №3.
2.Левитская Н.А. Проектирование современного урока в контексте федеральных стандартов второго поколения// Школьные технологии. - 2013. - №3.
3.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002 г.
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....