«Развитие ребёнка в воспитательном пространстве праздника»
методическая разработка по теме
Методическое пособие предназначено для специалистов в области образования, педагогов реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования.
В пособии представлены результаты работы по развитию личностной культуры ребенка старшего дошкольного возраста организованной кандидатом педагогических наук
БУТОРИНОЙ ИРИНОЙ НИКОЛАЕВНОЙ
в дошкольном образовательном учреждении – ЦРР д/с «Золотой ключик» города Волгодонска.
Пособие содержит обширный практический материал по ознакомлению дошкольников с народной праздничной культурой на основе
блочно-тематического планирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedtekhnologiya.docx | 490.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие ребёнка в воспитательном пространстве праздника»
Методическое пособие предназначено для специалистов в области образования, педагогов реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования.
В пособии представлены результаты работы по развитию личностной культуры ребенка старшего дошкольного возраста организованной кандидатом педагогических наук
БУТОРИНОЙ ИРИНОЙ НИКОЛАЕВНОЙ
в дошкольном образовательном учреждении – Центре развития ребенка «Золотой ключик» города Волгодонска.
Пособие содержит обширный практический материал по ознакомлению дошкольников с народной праздничной культурой на основе
блочно-тематического планирования.
ВОЛГОДОНСК
2014
Цикл «Осеннее Мокошье»
История праздника. Детей знакомят с праздником, историей и традициями его проведения, теми атрибутами, которые характеризовали тот или иной праздник.
Главными праздниками, посвященными Матушке Макоши, в славянской культуре были следующие:
1. Вешнее Макошье (День Земли)- 9мая. Чтится Макошь – Мать Сыра – Земля.
2. Спожинки (Праздник окончания жатвы) – 15 августа. Чтится Макошь – Матушка Жнива.
3. День рода (Осенины) – 8 сентября. Чтится Макошь – Матушка Осенняя.
4. Осеннее Макошье (Земля и Вода «засыпают» до будущей весны) 28 октября. Чтится Макошь – Небесная Пряха, Владычица Судеб.
Дети узнают, что осеннее Макошье – Святодень, когда Мать Сыра-Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны. На Осеннее Макошье – приносят требы Земле и Воде, просят у них прощения за все возможные оскорбления, нанесённые им за минувшее лето. На священное дерево, посвящённое Великой Матери, навязывают особые наузы с прошениями и наговорами. Жрицы Макоши творят Мокриды: расчёсывают гребнями кудель («распутывают» Покутные Нити), предварительно омыв кудель «молчальной» (то есть набранной в молчании – без каких-либо наговоров) водой. Жрец либо волхв три раза подряд спрашивает у них: «Что деете?» Они отвечают: «Рукодельице, батюшка!» Затем: «Лён-конопель треплем – Красной Макоши на передничек!» И, наконец: «Мокриды творим!» Затем жрицы благословляют всех собравшихся, обходя коло посолонь и кропя водой с кудели. Все в ответ кланяются, благодарят Макошь за Дары Её, после чего устраивают братчинный пир горой.
Знаки и символы. Детей знакомят с символичностью обрядов славянских праздников: прыжки через огонь символизировали очищение человека и избавление от всех болезней. Дети усваивают, что символизм присутствует и в узорах русской народной вышивки, где преобладает красный цвет, цвет солнца. Дети осваивают знаки и символы узоров и цветовой гаммы используемой славянами в праздничной одежде. Они узнают, что красный цвет использовался славянами не только потому,что он яркий и красивый, но и потому, что считался магическим солнечным оберегом. Часто в узорах повторяется образ «девы», держащей в поднятых руках чудо-птиц, на головах которых «лучики» - солнечные знаки, ведь в славянских сказках солнце – огненная, светозарная жар-птица. Дети отмечают, что в одежде магический охранительный узор покрывал ворот, края рукавов, подол. Ткань на Руси считалась недоступной злым духам, потому что в ее изготовлении участвовали прялки и ткацкие станки, украшенные магическим узором.
Дети узнают, что в конце осени Домовой спать укладывается, и с этим был связан ритуал «Запекания углов». Домового просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные «блинцы» - блины небольшого размера, первый из которых делили на 4 части и разносили по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен.
У детей формируется представление о том, что осенние праздники – это праздники семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Время подведения итогов. В это время прославляют Род Земной (всех сородичей): «Богу (Роду) вовек слава, а нам хвала по делам».
Дети учатся соотносить составные компоненты праздника с определенным знаком.
Логика праздника. У детей формируются представления о праздничной культуре славян, составных частях славянского праздника: зачин, игрища и пир. Расширяются знания детей о русской национальной культуре, о праздниках и обычаях русского народа, о бытовых традициях, народной одежде.
Осеннее Макошье - это первый праздник, который помогает детям прикоснуться к славянской культуре, ее истокам. Поэтому своеобразным проводником в этот новый мир выступает педагог. Обобщая знания детей о русской национальной культуре, о праздниках и обычаях русского народа, организуется работа направленная на формирование у детей умения моделировать праздник.
Праздник начинается с зачина, дети планируют посещение Макоши. Дети выбирают игры, песни, хороводы. Дети узнают три способа хороводных построений: движение по кругу, взявшись за руки; извилистой линией - змейкой (т.н. «кривой танок») и «стенка на стенку» (рисунок хоровода, в котором участники встают в два ряда, один против другого, и поочередно, исполняя куплеты песни, подходят к противоположному ряду, кланяются и отступают на своё место. Содержание такого хоровода строится по типу: вопрос-ответ). Если того требует содержание песни, то внутри круга разыгрывается какой-либо традиционный сюжет.
Обязательной частью праздника является пир, дети планируют чаепитие.
Репродукции: А.Степенов «Хоровод»; И.Прянишников «Сельский праздник»; К.Коровин «Северная идиллия»; А.Рябушкин «Втерся парень в хоровод…»; Н.Курзузова – Мирошник «К празднику»; неизвестный художник «Народное гулянье в селе», Ю. Кугач. «Накануне праздника»
Народные песни: хоровод «Завевайся, капустка», песня «Вейся, вейся, капустка», «Осень, осень, в гости просим»; «Осень, осень пришла», «У нас серпы- то золотые».
Народные игры: «Пахари и жнецы», «Земледелец», «Огородник».
Цикл «Зимние забавы»
История праздника. Детей знакомят с зимними праздниками: Коляда, Щедрец, Святки и Сретенье.
Дети узнают, что Коляда - солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Авсенем. Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 5-6 января.«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. День «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце, Славяне отмечают Коляду.
Последний день святок по старому стилю -Щедрец, знаменит своими щедровками и праздничным пиром. Обязательно присутствие на столе свинины, которая означает плодородие. Перед пиром необходимо повеселить народ щедровками. Состав ряженых такой же, как и на Коляде. Колядовщики подходят к дому или к толпе людей и поют: Щедрый вечер! Добрый вечер! Затем колядовщики начинают «коляду томить», т.е. выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то, что-де «шли из далека», «у козы ноги болят» и т.д. Хозяева упираются, отшучиваются. Тогда ряженые приступают к пению щедровок, некоторые содержат в себе шуточные угрозы. Считается большим стыдом не одарить колядовщиков. Таким жадным хозяевам ряженые посылают «проклятьице»: «Уж дай им, Свароже, по спине и по роже. Разрази их, Перун- батюшка! Пустой им мешок, дырявый горшок!» Набрав мешок гостинцев, колядовщики расходятся, чтобы встретить Новый год в семейном кругу.
Детей знакомят с тем, что Сретение служит границею между зимой и весною, отчего и самое название праздника. Сретения в простонародье объясняют встречей зимы с весною: на Сретение зима весною встретилась, в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила.
В этот день в деревнях раньше проводили гулянья. В день Сретения наши древние предки поклонялись Солнцу: жрецы Солнца совершали обряды встречи и приветствия светила, призывали тепло. А когда Солнце оказывалось в зените, сжигали куклу, сделанную соломы - так называемую, Ерзовку. Считалось, что своим горением Ерзовка уничтожает холод, приносит теплое лето и хороший урожай. На Сретенье пекут блины, круглые, золотистые - они символизировали Солнце. Этим призывали его возвращение. Скучать в Сретение нельзя - бог Любви не приемлет грусти, а на радостную встречу отвечает радостью.
Знаки и символы. Дети знакомятся с тем, что праздник сретенья был связан с культом нарождающегося солнца.
Дети знают о символизме праздничного действа, поэтому сжигание Ерзовки они соотносят с уходом зимы и наступлением весны, возрождением природы. Отсюда и традиционные блины. Круглые, горячие, золотистые, они представляют собой как бы миниатюрные изображения нашего светила. К тому же настоящие русские блины имеют красный цвет.
Логика праздника. Первая часть праздника – посвящена святочным дням. Дети вспоминали, как отмечали святки, как было весело. Дети осваивают традиции ряжения на Руси, проявляют своих актерские способности. В этой части праздника дети веселятся, исполняют колядки и щедровки.
Вторая часть праздника – это проводы зимы и встреча весны, праздник Сретенье. Дети узнают о народных приметах, призывают весну закличками.
Заканчивается праздник чаепитием.
Репродукции: Ю. Сергеев «Ночное гадание. Святки»; Б.Кустодиев «Кулачный бой на Москва - реке»; К.Трутовский «Колядки в Малороссии»; Н.Пиманенко «Колядки».
