"Подводные камни" проектного метода
статья на тему

Гусева Татьяна Владимировна

Внедряя метод проекта в свою образовательную практику, я столкнулась с проблемами. Некоторые из таких «подводных камней» я хочу представить.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл guseva_tatyana_vladimirovna.docx13.74 КБ

Предварительный просмотр:

Гусева Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 6» г. Перми

«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» ПРОЕКТНОГО МЕТОДА

Никто из работающих в современной школе учителей не станет оспаривать тот факт, что в настоящее время на смену учебно-дисциплинарной модели образования приходит личностно-ориентированная модель, в которой обучающийся рассматривается как полноценный партнер в условиях сотрудничества. Преодолеть инертность традиционного обучения помогает одна из форм личностно-ориентированного обучения – проектное обучение.

Внедряя метод проекта в свою образовательную практику, я столкнулась с проблемами. Некоторые из таких «подводных камней» я хочу представить.  

Существует опасность – превращение проекта в реферат. Конечно, реферативная часть присутствует в любом исследовании, но недостаточно школьнику изучить работы авторов и грамотно изложить их содержание. Учащийся должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление.

Другая опасность – переоценка или недооценка результата проекта. Это связано с тем, что оценка проекта обычно дается по результатам презентации, а  презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка проекта была объективной, необходимо внимательно отнестись к составлению и анализу «портфолио» проекта.

   Еще одна проблема характерна при организации системы проектов в школе. Не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.  

Одним из наиболее сложных для меня оказался вопрос о реализации воспитательных задач проектной деятельности. В традиционной системе обучения воспитательные вопросы рассматривались сначала с интеллектуальной стороны, а затем с эмоциональной. В проектной деятельности основные моральные принципы – отзывчивость, верность долгу, ответственность за принятые решения – основываются на действии, они должны быть прожиты.

Сложным для меня является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи должен решать учитель, какие учащиеся, а какие необходимо рассматривать в сотрудничестве. Готового ответа на эти вопросы нет, так как это зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от опыта проектной деятельности, от сложности проекта, от характера отношений в группе и т.д.

Практика работы показывает, что даже «мини-проект» «не вписывается» в 45 минут урока. Полноценная реализация каждого из этапов проекта требует хотя бы «спаренного» урока. Более эффективным оказывается проект, занимающий 4 – 7 уроков, когда в качестве домашних заданий учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют этап работы над проектом и отчитываются в начале следующего урока. А последние два урока используются для презентации проекта. Глубокие и содержательные проекты получаются, конечно же, во внеклассной деятельности.

На сегодняшний день не могу определиться с выбором: эффективнее персональный или групповой проект? Знаю, что система «Международный бакалавриат» допускает только персональные проекты, но мне кажется, что метод проектов эффективен в сочетании с групповой работой. На это есть ряд причин: у участников группы формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен глубоко; каждый учащийся активно включен в определенный этап работы; в рамках проектной группы, как правило, возникают подгруппы, которые вносят соревновательный элемент и т.д.

Убеждена в том, что лучшим руководством в организации проектной методики является известная китайская пословица: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цветотерапия "Подводный мир"

Цветотерапия "Подводный мир"...

Подводные рифы из бумаги и фантазии: работы Amy Eisenfeld Genser

Подводные рифы из бумаги и фантазии: работы Amy Eisenfeld Genser Источник Подводные рифы Эми Генсер Как ощутить себя в удивительном подводном...

Тема: "В гостях у жителей подводного царства"

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования (пальцевой и пластилиновой живописи)  для детей младшего школьного возраста с ограниченными умств...

Тема урока: «В сказочном подводном царстве».

Бинарный урок по теме: «В сказочном подводном царстве» (ИЗО + технология) Новикова Лидия Алексеевна Хитрова Светлана Павловна...

Подводный мир: мифы и реальность

Разработка нестандартного  урока "Подводный мир: мифы и реальность" для учащихся 7-х классов. Урок способствует раскрытию творческого потенциала школьников, повышает интерес к предмету....

Подводные камни подросткового возраста

Как только ребенок вырастает и входит в пору под названием ««половое созревание», у его родителей начинается горячая пора: время словесных поединков, психологических баталий и демонстративных ...

Занятия: «Путешествие в подводное царство»

Цель занятия:  развитие творческого мышления участников группы; формирование групповой сплочённости в детском коллективе; создать условия для снятия эмоционального и мышечного напряжения у  ...