Инновационные технологии в преподавании физики
статья по физике по теме
Создание электронного учебного комплекса позволяет наглядно представлять информацию в оболочке обучающей среды, осуществлять входной текущий, рубежный и итоговый контроль, интегрировать учебные дисциплины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovacionnye_tehnologii.docx | 60.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ
Инновации в образовании понимаются как средство или способ развития образования. Инновация - это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых образовательных технологий, организационных форм обучения и управления.
Инновационных педагогических систем ныне существует много, и все они имеют общий знаменатель:
- вовлечение субъектов в целеобразование;
- исследовательская или проектная деятельность преподавателей или учащихся;
- индивидуализация функций и субъектов совместной деятельности;
- появление новых диалоговых форм и педагогических практик;
Отношения между субъектами в инновационной педагогической системе развиваются по горизонтали и осуществляются как партнерство. У новых технологий высокая эффективность учебного процесса появляется на основе субъект - субъектных отношений.
Физика - единая дисциплина, изучающая систему графических методов и в конструирования, моделирования, обоснования решений и представления информации об объектах. С помощью общетехнического языка формирует у учащихся навыки по восприятию, анализу, синтезу полученной информации, высокую научную культуру.
В качестве инновационных технологий в подготовке учащихся нами предлагается модульная и компьютерная.
На наш взгляд, именно модульно-рейтинговая система, являясь основой внедрения информационных технологий, позволяет успешно организовывать обучение и контроль знаний учащихся с получением количественных характеристик педагогической деятельности.
Модульное построение курса предмета дает возможность изучать материал в системе:
- ориентировать учащихся на цель учебной деятельности;
- мотивировать ее;
- определять систему самоконтроля и самооценки;
- обеспечивать самоуправляемый рефлексивный процесс;
- формировать адекватную самооценку.
Сердцевина модульного обучения - обучающий модуль (рис. 1), целевая программа действий и рекомендации учителя по достижению поставленных дидактических целей.
Рисунок 1 - Структура обучающего модуля
Продуктивность опыта состоит в том, что учащиеся овладевают системой знаний, практическими навыками и умениями, предусмотренными стандартом дисциплины. Анализ анкет показывает устойчивый интерес и положительное отношение к предмету.
Трудоемкость опыта заключается в:
- вовлечении всех учащихся в совместный труд учения;
- нетрадиционной проработке содержания учебного материала;
- выделении основополагающих идей, пронизывающих модуль;
- обновлении педагогических воздействий;
- обеспечении материально-технической базы и больших временных затрат для разработки пакетов модулей.
Компоненты системы работы преподавателей:
- диагностика качества знаний учащихся как условие реализации модульной технологии;
- модульная программа по курсу с детальной проработкой разноуровневых целей к учебным элементам;
- создание условий для доминирующей самостоятельной деятельности студентов;
- уровневые задания;
- рейтинговая система оценки знаний, стимулирующая ритм работы учащихся.
Компьютеризация образования потребовало изменение стратегии и тактики подготовки учащихся. Оптимизируя структуру преподавания дисциплины, с 1995 года используем компьютерные технологии. Последние годы конструируем и проектируем учебный процесс с использованием электронного учебного комплекса.
Основой для создания авторского комплекса программ послужил подготовленный преподавателем - предметником сценарий компьютерного обеспечения модульной системы обучения, обеспечивающий информационную, дидактическую, методическую составляющие. Такой подход является не только интересным, творческим, но и необходимым. При этом выигрышные моменты явны:
- конкретная адресность программ;
- существенный методический аспект;
- интенсивность прохождения курса;
- адаптивность программ к методике преподавания дисциплины;
- возможность корректировки программ.
Электронно-учебный комплекс, как инновационный компонент учебно-методического комплекса дисциплины, дает весомые дидактические преимущества:
- создается обучающая среда с наглядным представлением информации;
- осуществляется интеграция значительного объема информации;
- учебник дисциплины дополняется тестами для входного, текущего, рубежного и итогового контроля.
Работа комплекса в режиме «Консультант» и «Экзаменатор» вносит
существенные изменения в преподавание дисциплины: обеспечение индивидуализации, интенсификации обучения и контроля знаний с учетом приоритетности интересов учащихся в самореализации, самоопределении; повышение мотивации учения за счет новизны; достижение максимальной объективности и динамизма контроля; повышение познавательной активности учащихся - индивидуальной и коллективной; развитие образного и пространственного мышления за счет включения в процесс восприятия зрительных и логических структур памяти.
Как показала практика, соединение модульной и компьютерной технологий с авторским программным обеспечением - актуально и эффективно в преподавании дисциплин.
Реализация потенциала используемых инновационных технологий в преподавании дисциплин способствует формированию общеучебных компетенций учащихся.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: СИСТЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ, ИННОВАЦИИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиционные и инновационные подходы в преподавании физики.
Все мы знаем из своего педагогического опыта, что урок - это не только «основная форма организации учебного процесса». Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому...
Инновационные идеи в преподавании физики
Инновация в педагогическом процессе означает - введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучаемых....
ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ
ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ...
Доклад "Инновационные технологии в преподавании физики"
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обучающихся....
Статья на тему "Инновационные технологии в преподавании предмета технология"
Задача системы образования: делать все возможное для достижения образовательных результатов...
Инновационные технологии в преподавании образовательной линии «Технология»
Информационные технологии повышают эффективность и качество процесса обучения, активизируют познавательную деятельность обучающихся, обеспечивают интеллектуальное развитие школьников....
Статья: «Инновационные технологии при обучении физики на основе использования современных интерактивных учебных пособий «Наглядная физика».
В данной статье я представляю свой опыт использования интерактивных методов обучения, основанный на использовании современных информационно-коммуникационных технологий....