Народные песни: хоровод «Уж ты, прялица», песня «Дуня - тонкопряха», «Как на тоненький ледок», «Вдоль по улице молодчик идет»; Рождественские песни «Все идут, спешат на праздник», «Ангелы в небе»
Народные игры: «К нам коза пришла», «Гори, гори ясно».
Цикл «Весеннее Макошье»
История праздника. Детей знакомят с тем, что 9 мая у славян отмечался праздник «Вешнее Макошье». Это день, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра – земля чествуется как «именинница». В этот день славяне праздновали именины Земли. В этот день нельзя производить никаких земляных работ, нельзя пахать, боронить и втыкать в землю колья, ведь Земля отдыхает. Особенно чтились в этот день Велес и Макошь – Земные Заступники. Предсказатели выходили в поле, ложились на траву и слушали Землю. На празднике, во вспаханную ранее борозду клали зерно и лили пиво, приговаривая, став лицом на восток:
«Мать-Сыра-Земля!
Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота,
Оборота и лихого дела.
Повернувшись на запад, продолжают:
«Мать-Сыра-Земля!
Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие,
Во смолу горючую.»
Обратившись к полудню, произносят:
«Мать-Сыра-Земля!
Утоли ты все ветры полуденные со ненастью,
Уйми пески сыпучие со метелью.»
На полночь обращаются:
«Мать-Сыра-Земля!
Уйми ты ветры полуночные с тучами,
Сдержи морозы с метелями»
Зачин оканчивается славлением:
Гой, Земля еси сырая,
Земля матерая,
Матерь нам еси родная,
Всех нас породила,
Вспоила, вскормила
И угодьем наделила.
Ради нас, своих детей,
Зелий еси народила
И злак всякий напоила
Польгой беса отгоняти
И в болезнях помогати.
Повели с себя урвати
Разных надобьев, угодьев
Ради польги на живот.
После зачина освященную горсть Земли собирают в мешочки и хранят как обереги. Хмельной пир и игрища завершают праздник.
У детей формируется представление о том , что природа – живая, одушевленная, что Мать – Сыра – Земля дышит и чувствует. Сохранился у нас, например, строгий запрет тревожить Землю до Благовещения, плевать на неё, бить её палкой. Землею клялись, горсть родной земли брали с собой, отправляясь в дальние страны. И земля эта становилась оберегом для своих любящих, почтительных детей. Так же сохранился обычай целовать землю после далёких и тяжелых путешествий. Растительным символом Матери – Сырой – Земли на Руси являлась берёза, непременная участница всех праздников и обычаев.
Знаки и символы. В этом празднике символично само пробуждение Земли, возвращение ее к жизни. Дети узнают о том, что с приходом тепла славяне начинали убирать, чистить и мыть дома и другие помещения, подготовляя их к встрече весны (в православии Пасхи). Символично, что весной старались умилостивить нечистую силу, особенно домового. Под угол дома или на чердаке клали еду и приглашали домового ее отведать, произнося приговор: "Чужой домовой, ступай домой, а свой домовой за скотиной ходи, скотинку паси". Похожим образом пытались умилостивить лешего (уже в более поздние времена христиане предварительно снимали нательный крест), затемно отправлялись в лес. Там, сев на поваленную березу или осину, клали принесенное угощение и приглашали лешего: "Царь лесной, царица лесная, возьми на доброе здоровье, дай мне на плод, на род".
Логика праздника. Этот праздник проводится в форме чествования Земли-матушки.
Праздник начинается с зачина, который славит нашу Землю-матушку, призывает всех отмечать ее именины, веселиться. Все становятся в хоровод, поют песни, рассказывают стихотворения посвященные имениннице.
Праздник заканчивается чаепитием.
Репродукции: Б.Ольшанский «Хоровод»; М.Нестерова «Весна»; М.Боскин «Хоровод», Л.Соломаткин «Масленица»,Б.Кустодиев «Масленица».
Народные песни: хоровод «Идет Матушка Весна», песня «Стало ясно солнышко припекать…», «Веснянка».
Народные игры: «Скворушки», «Кулик – весна», «Чувиль, виль-виль,»«Соха, борона», «Горох будем сеять!», «Сеяли девки лен».
Цикл «Лето на Руси»
История праздника. Детей знакомят с таким летним праздником, как Ивана Купала. Крестьяне верили, что в ночь на Ивана Купалу деревья и животные разговаривают, травы наполняются особой живительной силой, поэтому знахари торопились их собирать. В самую короткую ночь в году совершается великое чудо – огненным цветом расцветает папоротник, и если человек сумеет сорвать этот цветок, то найдет клад.
Богом Солнца был Хорс. Хорс, чьё имя означает «солнце», «круг», воплощал в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее божество, не имевшее человеческого облика и представлявшееся просто золотым диском. С культом Хорса были связаны ритуальный весенний танец – хоровод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажжённые колеса, также символизировавшие светило.
Как и другие праздники, посвященные солнцу, на Ивана Купалу катали горящие колоса. В этот день избавлялись от всякой скверны. Жгли сорочки больных детей, чтобы уничтожить болезнь, умывались росой, чтобы хворь не приставала, разжигали костры и прыгали через них, чтобы священный огонь очистил человека от всякой порчи. Девушки в купальную ночь гадали о суженом: плели венки, ставили в них несколько зажженных свечей и пускали по воде – по народному поверью, в середине венка должно привидеться лицо жениха.
Также детей знакомят с тем, что летом отмечается три спаса. Первый Спас в народе называют медовым или мокрым. Название «медовый» объясняется тем, что с этого дня традиционно начинался интенсивный сбор меда. Проводили подготовку е зимним сельскохозяйственным работам: сеяли озимые. Первую пригоршню зерна по обычаю бросал старший член семьи. К этому его приглашали особым приговором: «Посей, дедушка, первую горсточку на твое стариковские счастье».
Для защиты от нечистой силы во время первого спаса совершался обряд «обсыпания маком»: собрав семена дикого мака, обсыпали им дом. Считалось, что маковые семена защищают от нечистой силы, прежде всего от ведьм.
Второй спас называют яблочным, поскольку с середины августа начинается сбор яблок и овощей, в то время как до этого дня есть садовые яблоки запрещалось. В день второго Спаса, совершался и особый ритуал благословления плодов. На столы раскладывали только что собранные горох, огурцы, репу, яблоки и после принесения молитвы благодарности Матери земле, волхв благословлял плоды. Хозяева жертвовали в пользу нищих «начатки», небольшие порции каждого из собранных ими плодов. Отсюда возникла поговорка: «На Второй Спас и нищий яблочко съест». Уборка урожая сопровождалась приговорами: "Вовремя собрать - вовремя убрать", Праздник завершался гулянием в поле с песнями, в которых приветствовали наступающую осень.
В земледельческом календаре третий Спас называли хлебным, поскольку в этот день впервые пекли пироги из хлеба нового урожая. В местах больших ярмарок со дня третьего Спаса начинался полотняный торг, продажа полотна и холстов. С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов.
Знаки и символы. У детей формируется представление о том, что летние праздники были связаны с солнцем, разнотравьем, началам уборки урожая. Поэтому на праздниках обязательно водили хоровод (движение по кругу), катали зажжённые колеса, также символизировавшие светило. Травы в это время наполняются особой живительной силой, поэтому знахари торопились их собирать.
Символично и то, что славяне разжигали костры и прыгали через них, чтобы священный огонь очистил человека от всякой порчи. Обращение к огню, его магической силе прослеживается на протяжении всех праздников года.
Логика праздника. Праздник начинается зачином – в котором славится лето, солнце, травы, вода. На протяжении всего праздника дети водят хороводы, поют песни, веселятся. Затем собирают травы на полянке лекарственных растений. Дети и взрослые с удовольствием прыгают через костер. Заканчивается праздник чаепитием.
Репродукции: П.Суходольский «Троицын день»; Б.Кустодиев «Троицын день»; М.Боскин «Хоровод»; И.Соколов «Ночь на Ивана Купалу»; Г.Семирадский «Ночь на кануне Ивана Купалы»; К.Лебедев «Ночь на Ивана Купалу».
Народные песни: хоровод «Ой, вставала я ранешенько», песня «Лен зеленой», «Лук полоть»; «Ах вы, сени», «Во поле береза стояла».
Народные игры: «Сидит Дрема», «Лен зеленый», «Маки, маковочки».
