Роль метапредметных выставок в формировании универсальных учебных действий
статья на тему

Филиппова Татьяна Валентиновна

В статье анализируется опыт организации метапредметных выставок учителями естественнонаучного цикла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ВЫСТАВОК В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Наша школа  с 2008 года  функционирует как  школа полного дня (ШПД). В  рамках ШПД эффективно осуществляется интеграция основного и дополнительного образования. Режим работы в школе регламентируется единым расписанием. Школа полного дня наиболее тесно объединяет учебную и внеурочную сферы деятельности учащихся, а также единый комплекс общеобразовательных, воспитательных и оздоровительных процессов.

Все это способствует  успешному формированию универсальных учебных действий  (УУД), которые предполагают способность обучающегося  самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.

Согласно стандартам второго поколения  «универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности». Один из вариантов формирования УУД -  создание метапредметных выставок, являющихся элементом музейной педагогики.

 Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности.

В нашей школе в течение нескольких лет проводятся временные выставки в рамках проекта «История обычных вещей»: «История красок», «Рожденные камнем», посвященная соединениям кремния,  «Удивительный мир металлов».

Созданию выставки, посвященной металлам, предшествовала большая подготовительная работа, основу которой составляли экскурсии на предприятия города, в Институт химии высокочистых веществ РАН, на кафедру металлов ННГУ, геологический музей.

 Организация выставки началась с создания информационно-аналитического центра, в который вошли педагоги, учащиеся и родители школы. Был составлен план работы, распределены обязанности по выбранным направлениям: отбор теоретического материала, подготовка макета выставки, сбор экспонатов,  составление текста экскурсии, оформление экспозиции. Выставка включала следующие разделы: физические и химические свойства металлов; металлы в неживой природе; металлы в организме человека; историческая справка; русский металл; металлургические заводы и промыслы Нижегородского края.

Различные виды деятельности учащихся, взаимодействие их друг с другом, педагогами и родителями способствовали формированию всех видов УУД: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных. Это выразилось в повышении творческой активности учащихся, их мотивации к учебе; возросла самооценка, чувство гордости за свою школу, город.

Выставка «Удивительный мир металлов» работала в течение месяца. За это время ее посетили все учащиеся и педагоги школы, родители. На базе экспозиции были проведены интегрированные уроки (химия-биология-география-физика), внеклассные мероприятия. Материалы выставки представлены в виде виртуальной экскурсии на сайте школы.

Опыт организации и проведения метапредметных выставок, их роль в формировании УУД учащихся был представлен и обобщен на семинарах и круглых столах для педагогов района, города, области, молодых специалистов.

Подводя итог, можно сказать, что вовлечение обучающихся в конкретную творческую практическую деятельность по созданию и проведению метапредметных выставок способствует формированию  универсальных учебных действий, как основы умения учиться. Исходя из этого, планируется продолжить работу в этом направлении и организовать выставку «Измерительные приборы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: РОЛЬ FLASH-ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ.

В статье рассматривается актуальность использования  Flash-технологий в школе. Основным утверждением автора является то, что использование Flash-инструментов  помогает формированию универсал...

Статья по теме: Использование элементов метапредметных технологий при формировании универсальных учебных действий школьников на учебных занятиях по физике.

В статье раскрыты понятия "Метапредметные технологии", "Метапредметное обучение". Приведены примеры использования метапредметных заданий на уроках физики....

Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий и компетенций. Использование метода проекта на уроках марийского языка в 8-9-ых классах.

Проектную методику на уроках марийского языка использую в 8-9-ых классах. В учебниках по марийскому языку каждая тема представляет огромные возможности для проекта, каждый проект соотносится с определ...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Роль игровой технологии в формировании универсальных учебных действий в начальной школе.

     В наши дни в соответствии с президентской программой «Наша новая школа» приоритетом начального иноязычного образования становится формирование универсальных учебных действий...

Роль дополнительного образования в формировании универсальных учебных действий.

В статье рассматривается роль дополнительного образования в формировании у обучающихся УУД...