ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья на тему

 

 Материал III Всероссийской научно-практическая конференции «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»: статья по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики» 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochebutova_l.i._statya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Почебутова Л.И.

МОУ СОШ №3 г. Усть-Кута

Модернизация российского образования состоит в его содержательном и структурном обновлении. Происходит  переориентация оценки результатов образования с понятий  «подготовленность»,  «образованность»,  «общая культура»,  «воспитанность»,  на понятия «компетенция»,  «компетентность» обучающихся.  Компетентность – непосредственный результат образования, который выражается в овладении учащимися определенным набором способов деятельности. Поскольку освоить деятельность (в отличие от действия) через подражание невозможно, учащийся начинает управлять своей деятельностью, используя (интегрируя) различные результаты образования (знания, умения, навыки), формируя собственный «ресурсный пакет», необходимый для формирования компетенции.

Информационно-коммуникационные технологии облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации,  позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, дают возможность построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.   По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. В стандартах второго поколения выдвигаются требования к планируемым результатам обучения, которые конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения математического содержания.

Применение информационно-коммуникативных  технологий на уроках математики способствует  активизации познавательной деятельности учащихся, развитию вариативности мышления,   математической логики, направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование. Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала,  деятельности учителя, управляющего этими средствами обучения, повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера. Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

В своей педагогической деятельности использую информационно-коммуникационные технологии.  Возможности компьютера применяю в следующих вариантах: фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала; использование диагностических и контролирующих материалов; использование презентаций; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; использование компьютера для вычислений, построения графиков, сечений многогранников; формирование информационной компетентности учащихся (умения получать информацию из различных источников).

 Для  подготовки и проведения уроков, дополнительных и факультативных занятий, обращаюсь к опыту коллег, который размещен на страницах в сети Интернет, в частности пользуюсь следующими сайтами:

http://pedsovet.su (сообщество учителей математики на сайте Педсовет.су);

http://www.valeryzykin.ru  (блог школьного учителя математики);

http://arm-math.rkc-74.ru (автоматизированное рабочее место учителя математики);

http://www.etudes.ru/ (математические этюды);

http://www.valeryzykin.ru  (компьютер школьного учителя  математики);

http://video-repetitor.ru (видео – репетитор подготовки к ЕГЭ) и др.

Создаю собственные программные продукты – презентации к уроку и тесты для проверки знаний учащихся. Презентации к уроку готовлю при помощи программы PowerРoint, тесты создаю в программах My test, тест-2000, КТС. Наиболее удачными считаю тесты, в которых учащийся может увидеть результат и получить оценку. Применяю готовые презентации «Уроки геометрии 7-9 классы», издательство Планета. Создаю личный банк презентаций по разделам «Поурочные планы», «Классное руководство», «Внеклассная работа по предмету». К урокам обобщения и систематизации знаний предлагаю учащимся выполнить творческие работы – создание презентаций. Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других.

Для подготовки к ЕГЭ и ГИА по математике используем ресурсы интернета (http://ege.yandex.ru/mathematics/ ЕГЭ по математике), выполнение  тестов в режиме on-line  на сайте mathege.ru позволяет учащимся проверить свои знания. Материалы данных сайтов использую на уроках, элективных и факультативных курсах, предлагаю учащимся для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

       Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика - это существенное расширение возможностей самостоятельной работы: изучить новый материал, провести эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя - это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно - в режиме дискуссии, а не монолога. В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов (ЦОР и ЭОР). Использую при подготовке и проведении занятий электронные пособия по предмету и две коллекции:

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/),
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

Организую работу на уроке с данными коллекциями в режиме on-line с непосредственным доступом в Интернет, задания учащимся выдается в виде таблицы, где указано, что они должны выполнить на том или ином этапе урока, даются ссылки.

Использую на уроках серию мультимедийных учебных пособий «Электронное сопровождение курса Алгебра», специально разработанных В. В. Шеломовским к учебникам и задачникам авторского коллектива под руководством А. Г. Мордковича «Алгебра» для 7, 8 и 9-го классов. Электронный помощник позволяет учащимся самостоятельно разобраться в учебном материале дома, а учителю - организовать учебный процесс на уроке. Пособие содержит несколько сотен интерактивных рисунков, дающих представление о построении графиков, решении уравнений и задач. Набор анимационных фильмов «Живые иллюстрации»  для учащихся и педагогов, разработанный О. В. Кирюшкиной к учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра» 7 класс позволяет показать моделируемый процесс  с синхронным построением графика, продемонстрировать в динамике построение графиков функций с помощью элементарных преобразований, создать яркий образ, подкрепляющий изучаемое понятие. Анимация сопровождается текстовыми комментариями. На уроках геометрии использую электронный учебник «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки геометрии 7-11 класс».

Применение цифровых и электронных образовательных ресурсов в процессе обучения математике наряду с предметными результатами способствуют эффективному формированию информационной, общепредметной компетенции, связанной с математическим моделированием.

Использование компьютера на уроках - это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию ученика и увеличить эффективность урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроках математики

Информационные технологии, вторгшиеся в современную жизнь, меняют наши представления  о мире, знании и о самих себе. Основная задача современного образования – не только давать знания,...

Использование современных информационных технологий на уроках математики

Одно из требований, предъявляемых к современному человеку - высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, широкий кругозор, умение грамотно работать с любой информацией, использов...

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

ПРОЕКТ "«Использование современных информационных технологий на уроках математики»

Этот проект я создавала на курсах повышения квалификаций. Основной продукт проекта ссылки на сайты, в которых можно найти полезные материалы для проведения уроков математики по теме "Делимость чисел" ...

Использование современных педагогических технологий на уроках математики

Доклад на педсовет.  Из личного опыта работы учителя математики....

Обобщение педагогического опыта работы учителя математики Наниз Р.Е. «Использование современных инновационных технологий на уроках математики»

Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий, которые всё плотнее входят в нашу жизнь. Обучение через применение информационно-ком...