«Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка»
статья на тему
Предварительный просмотр:
Эссе на тему «Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка»
Автор Яковлева Ирина Леонардовна, учитель МБОУ «Большечакинская ООШ» Урмарского района ЧР.
Подрастает ребёнок. Увеличивается и познаваемый им мир. Ему нравится то или иное, он это понимает, но не умеет правильно выразить свои мысли, не может найти человека, который его поймёт, поддержит, объяснит причину его поступков и действий. Необходима рефлексия - важный этап в осознании ребёнком своей личности и её места в окружающем мире. У подростка появляются первые друзья и люди, с которыми возникают проблемы в общении. Всё больше поступков ребёнок совершает самостоятельно, без первоначальной оценки взрослых. Некоторые психологи считают, что ребёнок должен сам пройти свой путь, и он вправе ошибаться. Но я считаю, что в данный момент очень важна своевременная помощь взрослого.
Родители и педагоги должны научить ребёнка обращаться к своему внутреннему миру, к своему опыту мышления, деятельности, переживаниям, ко всему тому, что он видел, слышал, читал, делал, думал и чувствовал и к тому, как, почему и зачем он так видит, делает, думает, чувствует. Но, к сожалению, современные дети не умеют делиться своими переживаниями. Это происходит потому, что родители мало уделяют время своим детям. Они часто заняты домашним бытом. Нехватку общения в семье детям заполняют компьютер и телевизор. По статистическим данным, опубликованным в «Российской газете» 2010 года сказано, что в сутки мамы уделяют своим детям всего 11 минут. Это так мало! А ведь именно в семье закладывается фундамент общечеловеческих ценностей. Именно семья учит отличать хорошее от плохого.
В православии есть мудрая заповедь Иисуса Христа «возлюби ближнего как самого себя». Значит, не нужно делать то, что не желаешь себе. Здесь важно научиться обращаться к своему внутреннему миру, «увидеть» свои поступки по-новому и начать их анализировать. Не правы те, которые равнодушно смотрят на то, как ребёнок идет по ложному пути. Ведь зачастую бывает так, что уже поздно что-либо исправить, время уже упущено. Дети перестают считаться со своими родителями и полностью попадают в зависимость дурных компаний, сект, теряются, совершают преступления, кончают жизнь самоубийством. Заметим, что больше половины суицид совершают подростки 14-16 лет.
Мне кажется, именно этот курс «Основа религиозных культур и светской этики» поможет наладить отношения между детьми и родителями, снимет проблему отцов и детей, поможет развивать коммуникативные способности. Роль взрослых в этом случае сводится не к раздаче рекомендаций, а в создании условий, способствующих развитию у школьников рефлексивных навыков. Так считает и известный специалист института теоретической педагогики и международных исследований в образовании Российской Академии образования Богин В.Г.
Таким образом, владение рефлексивными умениями - необходимый этап в процессе самосознания личности и формирования мировоззрения. Поэтому очень важно научить детей внутреннему рассуждению и оценке своих практических действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности.
Материал расскрывает значимость народной культуры для развитии личности ребёнка, раскрывает чувство его национального самосознания. Ракбота над развитием творческих способностей детей в процессе изуче...
Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности.
Материал расскрывает значимость народной культуры для развитии личности ребёнка, раскрывает чувство его национального самосознания. Ракбота над развитием творческих способностей детей в процессе изуче...
Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка
влияние музыкального воспитания...
"Формирование гармонично развитой личности ребёнка в условиях современной жизни"
Статья о создании единой системы воспитания гармонично развитой личности ребёнка в условиях современной жизни....
Гармоничное развитие личности ребёнка путём приобщения его к искусству танца
Образовательная область "Искусство" в современной школе представлена тремя предметами: музыка, изобразительное искусство и мировая художественная культур...
Профессиональная рефлексия и её место в развитии личности будущих педагогов: статья на всероссийской конференции (С.В. Грек)
VII Всероссийская научно-практическая конференция «Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы» (2012г.)Форма участия: очнаяТема доклада: "Профессиональная рефлексия и её...
Игра - как средство развития личности ребёнка.
В статье раскрывается личный опыт автора в применении игр в работе с детьми с нарушением интеллекта....