Формирование УУД.
материал (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике учащихся 5 – 6 классов общеобразовательной школы.
Проблема исследования: обоснование и разработка методических рекомендаций, способствующих совершенствованию процесса обучения математике учащихся 5 – 6 классов с помощью формирования и использования познавательных УУД.
Объект исследования: процесс обучения математике учащихся 5 – 6 классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс обучения математике учащихся 5 – 6 классов, организованный с помощью формирования и использования познавательных УУД.
- Целью исследования является разработка методики обучения математике в единстве с процессом формирования познавательных УУД у учащихся 5 – 6 классов.
- Гипотеза исследования: если процесс обучения математике 5 – 6 классов построить на основе формирования и использования адекватных познавательных УУД, то это будет способствовать совершенствованию процесса освоения ими курса математики.
Цель:
- Выявить теоретические основы формирования познавательных УУД при обучении математике.
Универсальные учебные действия. УУД.
К метапредметным результатам освоения учебного предмета относятся УУД – совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Виды УУД.
1) личностные;
2) регулятивные;
3) познавательные;
4) коммуникативные.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
1. общеучебные;
2. логические;
3. постановка и решение проблем.
Их функция – обеспечение успешности усвоения знаний, умений и навыков.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УУД.
направлены на:
1. поиск необходимой информации;
2. структурирование информации и знаний;
3. выполнение знаково-символических действий, в том числе моделирования;
4. выбор способа решения задач
ЛОГИЧЕСКИЕ УУД
направлены на:
1. поиск необходимой информации;
2. структурирование информации и знаний;
3. выполнение знаково-символических действий, в том числе моделирования;
4. выбор способа решения задач
|
|
2. Познавательные логические учебные действия |
сравнение; подведение под понятие; анализ объектов для выделения свойств и признаков объектов; синтез (в т.ч. самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов); выведение следствий; сериация и классификация; установление причинно - следственных связей; построение логической цепи рассуждения; доказательство |
3. Познавательное действие «Постановка и решение проблем» |
формулирование проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
Учебная задача – задача, связанная с
преобразованием субъекта учебной
деятельности, с усвоением им
определенных элементов содержания \
образования. (В.В. Сериков)
Цель и результат – изменение не предмета, а самого субъекта деятельности.
Учебные задачи | Познавательные УУД, используемые для решения учебных задач |
1. Составить предписание для распознавания понятия | логические УУД «Сравнение», «Анализ», «Синтез» и общеучебное действие «Составление предписания для решения задач определённого типа». |
2. Составить схему взаимосвязи понятий | логическое УУД «Сравнение» и общеучебное действие «Составление классификационной (систематизационной) схемы взаимосвязи понятий» |
3. Составить предписание, выражающее общий метод решения задач определённого типа | логические УУД «Сравнение», «Анализ» и общеучебное действие «Составление предписания для решения задач определённого типа» |
4. Составить информационную схему | логические УУД «Сравнение», «Анализ», «Синтез» и общеучебное действие «Составление информационной схемы». |
5. Составить схему поиска решения задачи | логическое УУД «Выведение следствий» |
Реализация ФГОС ООО предполагает наличие в учебниках учебных заданий, следующих видов :
1) выбрать из данных объектов, те которые обладают определёнными свойствами;
2) выбрать верные утверждения;
3) найти ошибки и исправить их;
4) заполнить пропуски в данной записи;
5) выявить закономерность;
6) составить задачу, используя различные приёмы составления задач;
7) привести свои примеры на заданную тему;
8) выполнить задание удобным способом (несколькими способами);
9) составить условие задачи по рисунку (схеме, чертежу, диаграмме);
10) сформулировать утверждение (правило);
11) установление соответствия между утверждениями и предложенными рисунками;
Тема | Учебные задания | Примеры заданий | Познавательные УУД |
Деление обыкновенных дробей. | Найти ошибки и исправить их | Логические УУД (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений) | |
Наибольший общий делитель | Выявить закономерность | НОД(11,13) = 1, НОД(13, 15) = 1, НОД (35, 37) = 1, НОД(37,39) = 1, … Продолжите этот ряд. Какую закономерность вы подметили? | «Постановка и решение проблем» (выдвижение гипотез и их обоснование) |
Приведение подобных слагаемых | Выбрать из данных объектов, те которые обладают определёнными свойствами | Выберите суммы, в которых есть подобные слагаемые, и упростите их:
| Логические УУД (сравнение, анализ, синтез, обобщение) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся
Как классный руководитель 7 класса я третий год провожу работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...
«Формирование ОУУНов у студентов нового набора» Формирование ОУУНов у студентов -первокурсников
Формирование ОУУНов как одно из важнейших направлений в адаптации студентов к учебному процессу и в их профессиональной направленности.В презентации показаны приемы формирования таких навыков у ...
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...
«Формирование географической культуры. Пути, способы и методические проблемы формирования»
Формирование географической культуры учащихся - это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую де...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.
Рабочие программы составлены по программе для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...
«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся
Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...