Обобщение педагогического опыта
материал на тему

Поляева Валентина Васильевна

Выступление на педагогическом совете от 12 ноября 2013 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

 Обобщение педагогического опыта Поляевой В.В. на педагогическом совете от

Тема:  Формирование навыков самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.


В наш век – век бурного развития науки и техники – ни одно учебное заведение не в состоянии дать человеку всех тех знаний, которые потребует от него жизнь. Но  можно привить детям необходимые навыки: умение думать, приобретать, творчески усваивать знания и применять их на практике.

 Инициатива и мыслительная активность студентов становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и воспитывающих самообразовательные навыки, является одной из актуальных проблем педагогики.

Эту проблему можно решить путем усиления самостоятельной работы  студентов.

Под самостоятельной работой понимается такой вид мыслительной деятельности, который организуется и направляется педагогом и в процессе которого студенты, приобретая необходимые знания и навыки, учатся наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать, овладевают логическими операциями, необходимыми для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.

Моя основная  задача – научить ребят добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо систематически воспитывать у них привычку к самостоятельной работе. На своих уроках я создаю условия для формирования умений и навыков самостоятельной работы.

Организация самостоятельной работы  – одна из  важных проблем обучения. Она обеспечивает активное усвоение программного материала и овладение соответствующими практическими умениями и навыками.

Воспитательную силу самостоятельной работы для формирования творческой личности отмечал Л.Н.Толстой: « Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».

Задача заключается в том, чтобы студент не только усвоил программу, но и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выделять существенные признаки того или иного явления, сопоставлять и группировать факты, приобрел умение сознательно работать с книгой, делать выводы и обобщения, применять их в практике. Вот почему инициатива и мыслительная активность  студентов становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения, обеспечивающих не только прочные знания основ наук, но и формирование самообразовательных навыков, является одной из актуальных проблем педагогики.

Эту проблему решаю путем усиления самостоятельной работы.

На уроках русского языка и литературы я использую метод индивидуальных заданий.  


        1. Самостоятельное выполнение упражнений, опираясь на правило или     орфограмму;

2.Задания, которые предполагают внесение некоторых элементов творчества (составление словосочетаний и предложений, составление схем и таблиц, изложения и сочинения - рассуждения);

3.Творческие работы (проекты, презентации, доклады и т.д.)


Умения и навыки, развивающиеся в результате таких условий, позволяют  студентам в дальнейшем совершенно самостоятельно приобретать знания.

На уроках я использую различные формы: работа в парах, группах, индивидуальная работа.

Очень часто при объяснении нового материала даю   задания: составить опорный конспект, схему, таблицу, "шпаргалку" по новому материалу, хронологическую таблицу по творчеству писателя.

Такая работа помогает студентам не только активно включаться в работу, самостоятельно отбирать и систематизировать материал, но и позволяет обеспечить процесс выполнения домашнего задания.

На уроках литературы с целью развития интереса не только к произведению, но и к  биографии  писателя. Я  предлагаю задание поискового характера – написать реферат о жизни и творчестве писателя.  Обучающиеся самостоятельно собирают необходимый материал, причем выполняют эту работу с большим интересом, зная, что их будут заслушивать на уроке. Тематика рефератов самая разнообразная:

   1."Биография и творческая деятельность М. Ф. Достоевского"

2."Роман «Война и мир» Л. Н. Толстого".

      3. "Живая поэзия А. А. Фета".

 4. "Выдающиеся личности серебряного века русской литературы: В. Брюсов, В. Маяковский, Н. Гумилев".

 5. "М. Шолохов: биография и краткая характеристика его литературных произведений".

 6."Поэзия Н. А. Некрасова: специфические черты".

 7. "Красота русской души и русской земли в поэзии С. Е. Есенина.

 8. "Творчество А. П. Чехова".Творчество и лирика А. С. Пушкина.

 9.  Биография М. Е. Салтыков-Щедрина.

