методика разноуровнего обучения в курсе математики
статья на тему

Путинцева Любовь Алексеевна

Технология разноуровневого обучения строится на основе психолого – педагогической диагностики обучающихся и используется в системе на уроках математики различного типа. Мониторинг и своевременная коррекция усвоения учебного материала, внеклассная работа по предмету позволяет добиваться достаточно хороших показателей в работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznourovnevoe_obuchenie_matematiki.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ – Сукроменская СОШ

Методика разноуровневого обучения

МЕТОДИКА РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ математике

 

Путинцева Любовь Алексеевна,

учитель математики МОУ – Сукроменская СОШ

 

При взаимодействии с учащимися на личностно-ориентированных уровневых уроках учитель осуществляет учет психолого-педагогических особенностей детей, их индивидуально-темповые возможности продвижения в процессе изучения материала. При этом наблюдается определённая цикличность в управленческой деятельности педагога: от общего и конкретно-личностного целеполагания и планирования в процессе подготовки к уроку - к его индивидуально ориентированной организации, этапной оценке результатов деятельности и коррекции знаний, а затем вновь к продолжению организационных основ урока по индивидуальной траектории усвоения материала подростками в зависимости от достигнутого ими уровня на предыдущем этапе.

Технология управления познавательной деятельностью обучающихся при изучении новых сведений на уроке с разноуровневой подачей материала выглядит следующим образом. После объяснения учителем первого уровня  осуществляется проверка степени  овладения им детьми через качественные вопросы, тесты, задачи воспроизводящего характера. В ходе этого выявляются учащиеся, которые успешно усвоили первоначальные сведения, и те, которым необходима помощь. Для успешно усвоивших предлагается самостоятельная работа над теоретическим материалом общеобразовательного уровня, а для остальных школьников - повторное объяснение. Далее обучающимся, работавшим с материалом первого уровня, целесообразно обратиться к теоретическим сведениям учебника и выполнить соответствующие упражнения. У школьников, работающих над материалом общеобразовательного уровня, проверяется степень усвоения новых сведений, даются разъяснения, советы, отрабатываются практические умения и навыки, предлагается самостоятельно решить упражнения, требующие знаний, умений и навыков не только воспроизводящего, но и творческого уровня. После корректировки теоретических сведений и выполнения практических заданий, учащимся, работавшим с материалом первого уровня, дается объяснение в рамках общеобразовательной подготовки. Показываются при этом образцы выполнения практических заданий, предлагается самостоятельное решение по алгоритму, работа с учебником. Школьникам, успешно овладевшим вторым уровнем, учитель дает порцию углубленного материала с обязательной самостоятельной проработкой по учебнику.

В результате через индивидуальные самостоятельные задания, многократное изучение теоретического материала учащиеся имеют возможность в своем темпе осуществлять индивидуальное продвижение в учении на каждом уроке под руководством учителя.

Обучение происходит таким путем в оптимальном для школьников режиме в соответствии со склонностями и с уровнем их психолого-физиологического развития. Управление процессом обучения детей на подобных уроках представляет собой со стороны учителя динамичную, постоянно изменяющуюся позицию от советчика к корректору, от источника к аналитику знаний школьников в зависимости от конкретных задач и уровневого целеполагания.

         Технология реализации выбора учащимися глубины изучения курса математики происходит естественным образом, не навязывается детям. В этом видится гуманность, педагогическая целесообразность отмеченного  подхода.

При закреплении знаний первоначально  обсуждаются вопросы и решаются задач репродуктивного характера,  отрабатывается достижение каждым школьником требований Государственного образовательного стандарта. В процессе дальнейшей индивидуально-темповой деятельности на уроке осуществляется индивидуальное продвижение в учении учащихся, достижение ими посильных результатов на основе выбора заданий расширенного уровня с учетом своих интересов и способностей.

Отличительной особенностью организации урока по закреплению знаний в малочисленных классах в модельном представлении является оптимальное сочетание элементов частичной коллективной и индивидуально-творческой деятельности.

В процессе обобщения и систематизации знаний и на уроках резерва учебного времени целесообразна, по желанию отдельных учащихся, отработка практических умений и навыков расширенного уровня в полном объеме.

При проведении уроков комплексного применения знаний, умений и навыков особое внимание  обращается на организацию индивидуально-творческой деятельности учащихся в индивидуально-темповом ритме. Удачное сочетание на таких уроках имеют элементы самостоятельной деятельности коррекционного характера по овладению уровнем базовой подготовки и контролирующие задания на каждом из уровней. Для этих целей можно использовать дидактические материалы и сборники задач дополнительно к пособию.

Контролирующие функции на уроках осуществляются также педагогом с учетом выбора учащимися уровня выполняемых заданий, которые включают компоненты общеобразовательной и углубленной подготовки. При любом сочетании выбора варианта контрольного задания в малочисленных классах можно оперативно отслеживать как индивидуальные успехи, так и затруднения подростков и, исходя из этого, намечать в ближайшей перспективе коррекцию их знаний, умений и навыков. Обнадеживающие контрольно-оценочные результаты в системе получаются при выполнении уровневых контрольных, самостоятельных работ. Их проведение по основным разделам представленной уровневой программы позволяет учителю эффективно управлять в целостном педагогическом процессе практической подготовкой школьников.  

Отмеченные методические подходы не являются догматическими. Они представляют лишь структурные ориентиры для разнообразных моделей обучения в конкретной малокомплектной школе для определенного малочисленного класса и конкретного ученика. Методические приёмы учителя напоминают в нём некий своеобразный “дидактический  маятник”. Причем, амплитуда его колебаний, плавность и мягкость хода определяются реальным соотношением между выбором обучающихся и уровнем их способностей. 

Путинцева Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы дифференцированного и разноуровнего обучения на уроках математики"" с презентацией

В статье раскрываются виды дифференциации по способностям, по способу восприятия.  материала. по способу социализации  в современной школе...

"Методы дифференцированного и разноуровнего обучения на уроках математики"" с презентацией

В статье раскрываются виды дифференциации по способностям, по способу восприятия.  материала. по способу социализации  в современной школе...

Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов

С давних пор задачи играют огромную роль в обучении. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития ...

Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов

Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов...

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ НЕРАВЕНСТВ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ СТАРШЕЙ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Статья посвящена проблеме совершенствования содержания комплекта упражнений и методов обучения учащихся применению теорем о равносильных преобразованиях для решения неравенств в курсе математики старш...

Методика построения и реализации модульного обучения в курсе математики 5-6 класс

В последние годы очень часто говорится о том, что традиционная система обучения уже не эффективна, она не развивает те навыки и умения, которые так востребованы в современном обществе и не отвечает те...