УРОК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
статья на тему
Урок с применением здоровьесберегающих технологий должен быть построен с учетом возрастных потребностей и физиологических возможностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Как хочется, чтобы наши дети росли здоровыми, умели ценить данное им природой великое богатство – здоровье и жизнь.
К сожалению, в последнее время медики констатируют значительное ухудшение состояние здоровья детей и подростков. Наблюдаются изменения показателей физического развития, патология зрения, рост хронических заболеваний: аллергических, сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата. Все чаще у детей возникают неврологические нарушения, депрессивные состояния. Ежегодно около 65% учащихся болеют респираторными заболеваниями. У детей повышается утомляемость, сейчас уже широко известен синдром хронической усталости. «Помолодели» такие болезни как диабет, гипертония, атеросклероз. Около 40% выпускников школ ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья.
На фоне этой неутешительной ситуации возрастает роль учителя в решении проблем здоровья детей. Ведь известно, что в 50-52 % здоровье определяется образом жизни и только 10-15 % зависит от здравоохранения. Необходимость смещения акцента в работе учителя в сторону использования здоровьесберегающих образовательных технологий становится очевидной.
Урок с применением здоровьесберегающих технологий должен быть построен с учетом возрастных потребностей и физиологических возможностей детей.
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики таковы:
1.Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
2.Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических,
3.Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
4.Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
5.Активизация развития всех сфер личности учащихся.
6.Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
7.Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегаюших образовательных технологий (физкультминуток).
8.Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
10.Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
11.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.
Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков.
Для рациональной организации урока можно воспользоваться следующими критериями (Смирнов Н.К., Громбах, Ирхин В.Н.)
Критерии рациональной организации урока
№ | Факторы урока | Рациональный уровень гигиенической рациональности урока |
1 | Плотность урока | не менее 60% и не более 75-80% |
2 | Количество видов учебной деятельности | 4-7 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | не более 10 минут |
4 | Частота чередования различных видов учебной деятельности | смена не позже чем через 7-10 минут |
5 | Количество видов преподавания | не менее 3-х |
6 | Чередование видов преподавания | не позже чем через 10-15 минут |
7 | Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) | 2-3 |
8 | Место и длительность применения ТСО | в соответствии с гигиеническими нормами |
9 | Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся |
10 | Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток | На 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого |
11 | Психологический климат | Преобладают положительные эмоции |
12 | Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности | Не ранее 40 мин. |
Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, снижает утомление, поддерживает и восстанавливает работоспособность учащихся, позволяет контролировать психо-эмоциональное состояние.
Трудность работы учителя состоит в том, что в учебниках по русскому языку отсутствуют упражнения, направленные на формирование мотивации к здоровому образу жизни. В связи с этим педагог должен сам позаботиться о систематическом использовании такого рода заданий, которые формировали бы у учащихся мотивацию к укреплению и сохранению здоровья. Основные задачи таких уроков здоровья связаны с воспитанием у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, с формированием представления о здоровье как ценности, мотивацией на ведение здорового образа жизни. Одновременно предложенные на уроках задания позволят школьникам закрепить орфографические и пунктуационные умения и навыки, развить речь, обогатить словарный запас, почерпнуть немало интересных дополнительных сведений.
Дидактические занимательные материалы с уроков русского языка.
1.Замените одним словом:
- врач, занимающийся детскими болезнями;
- врач, занимающийся болезнями, которые требуют оперативных методов лечения;
- врач – специалист по глазным болезням;
-врач, занимающийся заболеваниями уха, горла, носа;
- врач, занимающийся заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
- врач, занимающийся заболеваниями сердечно-сосудистой системы;
- врач, занимающийся заболеваниями полости рта, зубов.
2.Исправьте ошибки:
Врач осмотрел клиента.
Пациент выписал рецепт на лекарство.
3.Пользуясь этимологическим словарем, дайте толкование следующих слов: АРОМАТЕРАПИЯ, ФИТОТЕРАПИЯ, ГИРУДОТЕРАПИЯ, АПИТЕРАПИЯ, ГИДРОТЕРАПИЯ.
4.Напишите правильно:
Зап_вать лекарство – зап_вать песню;
Разв_вается болезнь – разв_вается флаг;
Посв_тить жизнь медицине – посв_тить фонариком;
Ож_г руку - ож_г руки;
Ч_ стота пульса - ч_стота помещений;
Дозы очень м_лы – приходилось стоять на м_лу;
Зак_лять организм – нак_лоть дров.
5.Из данных слов «соберите» аптечку для оказания первой помощи. Объясните свой выбор.
Бинт стерильный, папин галстук, лейкопластырь, жгут резиновый, вата, йод, губная помада, зеленка, перекись водорода, стрептоцид, средство от желудочно-кишечных заболеваний, средство для снятия лака, противовоспалительные средства,
жаропонижающие и болеутоляющие средства, жидкость для мытья посуды, термометр, крем для лица, пипетки, шампунь, зубная паста.
7.Повторите орфограмму «Чередующиеся гласные в корне». Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните, что полезно для организма человека. Почему вы так думаете?
Заг…рать на берегу, г…реть от жара, приб…рать квартиру, скл…ниться над ручьем, обувь пром…кает, хороший пл…вец, бл…стать чистотой, зам…рать от страха, вым…кнуть под дождем, обм…кнуть вареник в сметану, проск…кать на лошади, выск…кивать на ходу.
- В кого вы превратитесь, если придете на прием к врачу? ( В пациента).
- Почему эти строки из стихотворения Г.Остера относятся к «вредным советам»?
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять?
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет,
К старости сама собою
Облысеет голова.
Никогда не разрешайте
Ставить градусник себе,
И таблеток не глотайте,
И не ешьте порошков.
Пусть болят живот и зубы, Горло, уши, голова,
Все равно лекарств не пейте
И не слушайте врача.
Перестанет биться сердце,
Но зато наверняка
Не прилепят вам горчичник
И не сделают укол.
- Объясните правописание приставок на з - с, пре- - при-, используя примеры из стихотворения .
- Найдите в тексте риторический вопрос.
-Какой частью речи является слово «зато»?
10. Пофантазируйте и сочините «вредные» советы на следующие темы: «Как заболеть простудой», « Как быстрее состариться», «Как стать близоруким».
12.Какие слова спрятаны в данных перифразах? Перифразы- тип устойчивого сочетания, представляющего описательный оборот.
Эликсир жизни, король эпидемий, служитель Панацеи, люди в белых халатах, болезнь века.
13. Продолжите предложения:
Авитаминоз – это …
Ангина – это…
Бронхит – это…
Близорукость – это…
Используй для справок: острое инфекционное заболевание с поражением небных миндалин; резкий недостаток витаминов в организме человека; воспаление бронхов,
вызванное попаданием в организм человека определенных вирусов или бактерий; ослабление зрения на далекое расстояние.
Назовите меры предосторожности, которые помогут избежать этих болезней.
14. Придумайте вывеску:
-над входом в поликлинику;
-над входом в кабинет окулиста;
-над входом в кабинет стоматолога.
16.Расставьте ударение: диспансер, запломбировать, коклюш, медикамент, физиотерапия, тромбообразование, средства, ветеринария, санитария.
17. Определите род имен существительных (мужской, женский, средний, общий, нет категории рода):
Врач, физиолог, доктор, фельдшер.
- Выберите правильный вариант:
- Наблюдать за больным - наблюдать больного
- Какой предлог вы выберете в следующих словосочетаниях?
Поправиться …(заботы врачей), простудиться… (резкое похолодание), выдать лекарство … (рецепт), не пошел на работу … (болезни).
Слова для справок: благодаря, согласно, по причине, вследствие.
24. Замените синонимами:
Эскулап, микроб, зараза, икс-лучи, отравление, нарыв, сердцевед, больничный (сущ.), лечебница, обеззараживание, обезболивание, градусник, повальная болезнь, ядовитый.
25. Простывшему на морозе герою «Шинели» Гоголя Акакию Акакиевичу «надуло в горло ЖАБУ», от которой он быстро умирает. Доктор «ничего не нашелся сделать, как только прописать припарку, единственно уже для того, чтобы больной не остался без благодетельной помощи медицины». Как называется по-современному болезнь Акакия Акакиевича? (дифтерия).
27.Великий физиолог Иван Павлов говорил: «Не пейте вина, не отягчайте сердце табачищем и проживете столько, сколько жил живописец Тициан». Сколько лет прожил Тициан? Запишите именем числительным. ( Девяносто девять лет).
28. Знаете ли вы признаки негодности лекарств? Прочитайте о них. Объясните правописание слов с приставками .
1.Драже и таблетки не должны иметь трещин, царапин, пятен, рассыпаться.
2.Мази должны легко выдавливаться из тюбика единой, не расслаивающейся, не растекающейся «полоской».
3.Жидкие лекарства нельзя применять, если они частично испарились или содержат осадок в виде хлопьев.
29.Вы знаете, что одна минута смеха продлевает жизнь на целый год? Прочитайте стихотворение В.Хлебникова. Найдите авторские неологизмы и объясните, как они образованы.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики!
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
33. Продолжите текст.
