Статья "Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике"
статья (5, 6 класс) по теме

Морозова Марина Сергеевна

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящие время  можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба, здоровью школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике 

 Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящие время  можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба, здоровью школьников.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильна организация учебной деятельности. Почему количество детей, пришедших в первый класс школы и имеющих физические недостатки или хронические заболевания (25-35%), увеличивается к концу обучения в школе? Почему только (8-10%) выпускников школ можно считать действительно здоровыми? Как так мы учим наших детей, что наши дети выходят из школы неполноценными членами общества? А сегодняшние больные дети- это больное будущее поколение нашего народа. Уже в настоящее время физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ 

Систематическое взаимодействие на организм и психику учащихся может быть успешным только в том случае, если методика применения средств здоровьесберегающего взаимодействия будет согласованна с закономерностями этого применения.

Принципы сознательности и активности- нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребёнок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.

Принцип активности- предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип наглядности- обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно- воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе обеспечивают принцип систематичности.

Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!»- одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов.

Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.

Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

Включение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

Принцип допустимости и индивидуальности имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребёнка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа допустимости и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетания высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребёнка к каждому последующему этапу обучения.

Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребёнка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важнейшие значение имеет принцип всестороннего и грамотного развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее- физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое- развитие личности ребёнка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи у крепления здоровья ребёнка в процессе обучения.

Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

Принцип активного обучения , заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, методика «Ледокол», игровые технологии и др.).

Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье окружающих людей. 

Принцип связи теории с практикой- призывает настойчиво приучать учащихся принимать свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей эстетического цикла "Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика"

В последние годы все больше говорят о необходимости внедрения в школе здоровьесберегающих технологий. Почему эта проблема так актуальна? Что может сделать учитель в своей педагогической практике...

Использование технологий здоровьесберегающей педагогики на уроках истории и географии»

Использование технологий здоровьесберегающей педагогики на уроках истории и географии»...

Технология организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики

В статье описаны здоровьесберегающие технологии, позволяющие организовать современный урок...

Принципы здоровьесберегающей педагогики

Принципы здоровьесберегающей педагогики...

Роль учителя в здоровьесберегающей педагогике (Конюхова О. Н. - учитель физики, руководитель НОУ)

Роль учителя в здоровьесберегающей педагогике (Конюхова О. Н. - учитель физики, руководитель НОУ)...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

«Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики»

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе....