Обобщение педагогического опыта
материал на тему
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания МКОУ СОШ №2 г. Дигоры Туаевой Жанны Руслановны
«Тот ,кто ,обращаясь к старому ,
способен открывать новое,
достоин быть учителем».
Конфуций
Информация об опыте Условия возникновения, становления опыта Педагогический опыт формировался в условиях средней общеобразовательной школы № 2 г. Дигора. Школа имеет 34 класса-комплекта, где обучается 822 учащихся. Средний ученик нашей школы из полной, благополучной, материально обеспеченной семьи, в которой не менее 2 детей. Родители среднего ученика имеют преимущественно среднеспециальное образование и рабочую профессию. Формированию положительной мотивации учения способствует общая доброжелательная атмосфера в школе.
Опыт формировался в течение длительного времени работы в школе.
В наши дни особенно остро встает вопрос о новой системе подготовки подрастающего поколения, предполагающей целенаправленное развитие познавательных возможностей школьников, прежде всего, их способности к самообразованию, творческому подходу в решении задач, самостоятельному добыванию новых знаний, к быстрой ориентировке в новой ситуации.
Задача общеобразовательной школы на современном этапе — подготовить гармонически развитую личность, наделенную ответственностью как за собственное благополучие, так и за благополучие общества, чтобы окончив школу, выпускники оказались подготовленными к жизни, к практической работе и дальнейшему самообразованию.
Заявленное Приоритетным национальным проектом «Образование» повышение воспитательной работы в школе является одним из направлений реализации задач , установленных Законом Российской Федерации «Об образовании».
Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Но есть в нем, на мой взгляд, такой предмет, который дает возможность ребенку шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И это-история. Именно уроки истории и обществознания открывают широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции.
Конечно, большая ответственность в этом вопросе лежит на учителе. Именно он сможет взволновать своих учеников, а значит, и сформировать у них патриотические взгляды и убеждения.
Я отношусь к категории практиков, как и все учителя , имея воспитательную проблему ,всегда стараюсь найти те средства и формы работы с подростками, которые позволят приблизиться вплотную к ее решению.
В своей педагогической деятельности по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга я использую современные образовательные технологии – игровая, проектная, информационно-коммуникативная, технология сотрудничества, технология проблемного обучения.
Гражданское и патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности выполнения гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства.
К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Это справедливо, ведь гражданское и патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения.
Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений на современном этапе. Основой российского гражданского общества должны стать признание полиэтнического, поликультурного построения государственности и формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики.
Коренные преобразования в стране конца XX — начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Многое делается для этого в государственной политике. Была принята целевая программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи на 2011-2015 годы». Программа была подготовлена по поручению Правительства РФ, и в её разработке приняли участие все министерства и ведомства, администрации субъектов РФ, ведущие ветеранские, научные и общественные организации. В программе отмечается, что произошедшие в стране социально-экономические процессы, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В этих условиях очевидна неотложная необходимость государственного решения острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Все это поднимает проблему патриотического воспитания на первостепенный уровень.
Наиболее интенсивно становление гражданской позиции осуществляется в подростковом возрасте, и особенно в старшем подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит переход от внешнего управления поведением человека к внутреннему самоуправлению. Задача гражданского образования заключается, прежде всего, в воздействии на самосознание школьников путём передачи им определенной системы знаний: развития чувства любви к Родине, интереса к истории своего народа, к законам государства, воспитания у них чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны; воспитанию гражданской активности. Гражданин должен обладать знаниями о правах человека, государстве, выборах, уметь критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми; ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромиссность), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни.
В ходе изучения эпох развития государства происходит знакомство с развитием символики нашего государства. И конечно, это в курсах правоведения, обществознания, где имеются разделы, тематически связанные с российской государственной символикой
Воспитание патриотизма и гражданственности как никогда актуально именно сейчас, в современном обществе.
Патриотизм и гражданственность. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Чувство патриотизма всегда сопряжено с позицией гражданственности. Воспитывать эти чувства необходимо на уроках истории, обществознания и краеведения.
У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, где все ему кажется родным, особенным. Знать свою историю – значит твердо стоять на родной земле, гордится ее героическим прошлым, быть достойным ее будущего. Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества.
Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека». Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории? Поэтому на своих уроках стараюсь сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам.
В нашей школе ,как и в других школах республики , ведется курс «Краеведения». Я считаю ,что этот курс необходим детям.
Помимо уроков эта проблема решается и в неурочное время .
С этой целью много лет в нашей школе работает кружок « Патриот»
Патриотизм рождается из знания славного прошлого своего Отечества, его истории. Теоретическое обоснование: изучение прошлого своей семьи, села, школы, района, округа, области дает возможность будить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь. В работе с учащимися на уроках истории и занятиях по истории родного края я в основном опираюсь на исследовательский метод и формирую навыки этой работы у учащихся. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей.
Вместе с учащимися мы тесно сотрудничаем с краеведческим музеем г. Дигоры. Осуществляется краеведами активный поиск документов, предметов быта старины. Дети готовят сообщения, анализируют события, которые происходили в истории страны и получили отражение в истории края.
Участниками кружка бы собран и систематизирован материал о выпускниках школы 1941г., которые сразу после выпускного вечера отправились на фронт . Здесь же соседствует стенд о воинах –интернационалистах послевоенных лет – участниках боевых действий в Венгрии и Афганистане.
В рамках нашего кружка ребята провели исследовательскую работу на тему «Дети войны».
Много интересного они узнали о наших земляках-детях войны. Со своими работами они выступили на школьной научно-исследовательской конференции «Первые шаги в науку» ,где получили дипломы и грамоты.
Принимая участие в конкурсах, ребята становятся активными участниками процесса, у них формируется своя собственная точка зрения на исторические события и явления
В этом учебном году мы с ребятами определили следующие этапы работы кружка:
Моя родословная
2. История моей школы.
3. Участие жителей г. Дигоры в Великой Отечественной войне.
4. Знаменитые люди Дигоры.
5. Из истории Дигорских улиц
По каждому этапу проводится определенная работа. Например, по 2 этапу (моя родословная) – дети составляли схемы своих семей, после подготовки этого задания они узнали много интересного о своих предках. Сегодня родители и дети несколько отдалены друг от друга, между ними нет той незримой ниточки общения, родители, пытаясь обеспечить материально, забывают о духовном развитии своих детей. Поэтому приходя в школу, дети ждут этого общения от своих учителей. Для того чтобы восстановить эту ниточку, дети получают на дом задания, которые невозможно выполнить не поговорив с родителями. И все эти задания касаются исторического прошлого родителей, а значит это еще один шаг общения с историей. Старшеклассники, члены кружка, как правило, работают над проектами. Наиболее распространенная тема исследований «Великая Отечественная война». Иногда исследование длилось 1 – 2 года, в ходе исследовательской работы: посещали библиотеки, работали с архивными материалами, в музеях, ходили домой к ветеранам (запись воспоминаний, интервью, фотосъемки и т.д.)
Участниками кружка был собран и систематизирован материал о выпускниках Дигорской средней школы №2, 1941г., которые сразу после выпускного вечера отправились на фронт.
С самого начала работы клуба «Патриот» мы начали исследовательскую работу над проектом «Учителя нашей школы – ветераны Великой Отечественной войны». Мы собирали всю информацию: их военный путь и послевоенные годы. В распоряжение клуба «Патриот» поступили фотографии, удостоверения к медалям, благодарственные открытки, даже военные письма. В результате был оформлен стенд, презентации о некоторых учителях-ветеранах.
Учитель должен помочь с выбором темы, чтобы она была по-своему уникальна. К примеру, в рамках нашего кружка ребята провели исследовательскую работу на тему «Дети войны».
Много интересного они узнали о наших земляках-детях войны. Со своими работами они выступили на школьной научно-исследовательской конференции «Первые шаги в науку» ,где получили дипломы и грамоты.
Нами был проведен на муниципальном уровне литературно-музыкальный вечер «Встреча трех поколений» ,куда были приглашены участники ВОВ, Венгерских событий и Афганцы.
Много лет ребята сотрудничают с воинами –Афганцами района . Они устраивают встречи, каждый год 15 февраля ребята вместе с Афганцами возлагают венки и цветы к памятникам на Алее славы г. Дигоры.
Благодаря их совместным усилиям , была открыта мемориальная доска воину –Афганцу ,погибшему при исполнении воинского долга в ДРА , Муриеву Владиславу .
Много слов признательности прозвучало в адрес ребят от руководителей «Союза воинов Афганистана». На это мероприятие собрались Афганцы со всех уголков Северной Осетии. После выступления детей ,на лицах Афганцах можно было увидеть слезы ,так проникновенно ребята рассказали о погибшем Муриеве.
На таких примерах воспитывается истинный патриотизм ,именно такое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
В этом году (2014г.) наша школа отмечала 100- летие со дня рождения Героя Советского Союза Астана Николаевича Кесаева, выпускника нашей школы . Его именем названа наша школа. В честь этой даты мы провели торжественное мероприятие в школе , а также были активными участниками районного мероприятия.
Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира, что обуславливает гибкость в управлении системой военно-патриотического воспитания в школе.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства “с молоком матери”. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества формируются в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества становятся основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка. Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству – одна из задач нашего педагогического коллектива, военно-патриотической работы в школе.
Используемые инновационные методики, педагогические технологии, средства, формы, приемы обучения способствуют формированию у детей критического мышления, навыков активного речевого общения, создают условия для возможности учащимся реализовать себя в проектах различной направленности. В последнее время они становятся активными участниками муниципальных социально ориентированных проектов «Я — Россиянин», «Твой голос », «Выбор». В районном фестивале «Выборы –наше будущее» , наша команда заняла первое место.
Дети учатся понимать и уважать других людей, другие культуры, проявлять политическую терпимость, воспринимать плюрализм мнений, формирую интерес к своей Родине. Принимая участие в конкурсах, ребята становятся активными участниками процесса, у них формируется своя собственная точка зрения на исторические события и явления.
Правильно организованная краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Кем бы они ни стали в дальнейшем, прошедшие школу краеведения или туризма, они всегда будут ощущать свою сопричастность к родному краю, обладать честностью, верностью данному слову, настойчивостью в достижении поставленной цели, а значит настоящими гражданами страны.
Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентироваться в сложнейших и противоречивых вопросах современной общественной, политической и экономической действительности, готова к выполнению основных социальных функций, т.е. личности со сформированной гражданской позицией.
Немаловажное значение в гражданском воспитании имеет воспитание толерантности в человеческих отношениях. Это актуально для школы XXI века. Толерантность - это, прежде всего отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей других культур.
Признание – это способность видеть в человеке иной культуры носителя иных ценностей, иных взглядов, иного образа жизни.
Принятие – это положительное отношение к его отличиям.
Понимание – это способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения.
Воспитывать толерантность можно через различные формы воспитательной работы на уроках истории, где учащимся даётся возможность открыто продемонстрировать своё отношение к межнациональным проблемам в России и выразить свою гражданскую позицию.
Через уроки, воспитательную работу, мы, учителя, должны кропотливо, ненавязчиво, доказательно говорить детям об уважительном отношении к культурам разных народов.
Роль личности педагога в становлении будущего гражданина Отечества исключительна. Неподкупная любовь к ребёнку, житейская мудрость, уважительное отношение к его «Я», профессиональная компетентность, личный пример служения родной стране – вот те качества педагогических работников, которые позволяют воспитывать в наших учениках лучшие человеческие черты,, любовь к родному Отечеству.
Наблюдения, чтение педагогической литературы, размышление, вся моя педагогическая практика подвели меня к тому, что только сотрудничество учителя и ученика смогут помочь воспитать гармонически всесторонне развитую личность, человека с высоким гражданским долгом и патриотическими чувствами, переживаниями за будущее своей Родины.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от педагога настойчивости, последовательности и большого терпения. В жизни наших ребят будет ещё много жизненных выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Важно, чтобы они хорошо для себя уяснили, что они отвечают за всё, и от жизненной позиции каждого гражданина зависит будущее России, её благополучие
Только так мы можем воспитать новое поколение, которое выдержит все испытания и трудности, выпавшие на долю нашей отчизны, потому что жива его история, а значит, жива Россия.
Вот и получается, что история – это и есть учитель, учитель помогающий понимать действительность, искать достойные примеры не только в прошлом, но и в настоящем, учитель обогащающий душу и насыщающий окружающий мир, учитель помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005годы: государственная программа //Народное образование.-2001.-№7.-С.247
2. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года №422, Москва // Воспитание школьников.- 2006.-№2.- С.2-8.
3. Патриотический клуб «Память»: воспитательная программа для учащихся 7-11 классов / авт.-сост. В.А.Бартеньева.- Волгоград: Учитель, 2009.-137с.
4. Азисов Р.А. Символы Российского государства как элемент патриотического воспитания // Войны священные страницы в памяти людской/ МО, МРИО. - Саранск,2008.-С.21-24
5. Кудрявцева С.Ю. Школьный музей и его роль в становлении гражданственности школьников //Войны священные страницы в памяти людской/ МО, МРИО. - Саранск,2008.-С.63-64
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта.
Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта Ведущие педагогические идеи Теоретическая база и технология Новизна С...
Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.
На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....
Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.
Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...
Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"
В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"
Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....
Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)
Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...