Сегодня все больше людей стараются поддерживать здоровье с помощью натуральных средств, в первую очередь – лекарственных трав. Почти все такие травы сейчас можно приобрести в аптеке. Но лучше собрать их самим, не зря ведь опытные травники говорят, что тепло человеческих рук и бережное отношение усиливает эффект целебного зелья. Но главное – точно знать, что может дать для нашего здоровья каждое растение (например: девясил, душица, листья крапивы и т.д.)
35. Запишите текст и ответьте на вопрос: компьютер – это хорошо или плохо?
Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ними на «ты», смотрят искоса. Компьютерные игры развивают быстроту реакции, память и внимание, логическое мышление. Также они учат добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки. Но при несоблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей и взрослых, могут стать и вредными для них. Ребенок до 6 лет не должен проводить за компьютером более 10-15 минут – и то не каждый день. Для детей в возрасте 7-8 лет ограничение составляет 30-40 минут в день. В 9-11 лет можно находиться за компьютером не более часа-полутора.
Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости от виртуального мира.
36.Составьте смысловые цепочки по образцу: зубы – кариес – стоматолог:
Ж..лудок, т..рапевт, сер..це, г..стрит, инфаркт, лор, ..нгина, к..рдиолог. 37.Вставьте вместо точек подходящий по смыслу синоним. Объясните свой выбор.
Часть, доля, порция, доза.
Врач посоветовал увеличить …лекарства.
39. Составьте и запишите предложения со словами-паронимами: инъекция – инфекция.
40. Запишите слова, проверив по орфографическому словарю.
Г..м..гл..бин, эп..демия, т..мп..ратура, л..б..ратория, п..циент, п..л..клиника, д..агноз, м..грень, в..кцина, г..г..ена, д..з..нфекция, дон..р, м..д..к..менты.
42. Выполните орфографический и пунктуационный разбор предложения:
Повар случайно прикоснулся к горячей плите и сильно ожег пальцы.
- Расскажите о первой помощи при ожогах.
43. Запишите словосочетания, объясните глагольные суффиксы.
Советоваться с врачом, заведовать поликлиникой, осматривать больного, оказывать помощь, обрадоваться выздоровлению, проповедовать здоровый образ жизни.
47.Запишите пословицы. Объясните знаки препинания.
Будешь двигаться – через хребет перевалишь, будешь сидеть –в яму скатишься. Пешком ходить – долго жить.
48.Согласны ли вы с мнением, что спорт дисциплинирует человека? Напишите
сочинение-рассуждение.
49.Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки.
Футболисты прилагали все силы, чтобы выиграть финальный матч, но в последнюю минуту защитник считал ворон, и вся команда села в лужу. Наши лыжники пришли к финишу первыми, высунув язык на плечо. Хоккеисты боролись за победу до последнего дыхания.
50.Запишите предложение, заменив один из причастных оборотов придаточным определительным. Разберите по составу данные причастия.
Великий философ ПЛАТОН, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегающих ежедневной тренировкой мышц.
Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебных занятий без учета возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм оздоровительно-физкультурной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение учебного дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года. Учитель должен сделать всё от него зависящее, чтобы на летние каникулы из школы уходил не инвалид, а ребенок, полный сил, радующийся жизни и скучающий по школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика преподавния уроков в современной школе с испоьзованием личностно-ориентированного обучения на уроках физики
В данной статье рассматривается технология личностно-оринентированного обучения на уроках физики .Рассматриваются вопосы преподавания физики на уроках с межпредметным содержанием...
Выступление на тему "Современный урок в современной школе" на педагогических чтениях - 2012
В выступлении рассматривается актуальность данной темы на сегодняшний день, общие требования к современному уроку, основные пути совершенствования урока в современной школе....
Урок «Основы безопасности жизнедеятельности» с позиции здоровьесбережения"
Педагог должен работать в школе так, чтобы учебный процесс не наносил ущерба здоровью школьника. Каким он должен быть здоровьесберегающий урок? На этот вопрос свою точку зрения отразил ...
Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС. Урок в современной школе. Технологическая карта современного урока
Материал предназначе для учителей, работающих в условиях введения новых ФГОС....
«Урок профессионально-трудового обучения с позиции здоровьесбережения»
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» задачу сохранения и укрепления здоровья детей определяет как одну из приоритетных. Школа д...
Написать статью для раздела "Урок в современной школе-2019", статья размышление о современном образовательном процессе.
Одной из задач учителя в современной школе, на мой взгляд, является не только формирование у учащихся, знаний и навыков по своему предмету, но и формирование общей картины окружающего мира. На сегодня...
Сборник "Урок в современной школе". Часть 2 Средняя школа.
Конспект урока: «Добрые дела красят человека»...