Статья "Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике"
статья (5, 6 класс) по теме
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящие время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба, здоровью школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящие время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба, здоровью школьников.
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильна организация учебной деятельности. Почему количество детей, пришедших в первый класс школы и имеющих физические недостатки или хронические заболевания (25-35%), увеличивается к концу обучения в школе? Почему только (8-10%) выпускников школ можно считать действительно здоровыми? Как так мы учим наших детей, что наши дети выходят из школы неполноценными членами общества? А сегодняшние больные дети- это больное будущее поколение нашего народа. Уже в настоящее время физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
Систематическое взаимодействие на организм и психику учащихся может быть успешным только в том случае, если методика применения средств здоровьесберегающего взаимодействия будет согласованна с закономерностями этого применения.
Принципы сознательности и активности- нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребёнок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.
Принцип активности- предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип наглядности- обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно- воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе обеспечивают принцип систематичности.
Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!»- одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов.
Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.
Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Включение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
Принцип допустимости и индивидуальности имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребёнка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа допустимости и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетания высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребёнка к каждому последующему этапу обучения.
Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребёнка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важнейшие значение имеет принцип всестороннего и грамотного развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее- физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое- развитие личности ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи у крепления здоровья ребёнка в процессе обучения.
Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
Принцип активного обучения , заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, методика «Ледокол», игровые технологии и др.).
Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье окружающих людей.
Принцип связи теории с практикой- призывает настойчиво приучать учащихся принимать свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО учителей эстетического цикла "Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика"
В последние годы все больше говорят о необходимости внедрения в школе здоровьесберегающих технологий. Почему эта проблема так актуальна? Что может сделать учитель в своей педагогической практике...
Использование технологий здоровьесберегающей педагогики на уроках истории и географии»
Использование технологий здоровьесберегающей педагогики на уроках истории и географии»...
Технология организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики
В статье описаны здоровьесберегающие технологии, позволяющие организовать современный урок...
Принципы здоровьесберегающей педагогики
Принципы здоровьесберегающей педагогики...
Роль учителя в здоровьесберегающей педагогике (Конюхова О. Н. - учитель физики, руководитель НОУ)
Роль учителя в здоровьесберегающей педагогике (Конюхова О. Н. - учитель физики, руководитель НОУ)...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...
«Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики»
Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе....