Программа развития проектной деятельности
опыты и эксперименты (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность есть один из путей повышения мотивации и эффективности самой учебной деятельности в основной школе, так как имеют следующие важные особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными (деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других);
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. (подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе);
3) организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности (могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_proektnoy_deyatelnosti.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития проектной деятельности.
Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий вызвали необходимость внедрения новых стандартов. Жизнь требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативности, коммуникативности, самостоятельности мышления. А проектная методика обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными, психологическими. Согласно Концепции развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года образовательная организация должна способствовать в определении индивидуальной образовательной траектории учащегося при усилении акцента на социализацию. Эти возможности могут быть реализованы в комплексе с другими методами и приемами для достижения качественно нового уровня обучения и воспитания.
Темы и направления проектной деятельности диктует сама жизнь. Региональный конкурс 2014 года «Молодежь против коррупции» стал импульсом программы проектной деятельности по формированию антикоррупционного поведения молодёжи. Конкурс проводился среди образовательных организаций, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в следующих целях:
- стимулирование творческой и общественной деятельности учащейся молодежи и преподавателей, направленной на изучение проблем противодействия коррупции;
- популяризация государственной антикоррупционной политики, в том числе Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226;
- привлечение внимания молодежи к проблеме противодействия и борьбы с коррупцией в современном обществе.
В связи с этим конкурсом возникла необходимость шире изучать эту тему. Всю нашу жизнь, с большим основанием, можно рассматривать как чередование различных проектов. Задача учителя научить обучающегося планировать и успешно реализовывать «свои жизненные проекты». Ведь для любого человека самая значимая оценка – это общественное признание его успеха. Подростку, да и любому школьнику важно получить отклик сверстников и взрослых. Несущественно, как и когда это произойдет: во время выступления перед классом или на внешкольной конференции. Главное, чтобы ребенок показал результат своего труда. Это очень важно, поскольку дети всегда сомневаются: признают ли меня окружающие? Любой проект достоин положительной оценки, ведь человек действовал сам. И по самому большому счету не важно, удался его проект или нет. Но важно, чтобы он проанализировал свою деятельность: как была поставлена работа? Что получилось в итоге? Продвинутый в проектировании может сказать, соответствует ли его результат затраченным усилиям или можно было пойти другим, более удобным путем. Такой самоанализ дорогого стоит. Если ученик умеет его делать, он и оценку сможет себе поставить. А когда человек готов к самооцениванию, он более успешно идет по жизни.
Рассмотрим развитие проектной деятельности на примере одного проекта.
Название проекта: Молодёжь против коррупции.
Основа проекта:
Образовательные стандарты. В процессе работы над проектом учащиеся должны усвоить компетенции, связанные с гражданским обществом и правовым государством, расширить знания в области уголовных преступлений и уголовной ответственности, рассмотреть отклоняющееся поведение и формы его проявления, рассмотреть функции государства в условиях существования коррупции.
Из ООП ООО:
формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Аннотация проекта: Проект рассчитан на учеников 9 класса. В рамках проекта предполагается рассмотреть правовые аспекты коррупции, общественное мнение по вопросу коррумпированности общества. Проект ориентирован на рассмотрение с экономической, правовой и социально-политической стороны такого явления российской действительности как коррупция. В рамках работы над проектом у учащихся должна сформироваться гражданская позиция по отношению к негативным явлениям общественной жизни.
Проект предполагает написание учебно-исследовательской работы и публичную защиту через презентацию или буклет.
Новизна исследования состоит в возможности проследить историю рассматриваемого вопроса на основе уже полученных ранее исторических знаний, а также личного жизненного опыта учащихся с параллельным углублением знаний по проблеме предупреждения и борьбы с коррупцией, совершенствования нормативно-правовой базы, направленной на борьбу с этим негативным явлением.
Цель: изучение истории рассматриваемого вопроса, существующей нормативно-правовой базы, направленной на борьбу с негативным явлением, духовно-ценностная ориентация с целью развития и коррекции (воспитание нравственных, правовых, гражданских качеств) жизненного опыта учащихся по проблеме предупреждения коррупции.
Задачи:
- познакомить с основными аспектами правотворческой деятельности в области государственной антикоррупционной политики в России;
- углубить знания, полученные ранее в курсе изучения обществознания, привести их в целостную систему;
- воспитывать гражданскую ответственность, осознание важности таких понятий, как соблюдение закона, чести и честности, незапятнанной репутации, ответственности за свои поступки и действия и необходимости борьбы с коррупцией.
- изучить данную проблему и участвовать с защитой проекта в школьном, далее региональном конкурсе проектов.
- развивать когнитивные и коммуникативные навыки и умения;
- сформировать антикоррупционный иммунитет у обучающихся и стремление изменить сложившиеся негативные традиции.
Проблема оказалась актуальной не только для ребят, но и для их родителей. В пространство создания проектов входит план работы, промежуточные итоги, консультации руководителя проекта, оформление и защита. Родители оказались помощниками в создании проекта.
Совместно с учениками мы составили план работы по данной теме:
Работа рассчитана на 12 учебных недель.
1 неделя – проводится опрос, учащиеся разбиваются на группы по 4 человека, выбирают темы.
2 неделя – каждая группа определяет пошаговый план своей работы и осуществляет его защиту
3-4 неделя – поиск материалов в соответствии с планом работы группы
5-6 неделя - обработка материала, его осмысление и изложение в логически обусловленной форме, обсуждение с руководителем
7-8 неделя – работа над содержанием, внутренним и внешним оформлением работы
9 неделя - подготовка наглядных материалов по своей части работы и обобщение результатов групп в общую работу
10-11 неделя – составление отчёта в виде буклета или быстрой публикации, презентации или отчёта - реферата
12 неделя - публичная защита результатов работы в форме слайдовой презентации, выступления перед школьной аудиторией.
Провести по итогам работы:
1. Классные часы по выбранным группами темам:
“Мздоимство и коррупция” (исторические корни коррупции в России и сравнение с современными понятиями).
“Сравнение коррупции в России и за рубежом”.
“Коррупция в Когалыме”. Ребята самостоятельно выбрали темы и представили свои работы в текстовом варианте, а затем в виде презентации.
Создали памятку. “Как себя вести, если у вас вымогают взятку”.
Особо изучили вопрос “Рейтинг коррумпированных должностей в России” (ребята приводили примеры из газет, интернета, телевидения).
2. Конкурсы буклетов или памяток – публикации синквейнов, эссе, презентаций.
3. Внеклассные мероприятия.
Результаты этого исследования использовали при создании презентаций. Для сбора информации использовались следующие источники (газеты, журналы, телепередачи центрального и местного вещания, учебная литература и жизненный опыт родителей, друзей и учителей, встречи с работниками прокуратуры и мирового суда).
Краткое содержание проекта:
В процессе работы над проектом учащиеся ознакомились с методикой анкетирования, освоили оформление научной работы и ее публичной защиты в форме презентации, буклета.
Помощь руководителя проекта:
Распределение функциональных обязанностей и ролей;
Определение траектории деятельности в соответствии с компетентностными возможностями учащихся.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Возможно ли существование общества без коррупции?
Проблемные вопросы
Коррупция в большей мере явление политическое или экономическое?
Что заставляет человека давать взятки?
Каковы перспективы развития общества в условиях коррупции?
Возможно ли поступательное развитие общества без коррупции?
Что лучше: медленно и дёшево или быстро, но дорого?
Нужно ли бороться с коррупцией?
Учебные вопросы
Какие виды коррупции существуют?
Какое влияние оказывает коррупция на все сферы общественной жизни?
Как общество относится к коррупции?
Какие методы борьбы с коррупцией можно предложить?
Можно ли победить коррупцию в России?
Работа позволяет:
Познакомиться с историей возникновения коррупции как социального явления;
Изучить коррупцию в России и определить её рейтинг в мировой системе;
Определить политическую проблему данного явления;
Найти возможные способы противодействия коррупции;
Расширить правовую информированность в сфере экономических преступлений;
Расширить навыки в сфере поиска, обработки и анализа информации.
Работа над проектом. Беседа для выявление мнения по проблемам коррупции;
Тестирование, с целью определения знаний правовой базы в области антикоррупционного законодательства;
Какие методы вы предлагаете для борьбы с коррупцией.
Формы организации работы детей: внеклассная, внеурочная.
Работа с проектом:
Составление общего плана работы и индивидуальных карт учащихся по личному алгоритму работы;
Промежуточная защита групп по полученным результатам;
Рефлексия по вопросам: получилось или не получилось и почему.
Подготовка итогового продукта:
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
- сбор, систематизация и анализ полученных результатов;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Результат проектной деятельности учащихся
Проведено анкетирование в школе по основным вопросам исследования;
Созданы компьютерные публикации и буклеты по вопросам проекта;
Написаны синквейны по темам: “Зло”, “Коррупция”, “Россия”, “Взятка”.
Исследования учащихся отражены в презентациях и буклетах учащихся.
После завершения работы над проектом осуществляется защита результатов в форме:
Отчёт о работе – буклет.
Презентация.
Выступления перед учащимися 5-10 классов с информацией о полученных результатах;
Участие в школьном и городском конкурсе школьников и педагогов с обобщением опыта работы;
Участие в региональном конкурсе проектов.
Проведение общешкольного мероприятия «Нет коррупции!»
Описание методов оценивания
Для определения результативности в процессе работы используются следующие методы:
Метод работы в группах и групповой защиты результатов;
Публичная защита работы в форме слайдовой презентации хода работы над проектом и результатов работы;
Проведение правового ликбеза для учащихся младших классов.
Необходимые начальные знания, умения, навыки
У учащихся должны быть сформированы базовые понятия в области права (противоправность, преступление, правоохранительные органы) в области социологии (анкетирование, общественное мнение), в области экономики (рыночная экономика, роль государства в экономике). Учащиеся должны владеть навыками работы на ПК, умением создавать слайдовые презентации, буклеты.
Самые лучшие работы учащихся будут представлены в конкурсе проектов в декаду науки. Участники проекта «Формирование антикоррупционного мировоззрения молодёжи» стали участниками II Международной научно-практической конференции школьников «Зимний школьный марафон».
Критериями оценки проектов стали степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли; практическое использование предметных и универсальных учебных действий; количество новой информации, использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения использованными методиками; оригинальность идеи, способа решения проблемы; осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности; владение рефлексией; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов.
Ориентирование на разработку практически - (социально) значимых проектов.
Ценность формирования проектной деятельности в том, что формируется возрастное новообразование, необходимое для дальнейшего личностного развития ребенка – его ответственное действие. Ключевым результатом является способность ученика действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач. Эта способность является основой компетентности в разрешении проблем, формируется учебно-практическая самостоятельность. И обнаруживается она только в ситуациях, требующих действовать и организовывать (планировать) свои действия.
Важнейшей составляющей учебно-практической самостоятельности при работе над проектом является ответственность, которая проявляется в умении определить меру и границы собственной ответственности (например, один проводит анкетирование, другой обрабатывает результаты), умении отличить процесс от результата (процесс не оценивается внешним экспертом, а результат предъявляется аудитории для оценки), формировании контрольно-оценочной самостоятельности.
Оценивание в подростковой школе превращается в самостоятельную деятельность учащихся и педагогов, что является важнейшей характеристикой введения проектных форм работы в учебный процесс.
В проектной деятельности на этапе 7-9-х классов ученики приобретают необходимые навыки – планирования, целесообразного действия, оформления проектов, их презентации и т.п. Поскольку к концу 9 класса необходимо спланировать собственный образовательный проект – профиль продолжения образования, мера ответственности за собственную работу возрастает. На этом этапе различается жесткое (критериальное) оценивание и сферы, где оценка условна и субъективна.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность дополняют традиционные формы обучения, оказывая свое влияние на все аспекты образовательного процесса, открывают сферу внешкольной деятельности в направлении образовательной и профессиональной перспективы школьников, превращая оценивание в самооценивание, вводят школьника в сферу социальных отношений.
Перечень тем, которые можно предложить для осуществления проектной деятельности в курсе обществознания в 8-11 классах:
- «Идеальная школа будущего» (может быть неким прообразом школы будущего);
- проект «Улучшим экологию родного города» (социально направленный, может содержать исследование экологической обстановки с опорой на материалы местных СМИ, Интернета и включать конкретные предложения по улучшению экологии в городе);
- «Я – будущий предприниматель» (может быть прообразом предполагаемой предпринимательской деятельности с составлением бизнес-плана);
- «Кодекс чести предпринимателя» (может быть представлен как творческий продукт нормативного характера);
- «Социальная защита и преодоление бедности» (социально направленный, должен содержать исследование уровня жизни разных слоев населения города с опорой на материалы местных СМИ, Интернета и включать предложения по организации социальной защиты малообеспеченных и других незащищенных слоев населения);
- «Преодоление негативной девиации у школьников» (социально направленный, предполагает исследование и предложения по преодолению девиантного поведения школьников);
- «Интернет в жизни школьника: помощь или зависимость?» (исследование об использовании учащимися Интернета и преодолении возможной зависимости).
- «Давайте жить дружно» (предполагает исследование конфликтных ситуаций в школьной среде и предложения по предотвращению конфликтов среди сверстников);
- «Защити права несовершеннолетних» (может содержать исследование нарушений прав ребенка в случае девиантного поведения родителей или недобросовестного исполнения обязанностей представителями администрации, а также предложения по защите прав несовершеннолетних и т. д.).
Это далеко не полный перечень возможных тем для организации проектной деятельности, а лишь маленький ориентир в выборе тематики проектных работ. Помогая ученику в выборе темы проекта, необходимо учитывать его возраст, образовательный уровень, интересы, а также соотносить проект с задачами учебного процесса.
Преимущество группового проекта заключается в формировании коммуникативной компетенции школьников, возможности расширить границы проекта, найти лучшее решение проблемы. В то же время групповой проект сложнее организовать, так как трудно найти общую тему, которая будет интересна нескольким ученикам. Индивидуальный проект, созданный учеником единолично, заслуживает внимания тем, что формирует умение обучающегося вести его от начала до конца, самостоятельно находить решение проблем, нести личную ответственность за результат.
В качестве пространства презентации проектов можно предложить защиту в виде доклада, реальной или виртуальной выставки, небольшого видеофильма, рекламного ролика и др. Если проект выходит за рамки урока, то презентация проекта может быть самой разнообразной: в виде реферата с вариантом решения социальной проблемы, в виде спектакля и других формах.
Сложность оценивания проекта заключается в расставлении приоритетов при оценивании работы школьников. Большинство учителей в качестве критерия оценки проектной работы берут выполнение поставленной цели и достижение конкретных результатов. Среди других критериев берётся практическая (общественная) значимость проекта, оригинальность решения обозначенной проблемы, исследовательские методы в работе, умение представить результаты проекта. Различие критериев в оценке проекта позволяет отойти от привычной пятибалльной системы и дает возможность педагогу использовать суммарный показатель всех достижений школьника при работе над проектом (современные оценочные средства при подведении результатов проектной деятельности).
К 20-петию Конституции РФ КМ-образование проводил сетевой проект «Основной закон России». Мои ученики, участвуя в данном проекте, на свою страничку получили значок – юзербокс. «е-КМ-Школа» позволяет осуществлять взаимодействие не только с обучающимися и коллегами в рамках одного образовательного учреждения, но и включаться в разработку и реализацию сетевых проектов в «КМ-ВИКИ», тем самым происходит расширение образовательной среды. «КМ-ВИКИ» - образовательный портал, объединяющий пользователей ИИП «КМ-Школы», создан для обмена опытом, идеями не только учителей, но и учащихся. Здесь можно принять участие во всероссийских сетевых проектах, пройти дистанционное обучение, а разделы «Полезные ссылки», «Работаем в ВИКИ», «Методические рекомендации» помогут в самообразовании и педагогу, и ученику. В среде «КМ-ВИКИ» учащиеся могут создавать и размещать презентации, видео, интерактивные плакаты, 3D-книги, музыкальные открытки, ментальные карты (карты знаний, карты ума), карты Гугл, ленту времени, баннеры, миниопросы, облако из слов, мозаика слов, пазлы. С сетевыми проектами в среде «КМ-ВИКИ» можно познакомиться на сайтах
Внеурочная проектная деятельность в информационно-образовательной среде «е-КМ-Школа» поможет учителю в организации новых форм учебного процесса и внеклассной деятельности по предмету, соответствующих требованиям стандарта второго поколения.
Итак, включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность есть один из путей повышения мотивации и эффективности самой учебной деятельности в основной школе, так как имеют следующие важные особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными (деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других);
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. (подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе);
3) организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности (могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности).
При создании аттестационного задания использовалась литература:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- УКАЗ Президента РФ от 11.04.2014 N 226 "О НАЦИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА 2014 - 2015 ГОДЫ"
- КОНЦЕПЦИЯ развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования
- Программа развития школы "Школа модели новой информационной культуры" (2011-2014гг.) http://www.schsite.ru/kogalim-sch7/bab2a7f4-aad4-4a83-92ae-be858a6da934
- http://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=7021
- http://pish.ru/blog/articles/articles2013/2585
- http://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=7021
- http://goo.gl/MuYY2O Ссылка на работу ученика
- http://goo.gl/9r82px
- http://goo.gl/uqg1zH
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка проектной деятельности социальной направленности "Диалог"
Программа рассчитана на обучающихся 7 - 11 классов. Срок реализации 1 год....
Деятельность студентов математического клуба "Пи", как средство развития проектной деятельности.
Вопросы мотивации учения и активизации познавательной деятельности, развитие творческих способностей обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогики. Вопросы моти...
Программа "Развитие проектной деятельности в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО"
Программа составлена как инновационная деятельность в условиях реализации ФГОС НОО, оформлена в соответствии со всеми требованиями. Расчитана на 3 года (2-4 классы)....
Выступление на методическом объединение "Развитие проектной деятельности на уроках математики"
Выступление на методическом объединение "Развитие проектной деятельности на уроках математики"...
программа модуля к рабочей программе "Основы проектной деятельности" "Путешествие в прошлое"
Ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на формирование у ребенка потребности и способности к саморазвитию. Формирование названных потребностей и способностей ...
Методическое пособие "Развитие проектной деятельности учащихся"
Цель методического пособия – оказать эффективную помощь педагогам в обобщении и систематизации материала, дать методические рекомендации по созданию условий, направленных на развитие творческого...
Развитие проектной деятельности на уроках изобразительного искусства
Развитие проектной деятельности на уроках изобразительного искусства...