Раздел 2
СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ - Цикл « Благодарение Матери Земли» | ||||||
1 этап - «Праздник в жизни» | ||||||
Формы работы | Цель | Содержание | ||||
Экскурсия в дендропарк «Прощание с листьями». | Воспитывать наблюдательность, развивать воображение. | Отметить красоту, запах и краски осеннего леса. Предложить детям представить себя одним из листьев, постараться передать переживания в движениях, мимике, жестах. Отметить характерные приметы осени, представить что чувствовали осенью древние славяне. | ||||
Игра «Глаза Земли» (проводится в теплую и сухую погоду). | Развивать в детях желание отождествлять себя с Землей. | Детям предлагается лечь на землю (можно подстелить покрывало) сверху положить осенние листья. Предложить детям прислушаться к Земле, рассказать, что они почувствовали. | ||||
Беседа «Лада – славянское божество плодородия». | Развивать интерес к историческому и культурному наследию. | Воспитатель рассказывает о том, что нашими предками, жившими давно-давно, были славяне. У их был определенный уклад жизни, и они поклонялись божествам, которые, по их мнению, населяли Землю. Да и саму Землю они, считали живой, называя ее Матушкой, Кормилицей. | ||||
Дидактическая игра «Путешествие в Древнюю Русь» | Закрепление представлений детей о том, как выглядели города славян и средствах передвижения на Руси. | Согласно летописям, дошедшим до нас, на Руси ив 10 веке было около 25-26 городов, затем их количество увеличилось до 240 в 13 веке. Столицей Руси был Киев. В древности города, защищали от нашествия врагов выстаивая, высокие крепкие стены и рыли глубокие рвы. Рассказ педагога сопровождается рассматриванием картин и иллюстраций. | ||||
Рассматривание альбома «Старорусские мастера» (символы вышивки). | Формировать представления о символизме русских узоров. | В узорах русской народной вышивки преобладал красный цвет, цвет солнца. Красный цвет использовался славянами не только потому ,что он яркий и красивый, но и потому, что считался магическим солнечным оберегом. Часто в узорах повторяется образ «девы» , держащий в поднятых руках чудо-птиц, на головах которых «лучики»- солнечные знаки, ведь в славянских сказках солнце- огненная, светозарная жар-птица. В одежде магический охранительный узор покрывал ворот, края рукавов, подол. Ткань на Руси считалась недоступной злым духам, потому что в ее изготовлении участвовали прялки и ткацкие станки, украшенные магическим узором. | ||||
Изготовление аппликации из осенних листьев. | Закреплять представление о символизме русских узоров, развитие творчества. | Дети с помощью листьев создают разнообразные орнаменты для украшения одежды. Сравнивают их с орнаментами древних славян, делают вывод, использовали ли древние люди в своей культуре природные объекты. | ||||
Занятие по познавательному развитию «Покров на Руси» | Развивать интерес к историческому и культурному наследию. | Воспитатель рассказывает о том, что покров - (с введением христианства этот праздник отмечался в честь пресвятой Богородицы и ее чудесного плата). В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывали с первым инеем, который "покрывал" землю, указывая на близость зимних холодов, хотя точного названия праздника не сохранилось. День Покрова совпадал с окончанием полевых работ и серьезной подготовкой к зиме. Примерно с этих дней начинали топить в избах: начинали работать пряхи и ткачихи. | ||||
Имитационная игра «Превращаемся в русских богатырей и красавиц ». | Развивать у детей фантазию, умение перевоплощения, актерские способности. | С помощью средств выразительности (музыка, пластика, художественное слово) упражнять в умении перевоплощения в одного из представителей наших славянских предков. | ||||
Познавательное занятие «Кто это Мокошь и Параскева» | Развивать интерес к историческому и культурному наследию. | Главные праздники посвященные Матушке Мокоши в славянской культуре отмечались:
Связь русской культуры: древнеславянская и христианская сущности. Образ святой великомученицы Параскевии в народном сознании связался с остатками культа древней магической богини Мокоши. И Мокошь и Параскева покровительствовали браку и семье, а так же всем женским занятиям. Днем поминовения Мокоши считалась пятница. Но и после принятия Христианства пятый день недели – пятница связывался со святыми женского пола. В этот день женщинам категорически запрещалось прячь ткань, стирать, а также купаться и купать детей. Считалось , что Мокошь может сурово наказать нарушающих запреты. Наслать болезни, порвать полотно или спутать нитки на веретене.
| ||||
Тематическое занятие «Народный славянский костюм». | Продолжать знакомить детей с разнообразием одежды русского народа. | Показать разнообразие русского костюма ( повседневный, праздничный) в зависимости от принадлежности к определенному сословию. | ||||
Рисование « Узор русской народной вышивки – дева, чудо-птица» | Закреплять представление о символизме народной вышивки. | С помощью различных изобразительных средств дети передают особенности русской вышивки, стараются придумать каждый свой узор. | ||||
Разучивание песен | Рассказать о значении народной песни в жизни русского народа; развивать эмоциональную отзывчивость на музыку | Народные: хоровод «Завевайся, капустка», песня «Вейся, вейся, капустка», «Осень, осень, в гости просим»; «Осень, осень пришла», «У нас серпы- то золотые». | ||||
Народные игры. | Знакомить детей с народными играми, развивать творческие способности (инсценирование), учить различать средства выразительности. | «Пахари и жнецы», «Земледелец», «Огородник». | ||||
2 этап - «Жизнь - в празднике» | ||||||
1. | Рассматривание репродукций картин и определение составных частей праздника. | Формировать у детей представление о праздничной культуре славян, составных частях славянского праздника: зачин, игрища и пир. Расширять знания детей о русской национальной культуре, о праздниках и обычаях русского народа, о бытовых традициях, народной одежде. Обогащать словарь образными выражениями. | Репродукции: А.Степенов «Хоровод»; И.Прянишников «Сельский праздник»; К.Коровин «Северная идиллия»; А.Рябушкин «Втерся парень в хоровод…»; Н.Курзузова – Мирошник «К празднику»; неизвестный художник «Народное гулянье в селе», Ю. Кугач. «Накануне праздника» . | |||
Знаковое обозначение компонентов праздника | Учить детей соотносить составные компоненты праздника с определенным знаком | Знаковое обозначение детьми таких компонентов праздника, как зачин, песня, стихотворение, игры, сюрпризы, приглашение на чаепитие. Обозначения придуманные детьми: - зачин - игра - приглашение на чаепитие - песня - сюрприз - хоровод
| ||||
Моделирование с детьми сценария праздника «Осеннее Мокошье», совместное распределение ролей. | Обобщать знания детей о русской национальной культуре, о праздниках и обычаях русского народа, организовать работу направленную на формирование у детей умения моделировать праздник. | Модель праздника составленная детьми (под руководством воспитателя) | ||||
Изготовление элементов костюмов, повторение стихов и песен. | Побуждать детей к творческой деятельности связанной с подготовкой праздника. | В процессе подготовки к празднику ребенок, выбравший для себя роль и исполнение какого либо номера проявляет инициативу по изготовлению элементов костюма, инициирует повторение стихотворения, танца или песни. | ||||
3 этап - «Жизнь есть праздник» | ||||||
Модель праздника «Осеннее Мокошье» | Сценарий праздника «Осеннее Макошье». | |||||
Лада: Вот и пришла осень, золотая пора! Осень успела всю землю покрыть золотым ковром, оголить деревья и кусты, задать большую работы хлеборобам и садоводам. Перемалывается пшеница, чтобы потом мы с вами могли есть душистые, пышные пироги. Наши мамы и бабушки варят варенья, компоты, делают овощные запасы на зиму. А любители грибов сушат и солят их, собрав в лесу после дождя. Нет, что не говори, а осень – прекрасная пора! Осенью мы отмечаем замечательный праздник, какой? Дети: Осенины – Осеннее Макошье. Лада: Да действительно, это праздник богини Мокоши. Мы ведь собирались к ней в гости? Дети: Да! Лада: Давайте отправляться в путь. А погода замечательная может, песню про осень спеть? Дети : Давайте споем. Дети исполняют песню «Осень, осень пришла» Лада и дети идут под музыку и попадают на лесную поляну. Лада: Ребята, мы с вами куда-то пришли, а куда я не знаю. Может, отдохнем. Дети: Давайте отдохнем и поиграем. Проводится игра « Пахари и жнецы». Лада: Ой ребята я вижу мостик, по моему мы оказались у волшебного мостика, откуда начиналась страна Мокоши. Скорей давайте перейдем по нему. Мальчики: Хоть мы и спешим, а девочек нужно вперед пропустить, да помочь перейти по узкому мостику. Лада: Молодцы ребята. Дети и Лада переходят по мостику и к ним на встречу выходит Леший и Баба Яга. Леший: Кто это здесь шумит? Баба Яга: Кто отдыхать мешает? Лада: Извините Хранители страны Мокоши, мы не хотели вам мешать. Леший: А куда путь держите? Дети: Мы в гости к Мокоши идем. Пропустите нас пожалуйста. Баба Яга: Мы Мокошу любим, в гости к ней пропустим, но сначала отгадайте загадки. Баба Яга загадывает загадки. ( см. приложение № 2) Молодцы все загадки отгадали. Ну, что Леший пропустим? Леший: Вот уйдут сейчас и опять скучно станет. Может еще задержитесь? Лада: Ну, что делать, ребята? Дети: А давайте поводим хоровод «Завевайся, капустка». Баба Яга : Ой молодцы, я сейчас очищу вас своей волшебной метлой и каждый должен перепрыгнуть через магический костер, чтобы все хворобы сгорели в ярком пламени. Проводится очищение на Сварожьем кругу. Лада и дети: Спасибо бабушка Яга. К детям выходит Мокошь. Мокошь: Я Мокошь всесильная, Я добра и могуча, Как сестра я Перуну, Длиннорука я очень Здравствуйте, гости дорогие! Рада видеть Вас. Дети : Здравствуй Мокошь. Хозяйка, открывай двери! Лада: Вот и пришла осень , а с ней и твой праздник. Дети: Мы в гости пришли и песню в подарок принесли. Исполняют песню «Осень, осень, в гости просим». Мокошь: Спасибо, гости дорогие, проходите в дом. Дети проходят в избу (часть зала оформлена под горницу). К детям навстречу выходит Домовой и потягивается. Домовой: Мокошь, кто меня будит? Что это за шум да гам? Мокошь: Не серчай Домовой, успеешь за зиму отоспаться. Давай помогай мне гостей принимать. Домовой: Ну, что ж, хозяйка, как скажешь. Буду гостей развлекать. Вы играть любите? Дети: Конечно. Проводится игра «Земледелец». Мокошь: Молодцы ребята! А у меня уже и пироги поспели. Для того, чтобы пироги есть много потрудиться надо. Я трудолюбивых людей люблю, урожаем богатым их одариваю. Лада: Наши ребята тоже трудолюбивые. Расскажите ребята какие работы вы проводили на огороде. Дети рассказывают как они выращивали лук и картофель на огороде в детском саду. Мокошь: Какие молодцы! А пшеницу, рожь вы выращивали. Дети: Мы не выращивали пшеницу, для того чтобы печь пироги, но мы знаем пню про эту работу. Когда мы вырастим может быть кто то из нас и станет хлеборобом. Дети исполняют песню «У нас серпы – то золотые». Мокошь: Проходите к столу гости дорогие, самовар уж зовет. Дети проходят к столу, угощаются пирогом и чаем. Мокошь рассказывает и показывает, как раньше пряли пряжу, а у нее пряжа получается не простая, ведь она богиня. У Макоши пряжа – это нить судьбы, которая состоит из горестей и радостей, слез и смеха, побед и поражений, ведь жизнь такая разная. В беседе за самоваром дети рассказывают о тех чувствах, которые они испытывали в начале праздника и сейчас. Лада: Спасибо, Мокошь за угощение, нам пора домой возвращаться. Дети: Спасибо, до свидания! Мокошь: До свидания, приходите еще в гости! |
ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ - Цикл «Зимние забавы»
| ||||
1 этап - «Праздник в жизни» | ||||
Формы работы | Цель | Содержание | ||
Познавательное занятие «Русские традиции колядований и щедровок». |
Развивать интерес к историческому и культурному наследию. | Коляда - солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Авсенем.Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 5-6 января.«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. День «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце, Славяне отмечают Коляду. Последний день святок по старому стилю -Щедрец, знаменит своими щедровками и праздничным пиром. Обязательно присутствие на столе свинины, которая означает плодородие. Перед пиром необходимо повеселить народ щедровками. Состав ряженых такой же, как и на Коляде. Колядовщики подходят к дому или к толпе людей и поют: Щедрый вечер! Добрый вечер! Затем колядовщики начинают «коляду томить», т.е. выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то, что-де «шли из далека», «у козы ноги болят» и т.д. Хозяева упираются, отшучиваются. Тогда ряженые приступают к пению щедровок, некоторые содержат в себе шуточные угрозы. Считается большим стыдом не одарить колядовщиков. Таким жадным хозяевам ряженые посылают «проклятьице»: «Уж дай им, Свароже, по спине и по роже. Разрази их, Перун- батюшка! Пустой им мешок, дырявый горшок!» Набрав мешок гостинцев, колядовщики расходятся, чтобы встретить Новый год в семейном кругу. | ||
Разучивание колядок и щедровок. | Учить понимать образность русской речи, ее иносказательный смысл. | Щедровочка щедровала До оконцу приподала Не лежите на печи Доставайте калачи Открывайте сундуки Доставайте пятаки. Не дадите пяточка Уведем с собой бычка. Ой, коляда, коляда, Открывай ворота, Кто подаст лепешки - Уж ты, бабушка, подай, Подавай, не ломай, Неси целый каравай. Таусень! Таусень! | ||
Беседа «Зимние забавы славян». | Закрепить представления детей о средствах выразительности (музыка, цвет, пластика, художественное слово) которые можно использовать для передачи своих чувств, переживаний. | Рассматривание картин Сурикова «Взятие снежного городка» и Б.Кустодиева «Кулачный бой на Москве - реке» сопровождается рассказом воспитателя о разнообразных зимних забавах славян (катание на салазках, катание на тройке и др.). | ||
Познавательное занятие «Русские богатыри».
| Развивать интерес к историческому и культурному наследию. | Рассматривая картину Васнецова «Три богатыря» воспитатель говорит о том, что Русь издавна славилась богатырями. Богатыри защищали землю русскую не только от разных завоевателей, но и сказочных персонажей : Змея Горыныча, Соловья-Разбойника, Тугарина Змеевича. Оружием богатырей были: палица, булава, топор, дубина, меч-кладинец. До наших дней дошли былины о подвигах богатырей и их жизни. Илья Муромец был родом из села Карачарова, что под Муромом. От рождения и до тридцати лет он «сиднем сидел», не мог ходить. Его чудесным образом исцеляют странники. Они дают ему выпить живой воды 3 братины. После второй братиныего сила годится для выполнения крестьянских работ, а после третьей – он готов выступить защитником всей Руси. Так в два этапа происходит рождение богатыря. Илья Муромец изображался седобородым старцем, восседавшем на белом коне. Он мудр, многоопытен, справедлив и терпелив. День Ильи Муромца отмечается 1 января. Обретение Добрыней Никитичем богатырской силы описывается в мифологической традиции. Ему с детства не давали просыпать утренней зари, заставляли кататься по росе, чтобы сделаться крепким и сильным. Шести лет он мог выдергивать дубы с корнями. Добрыня Никитич является средним из богатырей. Мифические черты Алеши Поповича проявляются в момент рождения гремит гром, которым верховный бог как бы благославляет его рождение. С первого дня жизни Алеша Попович обладает чудесными свойствами, что характерно для героев мифов. Алеша Попович просит у матери не пеленать его пелены, а надеть кольчугу и пустить погулять по белу свету, так как он уже может сидеть на коне, владеть копьем и саблей. Алеша Попович является младшим в богатырской троице вместе с Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем. | ||
Беседа «Вооружение славян». | Показать преемственность в отношении к Родине славян и современных солдат. Воспитание патриотических чувств, уважение с воинам-защитникам. | Детей знакомят с тем, какое было вооружение у русской дружины, которая защищала города от врагов. Основным оружием были копье, лук со стрелами , меч, топор. Важной частью вооружения был щит. Их делали из дерева, камыша, кожи, железа. Помимо боевых качеств , высоко ценилось художественное исполнение. Русские ремесленники создавали великолепные, богато украшенные чеканкой , золочением и драгоценными камнями образцы парадного оружия. Кроме того, воины надевали металлическую пластинчатую кольчугу, которая защищала тело от ударов оружия. Голову защищал металлический шлем, под который надевалась шапка. Также надевались наколенники, наручи и нагрудные бляхи, которые тоже защищали воинов от вдарой оружия. Дошкольники сравнивают вооружение славян и современной армии. | ||
Дидактическая игра «Из прошлого в будущее» | Упражнять детей в выстраивании логических связей, в частности развития вооружения. | Детям предлагаются изображения вооружения славян и современной армии, дети объясняют, чем они между собой похожи ( внешний вид, использование, действие). | ||
Тематическое занятие «Девичьи посиделки» | Познакомить детей с таким тем. Как проводились посиделки на Руси. | Рассказать детям о том в какое время года девушки собирались на посиделки, чем на них занимались. Довести до понимания, что посиделки для славян были не развлечением, а временем выполнения таких ручных работ, как вышивание, вязание, прядение пряжи. | ||
Познавательное занятие «Сретенье на Руси». | Развивать интерес к историческому и культурному наследию. | Воспитатель рассказывает о том, что сретение служит границею между зимой и весною, отчего и самое название праздника. Сретения в простонародье объясняют встреч зимы с весною: на Сретение зима весною встретилась, в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила. В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды в праздник Сретения сельские жители судят наступающих весне и лете, особе о погоде, урожае. О весне судили так: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна». Ежели на Сретенье установится оттепель - весна ранняя теплая, коли холода завернут - весна холодная; выпавший в этот день снег - к затяжной и дождливой весне. Если на Сретенье снег через дорогу несет, - весна поздняя и холодная. Именно на этот день говаривали солнце на лето - зима на мороз, еще: будет снежок - весной дрожжок. Коли метель дорогу переметает - весна поздняя да холодная; ежели тепло - ранняя теплая. «На Сретение утром сне урожай ранних хлебов; если в полдень - средних; если к вечер; поздних». - «На Сретение капель - урожай пшеницы». От имени праздника Сретения в нашем простонародье последние зимние морозы и первые весенние оттепели называются Сретенскими. В этот день в деревнях раньше проводили гулянья. В день Сретения наши древние предки поклонялись Солнцу: жрецы Солнца совершали обряды встречи и приветствия светила, призывали тепло. А когда Солнце оказывалось в зените, сжигали куклу, сделанную соломы - так называемую, Ерзовку. Считалось, что своим горением Ерзовка уничтожает холод, приносит теплое лето и хороший урожай. На Сретенье пекут блины, круглые, золотистые - они символизировали Солнце. Этим призывали его возвращение. Скучать в Сретение нельзя - бог Любви не приемлет грусти, а на радостную встречу отвечает радостью. | ||
