Роль и место внеклассной работы по предмету в процессе воспитания учащихся
статья на тему

Леонтьева Татьяна Леонидовна

Учитель - предметник должен в своей внеурочной работе ориентироваться и на специфику предмета, и на региональные особенности, и помнить главное - и воспитание, и развитие учащегося должно осуществляться прежде всего через предмет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на совещании при директоре  по теме «Роль и место внеклассной работы по предмету в процессе воспитания».

Леонтьева Т.Л.

1. Цели и задачи ВР

Последние 10 лет внесли в образовательное пространство России больше новизны, чем многие предыдущие десятилетия. Появились новые типы учебных заведений, новые формы обучения, новые учебные планы и программы.

Новое педагогическое мышление определяется прежде всего отношением к ученику. Согласно марксистской идеологии, принятой в Советском Союзе, ученик воспринимался как объект воспитания. Цели обучения и воспитания определялись социальным заказом. Технократическое мышление, господствовавшее тогда, мешало понять, что цели обучения и воспитания определяются также самим учеником. В этом суть современного подхода к ребенку - субъектного, который должен учитываться методикой внеклассной работы по любому предмету. Учитель - предметник должен в своей внеурочной работе ориентироваться и на специфику предмета, и на региональные особенности, и помнить главное - и воспитание, и развитие учащегося должно осуществляться прежде всего через предмет.

Внеклассная работа - это система неоднородных по содержанию, назначению, методике проведения и формам воспитательно-образовательных внеурочных мероприятий.

При правильном сочетании внеклассной и урочной работы обеспечивается большая гибкость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в школе в целом. Внеклассная работа, тесно связанная с урочной. Создавая у учащихся положительные эмоции, ВР способствует мотивации учения, т.е. формирует у учащихся потребность в изучении предмета.  

Целью внеклассной работы является создание условий для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения в единстве с обязательным курсом

В процессе осуществления внеклассной работы могут достигаться различные цели в комплексе: воспитательные, познавательные (образовательные), развивающие и обучающие (практические).

От выбора формы внеклассной работы, от ее содержания зависит, какая цель будет главной в каждом отдельном случае: познавательная, развивающая или воспитательная.

Сочетание  целей - явление динамичное, непостоянное, зависящее от многих факторов, однако учитель должен четко осознавать и формулировать цели, поскольку именно цели влияют на содержание и выбор формы проведения мероприятия.

Что касается задач, внеурочная работа по предмету решает две главные задачи:

1) развитие интереса к предмету, углубление знаний, развитие и совершенствование предметных навыков и умений;

2) организация свободного времени учащихся с целью их общего развития и воспитания.

Внеклассная работа успешно создает условия для применения знаний, навыков и умений, приобретенных на уроке.

Современная действительность постоянно рождает новые формы, которые с успехом можно использовать при проведении внеклассной работы по предмету, например, из практики телевидения пришли в школу «Звездный час», «Поле чудес», «КВН», «Умники и умницы» и др. За счет появляющихся новых форм учитель может расширить свой арсенал средств внеклассной работы внеклассной работы.

Замечено, что авторитет предмета, его престиж в школе, находится в непосредственной зависимости от качества внеклассной работы. Там, где она проводится ярко и результативно, изучаемый предмет ценится учащимися.

Внеклассная работа по предмету должна проводиться на всех этапах обучения, изменяясь по форме и содержанию в соответствии с возрастом и потребностями и интересами учащихся. Определяя содержание внеклассной работы внеклассной работы, нужно идти от реальных знаний, умений и навыков учащихся («зона актуального развития») к «зоне ближайшего развития», т. е. предлагать содержание с некоторым опережением, то, чем еще предстоит овладеть на уроках. Л.С. Выготский, русский психолог, которому принадлежат эти термины, писал: «…только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой» («Мышление и речь», Собр. Соч., т. 2, стр. 250 - М., 1982). Это положение как нельзя лучше относится к внеклассной работы. Материал для внеклассной работы должен быть интересным и может быть труднее, чем материал обязательного курса.

Чтобы осуществлять внеклассной работы  на высоком уровне, учитель должен работать в тесном контакте с другими предметниками - учителем рисования, труда, музыки. Целесообразно привлекать к внеклассной работы  и родителей, среди них есть очень интересные и талантливые люди.

И еще один важный момент: при проведении внеклассной работы внеклассной работы нельзя обойтись без современных ТСО: компьютера, аудио- и видеопленок, слайдов. С помощью фотоаппарата, кинокамеры можно запечатлеть наиболее удачные мероприятия. Под руководством учителя учащиеся могут снять фильмы, которые позже можно использовать в учебном процессе.

