Выступление "Блочно-модульные технологии в преподавании физики"
статья на тему

Киселёва Ольга Николаевна

Материа, содержащий конспект выступления и презентацию по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blochno-modulnye_tekhnologii.rar2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Применение  блочно-модульной технологии в  преподавании  физики

        Современное общество требует от человека творческого подхода к решению проблем. Готовить к этому нужно уже в школе. Поэтому школа постепенно уходит от формирования ЗУН в чистом виде: главной целью становится формирование личностностных компетентностей учащегося, особенно способности его к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков.

        Массовая школа часто, игнорируя индивидуальность ученика, не даёт ему возможности для развития, для укрепления творческого потенциала, превращая ученика в посредственность, стирая его индивидуальные особенности.

В связи с предъявляемыми новыми требованиями к организации учебно-воспитательного процесса мне пришлось обратиться к поиску эффективных  технологий, форм и методов обучения.

        Вопрос как преподавать сегодня физику во многом еще дискуссионный. Существует множество вариантов ответа на него, но вряд ли какой – либо из них можно признать единственно верным и бесспорным. Однако, несомненно, то, что эффективное изучение физики возможно только тогда, когда учитель организует такие формы работы, которые принято называть активными и которые способны заинтересовать учащихся, стимулировать процесс познания.

        Среди множества методик и технологий каждый учитель, наверно, имеет наиболее предпочтительную. Для меня - это блочно – модульная технология, которой я пользуюсь в старших классах. Блочно-модульное обучение – это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении упражнений, написании творческих работ, участии в семинарах, изготовлении наглядных пособий и т. д. Данная технология предполагает, что школьник должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся.

Цель  модульного  обучения — содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

        Понятие «блок» и «модуль», практически, равнозначны и представляют любую автономную, укрупнённую часть учебного материала, состоящую из нескольких элементов:

  • учебная цель (целевая программа);
  • банк информации (собственно учебный материал в виде обучающих программ);
  • методическое руководство;
  • контрольная работа.

        Блок – группа знаний и навыков, которые учащийся должен продемонстрировать после его изучения. Блок устанавливает границы, в которых учащийся оценивается, и стандарты, в соответствии с которыми приходит обучение и оценка. Сам по себе блок не является учебной программой или планом. В свою очередь каждый блок состоит из нескольких модулей:

  • 1-й модуль (1–2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий; при подаче домашнего задания обращается внимание на 1) теоретический материал; 2) опережающие задания; 3) изготовление карточек.
  • 2-й модуль (2–4 урока) – использование теоретического материала при выполнении типовых упражнений: самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют.
  • 3-й модуль (1–2 урока) – предварительный контроль знаний, повторение и обобщение материала темы (возможна работа с компьютером или индивидуальные карточки задания, тесты разного уровня и т.д.).
  • 4-й модуль (1–2 урока) – контроль знаний, учащимся предлагается контрольная или зачетная работы.

        Модульная   технология  строится на идеях развивающего обучения посредством дифференциации содержания и дозы помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

Из положительных аспектов данной технологии я выделила для себя следующие:

  • жесткая последовательность действий, законченность блоков содержания, предполагающая движение ученика с постепенным погружением в детали циклов;
  • индивидуальный темп обучения, адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых за счет исходной диагностики знаний и темпа усвоения;
  • обязательный самоконтроль;
  • формирование ориентировочной основы действий;
  • гибкое управление обучением;
  • рефлексивный подход (многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном индивидуализированном уровне сложности переводит умения в навыки).

        Модульная   технология  облегчает создание целостного представления об изучаемом материале, позволяет высвободить время на отработку знаний и умений, создает возможность маневрирования учебным временем, условия для развертывания групповой работы в классе.

        Есть два варианта построения таких систем: тема делится на самостоятельные блоки, каждый из которых изучается по завершенному циклу; вся тема изучается сразу как единый монолит («блок – тема»). Эти системы, несмотря на их различие, могут быть названы лекционно-зачетными, ибо в них эти типы уроков обязательны.

        «Блочную» систему образуют, как правило, следующие уроки:
Лекция вводная (первый этап изучения блока): объясняется содержание материала в целом. Особое внимание уделяется разъяснению главному.
Семинарские занятия (второй этап): их серия проводится вслед за лекцией. Число семинаров зависит от сложности и объема изучаемого. Учащиеся самостоятельно, пользуясь учебником, усваивают материал, выполняют упражнения, закрепляющие полученные знания. Работа дифференцирована.

Лабораторный практикум (третий этап): это уроки формирования экспериментальных умений и навыков, на которых школьники учатся собирать установки по схемам, пользоваться измерительными приборами, проводить наблюдения, опыты, снимать показания приборов, записывать их в таблицы, составлять отчеты и делать выводы. Сюда входит выполнение лабораторных работ, а также просмотр видеофрагментов и виртуальных демонстраций.

Решение задач по теме (четвертый этап): его цель - углубление и развитие знаний.

Зачет – контрольная работа (пятый этап): проверяется усвоение учебного материла всеми учениками, каждый получает зачетную оценку.

Урок интересных сообщений (шестой этап): рассматривается практическое применение изученного, вопросы профориентации.

Эта совокупность этапов (1 – 6) образует законченный цикл, который повторяется при рассмотрении каждого блока.

        Семинар углубляет и систематизирует знания, конференция их расширяет. Вопросы, выносимые на семинар, идентичны выносимым на зачет. На конференции заслушиваются доклады, рефераты, решения интересных задач.

Элементы блочно-модульного обучения в своей практике  применяю не так давно. Внедрение данной технологии в принципе не может быть «гладким» и дать скоротечных результатов тоже. Нужно вырабатывать привычку  у детей к такой форме проведения уроков. Многие скажут, что формы организации уроков нужно чередовать, но я считаю, что нужно приучать детей именно к постоянству формы организации занятий, тем более, что это не мешает разнообразить сам образовательный процесс.

Результаты внедрения данной технологии можно отследить на примере учебных показателей по курсу физики, которые вы видите на слайде.

        Диаграммы отражают положительную динамику качества образования по физике и, соответственно, оправдывают выбор в применимости блочно-модульной технологии.

        Целесообразность применения блочно-модульной технологии обусловлена рядом факторов:

  • «Уплотнение» программы.  Объём информации остался без изменения, а число часов уменьшилось;
  • Существование большого числа плохо отрецензированных и дорогих учебных пособий по физике;
  • Общая перегруженность учащихся старших классов; снижение уровня их подготовленности к восприятию нового материала; несоответствие программ по физике и математике, требующее дополнительных затрат времени на  их  коррекцию.

Преимущества блочно-модульной системы

  • позволяет формировать прочные и систематизированные знания,
  • осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению;
  • проводить широкие межпредметные связи, особенно с математикой и информатикой;
  • значительно снижает нагрузку на учащихся.
  • даёт ученику  свободу в рамках времени, отведённого на изучение блока.
  • учащийся может сам планировать свою домашнюю работу по предмету с учётом других нагрузок.
  • применение активных форм обучения приучает видеть суть, учиться самостоятельно и продуктивно.
  • позволяет перенести центр тяжести учения на урок и исключить традиционные репродуктивные домашние задания, заменив их творческими
  • активизирует познавательную деятельность всех учащихся класса, содействует всестороннему  сотрудничеству школьников  в процессе обучения.
  • позволяет несколько раз повторить учебный  материал, причём в разных аспектах и связях, она способствует полному и глубокому усвоению учебного материала всеми учениками независимо от уровня их развития.

                              Видимые «подводные камни»

  • система не даёт полной свободы действия ученикам, навязывая тематику и некоторые временные рамки. Это главный её недостаток.
  • неравномерность нагрузки учителя при подготовке к урокам,  и большой объём этой подготовки.
  • при неумении организовать своё время, неравномерность нагрузки получается и у ученика.

В заключении хотелось бы привести слова известного методиста Петра Яковлевича Гальперина: «Модульное обучение представляет возможность показать учащимся весь путь, всю дорогу, видеть перспективы большие и малые, тогда как «традиционка» освещает лишь участок этой дороги, без перспектив, без взаимосвязей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в преподавании физики

Создание электронного учебного комплекса позволяет  наглядно представлять информацию в оболочке обучающей среды, осуществлять входной текущий, рубежный и итоговый контроль, интегрировать учебные ...

Игровые технологии в преподавании физики

В презентации дана методика создания игры...

«Мультимедийные технологии в преподавании физики».

Анализ современной научно-методической литературы свидетельствует о тенденции все более широкого использования информационных технологий в преподавании физики. Информационные технологии, наиболе...

Современные информационные технологии в преподавании физики.

Рассмотрены современные технологии в преподавании физики....

Доклад "Инновационные технологии в преподавании физики"

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обучающихся....