ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ
опыты и эксперименты на тему
Учитель - координтор усилий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момен может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel.docx | 79.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель - координатор усилий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Цель:
Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе.
II. Теоретическое обоснование
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одарённость – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одарённостью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
Одарённая личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере общения (лидерство).
Одарённость может проявляться:
- как одарённость явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одарённость. Психологи утверждают, что число таких явно одарённых детей составляет примерно 1 – 3% от общего числа детей;
- как одарённость возрастная, т.е. в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а потом, по истечении нескольких лет эта одарённость куда-то исчезает;
- как одарённость скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одарённость, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одарённостью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
Признаки одаренности в точных науках:
-ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям;
- проявляет необычное понимание математических отношений;
- демонстрирует легкость в запоминании знаков;
- проявляет исключительные способности в решении задач;
- знает то, о чем его сверстники даже не подозревают.
- Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.
- Цели и задачи.
- Цель – создание условий для оптимального развития детей.
- Задачи:
- Выявление одарённых детей с использованием различной диагностики;
- Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
- Организация разнообразной внеурочной деятельности;
- Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на христианских ценностях.
3.Принципы работы с одарёнными детьми.
- Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень).
- Принцип опережающего обучения.
- Принцип комфортности в любой деятельности.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
- Возрастание роли внеурочной деятельности.
- Принцип развивающего обучения.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
∙ выявление одаренных детей;
∙ развитие творческих способностей на уроках;
∙ развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
∙ создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
В обучении одаренных учащихся могут применяться 4 основных подхода к разработке содержания учебных программ:
- Ускорение .
При данном подходе следует учитывать потребности и возможности определенной категории детей, отмеченных ускоренным темпом развития.
- Углубление.
Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают интерес по отношению к той или иной проблеме.
- Обогащение.
Подход ориентирован на качественно иное содержание обучения, с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами, дисциплинами.
- Проблематизация.
Данный подход предлагает стимулирование личностного развития ребенка.
уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;
усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;
исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.
- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);
- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
Программа
Пояснительная записка.
1. Выявление одаренных детей.
В СОШ №51 выявление одаренных детей начинается с первого посещения психолога при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
3. Цели работы с одаренными детьми
- выявление одаренных детей;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
- развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
- адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.
Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.
Творческие мастерские:
- мастерская художественного слова;
- музейное дело (школьный музей этнографии);
- музыкальная мастерская (или музыкальный класс 3 а и 7 а).
- «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность);
- мастерская здорового образа жизни (программы «Разговор о правильном питании», « Час здоровья»и др.).
II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. самые активные, самые творческие, самые любознательные, самые трудолюбивые и способные в разных областях знаний ребята, объединенные любовью к родной школе (8-11 классы). Необходимость в таком ребячьем сообществе назрела давно: в школе всегда велась большая внеклассная работа по предметам учебного цикла, а в объединениях дополнительного образования занимаются около 60 % учеников школы. Старшеклассники сами проявили инициативу собраться для решения вопросов самоуправления. Взрослые им просто помогли воплотить их задумку в жизнь, пообещав на общественных началах в свободное время курировать их работу.
ТАЛАНТ
ТРУДОЛЮБИЕ
ТЕРПЕНИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ
Деятельность разнообразна. Самые талантливые ребята, участвовавшие и победившие в олимпиадах, конференциях, смотрах и конкурсах, отчитываются о своих победах , подводятся итоги прошедшего года.
- Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.
- Формы работы с одаренными учащимися.
- школьное научное общество;
- объединения дополнительного образования;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы и конференции;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- спецкурсы;
- работа по индивидуальным планам;
- занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов.
Вовлечение учащихся в творческую и проектную деятельность
- Тематика творческих работ
- Истоки математики (Вавилон, Египет, Греция, Восток) - для учащихся 8 класса;
- Великие математики мира (ученые-математики) - для учащихся 9 класса;
- Тематические учебные проекты - для учащихся 10 класса (профильный уровень);
- В мире закономерных случайностей (теория вероятности и математическая статистика) - для учащихся 11 класса.
- Темы учебных проектов
(10 класс, математический профиль)
- Расширение понятия числа.
Рекомендации. Стержнем работы должно быть выделено возникновение новых чисел как результат необходимости в них. Подробнее остановиться на комплексных числах, числе решений уравнений n-ой степени и их графической интерпретации.
- Числовые последовательности.
Рекомендации. Раскрыть понятие числовой последовательности, ее виды, показать способы решений задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. Подробнее остановиться на бесконечной убывающей геометрической прогрессии, ее сумме и применении.
- Графики элементарных функций и правила их преобразований.