2. Основные отличия ВР от учебной работы

Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы совпадают, в содержании и в формах проведения последней наблюдаются существенные отличия.

1. Добровольный характер участия учащихся. Учащиеся решают вопрос об участии во внеклассных мероприятиях в соответствии со своими интересами и желанием узнать что-то новое, заняться изучаемым предметом дополнительно с определенными целями. Поэтому учитель должен своевременно обнаружить заинтересованность учащихся в определенных видах деятельности и тем самым пробудить интерес к ней. Это положение определяет содержание и форму внеклассной работы  - она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к предмету.

2. Отсутствие строгой регламентации в отношении времени, места, формы проведения внеурочного мероприятия, Нет строгого учета ЗУНов, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы  осуществляется в форме отчетных концертов, вечеров, в выпуске стенгазет, стендов, радиопередач и т.п.

3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений, т.е. в основе внеклассной работы лежит самоуправление школьников. Именно учащиеся являются субъектами внеклассной работы: она проводится ими для самих себя. Именно желания и интересы учащихся являются определяющими при выборе форм и содержания внеклассной работы.

4. Однако следует иметь в виду, что самоуправление школьников носит регулируемый характер и это определяется деятельностью учителя. Как известно, в дидактике выделяют два стиля руководства, свойственные учителю: авторитарный и демократический. Для внеклассной работы приемлен только демократический стиль руководства, сочетающийся с самоуправлением школьников, при котором учитель управляет деятельностью школьников косвенно.

3. Методические требования к внеклассной работе по предмету

Указанные выше особенности внеурочной работы по предмету находят свое отражение в методических требованиях к их содержанию.

1. Органическая связь урочной и внеурочной работы. Эта связь может быть двусторонней. Внеклассная работа опирается на работу в классе, поэтому важно, чтобы учащиеся пользовались ЗУНами, полученными на уроке возможно полно, развивая и совершенствуя их . Таким образом, внеклассная работа может оказать влияние на учебную деятельность учащихся.

Внеурочное общение учащихся в какой-то мере приближается к естественно-мотивированному. Чтобы это требование было реализовано более полно, необходимо соблюдать следующие условия:

а) тематика и последовательность изучения учебного материала должны способствовать его использованию не только на уроке, но и вне его;

б) введение некоторого количества нового материала необходимо, потому что это позволяет обогащать опыт учащихся. Вместе с тем методически и психологически неоправданно перегружать внеклассные мероприятия большим количеством нового материала - это снижает интерес учащихся к такого рода занятиям (кружок, конкурсы и др.) в силу трудностей.

в) заинтересованность учащихся, информативность содержания, привлекательность форм внеклассной работы. Материал, используемый при подготовке массовых внеурочных мероприятий, должен учитывать индивидуальные склонности и уровень подготовки учащихся по предмету.

2. Обязательность в выполнении поручений, добровольно взятых на себя учащимися, напр., в кружке, при подготовке концерта и т.д. Без этого невозможно выполнение следующего требования.

3. Целенаправленность и регулярность внеурочных занятий в соответствии с особенностями видов работы: еженедельной, ежемесячной, раз в две недели, раз в полугодие и т.д.

4. Охват разными видами внеклассной работы как можно большего количества учащихся - это одно из средств усиления ее воздействия.

5. Комплексность воспитания. Формирование личности - сложный процесс. А.С. Макаренко утверждал, что человеческая личность не воспитывается по частям, поэтому при проведении внеклассной работы  следует предусматривать решение задач не по одному какому-либо направлению, а по нескольким одновременно: патриотическому воспитанию, экологическому, эстетическому, трудовому и др.

Все указанные выше  требования к организации внеклассной работы имеют разное значение, поэтому ни одному из них нельзя отдать предпочтения. Дополняя друг друга, они составляют нерасторжимое единство и обязательны при ведении внеклассной работы.

Психолого-педагогические аспекты ведения внеклассной работы.

Учет психолого-педагогических особенностей учащихся является необходимым условием в обучении, не менее важен он и в процессе ведения внеклассной работы по предмету.

Чтобы успешно вести внеклассную работу, необходимо учитывать:

1. Специфические особенности учащихся разных возрастов.

2. Особенности коллективной жизни на каждом конкретном этапе.

3. Индивидуальные особенности учащихся.

От знания всех этих особенностей будут зависеть:

- подбор соответствующих форм работы;

- содержание работы по предмету;

- организация работы.

В психологической и педагогической литературе выделено большое количество свойств личности учащихся 5-11 кл. Если следовать четырехъярусной структуре личности по К.К. Платонову (Система психологии и теория отражения. М., 1982, стр. 196), то эти свойства личности можно распределить следующим образом:

Направленность: убеждения, мировоззрение, ценностная ориентация, склонности, интересы, желания.

Опыт: привычки, умения, навыки, знания.

Психические процессы: воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память.

Биопсихические свойства: темперамент, свойства возрастные, патологические.

Каждая ступень обучения имеет свои характерные свойства личности в соответствии с возрастом учащихся.

Личность развивается при переходе от одной возрастной группы к другой, это видно по ведущему аспекту - направленности, содержание которой меняется в зависимости от ступени. Именно изменения в структуре личности обязывают учителей выбирать содержание и формы внеклассной работы в зависимости от ступени обучения.

Младшая ступень обучения (5-6 кл.)

Направленность. Школьники интересуются окружающим миром, активно участвуют в общественной работе, стараются занять в коллективе определенное место. Им свойственно стремление к конкретной, непродолжительной деятельности, немедленному результату. Главный судья в оценке этой деятельности - сверстники. Ребята этого возраста с интересом относятся к проигрыванию ролей (происходит растормаживание), у них множество увлечений. Учеба отступает на задний план, проявляется интерес к жизни школы.

Начинается интенсивный поиск друга. По отношению к себе у ребят отмечается завышенная самооценка. Большое влияние на них оказывает сила примера. Младшие подростки склонны к подражанию (как хорошему, так и плохому). Им свойственны бравада, наивно игровое отношение ко всему.

Опыт. Снижение интереса к учению, поскольку роль ученика уже освоена. Вместе с тем наблюдается и противоположное явление - любознательность (все хочется узнать) и усиливается сознательное отношение к учению. Жизненный опыт приводит к тому, что ребята начинают ценить в людях знания, строгость. Объем их общения возрастает. Но управлять своим поведением школьники еще не могут, как и увидеть себя со стороны. Появляются вредные привычки.

Психические процессы. Повышенная восприимчивость, впечатлительность, высокая обучаемость. Происходит интенсивное развитие процессов памяти, восприятия, мышления, внимания. Эмоциональная активность.

В то же время, целенаправленное восприятие слабое, ребята обращают внимание на несущественные моменты, часто отвлекаются. Произвольное внимание тоже слабое.

Ведущими выступают не дальние, а ближние мотивы деятельности.

В этом возрасте больше развита механическая память, но нужно ставить и мнемические задачи: что и зачем нужно делать. Общий объем и быстрота запоминания увеличиваются.

Развито не только конкретное, но и абстрактное мышление.

Биопсихические свойства. Младшим подросткам свойственна неуравновешенность, несдержанность, подвижность, нередко неуправляемость, негативизм (особенно во второй половине дня из-за высокой степени утомляемости), лень (она может объясняться не чертой характера, а общей перестройкой в организме). Интенсивное физическое развитие, совершенствование речи.

Зная личностные свойства учащихся на этой ступени, можно посоветовать:

1. Помнить о широком круге интересов младших подростков, привлекать их к подготовке мероприятий, особенно игрового, соревновательного характера.

2. Организовывать работу кружков по интересам: игротека, кукольный театр, драматический кружок и т.д.

3. Давать возможность всем ребятам попробовать свои силы в работе, включая их в различные виды деятельности, привлекая их к проигрыванию различного рода ролей.

4. Менять виды работы, помня, что нужно не только переключение, но и занятость, насыщенность работой.

5. Использовать наглядность и ТСО, не увлекаясь ими чрезмерно.

6. Проводить беседы о значении изучаемого предмета,  организовывать выставки, например,«Физика в быту», «Иностранный язык  и профессии» и др., готовить с учащимися альбомы об известных людях, городах, книгах и т.д.

7. Зная наивно-игровое отношение учащихся ко всему, в том числе и к оценке деятельности, и опираясь на силу воздействия слова коллектива, оценивать деятельность учащихся не самому, а через детский коллектив.

8. Учитывая высокую восприимчивость и эмоциональность, впечатлительность и слабость произвольного внимания учащихся, строить сценарии проводимых мероприятий так, чтобы затронуть эмоции  детей. Этому помогают музыка, красочность оформления, эмоциональность ведущих, обращенность их речи.

9. Терпеливо относиться к проявлениям подвижности, несдержанности подростков. Чтобы их предупредить, запланировать в каждом мероприятии песни хором, шутки, подвижные игры, 1-2 физкультминутки.

10. Доверять детям, развивать их творческие способности в процессе внеклассной работы. Открыв в ученике определенные способности - музыкальные, художественные и т.д. - стараться не эксплуатировать их в течение длительного времени, давать детям возможность проявить себя в других областях.

Средняя ступень (7-8 кл.)

