"Подводные камни" проектного метода
статья на тему
Внедряя метод проекта в свою образовательную практику, я столкнулась с проблемами. Некоторые из таких «подводных камней» я хочу представить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
guseva_tatyana_vladimirovna.docx | 13.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Гусева Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 6» г. Перми
«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» ПРОЕКТНОГО МЕТОДА
Никто из работающих в современной школе учителей не станет оспаривать тот факт, что в настоящее время на смену учебно-дисциплинарной модели образования приходит личностно-ориентированная модель, в которой обучающийся рассматривается как полноценный партнер в условиях сотрудничества. Преодолеть инертность традиционного обучения помогает одна из форм личностно-ориентированного обучения – проектное обучение.
Внедряя метод проекта в свою образовательную практику, я столкнулась с проблемами. Некоторые из таких «подводных камней» я хочу представить.
Существует опасность – превращение проекта в реферат. Конечно, реферативная часть присутствует в любом исследовании, но недостаточно школьнику изучить работы авторов и грамотно изложить их содержание. Учащийся должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление.
Другая опасность – переоценка или недооценка результата проекта. Это связано с тем, что оценка проекта обычно дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка проекта была объективной, необходимо внимательно отнестись к составлению и анализу «портфолио» проекта.
Еще одна проблема характерна при организации системы проектов в школе. Не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.
Одним из наиболее сложных для меня оказался вопрос о реализации воспитательных задач проектной деятельности. В традиционной системе обучения воспитательные вопросы рассматривались сначала с интеллектуальной стороны, а затем с эмоциональной. В проектной деятельности основные моральные принципы – отзывчивость, верность долгу, ответственность за принятые решения – основываются на действии, они должны быть прожиты.
Сложным для меня является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи должен решать учитель, какие учащиеся, а какие необходимо рассматривать в сотрудничестве. Готового ответа на эти вопросы нет, так как это зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от опыта проектной деятельности, от сложности проекта, от характера отношений в группе и т.д.
Практика работы показывает, что даже «мини-проект» «не вписывается» в 45 минут урока. Полноценная реализация каждого из этапов проекта требует хотя бы «спаренного» урока. Более эффективным оказывается проект, занимающий 4 – 7 уроков, когда в качестве домашних заданий учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют этап работы над проектом и отчитываются в начале следующего урока. А последние два урока используются для презентации проекта. Глубокие и содержательные проекты получаются, конечно же, во внеклассной деятельности.
На сегодняшний день не могу определиться с выбором: эффективнее персональный или групповой проект? Знаю, что система «Международный бакалавриат» допускает только персональные проекты, но мне кажется, что метод проектов эффективен в сочетании с групповой работой. На это есть ряд причин: у участников группы формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен глубоко; каждый учащийся активно включен в определенный этап работы; в рамках проектной группы, как правило, возникают подгруппы, которые вносят соревновательный элемент и т.д.
Убеждена в том, что лучшим руководством в организации проектной методики является известная китайская пословица: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цветотерапия "Подводный мир"
Цветотерапия "Подводный мир"...
Подводные рифы из бумаги и фантазии: работы Amy Eisenfeld Genser
Подводные рифы из бумаги и фантазии: работы Amy Eisenfeld Genser Источник Подводные рифы Эми Генсер Как ощутить себя в удивительном подводном...
Тема: "В гостях у жителей подводного царства"
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования (пальцевой и пластилиновой живописи) для детей младшего школьного возраста с ограниченными умств...
Тема урока: «В сказочном подводном царстве».
Бинарный урок по теме: «В сказочном подводном царстве» (ИЗО + технология) Новикова Лидия Алексеевна Хитрова Светлана Павловна...
Подводный мир: мифы и реальность
Разработка нестандартного урока "Подводный мир: мифы и реальность" для учащихся 7-х классов. Урок способствует раскрытию творческого потенциала школьников, повышает интерес к предмету....
Подводные камни подросткового возраста
Как только ребенок вырастает и входит в пору под названием ««половое созревание», у его родителей начинается горячая пора: время словесных поединков, психологических баталий и демонстративных ...
Занятия: «Путешествие в подводное царство»
Цель занятия: развитие творческого мышления участников группы; формирование групповой сплочённости в детском коллективе; создать условия для снятия эмоционального и мышечного напряжения у ...