Приемы обучения школьников работе с книгой.
учебно-методический материал (5 класс) на тему

           Научить школьников учиться. Научить самостоятельно овладевать знаниями – основная задача учителя.  Основным источником знаний для человека является книга. Приучать детей к целенаправленной систематической работе с учебником необходимо с первых уроков пятого класса. Конечно, в начальной школе ребята работали с учебными текстами на уроках чтения, природоведения. Но опыта работы с математическими текстами у них нет. Чтобы сформировать положительный мотив овладения умением работы с книгой, ученикам предлагается порассуждать о том, откуда человек черпает знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_obucheniya_shkolnikov_rabote_s_knigoy.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы обучения школьников работе с книгой.

Ермакова Елена Владимировна учитель математики МБОУ г. Астрахани «СОШ № 26»

     Научить школьников учиться. Научить самостоятельно овладевать знаниями – основная задача учителя.  Основным источником знаний для человека является книга. Приучать детей к целенаправленной систематической работе с учебником необходимо с первых уроков пятого класса. Конечно, в начальной школе ребята работали с учебными текстами на уроках чтения, природоведения. Но опыта работы с математическими текстами у них нет. Чтобы сформировать положительный мотив овладения умением работы с книгой, ученикам предлагается порассуждать о том, откуда человек черпает знания (можно предложить написать сочинение на данную тему). Ребята назовут немало таких источников. Во время обсуждения необходимо подвести учеников к мысли, что несмотря на обилие источников знаний и появление новых (например компьютер) главным и основным остается книга. Причем, с окончанием школы, человек не перестает учиться: ВУЗ, колледж, повышение квалификации и переквалификация – все это требует от человека умения добывать знания из книги самостоятельно. И научиться этому нужно еще в школе. А учиться хорошо хочет каждый  пятиклассник.

     На первых уроках математики в пятых-шестых классах (в нашей школе преподавание ведется по учебникам Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда)  учащихся необходимо ознакомить со структурой учебника. Используя оглавление,  учащимся разъясняется, что весь учебный материал, который подлежит изучению, делится на главы (в учебнике пятого класса на две главы: « Натуральные числа» и «Дробные числа»),  главы делятся на параграфы ( показать значок).

           -Сколько параграфов в первой главе? Назовите их.

           -Сколько параграфов во второй главе? Какие?

       Каждый  параграф делится на пункты с указанием страницы, на которой он изложен, приводятся примеры). Подчеркивается, что специального значка для обозначения пункта в учебнике нет, просто пишется цифра и название пункта, а вот при  записи домашнего задания для обозначения пункта будет использоваться буква «п» с указанием номера, например, «п.3». И на первых порах надо обязательно подчеркивать, о чем идет речь и даже указывать номера страниц. Через несколько уроков необходимость в указании номеров страниц отпадет.

         Подчеркивается, что оглавление есть в каждой книге, журнале и помещаться оно может не только в конце, но и в начале.   После обсуждения вопроса о том, зачем нужно оглавление и почему важно уметь им пользоваться проводится небольшая тренировочная работа:

                -Как называется п.4?

               -На какой странице он изложен?

               -В каком пункте изложена тема «Упрощение выражений»? Откройте эту страницу. Ребята обнаруживают, что на указанной странице размещено только начало пункта, а его продолжение – на других страницах. Еще обнаруживается, что в учебниках разных годов изданий этот пункт может быть расположен на разных страницах. Потом будут указываться пункты, а не страницы.

      Исследуя дальше оглавление, обнаруживаем, что в конце учебника помещены также «Вопросы и задания для повторения» (таковые были в учебниках начальной школы), «Ответы» и «Предметный указатель» (а вот это новое).

     Указывается, что ответы служат для самоконтроля выполнения отдельных письменных заданий (пользоваться ими ребята привыкают очень быстро). А вот к работе с предметным указателем надо будет возвращаться многократно. На первом уроке объясняется, что с помощью предметного указателя можно отыскать в учебнике определение математического понятия, нового или уже изученного, но забытого. Показывается, как это делается (например, восстановить в памяти понятие уменьшаемого), узнать, что такое  «золотник».

       Для закрепления умения пользоваться предметным указателем (а главное, для формирования привычки обращаться к предметному указателю в случае необходимости) можно использовать следующий прием: при выполнении вычислительных упражнений (устно или письменно) ответы кодируют так, чтобы получился математический термин, значение которого дети не знают или могли позабыть: полтинник, полушка, сажень, карат и т.д. и предлагается с помощью предметного указателя узнать значение данного слова.

      Для тренировки и контроля сформированности  умения пользоваться предметным указателем и оглавлением можно провести игру «Книжный компас»: каждая группа (4 человека) получает задание отыскать в учебнике определение нескольких понятий (они даются сразу или могут быть закодированы). Так как   время на выполнение заданий ограничено, ученики должны распределить  между собой  эти термины и работать каждый индивидуально или использовать помощь соседа по парте; по истечении времени группы должны отчитаться о результатах  работы с учебником. Для экономии времени весь ряд получает одно и то же задание, а право отвечать получает группа, которая первая закончила работу ( в итоге выслушиваются ответы трех групп). Ответом должны служить определения понятий, например: «Верста – это старинная русская единица измерения длины, равная 1 км. 67 м.»  Если  группа не может дать полный ответ (часто он звучит так: «это 1 км. 67 м.»), то другие группы предлагают свои варианты. При возникновении затруднений учащимся предлагается беглый просмотр текста с целью поиска ключевых слов (о чем идет речь в тексте).

          Для подобной работы используется не только учебник, по которому учится класс, но и «Учебник-собеседник» Шеврина Л.И., старые списанные учебники , которые имеются в кабинете. При этом формируется умение работать в группе , умение формулировать определение  (что является очень сложным не только для учащихся пятых-шестых классов).

   На первом уроке математики учеников необходимо ознакомить со структурой каждого пункта (изложение темы, контрольные вопросы, упражнения для классной, домашней работы, для повторения, дополнительные сведения, рубрика  «Говори правильно»  и особое внимание уделить условным значкам: I- обрати внимание, II-запомни,   III-выучи наизусть. Объясняется, что эти знаки будут помогать находить в тексте главное, подлежащее  пониманию и  запоминанию. Этой же цели служит выделение отдельных слов и предложений жирным шрифтом, курсивом. Но подобные условные значки и шрифты есть далеко не во всех учебниках, поэтому работе с учебным и текстами будет уделяться достаточно много времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы обучению чтения младших школьников на уроках английского языка

Методические рекомендации помогут учителям,работающим в начальной школе...

Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода

Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода Целью самообразования является анализ теоретических обоснований и разработка ...

Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода

Целью самообразования является анализ теоретических обоснований и разработка методических рекомендаций по составлению и использованию текстовых арифметических задач для формирования ключевых ком...

Методы и приемы обучения иностранному языку младших школьников

Данная статья рассказывает о методах и приемах обучения английскому языку младших школьников...

«Обучение школьников приемам решения текстовых задач»

Текстовые задачи – традиционно трудный для значительной части школьников материал. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения у...

Дидактические приемы обучения коммуникативным навыкам младших школьников с РАС (из опыта работы)

В работе описаны некоторые приемы обучения коммуникации детей с РАС.  Их регулярное применение способствует созданию комфортных условий для общения, а также формирования и совершенствования комму...

Методы и приемы обучения школьников городскому пейзажу

Задача педагога состоит в том, чтобы вовлечь в активную работу изостудии как можно большее число обучающихся. Знания, умения и художественные навыки, приобретенные в изостудии, они применяют как в уче...