Рекомендации. Рассмотреть графики элементарных функций и способы построения графиков функций, опираясь на знание графиков этих функций и правила их преобразования. Уделить внимание построениям графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля.
- Показательные уравнения, неравенства и их системы.
Рекомендации. Рассмотреть свойства показательной функции, ей график и способы решения показательных уравнений и неравенств. Стержневой линией решения уравнений и неравенств должна быть опора на свойства функции через образ графика функции.
- Логарифмические уравнения, неравенства и их системы.
Рекомендации. Рассмотреть свойства логарифмической функции, ей график и способы решения логарифмических уравнений и неравенств. Стержневой линией решения уравнений и неравенств должна быть опора на свойства функции через образ графика функции.
- Целые уравнения.
Рекомендации. Алгоритмы решения, формулы корней уравнения, теоремы о корне. Затронуть уравнения с двумя переменными и способы их решений в целых числах.
- Метод математической индукции.
Рекомендации. Раскрыть понятие индуктивного метода, принцип индукции и основанный на нём метод математической индукции. Остановиться на применении метода в различных примерах на доказательство методом математической индукции.
- Уравнение с параметром.
Рекомендации. Раскрыть понятие параметра в уравнении, способы решения линейного, квадратного и комбинаций уравнений с параметром, рассмотреть решение уравнений с параметром в примерах, дать графическую иллюстрацию уравнениям с параметром.
- Уравнение с модулем.
Рекомендации. Раскрыть понятие модуля и способы решения уравнений с модулем, основанные на свойствах модуля и знаке функции под модулем, рассмотреть решение уравнений с модулем в примерах, дать их графическую интерпретацию.
- В мире тригонометрических функций.
Рекомендации. Мы живем в мире гармонических колебаний (примеры), все они описываются тригонометрическими функциями. Создать как единое целое мир тригонометрических функций (определения, свойства, графики, формулы, уравнения, гармонические колебания).
- Именованные геометрии.
Рекомендации. Раскрыть возникновение и сущность неевклидовых геометрий: геометрии Лобачевского и геометрии Римана, модели для описания этих геометрий, их значимость.
- Великие математики мира.
Рекомендации. Расположить основоположников математики согласно истории развития математики, познакомиться с их биографией, осветить их вклад в науку.
- История развития математики (этапы развития математики).
- Системы счисления.
Рекомендации. Дать понятие позиционным и непозиционным системам счисления. Охарактеризовать виды систем счисления, их преимущества и недостатки. Рассмотреть правила перевода чисел из одной системы счисления в другую, их применение.
- В мире закономерных случайностей (комбинаторика, теория вероятности, статистика).
Примечание. В каждой работе должна быть проведена систематизация материала, историческая справка и свои выводы по теме проекта. Поэтому работа над проектом предполагает сбор материала, его систематизацию, обоснование и суждения автора. При работе над проектом автор должен приобрести компетентность в области проектной темы. Материал должен быть подготовлен к защите проекта.
Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми
№ | Мероприятие | Сроки | Исполнители |
1 | Внедрение проблемно-исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление. | 2010-2015 | методсовет |
2 | Развитие творческих способностей учащихся начальной школы. Выявление одаренных детей. | Ежегодно | ШМО начальной школы, психолог |
3 | Совершенствование деятельности клуба одаренных детей Создание нормативной и методической базы. Организация исследовательской деятельности в гуманитарной, эстетической, военно-спортивной, экологической, общественной секциях клуба одаренных детей | 2010-2015 2011 ежегодно | руководители |
4 | Участие школьников во Всероссийских конкурсах-играх «Кенгуру», «КИТ». | ежегодно | учителя-предметники |
5 | Участие школьников в городских, краевых, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях. | ежегодно | учителя-предметники |
6 | Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников | ежегодно | психолог школы, методсовет |
7 | Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, для разработки индивидуальной программы обучения
| 2011-2015 | психолог школы учителя –предметники
|
Карта одарённого по математике учащегося
Проблемам одарённых детей на федеральном уровне в последние годы уделяется много внимания. Но для учителя, работающего в общеобразовательных школах, не хватает информации о методиках работы с такими детьми. Я работаю с детьми, имеющими способности в изучении математических дисциплин, около 15 лет. Накоплен некоторый опыт, которым хотелось бы поделиться с коллегами.
Чтобы отследить развитие одарённого по математике ребёнка, я заполняю карточку учащегося и по мере взросления вношу изменения. В этой статье приведу примеры заполнения таких карточек на двух учащихся 10 и 11 класса.