 10.И. С. Тургенев: проблемы отцов и детей, поднятые в его произведениях.

       11. Творчество Н. В. Гоголя.

        12.Анализ поэзии А. А. Блока.

       13.Русская природа в стихотворения Ф. Тютчева.

 14. В. П. Астафьев и его произведения.

 15. М. Горький – защитник прав рабочего класса.

 16. Образ женщины в литературе XIX в..

17. Жизнь и творчество М. Цветаевой.

18. Жизнь и творчество А. Ахматовой.

 

Один из самых сложных и важных вопросов в работе – это сочинения. Это тоже самостоятельная творческая работа. Нужно научить   глубоко раскрывать тему, грамотно и логично излагать свои мысли, сформировать у учащихся интерес к чтению, развивать речь.

Для этого необходимо чаще организовывать беседы, доклады, диспуты, самостоятельный анализ текста, творческие работы, опирающиеся на личный опыт учащихся. Такие работы помогают овладеть навыками грамотной письменной речи, вызывают активное отношение к общественной жизни.

  Иногда даю тему сочинения до изучения творчества поэта или писателя на уроках. Например: «Должен ли я знакомиться с творчеством С.Есенина?», «Почему Раскольников всё-таки "раскололся"? ».

Прочитав сочинения, я обдумываю, как построить изучение творчества писателя, чтобы раскрыть всю его ценность, как показать черты личности героя, на которых можно воспитывать.

 


В процессе работы над произведением даю вопросы, требующие рассуждений, анализа, выводов. 
Например: Почему Катерина не убежала из дома Кабанихи?  

Довольно сложный вид самостоятельной работы на уроке – составление плана по ответу студента, составление плана по лекции преподавателя.

  Самостоятельную работу по литературе  провожу на внеклассных мероприятиях.  Читательские конференции занимают особое место.  Этот вид    требует самостоятельной работы с книгой. Заранее   даю произведение для прочтения. За две недели до конференции вывешиваю на стенд вопросы по содержанию произведения.

 К 9 мая была  проведена читательская конференция на тему: «Герои Великой Победы» по повести В.Кондратьева "Сашка".

Такая работа способствует развитию интереса к книге, чтению, читательских умений  ; развитие познавательных интересов; нравственных качеств: мужества, стойкости, человеческого достоинства, любви к родине, сострадания, милосердия, доброты, любви к людям.

Очень  часто  провожу  по творчеству писателей и поэтов тематические викторины.

О том, что будет викторина по творчеству того или иного писателя я сообщаю   заранее. Такая работа способствует развитию самостоятельного поиска по творчеству писателя, расширяет кругозор. Ребятам приходится самостоятельно перечитать горы литературы по творчеству писателя, а также познакомиться непосредственно с его произведениями.

Составление  по биографии и творчеству писателя кроссвордов – один из эффективных видов самостоятельной работы. Такая работа помогает  студентам самостоятельно знакомиться с литературой, творчеством писателя, расширяет кругозор, способствует развитию логического мышления, развивает интерес к предмету.

 Хочется отметить уроки-презентации, подготовка к которым требует от  студентов творчества и самостоятельного поиска. 

 Таким образом, самостоятельная работа  студентов во всех ее видах и формах помогает им глубже, прочнее усваивать материал, приучает их к наблюдательности, пробуждает творческую активность и инициативу.  Полученные в ходе самостоятельной работы знания, познавательный опыт приносят им удовлетворение.

 Главное  – это научить ребят самостоятельно добывать знания, формировать творческую личность.  

Литература: 

И.В.Журова «Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и литературы…» в средних профтехучилищах. -    Москва «Высшая школа» 1979

Нехаев А.В. Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка в старших классах вечерней школы. – М.: Просвещение, 1989 

Панфилова Г.С. Развитие самостоятельности школьников во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1984 

Зольникова В.И. Самостоятельная работа учащихся над литературным произведением. - Москва «Просвещение» 1978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...