Принцип научности
статья на тему
Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержания - лишь в случае, если в основу обучения будут положены определенные положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтвержденные опытом преподавания.
Система таких положений, ориентированная на особенности математики как учебного предмета включает в себя наиболее важные дидактические принципы, характеризующие подход к обучению математике в школе.
Хочу предложить Вам цикл статей посвященных "принципам обучения математике", которые помогут вам расширить кругозор своих знаний и сделать Ваши уроки более интересными и продуктивными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsip_nauchnosti.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Принцип научности
Статус дидактического принципа требование научности в обучении приобрело с 1950 г., когда оно было сформулировано и обосновано М. Н. Скаткиным.
В дальнейшем Л. Я. Зорина показала, что под научностью содержания образования следует понимать такую его качественную характеристику, которая удовлетворяет трем признакам:
а) Соответствие содержания образования уровню современной науки. Это условие говорит о том, что в соответствии с принципом научности образовательный материал, составляющий содержание школьного обучения, должен в определенной мере соответствовать уровню современной науки. Это требование принципа научности было с достаточной полнотой реализовано в процессе проведенной в последние годы модернизации обучения математике в школе.
б) Создание у учащихся верных представлений об общих методах научного познания. Это говорит о том, что принцип научности требует также знания общих методов научного познания. Но это лишь необходимое условие научности знаний. Оно недостаточно для создания у учащихся представлений о процессе познания. Одним из наиболее эффективных методов научного познания действительности в математике является построение математических моделей изучаемых явлений. Метод моделирования широко применяется сейчас в самых разнообразных областях знаний.
в) Показ важнейших закономерностей процесса познания, т.е. принцип научности требует формирования у учащихся представлении о процессе познания и его закономерностях. Эти условия взаимосвязаны между собой, ибо реализация каждого из последующих обусловлена выполнением предыдущих. Таким образом, каждое предыдущее условие является необходимой базой для реализации последующего.
В обучении математике у учителя имеется много возможностей показать учащимся закономерности процесса познания.
Конкретно в процессе обучения математике принцип научности проявляется на каждом шагу. Так, например, Ю.М. Колягин пишет, что учитель следует этому принципу, если:
- следит за корректностью формулировок при определении математических понятий и построении математических суждений;
- приучает учащихся критически относиться к каждому суждению, не принимать за доказанное то, что не обоснованно; требует от учащихся четко различать определения и теоремы и т.п.
Автор приводит конкретный пример того, как в процессе обучения реализуется этот принцип. Так необходимо:
а) уточнять вопрос о том, на каком числовом множестве рассматривается уравнение вида х2+1=0;
б) указывать на то что выражение а0=1 или alogab=b суть определения, которые не доказываются, а допускают лишь мотивировку их разумности;
в) указывать на неправильность выражения вида «первый пешеход прошел путь в 3 раза больше, чем второй» (говоря слово «раз», мы имеем в виду начало счета объектов, посредством натуральных чисел);
г) знать, что аналитический метод «доказательства» не принимается за полностью проведенное обоснование.
Р.С. Черкасов обращает внимание на то, что можно выделить три аспекта реализации принципа научности в обучении: 1) реализация его в учебнике (соответствие содержания учебника современному уровню науки); 2) обеспечение высокого научного уровня изложения учебного материала учителем на уроке; 3) выработка у учащихся учебно-исследовательских навыков и умений.
М.Б. Волович пишет, что в книге А.А. Столяра настолько краткое название принципов научности, систематичности и последовательности в обучении, что отсутствуют какие бы то ни было критерии, позволяющие установить, удалось ли реализовать рассматриваемый принцип дидактики в данном варианте организации обучения и что надо сделать, чтобы обучение можно было считать «научным».
Н.М. Рогановский приводит пример нарушения принципа научности. На уроке геометрии решается задача: «Стороны данного треугольника 3,5 см, 4 см, 8 мм. Большая сторона второго треугольника, подобного данному, 6 см. Вычислите стороны второго треугольника».
На доске делается следующие записи.
Дано: ∆ABC ̴ ∆A1B1C1 и АВ=3,5 см, ВС=4 см, АС=0,8 см, B1C1=6 см.
Найти: A1C1, A1B1.
Решение: k = = 1,5, A1B1=3,5∙1,5=5,25, A1C1=0,8∙1,5=1,2.
В заключение этой работы ученику ставится вопрос: «На какой признак подобия при решении данной задачи мы опирались?» Ответ ученика: «На первый». Понятно, что мы опирались исключительно на определение подобных треугольников.
М.Б. Волович отмечает, что принцип научности в существующей методической и педагогической литературе характеризуется такими, например, декларациями: «Принцип научности состоит в том, что образовательный материал, составляющий содержание школьного обучения, должен ( в возможной мере) соответствовать уровню современной науки, преподноситься учащимся в определённой (дидактической) системе, отражающей научную систему, в определённой последовательности, сохраняющей связи понятий, тем, разделов внутри каждого предмета, а также межпредметные связи».
Интересно, что в том же пособии А.А. Столяра объясняется, что образовательный материал не может ни в какой мере соответствовать уровню современной науки хотя бы потому, что «процесс перестройки основ, происшедший в математической науке (в конце 19-начале 20 века), ещё не затронул математическое образование».
Система изложения материала в школе, как правило, разительно отличается от «научной системы». Достаточно сравнить систему знакомства с отрицательными числами в любом школьном курсе и в любом курсе теории чисел.
То же самое можно сказать о последовательности введения понятий в науке и в любом школьном курсе.
Следует различать несколько аспектов принципа научности. Один из них связан с отбором материала, который надо усвоить, и уровнем строгости, на котором этот материал должны усвоить все без исключения дети. Речь идёт о так называемом стандарте образования.
Автор убеждает нас, что математике в школе надо учить главным образом для развития научного мышления, по мере возможности доводить это мнение до сведения детей. Приведем в качестве примера фрагмент из написанного им учебника:
«Обрати внимание! Мы будем говорить об откладывании таких маленьких отрезков, которые и отложить-то невозможно. Но зато можно (и очень нужно!) научиться представлять, воображать, каким образом идёт процесс откладывания.
Ты, надеемся, почувствовал весьма характерную для математики особенность: требуется представлять, воображать то, чего на самом деле не бывает, выполнять мысленную работу, которую каким-либо другим образом сделать невозможно.
Ты можешь задать резонный вопрос: нужно ли это тем, кто не намерен быть математиком? Вместо ответа предлагаем подумать над «законом», который сформулировал кто-то из польских математиков: «Если одно и тоже дело поручить двум одинаково не мыслящим в нём людям и один из них математик, то математик сделает лучше». Шутка, конечно, сказка. Но, как ты знаешь, «сказка – ложь, да в ней намёк». Постарайся его понять. А мы будем стараться сделать тебя немного «математиком. Это пригодится, кем бы ты ни стал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Соответствие принципов РО Л.В. Занкова методам и принципам программы Д.Б. Кабалевского
В последнее время наряду с традиционным обучением появились новые методики развивающего обучения Несмотря на разность этих программ, они нацелены на достижение оп...
Машиноведение 7 класс "Принцип образования челночного стежка. Принцип действия двигателя ткани"
Сокращенная презентация по машиноведению в 7 классе, в презентация содержит контрольные вопросы по материаловедению и машинным швам....
Принцип научности при обучении физики.
Принцип научности органически вплетён в физику, потому что первые научные теории были связаны с жизнью и были вызваны жизнью ещё древних цивилизаций, поэтому первые научные теории были физическими.И з...
Принципы минимакса,вариативности и творчества как ведущие принципы организации обучения математики в старших классах.
В приложении показано изучение темы "Показательные уравнения" ....
Развитие принципа научности в условиях педагогических инноваций
В развитии дидактического принципа научности было два периода: период развития и наполнения дидактическим содержанием основ принципа научности в обучении, второй период - расширения и углубления...
Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности
В современной дидактике утверждается более широкое понимание принципа наглядности как систематической опоры не только на конкретные предметы и их изображения, но и на модели....
Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности
Формы обучения, методы и приемы обучения ориентированы не только на процесс усвоения учениками знаний, но и направлены на общее развитие личности ребенка, развитие его интеллектуальных и коммуникативн...