Направленность. Подросткам близки морально-этические проблемы, хотя четкого ронимания моральных понятий еще нет. Ребята этого возраста довольно восприимчивы к усвоению нравственных норм, у них складывается личная система ценностей. Подростки вполне осознают свои идеалы, подражают им во всем. Любимый герой в этом возрасте - человек активный, целеустремленный. Ребята этого возраста любят ролевые игры, их интересуют формы деятельности, требующие общения.

Часто дети проявляют желание равняться на взрослого, занять место его помощника. Однако в своих симпатиях и антипатиях неустойчивы. В отношениях требуют уважения своего человеческого достоинства, проявляют склонность к самоутверждению. В учителе ценят строгость, справедливость, доброжелательность, умение увлечь своим предметом.

Появляется новое отношение к знаниям: желание знать и уметь делать что-то по-настоящему хорошо. Большинство подростков любознательны, любопытны, открыты к восприятию нового. Приобретение знаний становится субъективно важным и необходимым для подготовки к будущему.

В то же время у некоторых школьников происходит уменьшение поглощенности учебой за счет расширения других связей с внешним миром. Интересы и увлечения ребят неустойчивы - усваивается то, что считается популярным, модным, занимаются не тем, что нужно, а тем, что интересно.

В этом возрасте отмечается противоречивость: с одной стороны, самооценка школьников в большинстве случаев завышена, с другой - наблюдается склонность к самобичеванию - я ничего не знаю, ничего не умею, у меня ужасная внешность и т.д.

Опыт. Житейский опыт подростков довольно беден, отсюда - прямолинейность в поступках и суждениях, неумение влвдеть собой, частые ссоры. В этом возрасте ребята как бы изучают себя, осваивают свое «я», но жить вне общения со сверстниками не могут.

Психические процессы. Внимание подростков рассеянное, несосредоточенное. Запоминание становится целенаправленным, а речь контролируемой. Поэтому учитель не должен давать установку на дословное запоминание, поскольку оно тормозит развитие речи.

Мышление детей критично, что чаще всего связано с недостатком знаний. Школьники стремятся к самовоспитанию (уже обращают внимание на собственные поступки, движения, внешность). Им свойственна ранимость, острые огорчения из-за неудач.

Возникает сопротивление на ограничение самостоятельности - при контроле, дисциплинарных требованиях. Сопротивление возникает и тогда, когда не считаются с интересами, мнениями и отношениями ребят.

Биопсихические свойства. В организме подростков происходят психические и физиологические изменения, связанные с взрослением. В связи с этим наблюдаются функциональные расстройства: неуравновешенность, нетерпимость, повышенная раздражительность, порой взрывчатость; быстрая утомляемость, периодами вялость, апатия падение продуктивности в работе, высокая двигательная активность. Появляется чувство взрослости.

Исходя из указанных возрастных особенностей подростков при проведении внеклассной работы:

1. Необходимо учитывать объем работы каждого учащегося, определять сроки исполнения поручения.

2. Учитывать психологическую совместимость подростков при выполнении какой-либо деятельности в группе.

3. Исключить навязывание учащимся какой-либо деятельности, даже если она кажется учителю интересной и полезной. Полностью исключить приказной тон.

4. Давать учащимся больше самостоятельности. Это помогает развитию чувства ответственности.

5. Необходимо давать оценку деятельности учащихся, продумывать способы и меры поощрения и наказания за выполненную работу. При этом помнить о том, что подростки остро переживают неудачи, ранимы. Учитель должен заранее предвидеть возможные неудачи, не подвергать им учеников, либо подготовить к ним.

6. Не забывать, что этот возраст благоприятен для нравственного воспитания.

7. Учитывать интересы и увлечения подростков (приключения, жизнь сверстников, исторические события, животные и т.д.) при организации чтения на ИЯ.

8. Следует помнить, что внимание у детей этого возраста все еще рассеянное, несосредоточенное, поэтому в ходе мероприятия нужно использовать приемы, привлекающие внимание.

9. Прислушиваться к мнениям ребят, учитывать их отношения при проведении внеклассной работы.

10. Исключить резкие суждения о деятельности и личности подростков, так как их неуравновешенность, нетерпимость, повышенная раздражительность могут плохо сказаться как на ходе самого мероприятия, так и на оценке его школьниками  (особенно это касается мероприятий, посвященных музыке, другим видам искусства, где вкусы людей разных поколений часто противоположны).

Старшая ступень (9-11 кл.)

Направленность. Старшие школьники стремятся к углубленному знанию, их жизнедеятельность во многом определяется выбором жизненного пути. Возрастает интерес к смыслу человеческой жизни, обогащается понятийный аппарат.

Урок вызывает интерес интерес только тогда, когда вовлекает учащихся в активное личностное отношение при обсуждении проблемы. У старшеклассников наблюдается рост социальной активности, они интересуются жизнью общества, проблемы человеческих отношений. Увлечения ребят очень разносторонни.

Старшие школьники способны разграничить возможное и желаемое, принять решение без посторонней помощи. Большой интерес проявляют к проблемам самовоспитания. Осознают себя как личность, подвергают себя самоанализу: Что я могу? Мои способности …

Однако: старшеклассникам присущ романтизм и это побуждает их браться преимущественно за большие дела (увидеть крупицу большого в малом без посторонней помощи они еще не могут). Для школьников этого возраста характерен максимализм, стремление к идеальному, склонность фиксировать внимание на отрицательных сторонах, завышенность оценок и притязаний.

В отличие от младших подростков старшеклассники относятся к себе с пониженным самоуважением, оценивают себя и свои способности ниже, чем есть на самом деле. У них появляются трудности в общении: Что обо мне подумают? Как я буду выглядеть? Поэтому в классном коллективе часто происходит разобщение, дробление.

Опыт. Формируется индивидуальный стиль деятельности. Общение с другими людьми - неотъемлемая часть жизни старшеклассников, канал информации, важный вид деятельности.

Психические процессы. Повышенная реактивность. Эмоциональная неуравновешенность, бурное выражение эмоций.

Настроение более устойчиво, осознанно.

Учащимся старших классов присуще стремление к обобщениям, способность находить и ставить проблемы.

Биопсихические свойства. Интенсивное половое развитие, функциональные изменения в организме, интерес к другому полу.

Как видим, в структуре личности школьников происходят значительные изменения, поэтому в старших классах учителю следует обратить внимание на следующее:

1. Учитывать дифференцированность интересов учащихся.

2. В процессе проведения мероприятий ставить перед учащимися различные задачи, проблемы, решение которых давало бы учащимся применить свои знания и умения на практике, почувствовать себя активной личностью.

3. Учитывая философски-романтический возраст старшеклассников, акцентировать внимание на мероприятиях, содержащих нравственно-этические проблемы.

4. Ответственно подходить к выбору жюри из числа старшеклассников для мероприятий на средней и младшей ступени.

5. Всячески поощрять инициативу учащихся, давать возможность самим подготовить мероприятия, это снимет нежелательные последствия притязаний старшеклассников, их максимализма.

6. Планируя работу на год, ребята обычно предлагают огромное количество мероприятий, но нужно побуждать их правильно оценивать свои возможности, чтобы провести мероприятия качественно.

7. Помнить о склонности старшеклассников к самоанализу, самооценке и указывать им на то, что дает каждому участие в определенных видах деятельности, что учащиеся могут проверить в себе в процессе их выполнения.

8. Стараться не давать учащимся оценивать себя и свои способности ниже, чем есть на самом деле, заострять внимание на положительном.

9. Помнить и учитывать дружеские привязанности учеников класса и особенно учащихся из разных классов. Включать такие пары (группы) в совместную работу.

10. Опираться на разностороннюю систему досуга старших школьников и исключить однохарактерные мероприятия. Практически все формы ВР в том или ином виде могут быть использованы на старшей ступени, например, они могут руководить работой кукольного театра, драматического кружка, игротеки, принимать участие в работе разговорного кружка в 5-7 кл.

11. Оказывать помощь учащимся в самоопределении. Зная профессиональные направленности старшеклассников, проводить дискуссии и беседы на тему «Физика и профессия», «Пригодится ли мне иностранный язык в будущем?» и др.  

При организации внеклассной работы необходимо учитывать также психологические особенности коллектива класса: уровень его развития, степень единства, направленность деятельности (честность, попытки выделиться и т.д.); межличностные отношения, особенно взаимоотношения официальных и неформальных лидеров; эмоциональное состояние класса в момент выполнения работы.

Немаловажен и учет индивидуальных особенностей каждого учащегося: их интересы, творческие, организаторские способности.

Таким образом, учет психолого-педагогических особенностей учащихся - необходимое условие ведения внеклассной работы. Осуществление его не требует от учителя больших затрат времени и сил. Планируя проведение мероприятия, необходимо опираться на эти особенности, ответив на вопросы:

а) при выборе форм работы: «Какие формы наиболее оправданны на этой возрастной ступени?»

б) при определении содержания работы по предмету: «Чем интересуются учащиеся, к чему они стремятся?»

в) при организации работы: «Что могут ребята? Что нужно в них развивать?»

Такой подход оправдывает себя и обеспечивает эффективность ВР по предмету.  

Функции внеклассной работы

1. Обучающая функция (связь внеклассной работы с курсом обучения ИЯ в школе).

Как уже отмечалось, существует настоятельная потребность вести учебную и воспитательную работу по ИЯ в комплексе. Как учебный предмет, ИЯ является в этом плане благодатной почвой - темы учебников разнообразны, они затрагивают основные стороны жизни человека в обществе, дают возможность обсудить с учащимися множество проблем как на уроках, так и во внеурочных мероприятиях.

Необходимость тесной связи урочной и внеурочной деятельности диктуется и еще одной причиной. Известно, что в 7-8 кл. интерес к ИЯ и уровень мотивации к изучению предмета падает в силу разных причин. Чтобы предотвратить падение интереса к ИЯ, учитель многое может сделать. И особое место в этом занимает ВР, т.к. она дает возможность ученикам использовать ИЯ как средство общения, показывает широкие возможности его использования. Конечно, не все формы ВР способствуют этому в равной степени, но каждая из них по-своему необходима и учителю следует всячески показывать во ВР как можно использовать ИЯ для общения.

В то же время не следует считать, что цели внеклассной и урочной работы полностью идентичны. Нельзя допускать того, чтобы ВР превращалась в дополнительные занятия. Главной на уроке всегда будет учебная цель, во внеклассных мероприятиях акцент смещается на воспитательную, развивающую и познавательную (образовательную) цели, в зависимости от формы и характера мероприятия. Например, в 7 кл. изучается тема «В здоровом теле - здоровый дух». По этой теме можно предложить внеклассное мероприятие в виде тематического вечера «Спорт в нашей жизни» или «Знаменитые спортсмены современности». Или, по теме 8 кл. «Путешествие в Германию» учитель организует викторину «Что вы знаете о ФРГ?» и т. д.  

О предстоящем мероприятии учитель сообщает заранее и каждый урок нацелен на него. Поэтому учащиеся более внимательно вчитываются в в материал, отмечают необходимую информацию. Когда ребята видят смысл своих учебных усилий, они работают более осознанно и энергично. Напр., при выпуску очередного выпуска стенгазеты в нее помещаются лучшие сочинения на тему. Или: при проведении страноведческой викторины в процессе прохождения темы акцентируют внимание в текстах и заданиях на именах, датах, событиях, которые могут пригодиться в викторине. Учитель ориентирует учащихся на поиск дополнительной информации по теме. После проведения викторины можно оформить альбом по ее материалу, куда войдут основные сведения по стране.

А можно идти наоборот - от ВР к работе на уроке. Подготовленный в разговорном кружке драматизированный текст показывают в начале урока в параллельном классе для последующей работы над этим материалом. Так осуществляется взаимосвязь двух аспектов работы по предмету.

2. Воспитательная функция ВР 

Рассмотрим конкретные возможности осуществления воспитания, которые можно использовать во ВР по ИЯ.

1) Патриотическое воспитание. Его суть - в формировании чувства любви к своей стране и к малой родине. Патриотическое воспитание должно пронизывать все формы ВР, напр., при подготовке стендов, выставок, стенгазет, мероприятий и т.д. При проведении мероприятий следует обращать внимание на аналогичные события и поступки людей в нашей стране и стране изучаемого языка, сравнивать их традиции и культурные ценности.

2) Межкультурное воспитание - это воспитание уважительного отношения к традициям, обычаям и культуре других стран, нетерпимость к проявлениям национализма и шовинизма. ИЯ обладает для этого аспекта воспитания больше возможностей, чем другие учебные предметы, он выступает как средство межкультурного воспитания. Особенно ярко эти возможности проявляются при осуществлении международных телекоммуникационных проектов, при проведении таких форм работы как пресс-конференция, телемост, при встречах с носителями языка.

3) Этическое воспитание предполагает формирование нравственности. Применительно к ВР по ИЯ оно предусматривает воспитание культуры поведения учащихся во время проведения репетиций и мероприятий, это также воспитание дружбы, коллективизма.

Особенно важен в нравственном смысле этап подведения итогов после проведения каждого мероприятия. Примером для учеников служит здесь поведение учителя. От того, насколько объективно он оценивает работу учащихся, как реагирует на оценку других учителей в составе жюри, соблюдая этические нормы, зависит и поведение учащихся.

4) Эстетическое воспитание нацелено на формирование художественного вкуса, на развитие у детей способности и умения видеть и правильно понимать красоту в природе, в искусстве, в жизни, например, при подготовке помещения к проведению мероприятия, при изготовлении костюмов или каких-то других предметов. Нужно обращать внимание детей на то, чтобы все было продумано, аккуратно и красиво. При подготовке концертов следует учить детей правильно вести себя на сцене, красиво исполнять песни и стихи.

5) Трудовое воспитание - во ВР оно означает, что учащиеся все поручения должны выполнять самостоятельно, что при подготовке мероприятий больше предметов учащиеся должны делать своими руками (костюмы, декорации, подарки, плакаты, стенгазеты и т.д.).

Еще раз следует повторить, что воспитание средствами ИЯ идет не по отдельным, строго разграниченным направлениям, а через их единство, взаимосвязь. Например, при проведении лингвострановедческого фестиваля основная задача - воспитание уважения к культуре других стран. Однако эта задача будет решаться при условии патриотической направленности материала, эстетически выдержанного оформления мероприятия, соблюдения этических норм учащимися и использования их трудовых навыков. На практике же многие учителя ИЯ считают для себя самым главным межкультурное воспитание, не обращая внимания на другие аспекты и оставляя эстетическое воспитание на долю учителя музыки или рисования, этическое - классного руководителя, трудовое - технологии и т.д. В результате проходят мероприятия небрежно оформленные, не имеющие музыкального сопровождения (или на плохом уровне), отсутствуют костюмы и т. д., а самый главный недостаток - учитель все делает сам, не надеясь на учеников, что недопустимо в воспитательном плане.

3. Развивающая функция ВР 

Развитие - неотъемлемый компонент любого обучения. Развивающее обучение опирается на положение, выдвинутое Л.С. Выготским о том, что обучение должно вести за собой развитие. Для развития человека, для формирования свойств его личности необходимо постоянно ставить перед ним все новые задачи и усложнять их.

Постановка перед учащимися задач подобного рода должна иметь место и во ВР по ИЯ, которая имеет такие возможности в изобилии: ВР, как и урок, требует от учащихся умственных и волевых усилий, работы памяти и внимания. А это, в свою очередь, развивает мышление, волю и др. свойства, необходимые человеку.

Таким образом, участвуя во внеклассных мероприятиях, учащиеся выполняют различные виды деятельности, которые способствуют воспитанию определенных черт характера и развитию способностей, свойств личности. Покажен это на примерах.

Соревновательные формы работы (конкурсы, викторины, игры и т.д.) развивают преимущественно: чувство товарищества, коллективизма; умение подчинить личные интересы интересам коллектива; взаимопомощь и взаимовыручку; внимание; чувство справедливости; сообразительность; умение быстро принимать решение; механизм догадки; наблюдательность; память.

При работе над средствами массовой информации (школьный журнал, стенгазеты, стенды, объявления и др.) формируются и развиваются: трудолюбие; сосредоточенность; аккуратность; терпение; умение работать с различными информационными материалами; художественный вкус и способности; абстрактное и логическое мышление; умение выделять главное и второстепенное; воображение.

Культурно-массовые формы работы (вечера и утренники) помогают развивать: ответственность за порученное дело; общий кругозор; творческое отношение к делу; драматические и музыкальные способности; активность, самостоятельность; речевые механизмы; память и восприятие.

Знание того, какие формы работы наилучшим способом развивают те или иные свойства учащихся, позволяет учителю сделать процесс развития и воспитания учащихся более целенаправленным, а значит, более эффективным.  

К учителю-организатору внеклассной работы

Многие считают, что для успешного ведения организаторской деятельности нужно иметь особый талант и способности. Поэтому, когда внеклассная работа проводится нерегулярно, неинтересно, ради «галочки», учителя отговариваются отсутствием таких способностей.

Однако развитие организаторских способностей в значительной степени зависит от самого человека. Для этого нужно прежде всего знать, какими качествами должен обладать учитель-организатор.

Общие качества (они могут быть и у хорошего организатора, и у того, кто организаторской деятельностью не занимается):

Общительность; общий уровень развития (сообразительность); практичность ума (способность быстро приложить знания и опыт к решению практических задач); наблюдательность; работоспособность; личная активность; настойчивость; самообладание; пунктуальность; способность держать данное слово; хорошая память; уверенность в своих силах; восприимчивость (терпимость к взглядам, высказываниям своих учеников).

Специальные способности: способность учителя понимать психологию ученика и на основе этого понимания менять свой тон, форму общения, средства и методы действия. Обладая этой способностью, учитель легко может определить, на что способен ученик, какое поручение он хотел бы и мог бы выполнить, чем его можно заинтересовать во ВР, как лучше сгруппировать учеников для работы в зависимости от их взаимоотношений и т.д. Такой учитель для каждого определяет стимулы интереса к поручению (одного можно поругать наедине, другого слегка пожурить, третьего похвалить обязательно при всех и т. д.). Способный учитель-организатор прост в общении, справедлив по отношению к ученикам, что дети особенно ценят.

Система ВР  в средней школе

Процесс организации ВР в школе можно рассматривать как систему, в которой каждой ступени обучения соответствуют определенные формы, полностью отражающие содержание ВР.

Под системой ВР понимается совокупность взаимосвязанных организационных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями.

С точки зрения системного подхода к формированию личности нельзя искусственно разграничивать задачи учебного и воспитательного процессов, поэтому каждая организационная форма должна быть многофункциональной и оказывать воздействие на многие стороны личности.

В создании системы следует учитывать премственность различных возрастных этапов. Говоря о системе ВР, нужно иметь в виду два аспекта: содержательный и организационный.

Содержательный аспект ВР составляют те ее формы, которые должны проводиться в школе. В педагогической литературе все формы ВР объединяются в 3 группы: массовые, групповые (с постоянным и меняющимся составом) и индивидуальные. В основе этой классификации лежит количество учащихся. Однако она отражает лишь внешнюю сторону работы и не учитывает ее содержания, напр., к массовым формам ВР относятся и вечер, и конкурс, и олимпиада и т.д.

Групповой формой работы является кружок, который предполагает ограниченный состав участников, большую однородность интересов.

Индивидуальная работа учащихся связана в основном с какими-либо поручениями по подготовке или проведению мероприятий.

Есть и другая классификация форм ВР в зависимости от содержания. В этом случае выделяют:

1) соревновательные формы работы (конкурсы, игры, викторины, КВН, олимпиады);

2) культурно-массовые формы (утренники, вечера, фестивали, акции и т.д.);

3) средства массовой информации (стенгазеты, стенды, выставки, объявления, радиопередачи, любительские фильмы и др.).

Кружок является синтетической формой ВР, поскольку в нем могут объединяться различные виды деятельности (разговорная речь, кукольный театр, перевод, драматизация и т.д.).

Организационный аспект системы ВР предполагает распределение имеющихся форм работы по ступеням обучения и классам.

На младшей ступени (5-6 кл.) можно использовать игры, выставки рисунков и игрушек, страноведческие выставки - о жизни детей в стране изучаемого языка; утренники - праздники, посвященные красным датам календаря, стенгазеты, конкурсы (чтение стихов, пение).

На средней ступени - КВН, викторины, тематические и развлекательные вечера, конкурсы (драматические; народной или эстрадной песни, на лучший перевод стихотворения и т.д.).

На старшей ступени - круглые столы, вечера, олимпиады, пресс-конференции, викторины, фестивали, телемосты, диспуты и т.д.

ВР эффективна только в том случае, если каждое ее мероприятие органически вписывается в учебно-воспитательный процесс школы.

Как говорилось выше, конечными целями ВР по предмету являются:

1) расширение и углубление ЗУНов иноязычного общения;

2) стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

3) содействие всестороннему развитию личности.

Принципы организации ВР

Принцип (лат. principium - основа, первоначало) - это основное, исходное положение, на котором построена какая-то деятельность или теория.

В основе функционирования системы ВР по любому предмету лежит ряд принципов и частных требований. Наиболее значимые из них:

1. Принцип связи с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь ВР с условиями жизни и деятельности ребенка.

2. Принцип коммуникативной активности учащихся. Коммуникативность во внеклассной работе отличается от коммуникативности на уроке - это обусловлено различием целевых установок и условий деятельности.

3. Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственность с уроками. 

4. Принцип учета возрастных особенностей учащихся. Эффективность ВР во многом определяется соответствием ее содержания, форм и методов этапам изучения предмета и психофизиологическим особенностям учащихся.

5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

6. Принцип межпредметных связей в проведении ВР. Значение этого принципа обусловлено:

а) единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса - развитие личности учащегося;

б) единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучатть по частям.

В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к обучению и воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место Музея истории школы в системе патриотического воспитания учащихся.

Статья по краеведению, написана на основе опыта работы.  В настоящее время краеведение получило качественно новое развитие. Приоритетная роль краеведческого образования сделала краеведческий прин...

Внеклассная работа по предмету и её роль в повышении качества знаний учащихся

В презентации отражены цели. виды и задачи внеклассной работы по любому предмету....

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

О роли внеклассной работы по иностранным языкам в воспитании учащихся

Одной из проблем, которые нам, учителям, приходится решать, является недостаток интереса учащихся к изучаемым предметам, что, как правило, приводит к снижению результатов обучения. Чтобы активизироват...

О роли внеклассной работы по иностранным языкам в воспитании учащихся

Одной из проблем, которые нам, учителям, приходится решать, является недостаток интереса учащихся к изучаемым предметам, что, как правило, приводит к снижению результатов обучения. Чтобы активизироват...

Роль и значение внеклассной работы для повышения интереса к предмету

Эта статья посвящена важному, на мой взгляд вопросу, - роли и значению поездок по России....