Составление четверостиший «Хорошо на Руси». | Учить передавать свои чувства с помощью художественного слова, упражнять детей в подборе рифмы. | Воспитатель предлагает предложение , а дети находят рифму для следующего предложения. | ||
Составление сказки «Лучик Солнца на Земле». | Учить детей передавать характерные изменения в природе и иносказательной форме. | Детям предлагается представить, что луч Солнца спустился на Землю, что бы он смог сделать? Из всех вариантов воспитатель складывает сказку вместе с детьми. | ||
Разучивание закличек. | Учить понимать образность русской речи. | Весна, Весна – красная (идут по кругу) Приди, Весна с радостью С великой милостью: со льном высоким (поднимают руки) С корнем глубоким, (приседают) с дождями сильными (сужают круг) с хлебами обильными (расширяют круг широко разводя руки) | ||
Разучивание песен | Рассказать о значении народной песни в жизни русского народа; развивать эмоциональную отзывчивость на музыку | Народные: хоровод «Уж ты, прялица», песня «Дуня - тонкопряха», «Как на тоненький ледок», «Вдоль по улице молодчик идет»; Рождественские песни «Все идут, спешат на праздник», «Ангелы в небе» | ||
Народные игры. | Знакомить детей с народными играми, развивать творческие способности (инсценирование), учить различать средства выразительности. | «К нам коза пришла», «Гори, гори ясно». | ||
2 этап - «Жизнь - в празднике» | ||||
1. | Рассматривание репродукций картин и моделирование праздника. | Формировать у детей представление об отличиях в праздниках. Расширять знания детей о русской национальной культуре, о праздниках и обычаях русского народа, о бытовых традициях, о переодеваниях в праздничной культуре. Обогащать словарь образными выражениями. | Репродукции: Ю. Сергеев «Ночное гадание. Святки»; Б.Кустодиев «Кулачный бой на Москва - реке»; К.Трутовский «Колядки в Малороссии»; Н.Пиманенко «Колядки». | |
2. | Знаковое обозначение компонентов праздника | Продолжать учить детей соотносить составные компоненты праздника с определенным знаком. | Знаковое обозначение детьми таких компонентов праздника, как зачин, песня, стихотворение, игры, сюрпризы, приглашение на чаепитие. Новые знаки обозначающий колядки и щедровки -
народные приметы- заклички –
| |
3. | Моделирование с детьми сценария праздника «Зимние забавы», совместное распределение ролей. | Обобщать знания детей о русской национальной культуре, о праздниках и обычаях русского народа. Обучать детей умению моделирования праздника, определять последовательности составных частей праздника. | Модель праздника составленная детьми (под руководством воспитателя) | |
3 этап - «Жизнь есть праздник» | ||||
Модель праздника «Зимние забавы» | Сценарий праздника «Зимние забавы». | |||
1-й ребенок: Эге-гей, честной народ. Зазывала вас зовет. 2-й ребенок: Всех зовем на наши Святки! Ждут нас игры и загадки, Ждут гаданья, пляски, смех Шуток хватит здесь на всех. Выходят остальные дети. Исполняют песню «Вдоль по улице молодчик идет». Выходит Коляда. Коляда: Ну вот, гости мои дорогие, Пожилые и молодые, И собрались мы с вами для беседушки, для за-бавушки, Как когда-то наши прадедушки и прабабушки Приходили на веселые Святки, на песни, пироги да ладки. Лада: Коляда, это что такое, Святки? Коляда: Праздник этот самый длинный, Он веселый и старинный. Наши предки пили, ели, веселились две недели: От Рождества и до Крещенья, приготовив угощенье, Пели разные колядки, по дворам ходили в Святки. Наряжались и шутили. Праздник ждали и любили. Так давайте же сейчас Вспомним мы его у нас. 1 ребенок :Вышли малые ребятки В деревушке на колядки. С песней звонкой на устах Каждый с веточкой в руках. 2 ребенок: А на веточках не почки, Все бумажные цветочки. И баранки золотые, И конфетки дорогие. 1 ребенок: Так шумели, так галдели, Что метели улетели, И хлестали небо так, Что уполз за горы мрак. Коляда: Ну что ребята и девчата, выходные пощедруем хозяйкам вашего детского сада. Дети подходят гурьбой к первому ряду где сидят заведующая и методист поют. Щедровочка щедровала До оконцу приподала Не лежите на печи Доставайте калачи Открывайте сундуки Доставайте пятаки. Не дадите пяточка Уведем с собой бычка. Заведующая: Нужен нам самим бычок Вот возьмите пятачок. Лада: Ну везде побывали всем пощедровали а кто здесь живет (показывает дом) давайте постучим и позовем. Хозяюшка! (стучит, выходит Хозяйка) Хозяйка: Ой, сколько гостей у моих дверей у всех глазки блестят у всех щечки горят. Где вы бывали? Кого видали? Ребята: Мы везде побывали, всех повидали. Хозяйка: И в моем доме пощедруйте да поколядуйте. Ой, коляда, коляда, Открывай ворота, Кто подаст лепешки - Уж ты, бабушка, подай, Подавай, не ломай, Неси целый каравай. Таусень! Таусень! Хозяйка посыпает всех «конфетами» Хозяйка: Будьте здоровы, будьте богаты будьте добрыми и послушными ребята! Ребята: Коляда пришла Накануне рождества. Давайте коровку Рогатую головку, А дай бог тому, Кто в этом дому. Хозяйка: Вот вам гости дорогие Пряники да леденцы Да теплый пирог Да на маслице творог Да денежка копьем Да рублей серебром (все это она вынесла из дома и сыплет детям в мешок) Хозяюшка: В избе тепло, на дворе мороз Все звери в норы забились А у нас шум да веселье Да хоровод с песнями. Хоровод «Как на тоненький ледок» Хозяйка: Спасибо вам ряженые. А кто это у вас такой страшный, с рогами, неужели черт. Ряженые: Нет, это наша коза Нам бородой дорогу мела. Проводится игра «К нам коза пришла». Ряженные и Коляда уходят. Дети переодеваются и возвращаются. Лада: Молодцы ребята. Вспомнили мы с вами, как отмечали святки, весело было. Да ведь время не стоит на месте. Сегодня мы с вами праздник Сретенье отмечаем. Кто знает, что это за праздник такой? Дети: Сретенье – зима с весной повстречались впервой. Сретение служит границею между зимой и весною, отчего и самое название праздника. Сретение в простонародье объясняют встречею зимы с весною: на Сретение зима с весною встретилась, в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила. Лада: Да, конечно, ребята, другими словами, Коренная зима сменяется Предвесеньем. С этого времени «лиходейка лето пугает, да все равно тает». Однако зима все еще верховодит: снега полно, лед самый толстый, морозы кусаются. Все, казалось бы, потворствует холодам. Однако все, да не все. – Солнце уже другое, световой день увеличился почти на три часа. Таким образом, ночи еще за зимой, а день – за весной. Воздух наполняется веселым гомоном птиц, нагреваемый солнцем асфальт начинает парить, вот-вот забарабанят капели. Православный праздник Сретение Господне символично перекликается с праздником природного обновления. В природе – это первое появление весны, ее встреча с зимой, - встретенье. «Зима весну-красну встречает, заморозить красную хочет, а сама лиходейка от своего хотенья только потеет». По сегодняшнему дню определяли погоду до конца февраля. А вы прилеты народные знаете? Дети: Конечно знаем : Какова погода на Сретение, такова будет и весна. Ежели на Сретенье установится оттепель - весна ранняя теплая, коли холода завернут - весна холодная. Выпавший в этот день снег - к затяжной и дождливой весне. Если на Сретенье снег через дорогу несет, - весна поздняя и холодная. Коли метель дорогу переметает - весна поздняя да холодная; ежели тепло - ранняя и теплая. На Сретение утром снег - урожай ранних хлебов; если в полдень - средних; если к вечеру - поздних. На Сретение капель - урожай пшеницы. Лада: В день Сретения наши древние предки поклонялись Солнцу: жрецы Солнца совершали обряды встречи и приветствия светила, призывали тепло. А когда Солнце оказывалось в зените, сжигали куклу, сделанную из соломы – так называемую, Ерзовку. Кукла эта олицетворяла собой Дух Огня и бога Любви. Ее украшали дарами и подношениями – цветами, красивыми лентами, праздничными одеждами, и люди обращались к ней с просьбами о благополучии и процветании. Считалось, что своим горением Ерзовка уничтожает холод, приносит теплое лето и хороший урожай. Проводится игра «Гори, гори ясно». Дети: Мы с вами тоже сделали Ерзовку. Для того чтобы пришла Весна ее нужно сжечь. Лада: Что ж ребята одевайтесь и выходите на улицу. Дети одеваются, выходят на улицу, где в специально оборудованном месте сжигается Ерзовка. Лада: Вот и сгорела наша кукла. Давайте позовем Весну. Дети произносят весеннюю закличку: Весна, Весна – красная (идут по кругу) Приди, Весна с радостью С великой милостью: со льном высоким (поднимают руки) С корнем глубоким, (приседают) с дождями сильными (сужают круг) с хлебами обильными (расширяют круг широко разводя руки) Лада: Теперь Весна не заставит себя ждать, обязательно придет. А еще на Сретенье пекут блины, круглые, золотистые - они символизируют Солнце. Этим призывали его возвращение. Вот и мы с вами будем угощаться блинами и чаем. |
МАРТ,АПРЕЛЬ, МАЙ - Цикл «Весеннее Макошье»
| ||||
1 этап - «Праздник в жизни» | ||||
Формы работы | Цель | Содержание | ||
Познавательное занятие «Масленица на Руси». | Развивать интерес к историческому и культурному наследию. | Масленицу отмечают в конце зимы, празднуют неделю: 1 день – встреча Масленицы 2 день – вторник - заигрыш 3 день – среда - лакомка 4 день – разгуляй - четверг 5 – 6 день – гостевые дни 7 день – проводы зимы. В начале марта (за 50 дней до Пасхи) праздновали проводы зимы – Масленицу. Это торжество длилось целую неделю. На Масленицу пекли блины, катали зажженные колеса, жгли костры – все это символизировало солнце, набирающее силу. На Масленицу молодожены катались по селу в расписных санях их молодая и горячая любовь должна была наполнить жизненной силой всю природу. Ту же магическую цель преследовал и весь масленичный ритуал – обильные пиры, веселые игры, катание с гор. В последний день праздника устраивал проводы Масленицы – соломенной куклы в женском костюме, которую сначала величали, потом разрывали и разбрасывали по полям, чтобы урожай | ||
Беседа «Праздник «Комоединцы» у славян». | Познакомить детей со новым славянским праздником и почтительным отношением к медведю. | У славян это медвежий праздник, праздник пробуждающегося медведя ( Ком - медведь). Перед Комоедицей готовили комы - ритуальную еду из гороховой муки. Известны случаи, когда домашние лежа поворачивались с боку на бок, как бы помогая медведю подняться из берлоги. В этот же день отменно веселились и плясали, в вывороченных мехом на ружу одеждах. И это неудивительно, так как Комоединцы совпадали с Масленицей. | ||
Имитационная игра «Пробуждение Земли». | Развивать у детей фантазию, умение перевоплощения, актерские способности. | Предложить представить, что чувствует Земля, пробуждаясь от зимнего сна. | ||
Ручной труд – совместное ( дети и взрослые) изготовление куклы – Веснянка. | Развивать у детей умение воплощать задуманное в продуктивных видах деятельности. | Дети совместно со взрослыми изготавливают куклу Веснянка, символизирующую Весну. Для этого используются различные материалы и разнообразные средства художественной выразительности. | ||
Познавательное занятие « Наша Матушка – Земля». | Рассказать детям не только о богатствах нашей Земли, но и том, как она ранима. Ведь неслучайно с таким трепетом к ней относились наши предки. | 9 мая у славян отмечался праздник «Вешнее Макошье». Это день, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра – земля чествуется как «именинница». В этот день славяне праздновали именины Земли. В этот день нельзя производить никаких земляных работ, нельзя пахать, боронить и втыкать в землю колья, ведь Земля отдыхает. Особенно чтились в этот день Велес и Макошь – Земные Заступники. Предсказатели выходили в поле, ложились на траву и слушали Землю. На празднике, во вспаханную ранее борозду клали зерно и лили пиво, приговаривая, став лицом на восток: «Мать-Сыра-Земля! Обратившись к полудню, произносят: «Мать-Сыра-Земля! До наших дней сохранилось убеждение, что природа – живая, одушевленная, что Мать – Сыра – Земля дышит и чувствует. Сохранился у нас, например, строгий запрет тревожить Землю до Благовещения, плевать на неё, бить её палкой. Землею клялись, горсть родной земли брали с собой, отправляясь в дальние страны. И земля эта становилась оберегом для своих любящих, почтительных детей. Так же сохранился обычай целовать землю после далёких и тяжелых путешествий. Растительным символом Матери – Сырой – Земли на Руси являлась берёза, непременная участница всех праздников и обычаев. | ||
Сюжетная игра «Коробейники ». | Развивать у детей коммуникативные умения с помощью организации сюжета ярмарки. | Познакомить детей с тем как происходила продажа товара на ярмарках, рассказать о коробейниках на Руси. Упражнять детей в общении при покупке товара, а коробейников – расхваливать свой товар. | ||
Экскурсия в краеведческий музей « Проводы зимы в казачьей станице». | Познакомить с традициями проводов зимы на Дону. | С помощью слайдов и картин экскурсовод помогает детям почувствовать радость и веселье праздника проводов зимы у казаков. | ||
Тематическое занятие « День смеха – День Домового». | Познакомить детей со смеховой культурой русского народа, традициями празднования Дня Домового у славян | Первого апреля наши языческие предки справляли один занятный праздник. Скорее даже не праздник, а некий рубеж. Этот день считался Днем пробуждения домового. Древние славяне верили, что на зиму, он, подобно многим животным и духам, впадал в спячку и просыпался лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по дому. Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступит в свои права. А она приходила, по мнению предков совсем не в марте, а в апреле. Точнее сказать, приход весны ознаменовался днем весеннего равноденствия 22 марта и все последующие дни вплоть до 1-го апреля были днями встречи весны. Первого же числа, весна приходила окончательно и бесповоротно и главный дух-хранитель очага - домовой, должен был проснуться, чтобы навести порядок в доме. Как известно, когда мы долго спим, а потом просыпаемся по зову нашего будильника, мужа или мамы, то часто бываем, недовольны этим. Мы зеваем и ворчим, почему нас разбудили так рано. Малые дети вообще начинают капризничать. А наш домовой имеет иногда повадки ребенка, и после долго спячки просыпается тоже не очень радостный. И тут же начинает шалить, а порой и хулиганить. То остатки муки из мешков высыплет, то гривы лошадям запутает, коров перепугает, белье перепачкает. Конечно, наш далекий предок пытался умаслить недовольного домового кашкой, молочком и хлебом, но как известно, к хлебу обязательно должны прилагаться и зрелища. Такими зрелищами для проснувшегося духа становились повсеместные гуляния, шутки, смех людей в доме, которые разыгрывали друг друга весь день. К тому же, чтобы было веселее домовому, да и всем окружающим, обитатели дома надевали одежду наизнанку, подобно самому духу пращуру, который, как известно, носит свою меховую жилетку швами наружу; на ногах должны были непременно красоваться разные носки или обувь, а в разговоре все старались обмануть друг друга или пошутить, чтобы хозяин-батюшка домовой забыл, что он недавно проснулся. | ||
Познавательное занятие «Перунова и Пасхальная недели на Руси». | Развивать интерес к историческому и культурному наследию. | Празднование этой недели уходит корнями в языческие, древние времена, когда после весеннего равноденствия (22 марта) начинались обряды, посвященные приходу весны. Называлась неделя перуновой и посвящалась этому богу. Перун – бог - мироправитель, распоряжающийся природой. Облик Перуна и его оружие отождествлялись с природными явлениями: молнии- его меч и стрелы, радуга – его лук, туча его одежда или борода, кудрявые волосы на голове, ветры и бури – дыхание громовержца. После принятия христианства Перунова неделя органично вошла в годовой цикл праздников, и все обряды стали приуроченными к пасхальной неделе (что в принципе одно и тоже). С понедельника начинали убирать, чистить и мыть дома и другие помещения, подготовляя их к встрече весны (в православии Пасхи). Тогда же старались умилостивить нечистую силу, особенно домового. Под угол дома или на чердаке клали еду и приглашали домового ее отведать, произнося приговор: "Чужой домовой, ступай домой, а свой домовой за скотиной ходи, скотинку паси". Похожим образом пытались умилостивить лешего (уже в более поздние времена христиане предварительно снимали нательный крест) , затемно отправлялись в лес. Там, сев на поваленную березу или осину, клали принесенное угощение и приглашали лешего: "Царь лесной, царица лесная, возьми на доброе здоровье, дай мне на плод, на род". Затем собирали на земле муравьев и приносили их в хлев. Если Четверг приходился на морозный день, то совершали ритуал "кормления мороза": варили овсяной кисель, наливали его в миску и ставили на окно или выносили его во двор, приглашая Мороз отведать кушанье: "Мороз, мороз, не морозь наш овес, киселя поешь и нас потешь". Пасха на Руси включала в себя многие черты древнего праздника наступившей весны. Пасхальные яйца были символом возрождения жизни, поэтому часть яиц скармливали скоту, чтобы он хорошо плодился. На Пасху обязательно качались на качелях – чем выше качели взлетали, тем выше должны были вырасти колосья и травы. В этот день водили хороводы, распевая песни о любви, - это тоже некогда было магическим обрядом, обеспечивающим благополучие и плодородие. | ||
Разучивание песен | Рассказать об авторах русских народных песен; учить чувствовать плясовой характер песен, обращать внимание на средства выразительности развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Поддерживать желание детей передавать в движении характер и настроение музыки. | Народные: хоровод «Идет Матушка Весна», песня «Стало ясно солнышко припекать…», «Веснянка». |
Народные игры. | Знакомить детей с народными играми, развивать творческие способности (инсценирование), учить различать средства выразительности. | «Скворушки», «Кулик – весна», «Чувиль, виль-виль,»«Соха, борона», «Горох будем сеять!», «Сеяли девки лен». | ||
2 этап - «Жизнь - в празднике» | ||||