Карта одарённого по математике учащегося 10 класса
1. Фамилия, имя учащегося: Глушко Артур
2. Характер ребенка: спокойная уверенность, есть задатки лидера.
Качества личности (положительные, отрицательные):
положительные: спокойный, уравновешенный, честный, готов помочь другу
отрицательные: излишне скромен
3. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом
4. Учебная деятельность:
успеваемость: имеет отличные отметки почти по всем предметам
мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты
посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины
способности к обучению: отличные
познавательный интерес: высокий
5. Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков
предпочитаемые виды труда: умственный, много работает с компьютером
участие в трудовых делах: очень ответственно выполняет поручения, но сам недостаточно активен
6. Получение дополнительного образования: кружки математической и технической направленности.
Индивидуальный план работы учащегося 10 класса Глушко Артура.
Формы | Уровень | Сроки проведения | Результаты 2011-2012 уч. год | Результаты 2012-2013 уч. год | Результаты 2013-2014 уч. год |
Участие в работе кружков и предметных недель | Школьный | 1час в две недели | С программой справился | ||
Участие в интеллектуальных играх и конкурсах | «Кенгуру» «Авангард» «Эврика» «МИФ» | Март октябрь март февраль | Хороший результат справился диплом справился | ||
Участие в математических олимпиадах | Школа Город Область | Ноябрь | 2 место | ||
Защита творческого проекта | Класс Школа | Февраль Апрель | ребусы | ||
Участие в научно-практических конференциях | Школа Город Область | Ноябрь Январь | |||
Участие в математических соревнованиях | Матбой Эрудит Регата | январь | участник | ||
Участие в Интеллектуально- личностном марафоне | Май | Высокий результат |
Карта одарённого по математике учащегося 11 класса
1. Фамилия, имя учащегося: Баяртуев Бато.
2. Характер ребенка: спокойный, знающий себе цену, есть задатки лидера.
Качества личности (положительные, отрицательные):
положительные: честный, умный, целеустремлённый, колоссальная работоспособность
отрицательные: не очень любит работать в группе, пробелы в базовых знаниях
3. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом
4. Учебная деятельность:
успеваемость: имеет отличные отметки по всем предметам
мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты
посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины
способности к обучению: хорошие
познавательный интерес: высокий
5. Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков
предпочитаемые виды труда: умственный, много работает с компьютером, уделяет внимание дистанционным формам обучения
участие в трудовых делах: очень ответственно выполняет поручения, но сам недостаточно активен
6. Получение дополнительного образования: кружки математической и лингвистической направленности
Индивидуальный план работы учащегося 11 класса Баяртуева Бато.
Формы | Уровень | Сроки проведения | Результаты 2010-2011 уч. год | Результаты 2011-2012 уч. год | Результаты 2012-2013 уч. год |
Участие в работе кружков и предметных школ | Школьный | 1час в неделю дистанционно | С программой справился | С программой справился | |
Участие в интеллектуальных играх и конкурсах | «Кенгуру» «Авангард» «Эврика» «МИФ» | Март Октябрь Март февраль | Хороший результат диплом | Отличный результат, диплом за 1 место в школе диплом диплом сертификат | |
Участие в математических олимпиадах | Школа Город Область | Октябрь Ноябрь | 1 место 3 место | 1 место | |
Защита творческого проекта | Класс Школа | Февраль Апрель | Игры со спичками | комбинаторика | |
Участие в научно-практических конференциях | Город Область | ||||
Участие в математических соревнованиях | Матбой Эрудит Регата | январь | участник | участник |
|
Участие в Интеллектуально- личностном марафоне | Май | Высокий результат | Средний результат |
Показатели эффективности реализации программы «Одаренные дети»
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями.
- Создание банка данных одаренных детей школы, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
- Внедрение в образовательное пространство школы альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития;
- Повышение профессиональной компетентности педагога по актуальным вопросам педагогики одаренности (я прошла курсы РИКУиО с 18.10.2010 по 27.10.2010 по теме «методика работы с одарёнными детьми в области математики» в объёме 72 часа);
- Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с одарёнными детьми
В этом материале размещён план работы с одарёнными детьми....
Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.
Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....
План работы с одарёнными детьми
План работы с одарёнными детьми...
План работы с одарёнными детьми учителя информатики
Подробный план работы с одарёнными детьми...
План работы с одарёнными детьми.
Проведена ДКР по математике. Составлен план работы с одарёнными детьми....
План работы с одарёнными детьми
План работы с одаренными детьми по географии 2012-2013 год....
Инновационная деятельность. Программа " Организация работы с одарёнными детьми в области гуманитарных дисциплин"
Инновационная деятельность...