Доклад на педагогическом совете школы
учебно-методический материал на тему
«Применение инновационных технологий в воспитательной работе школы-интерната»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_innovatsionnyh_tehnologiy_v_vospitatelnoy_rabote_shkoly.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ V ВИДА»
Доклад на педагогическом совете школы
«Применение инновационных технологий в воспитательной работе школы-интерната»
Подготовила Чернобровкина А.В
Подольск 2013
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Основой воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является, в первую очередь, личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированное воспитание - это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание - это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Личностный подход - это важнейший принцип современного воспитания, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка.
Школа-интернат является для абсолютного большинства воспитанников школой полного дня, поэтому во вторую половину дня коррекционная работа продолжается воспитателями. Это было бы невозможным без тесной связи с логопедами и изучения речевых особенностей каждого ребёнка. Это происходит в каждом классе при личном контакте педагогов и на занятиях «Школы молодого логопеда» на школьных методических объединениях воспитателей.
Изучение личных особенностей детей продолжается многими воспитателями с использованием методов диагностики и с привлечением школьных психологов.
Зачастую воспитательная работа с ребёнком невозможна без учёта влияния семьи. В этом направлении большую роль играет тесная связь воспитателя с социальным педагогом.
Каждый воспитатель ведёт в своей группе дневник наблюдения, где фиксируются случаи вызывающего беспокойство поведения детей, а так же работа проведённая по этому поводу.
На детей, требующих особого внимания (опекаемых), заведены «Дневники сопровождения», страницы которого заполняют воспитатель, логопед, психолог, медицинские работники, педагогический консилиум. Данные заносятся в начале и в конце года, что позволяет отслеживать динамику развития ребёнка.
Таким образом, с помощью таких методов, как: индивидуальная работа под руководством логопедов, диагностика, работа с семьёй в сотрудничестве с социальным педагогом, ведение дневников наблюдения и сопровождения осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, дающий возможность оказать ему индивидуальную помощь в любом виде деятельности.
В «Положении о работе воспитателей с детьми, страдающими речевыми нарушениями», утверждённом педагогическим советом школы-интерната, сказано: «Использовать преимущественно игровую форму работы, так как она вызывает потребность в общении, способствует развитию речевого подражания». Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игровые технологии используют в своей работе все воспитатели. В прошлом учебном году вопрос применения различных видов игр был подробно рассмотрен в докладе Лукичёвой М. А. В каждом классе начальной школы есть своя игротека с развивающими играми. Кроме своей развивающей функции игры вызывают речевую активность детей и дают эмоциональную разрядку. Сюжетно-ролевые игры, которые особенно любят интернированные дети (так как вечером в школе более спокойная, почти домашняя атмосфера), позволяют примерить на себя различные социальные роли. В каждой группе есть подборка подвижных игр для детей с речевыми нарушениями. Эти игры используются на ежедневных прогулках и отвечают требованиям здоровьесберегающих технологий.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть воспитательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и другие качества. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Если рассмотреть с этой точки зрения любое воспитательное мероприятие в начальной, средней или старшей школе, то оно частично или полностью построено по принципам игровой технологии. Чаще всего внеклассные мероприятия готовятся с использованием элементов технологии сотрудничества, основная идея которой – совместная деятельность педагога и воспитанников. Так же очень распространённая форма воспитательной работы - объединение детей в группы с целью найти ответ на интересный вопрос, выполнить задание.
Самоподготовка – один из самых сложных и для воспитанников и для педагогов режимный момент в школе - интернате. Здесь сложно обойтись без дифференцированного подхода, согласно которому, различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся, прежде всего, ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Поэтому многие педагоги имеют в своём арсенале индивидуальные задания, различающиеся по сложности. Они используются во время самоподготовки для того, чтобы ученики, быстрее других справляющиеся с домашним заданием получили дополнительное и дали возможность педагогу оказать необходимую индивидуальную помощь тем ребятам, которые испытывают затруднения в выполнении работы. Применяется и такой метод, как работа в парах - взаимопроверка.
Информационные технологии прочно вошли в воспитательную жизнь школы-интерната. Многие воспитатели используют в работе учебные фильмы, презентации, зачастую составленные самостоятельно, 4 воспитателя имеют сертификаты, подтверждающие размещение разработок своих занятий на профессиональных образовательных сайтах. Практически на каждом школьном методическом объединение воспитателей используются видеоматериалы, подготовленные педагогами к своим выступлениям.
В 2009-2010 учебном году на ШМО воспитателей было принято решение разработать рабочие программы по всем воспитательным направлениям. Эта сложная работа ещё не закончена, программы апробируются и многие успешно работают. Так же в каждой группе работает кружок по программам адаптированным воспитателями к условиям речевой школы .
Применение инновационных элементов позволяет педагогам полнее использовать свой педагогический, творческий потенциал. И, понятно, что реализующий себя воспитатель заражает, увлекает своим примером детей. В чём, собственно и состоит главная задача воспитания – способствовать развитию личности, стремящейся найти и раскрыть свои способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"
Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"....
доклад на педагогический совет школы - интерната «Роль уроков охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия и мимики и пантомимики в развитии познавательных процессов слепых и слабовидящих детей».
В докладе говорится о роли коррекционных уроков по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия и уроков развития мимики и пантомимики в познавательной деятельности ...
Доклад на педагогическом совете МОУ "Акчеевская средняя общеобразовательная школа" Ельниковского муниципального района "Компетентностный подход во внеурочной деятельности"
Доклад "Компетентностнвй подход во внеурочной деятельности" (педсовет)...
Доклад на Педагогическом совете школы "Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся с ОВЗ."
Творчество – это преобразующая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творчество является высшим проявлением человеческих способностей. Активная работа любого кружка способств...
Методы и приемы воспитания толерантности. Доклад на педагогическом совете школы.
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме.Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Воспитание толерантной ли...
Доклад на педагогическом совете школы на тему: “Обеспечение успешной адаптации обучающихся 5-х классов”.
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не тол...
Доклад и презентация к нему для заседания педагогического совета школы.
Представленные в папке материалы были подготовлены для проведения педагогического совета по теме "Учитель - ключевая фигура современного образования: требования, опыт и перспективы развития"...