1. | Рассматривание репродукций картин и моделирование праздника. | Расширять знания детей о русской национальной культуре, о праздниках и обычаях русского народа, о бытовых традициях, народной одежде. Обогащать словарь образными выражениями. | Репродукции: Б.Ольшанский «Хоровод»; М.Нестерова «Весна»; М.Боскин «Хоровод», Л.Соломаткин «Масленица»,Б.Кустодиев «Масленица». | |
2. | Знаковое обозначение компонентов праздника | Совершенствовать умение детей соотносить составные компоненты праздника с определенным знаком | Знаковое обозначение детьми таких компонентов праздника, как зачин, песня, стихотворение, игры, сюрпризы, приглашение на чаепитие. Новые знаки придуманные детьми обозначающие стихотворения - | |
3. | Моделирование с детьми сценария праздника «Весеннее Макошье», совместное распределение ролей. | Учить детей самостоятельно моделировать сценарий праздника. | ||
Модель праздника «вешнее Мокошье» | 3 этап - «Жизнь есть праздник» Праздник «Вешнее Макошье». | |||
Лада: Всех разбудила матушка Весна, Проснулась даже старая сосна, Стряхнули сон задумчивые ели, И звонко птички певчие запели. 1 ребенок: А уж ясно солнышко припекло, припекло И повсюду золото разлило, разлило, Ручейки на улице всё журчат, всё журчат, Журавли курлыкают и летят, и летят… 2 ребенок: Расцвели подснежники да в леске, да в леске. Скоро всей Земелюшке быть в венке, быть в венке. Ой, солнышко-батюшка, угоди, угоди. А землица-матушка, уроди, уроди. Лада: На Руси издревле Весну-красну закличками встречали. Закличка «Чувиль, чвиль, жавороночек». Ребята, а у кого сегодня праздник? Дети: У Матушки Земли именины! Сегодня праздник Вешее Мокошье. Лада: Правильно! Собирайся, народ, поскорей в хоровод! Весну встречать, Землю Матушку – величать! Хороводы водить, ясно солнышко хвалить! Хоровод «Веснянка». Лада: У меня на ладони дышит влажный комок земли. Земля… Это истинное чудо. То единственное, что превыше всего. Земля – мать всех поколений, колыбель человечества. Земля дает нам духовные и физические силы. Послушайте, как птицы поют. Мне кажется они тоже поздравляют Землю-Матушку с праздником. Проводится игра «Идет матушка Весна». Лада: Представления о 3емле тесно связаны с понятиями рода, Родины - страны, государства. Давайте сядем в кружок по солнышку и послушаем стихотворение о нашей Родине. Дети читают стихотворение «Ромашковая Русь» М. Пляцковского Плывут туманы белые над кружевом дубрав, И кажется особенным настой медовых трав. Как сладок воздух Родины: дышу – не надышусь, А в речке отражается ромашковая Русь. Синицы рады песнями встречать восход зари восход, Горит в полнеба радуга, дивлюсь – не надивлюсь. Аукну – и откликнется Ромашкова Русь. Куда не глянешь – светится хрустальная роса, В малинниках, в орешниках – всех сказок чудеса. На эти дни дальние смотрю – не насмотрюсь, На все четыре стороны – ромашковая Русь. Лада: очень красивое стихотворение. Вам ребята понравилось? А какие чувства у вас возникли, когда вы слушали стихотворение? Ответы детей. Весной начинаются посевные работы, а в этот день что делали славяне? Дети: Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому нельзя пахать, копать, боронить в нее нельзя втыкать колья и метать ножи. Особенно чтятся во день сей Велес и Макошь – Земные Заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву – слушают Землю. Лада: Мы с вами тоже не будем сегодня трогать Землю-Матушку, а вот поиграть можно. Проводятся игры «Горох будем сеять», «сеяли девки лен». Лада: Во время весенних полевых работ дети старались, распевая специальные песенки – Дети: Конечно, ведь урожай бывает хороший, если пройдет дождь и будет тепло. Лада: Какие вы молодцы! А я для вас приготовила сюрприз. У меня есть краски, карандаши, фломастеры. Вы хотите нарисовать какая красивая Земля-Матушка? Дети : Да, эти рисунки мы разместим в холле детского сада , чтобы все видели и старались сберечь эту красоту. Лада: А после этого мы с вами попьем чайку за здоровье нашей Матушки-Земли. |
ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ - Цикл « Лето на Руси » | |||||
1 этап - «Праздник в жизни» | |||||
Формы работы | Цель | Содержание | |||
1. | Познавательное занятие «Солнечные боги славян». | Развивать интерес к историческому и культурному наследию. | Несколько столетий одним из самых почитаемых на Руси был Дажьбог (Даждьбог) – бог солнечного света, тепла, времени созревания урожая, плодородия Бог лета и счастья. Также известен как - Щедрый бог. Символ - Солнечный диск. Даждьбог располагается в золотом дворце на земле вечного лета. Сидя на троне из золота и пурпура, он не боится теней, холода или несчастья. При ежедневном появлении, Даждьбог очень похож на красивого молодого князя с серебряной бородой и золотыми усами. По мере того, как день развивается, он постепенно старится, но каждое утро снова омолаживается. Даждьбог летает по небу в отделанной алмазами золотой колеснице, которую тянут дюжина белых лошадей с золотыми гривами, дышащими огнем. Даждьбогу прислуживают четыре девы исключительной красоты. Зоря Утренняя открывает дворцовые ворота утром. Зоря Вечерняя закрывает их вечером. Вечерняя Звезда и Звезда Денница, Утренняя Звезда, стерегут чудных лошадей Даждьбога. Дажьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила. Богом Солнца был Хорс. Хорс, чьё имя означает «солнце», «круг», воплощал в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее божество, не имевшее человеческого облика и представлявшееся просто золотым диском. С культом Хорса были связаны ритуальный весенний танец – хоровод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажжённые колеса, также символизировавшие светило. | ||
Экскурсия в дендропарк «Чем пахнет Лето». | Воспитывать наблюдательность, развивать воображение. | Отметить запахи летних цветов. Предложить детям представить себя что чувствуют деревья, постараться передать переживания в движениях, мимике, жестах. Отметить характерные летние приметы. | |||
Рассказ воспитателя праздник «Купала». | Познакомить детей с обрядом празднования Ивана Купала.
| Многие поверья и ритуалы, связанные с ним, оказались потом приуроченными ко дню Ивана Купалы (7 июня). Крестьяне верили, что в ночь на Ивана Купалу деревья и животные разговаривают, травы наполняются особой живительной силой, поэтому знахари торопились их собирать. В самую короткую ночь в году совершается великое чудо – огненным цветом расцветает папоротник, и если человек сумеет сорвать этот цветок, то найдет клад. Как и другие праздники, посвященные солнцу, на Ивана Купалу катали горящие колоса. В этот день избавлялись от всякой скверны. Жгли сорочки больных детей, чтобы уничтожить болезнь, умывались росой, чтобы хворь не приставала, разжигали костры и прыгали через них, чтобы священный огонь очистил человека от всякой порчи. Девушки в купальную ночь гадали о суженом: плели венки, ставили в них несколько зажженных свечей и пускали по воде – по народному поверью, в середине венка должно привидеться лицо жениха. | |||
Рассматривание книг о народных промыслах. | Закрепить знания детей о различных рукоделиях славян и способах их выполнения, а ток же материалах необходимых для работы. Воспитывать интерес к предметам народного искусства, к мастерам народного творчества. | Детям предлагается книга – альбом Марии Некрасовой «Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности» | |||
Изготовление поделок из природного материала. | Совершенствовать умения мастерить игрушки из различного природного и дополнительного материала, развивать познавательный интерес. Упражнять детей в умении анализировать ход работы, согласовывать его с другими детьми. | Детям предлагается представить себя в мастерской природы и попробовать создать своими руками разные поделки. Природный и дополнительный материал предложенный для работы: ракушки, шишки, желуди, солому, семена цветов, клей, лак, пластилин и др. | |||
Рассказ воспитателя «Спас на Руси ». | Развивать интерес к историческому и культурному наследию. | Первый Спас в народе называют медовым или мокрым. Название «медовый» объясняется тем, что с этого дня традиционно начинался интенсивный сбор меда. Проводили подготовку е зимним сельскохозяйственным работам: сеяли озимые. Первую пригоршню зерна по обычаю бросал старший член семьи. К этому его приглашали особым приговором: "Посей, дедушка, первую горсточку на твое стариковские счастье". Второй спас называют яблочным, поскольку с середины августа начинается сбор яблок и овощей, в то время как до этого дня есть садовые яблоки запрещалось. В день второго Спаса, совершался и особый ритуал благословления плодов. На столы раскладывали только что собранные горох, огурцы, репу, яблоки и после принесения молитвы благодарности Матери земле, волхв благословлял плоды. Хозяева жертвовали в пользу нищих "начатки", небольшие порции каждого из собранных ими плодов. Отсюда возникла поговорка: "На Второй Спас и нищий яблочко съест". Уборка урожая сопровождалась приговорами: "Вовремя собрать - вовремя убрать", "После Второго Спаса дождь - хлебогной! Праздник завершался гулянием в поле с песнями, в которых приветствовали наступающую осень. Не случайно день второго Спаса называли "осенинами": "Со Спасо - Преображения - погода преображается!" "Пришел второй Спас - бери рукавицы про запас!". В земледельческом календаре третий Спас называли хлебным, поскольку в этот день впервые пекли пироги из хлеба нового урожая. В местах больших ярмарок со дня третьего Спаса начинался полотняный торг, продажа полотна и холстов. С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов. Но в большинстве мест России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних ролевых работ до наступления дождей. Считалось, что "если журавль отлетит к Третьему Спасу, то на Покров будет морозно". | |||
