Доклад на педагогическом совете школы
учебно-методический материал на тему

 «Применение инновационных технологий в воспитательной работе школы-интерната»  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ V ВИДА»

Доклад на педагогическом совете школы

«Применение инновационных технологий в воспитательной работе школы-интерната»

Подготовила Чернобровкина А.В

Подольск 2013

           

 

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

 Основой воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является, в первую очередь, личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированное воспитание - это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание - это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Личностный подход - это важнейший принцип современного воспитания, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка.

Школа-интернат является для абсолютного большинства воспитанников школой полного дня, поэтому во вторую половину дня коррекционная работа продолжается воспитателями. Это было бы невозможным без тесной связи с логопедами и изучения речевых особенностей каждого ребёнка. Это происходит в каждом классе при личном контакте педагогов и на занятиях «Школы молодого логопеда» на школьных методических объединениях воспитателей.

 Изучение личных особенностей детей продолжается многими воспитателями с использованием методов диагностики и с привлечением школьных  психологов.

Зачастую воспитательная работа с ребёнком невозможна без учёта влияния семьи. В этом направлении большую роль играет тесная связь воспитателя с социальным педагогом.

Каждый воспитатель ведёт в своей группе дневник наблюдения, где фиксируются случаи вызывающего беспокойство поведения детей, а так же работа проведённая по этому поводу.

На детей, требующих особого внимания (опекаемых), заведены «Дневники сопровождения», страницы которого заполняют воспитатель,  логопед, психолог, медицинские работники, педагогический консилиум. Данные заносятся в начале и в конце года, что позволяет отслеживать динамику развития ребёнка.

 Таким образом, с помощью таких методов, как: индивидуальная работа под руководством логопедов, диагностика, работа с семьёй в сотрудничестве с социальным педагогом, ведение дневников наблюдения и сопровождения осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, дающий возможность оказать ему индивидуальную помощь в любом виде деятельности.

В «Положении о работе воспитателей с детьми, страдающими речевыми нарушениями», утверждённом педагогическим советом школы-интерната, сказано: «Использовать преимущественно игровую форму работы, так как она вызывает потребность в общении, способствует развитию речевого подражания». Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игровые технологии используют в своей работе все воспитатели. В прошлом учебном году вопрос применения различных видов игр был подробно рассмотрен в докладе Лукичёвой М. А.  В каждом классе начальной школы есть своя игротека с развивающими играми. Кроме своей развивающей функции игры вызывают речевую активность детей и дают эмоциональную разрядку. Сюжетно-ролевые игры, которые особенно любят интернированные дети (так как вечером в школе более спокойная, почти домашняя атмосфера), позволяют примерить на себя различные социальные роли. В каждой группе есть подборка подвижных игр для детей с речевыми нарушениями. Эти игры используются на ежедневных прогулках и отвечают требованиям здоровьесберегающих технологий.

 Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть воспитательного  процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и другие качества. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Если рассмотреть с этой точки зрения любое воспитательное мероприятие в начальной, средней или старшей школе, то оно частично или  полностью построено по принципам игровой технологии. Чаще всего внеклассные мероприятия готовятся с использованием элементов технологии сотрудничества, основная идея которой – совместная деятельность педагога и воспитанников. Так же очень распространённая форма воспитательной работы  - объединение детей  в группы с целью найти ответ на интересный вопрос, выполнить задание.

Самоподготовка – один из самых сложных и для воспитанников и для педагогов   режимный момент в школе - интернате. Здесь сложно обойтись без дифференцированного подхода, согласно которому, различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся, прежде всего, ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Поэтому многие педагоги имеют в своём арсенале индивидуальные задания, различающиеся по сложности. Они используются во время самоподготовки для того, чтобы ученики, быстрее других справляющиеся с домашним заданием получили дополнительное и дали возможность педагогу оказать необходимую индивидуальную помощь тем ребятам, которые испытывают затруднения в выполнении работы. Применяется и такой метод, как работа в парах  - взаимопроверка.

Информационные технологии прочно вошли в воспитательную жизнь школы-интерната. Многие воспитатели используют в работе учебные фильмы, презентации, зачастую составленные самостоятельно, 4 воспитателя имеют сертификаты, подтверждающие размещение разработок своих занятий на профессиональных образовательных сайтах. Практически на каждом школьном методическом объединение воспитателей используются видеоматериалы, подготовленные педагогами к своим выступлениям.

В 2009-2010 учебном году на ШМО воспитателей было принято решение разработать рабочие программы по всем воспитательным направлениям. Эта сложная работа ещё не закончена, программы апробируются и многие успешно работают. Так же в каждой группе работает кружок по программам адаптированным воспитателями к условиям речевой школы .

Применение инновационных элементов позволяет педагогам полнее использовать свой педагогический, творческий потенциал. И, понятно, что реализующий себя воспитатель заражает, увлекает своим примером детей. В чём, собственно и состоит главная задача воспитания – способствовать развитию личности, стремящейся  найти и раскрыть свои способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"....

доклад на педагогический совет школы - интерната «Роль уроков охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия и мимики и пантомимики в развитии познавательных процессов слепых и слабовидящих детей».

В  докладе говорится о роли коррекционных уроков по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия  и уроков развития мимики и пантомимики в  познавательной деятельности ...

Доклад на Педагогическом совете школы "Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся с ОВЗ."

Творчество – это преобразующая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творчество является высшим проявлением человеческих способностей. Активная работа любого кружка способств...

Методы и приемы воспитания толерантности. Доклад на педагогическом совете школы.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме.Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Воспитание  толерантной  ли...

Доклад на педагогическом совете школы на тему: “Обеспечение успешной адаптации обучающихся 5-х классов”.

   Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не тол...

Доклад и презентация к нему для заседания педагогического совета школы.

Представленные в папке материалы были подготовлены для проведения педагогического совета по теме "Учитель - ключевая фигура современного образования: требования, опыт и перспективы развития"...