Роль метапредметных выставок в формировании универсальных учебных действий
статья на тему
В статье анализируется опыт организации метапредметных выставок учителями естественнонаучного цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ВЫСТАВОК В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Наша школа с 2008 года функционирует как школа полного дня (ШПД). В рамках ШПД эффективно осуществляется интеграция основного и дополнительного образования. Режим работы в школе регламентируется единым расписанием. Школа полного дня наиболее тесно объединяет учебную и внеурочную сферы деятельности учащихся, а также единый комплекс общеобразовательных, воспитательных и оздоровительных процессов.
Все это способствует успешному формированию универсальных учебных действий (УУД), которые предполагают способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.
Согласно стандартам второго поколения «универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности». Один из вариантов формирования УУД - создание метапредметных выставок, являющихся элементом музейной педагогики.
Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности.
В нашей школе в течение нескольких лет проводятся временные выставки в рамках проекта «История обычных вещей»: «История красок», «Рожденные камнем», посвященная соединениям кремния, «Удивительный мир металлов».
Созданию выставки, посвященной металлам, предшествовала большая подготовительная работа, основу которой составляли экскурсии на предприятия города, в Институт химии высокочистых веществ РАН, на кафедру металлов ННГУ, геологический музей.
Организация выставки началась с создания информационно-аналитического центра, в который вошли педагоги, учащиеся и родители школы. Был составлен план работы, распределены обязанности по выбранным направлениям: отбор теоретического материала, подготовка макета выставки, сбор экспонатов, составление текста экскурсии, оформление экспозиции. Выставка включала следующие разделы: физические и химические свойства металлов; металлы в неживой природе; металлы в организме человека; историческая справка; русский металл; металлургические заводы и промыслы Нижегородского края.
Различные виды деятельности учащихся, взаимодействие их друг с другом, педагогами и родителями способствовали формированию всех видов УУД: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных. Это выразилось в повышении творческой активности учащихся, их мотивации к учебе; возросла самооценка, чувство гордости за свою школу, город.
Выставка «Удивительный мир металлов» работала в течение месяца. За это время ее посетили все учащиеся и педагоги школы, родители. На базе экспозиции были проведены интегрированные уроки (химия-биология-география-физика), внеклассные мероприятия. Материалы выставки представлены в виде виртуальной экскурсии на сайте школы.
Опыт организации и проведения метапредметных выставок, их роль в формировании УУД учащихся был представлен и обобщен на семинарах и круглых столах для педагогов района, города, области, молодых специалистов.
Подводя итог, можно сказать, что вовлечение обучающихся в конкретную творческую практическую деятельность по созданию и проведению метапредметных выставок способствует формированию универсальных учебных действий, как основы умения учиться. Исходя из этого, планируется продолжить работу в этом направлении и организовать выставку «Измерительные приборы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: РОЛЬ FLASH-ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ.
В статье рассматривается актуальность использования Flash-технологий в школе. Основным утверждением автора является то, что использование Flash-инструментов помогает формированию универсал...

Статья по теме: Использование элементов метапредметных технологий при формировании универсальных учебных действий школьников на учебных занятиях по физике.
В статье раскрыты понятия "Метапредметные технологии", "Метапредметное обучение". Приведены примеры использования метапредметных заданий на уроках физики....

Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий и компетенций. Использование метода проекта на уроках марийского языка в 8-9-ых классах.
Проектную методику на уроках марийского языка использую в 8-9-ых классах. В учебниках по марийскому языку каждая тема представляет огромные возможности для проекта, каждый проект соотносится с определ...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Роль игровой технологии в формировании универсальных учебных действий в начальной школе.
В наши дни в соответствии с президентской программой «Наша новая школа» приоритетом начального иноязычного образования становится формирование универсальных учебных действий...
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Информационные ресурсы в условиях введения ФГОС...

Роль дополнительного образования в формировании универсальных учебных действий.
В статье рассматривается роль дополнительного образования в формировании у обучающихся УУД...