Разучивание песен | Рассказать о значении народной песни в жизни русского народа; развивать эмоциональную отзывчивость на музыку | Народные: хоровод «Ой, вставала я ранешенько», песня «Лен зеленой», «Лук полоть»; «Ах вы, сени», «Во поле береза стояла». | |||
Народные игры. | Знакомить детей с народными играми, развивать творческие способности (инсценирование), учить различать средства выразительности. | «Сидит Дрема», «Лен зеленый», «Маки, маковочки». | |||
2 этап - «Жизнь - в празднике» | |||||
1. | Рассматривание репродукций картин и моделирование праздника. | Расширять знания детей о русской национальной культуре, о праздниках и обычаях русского народа, о бытовых традициях, народной одежде. Обогащать словарь образными выражениями. | Репродукции: П.Суходольский «Троицын день»,Б.Кустодиев «Троицын день»; М.Боскин «Хоровод»; И.Соколов «Ночь на Ивана Купалу»; Г.Семирадский «Ночь на кануне Ивана Купалы»; К.Лебедев «Ночь на Ивана Купалу». | ||
2. | Знаковое обозначение компонентов праздника | Учить детей соотносить составные компоненты праздника с определенным знаком | Знаковое обозначение детьми таких компонентов праздника,как зачин, песня, стихотворение, игры, сюрпризы, приглашение на чаепитие. Дети придумали новое обозначение- это обозначение костра, через который прыгали на Ивана Купалу. | ||
3. | Моделирование с детьми сценария праздника «Лето на Руси», совместное распределение ролей. | Закреплять умения детей в моделировании сценария праздника. Развивать коммуникативные умения, активность и творческие способности. | |||
3 этап - «Жизнь есть праздник» | |||||
Модель праздника «Лето на Руси» | Сценарий праздника «Лето на Руси» Праздник проводится на улице, в уголке леса. Реб. Мы встречаем праздник лета, праздник солнца, праздник света. Солнце, солнце, жарче грей, будет праздник веселей. Реб. Мы лета ждали долго, казалось – целый год! Все ждали, все считали когда ж оно придет. Реб. Очень добрым, очень светлым, золотистым ясным днем Все идем мы в гости к лету, В гости к солнышку идем. Реб. Ярко солнце светит, в воздухе тепло И, куда ни взглянешь, все кругом светло! Лада: Здравствуйте ребята! Наступило лето – самая чудесная пора года. Деревья и земля оделись в зелень, расцвели сады, сияет солнце, поют птицы. В самом начале июля отмечается праздник Ивана Купалы. В этот день проводятся необычные обряды, связанные с водой, травами и огнем. Считалось, что вода в реках и озерах обретает в Купальскую ночь целебную силу. В эту ночь всякого встречного обливали водой. Считалось, что в этот день из воды прогоняются злые духи. Купаться можно и поутру в росе, выступившей на траве. В день Ивана Купалы роса целебна, трава лечебна, вода исцеляющая и огонь очистительный. Лада: Молодцы, ребята! Давайте позовем к нам в гости бога солнца -Хорса. Пусть оно поиграет с нами. Скажем дружно: «Солнышко, покажись! Красивое, появись!» Дети повторяют Входит Хорс. Хорс: Кто меня звал – зазывал? Лада: Это мы тебя звали – зазывали
Хорс: Вам дарю свое тепло, Чтобы все кругом цвело! Чтоб звенел веселый смех, Детвора не плакала – Светит солнышко для всех, Светит одинаково. День откроет на заре Золотым ключиком Чтоб досталось на земле Каждому по лучику. Лада: Спасибо, Солнышко! В жаркий день, и спозаранку Приглашаю на цветочную полянку. Ребята, какие лесные, луговые и полевые цветы вы знаете? Дети отвечают. Девочки – цветы сидят на «полянке». Хорс обращается то к одному, то к другому. Хорс: Зажужжат вокруг стрекозы, улыбнутся маки, розы, И оденется тюльпан в самый яркий сарафан. Одуванчик: Носит одуванчик желтый сарафанчик, Подрастет – нарядится в беленькое платьице Легкое, воздушное, ветерку послушное. Гвоздика: Гвоздика полевая, маленький цветок, Среди ромашек белых горит, как огонек Горит она, не гаснет подсолнечным лучом, И ветер ей не страшен, и дождик нипочем. Незабудка: Незабудки вспыхнули на траве густой Будто с неба брызнули голубой росой. Ромашка: Мы – ромашки, мы ромашки, Словно белые рубашки, На полянке луговой Потанцуем танец свой. Фиалка: Я синие глазки сейчас лишь открыла И свежей росою листочки умыла Что, нынче здесь праздник? Пришли сюда дети? Давайте же танцем веселым их встретим Цветы: Солнце нас обогрело лучом Мы – цветы, хоровод заведем. Будем с солнышком вместе плясать, Лето красное дружно встречать. Игра «Маки, маковички» Лада: Летом празднуется веселый праздник Иван Купала. Другие названия дня Ивана Купалы - Иван Травник или Иван – Цветной. Считалось, что травы к этому времени набирают высшую целебную и чудодейственную силу.. Все плетут венки из цветов и трав, заготавливают целебные травы на предстоящую зиму. В старину говорили «Иванов день пришел – траву собирать пошел». Ребята, ведь у нас тоже есть полянка лекарственных растений, пойдем травы собирать. Все отправляются на полянку лекарственных растений, собирают мяту, шалфей, цикорий. Лада: День Купала считался своеобразным рубежом и по отношению к сбору ягод. Считалось , что до этого праздника женщины не должны были есть ягоды. Ребята, какие ягоды зреют летом? Ответ детей. Хоровод «Ой, вставала я ранешенько» Реб. Вот и лето подоспело Земляника покраснела Повернется к солнцу боком Вся зальется алым соком. Реб. В поле красная гвоздика Красный клевер – погляди – ка… Видно люди не напрасно называют лето красным Реб. Нам дарит лес прохладу в полдневный летний зной И бусы алых ягод на просеке лесной. Лада: Дорогой Хорс, дети выучили песню «Лен зеленой» Хорс:Молодцы, ребята, много стихов и песен знаете, традиции и обряды старинные не забываете. Еще на Купалу разжигали костры и прыгали попарно. От высоты прыжка зависела высота будущих хлебов и счастье того кто прыгал. Лада: Ребята, а вы хотите через костер попрыгать? Вот только, чтобы не обжечься мы сделаем маленький костер. Лада, Ярило и дети сооружают костер и весело прыгают через него. Хорс: Я к вам не с пустыми руками в гости пришел. Вот вам ягоды да мед пчелиный к травяному чаю, угощайтесь. Все идут пить чай. Ярило и Лада: Ну что ж ребята нам пора прощаться, до свидания! | ||||
Л И Т Е Р А Т У Р А
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. Педагогика, 1995,№4 с.29.
- Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное
- образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. – М.: Изд-во ООО «Педагогика», 2006. – 464 с.
- Борисенков В.П., Краевский В.В., Кутьев В.О., Турбовский Я.С. Философия
- образования. Педагогика,1995, № 4 с.3
- Будякова Т.П. Развитие знаково – символической деятельности в
- дошкольном возрасте. Автореф. дисс…. канд. психол. наук. М., 1989. – 16с.
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М., 1993. - 336с.
- Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.:
- Просвещение, 1993. – 128с.
- Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. – 440с.
- Куликова Т.В. Феномен понимания в контексте целостного отношения
- «человек – мир»: Дис. …канд.филос.наук. – М., 1995. – 121с.
- Куликовская И.Э. Образы русской народной культуры как средство
- развития мировидения дошкольников. – Ростов н/Д: Изд - во РГПУ, 2003.
- Куликовская И.Э. Теория и практика развития мировидения у детей в
- дошкольном учреждении: Монография. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2002.
- Куликовская И.Э. Технология интегрированного праздника. – Ростов н/Д:
- Изд-во «Учитель», 2003. – 128с.
- Культурология. Под ред. Драча Г.В. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования). Автореф. дис. в форме науч. докл. ... д-ра психол. наук. М., 1994.
- Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1995. – 272с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творчески одаренной и социально-активной личности подростка посредством реализации программ воспитательного пространства «Клуб общения», «Пресс-центр», «ПоЛаР»
С целью организации постоянного и действенного органа по развитию самоуправления в гимназии была предпринята попытка выявить круг интересов подростков в сфере воспитания и досуга. Для решения поставле...
Роль воспитательного пространства в развитии ученика в условиях взаимодействия ученика и школы
Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития....
Создание воспитательного пространства в рамках творческого развития детей (из опыта работы)
Ключевые слова: воспитание, воспитательная система, единое воспитательное пространство...
«Развитие творческих способностей учащихся в воспитательном пространстве школы через журналистскую деятельность»
Выступление на конференции...
2016 Областной семинар-практикум «Развитие личности ребёнка в этнокультурном пространстве».
30 мая 2016 г. на базе МБУДО "Дом детского творчества г. Льгова" проходил областной семинар-практикум "Развитие личности ребёнка в этнокультурном пространстве". Прграм...
Урок письма и развития речи. Тема: "Развитие речи. «Открытка - поздравление к празднику - День Матери». 6 класс. (Ребёнок с ОВЗ )
Конспект интегрированного урока«Письма, развития речи» и « изобразительного искусства» в 6 классе для ...
"Деятельность детских объединений в воспитательном пространстве современной школы как способ самореализации и социализации ребёнка"
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ...