Профессиональное портфолио студента СПО
статья на тему
Одним из основополагающих компонентов повышения эффективности учебного процесса является мотивация обучаемого к познавательной деятельности и личным достижениям. Студент должен понимать, для чего ему нужны те или иные знания и навыки, как его личные достижения отразятся на последующей жизни, профессиональной деятельности, трудоустройстве, карьере.
Эффективным способом мотивации студентов к личностно–ориентированному образованию является создание с начальных курсов профессионального портфолио, как совокупность учебных достижений, которое позволит будущему специалисту выстроить генеральную линию своей карьеры и удостоверяет фактические достижения его владельца и выступает как доказательное средство. Особенно важно это для студентов технических специальностей.
Портфолио является новым оценочным средством в профессиональном образовании. Оно означает упорядоченную совокупность работ студентов, собранных под руководством преподавателя для того, чтобы отметить их профессиональный и личностный рост, а также успех в процессе обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fedchenko_o.a._portfolio_studentov.docx | 39.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональное портфолио студента СПО
Федченко О.А.,
СПб ГБОУ СПО «Петровский колледж»
Одним из основополагающих компонентов повышения эффективности учебного процесса является мотивация обучаемого к познавательной деятельности и личным достижениям. Студент должен понимать, для чего ему нужны те или иные знания и навыки, как его личные достижения отразятся на последующей жизни, профессиональной деятельности, трудоустройстве, карьере.
Эффективным способом мотивации студентов к личностно–ориентированному образованию является создание с начальных курсов профессионального портфолио, как совокупность учебных достижений, которое позволит будущему специалисту выстроить генеральную линию своей карьеры и удостоверяет фактические достижения его владельца и выступает как доказательное средство. Особенно важно это для студентов технических специальностей.
Портфолио является новым оценочным средством в профессиональном образовании. Оно означает упорядоченную совокупность работ студентов, собранных под руководством преподавателя для того, чтобы отметить их профессиональный и личностный рост, а также успех в процессе обучения.[1]
Портфолио является не только современной эффективной формой самооценивания результатов образовательной деятельности студента, но и способствует:
-мотивации к образовательным достижениям;
-приобретению опыта к деловой конкуренции;
-обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных компетентностей;
-выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей;
-повышению конкурентоспособности будущего специалиста.
Следует отметить, что и преподаватель, и студент должны видеть в портфолио инструмент, который демонстрирует и оценивает профессиональный и личностный рост студентов в процессе обучения. Портфолио нужно рассматривать не как конечный продукт, а как процесс оценивания.
Портфолио студентов может представлять собой папку, в которой хранится определённый объем информационного материала, и которая служит для того, чтобы в любой момент студенты и преподаватель могли использовать имеющиеся информационные носители.
Портфолио может содержать следующие разделы:
Титульный лист :
– полное название образовательного учреждения;
– фамилия, имя, отчество обучающегося;
– номер группы;
– профессия/специальность;
– мастер п/о (классный руководитель)
Раздел 1. «Портфолио документов»:
1.1. Документы, подтверждающие образовательные результаты (копия зачетной книжки, копия ведомости промежуточной аттестации, копия приказа о получении именной стипендии).
1.2. Документы, подтверждающие освоение профессиональных модулей (отчет о прохождении производственной практики, свидетельства, подтверждающие уровень квалификации).
1.3. Документы, подтверждающие получение дополнительного образования (свидетельства, сертификаты, удостоверения).
1.4. Документы, подтверждающие участие в общественной жизни колледжа, органов студенческого самоуправления (копии отчетов, протоколов заседаний).
1.5. Документы, подтверждающие результаты участия в научно-практических конференциях, олимпиадах различного уровня.
1.6. Документы, подтверждающие результаты участия в творческих мероприятиях различного уровня.
1.7. Документы, подтверждающие спортивные и художественные достижения.
1.8. Документы, подтверждающие участие в военно-патриотических мероприятиях (для юношей).
Раздел 2 .«Портфолио работ»:
2.1. Практические работы (фото-, видеоматериалы, подтверждающие изготовление изделий, деталей, узлов).
2.2. Внеаудиторная самостоятельная работа (мини-проекты, рефераты, расчетно-графические работы, опорные конспекты и др.).
2.3. Проектные и исследовательские работы (список работ, в которых обучающийся принимал участие, с указанием конкретных функций и роли).
2.4. Работы по техническому творчеству.
2.5. Публикации в журналах, сборниках и т.д.
Раздел 3.«Портфолио отзывов»:
3.1. Отзыв преподавателя (мастера производственного обучения) о результатах прохождения учебной практики.
3.2. Заключение о качестве работ, в которых принимал личное участие обучающийся (коллективный проект и т.д.).
3.3. Отзыв работодателя о результатах прохождения производственной практики (характеристика).
3.4. Рецензии на выполненные курсовые и выпускные квалификационные работы.
Раздел 4. Рефлексивное портфолио:
4.1. Материалы анкетирования.
4.2. Резюме.
4.3. Эссе «Ступени моей карьеры»:
– оценка/самооценка достижения целей;
– оценка ресурсов;
– оценка готовности к профессиональной карьере;
– образовательные планы;
– профессиональные планы;
– позиция в жизни;
– ожидания от обучения в колледже.
Портфолио можно составлять как в электронном виде, так и на бумажных носителях.
При оформлении портфолио необходимо соблюдать следующие требования:
– оформлять на компьютере отдельными листами (в пределах одного бланка или листа, таблицы;
– предоставлять достоверную информацию;
– располагать материалы в портфолио в соответствии с принятой в ГБОУ СПО Петровский колледж структурой портфолио.
Особого внимания требует механизм оценки портфолио, который может быть реализован следующим образом:
- оцениваются только процесс и характер работы над портфолио;
- оцениваются по заданным критериям только отдельные части портфолио (например, обязательные рубрики);
- оцениваются все рубрики, общая оценка выводится как среднее арифметическое;
- оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям;
- оценивается не только сам портфолио, но и качество его презентации.
Оценивание портфолио может быть как качественным, так и количественным, проводиться оно должно коллегиально. При оценивании портфолио происходит смещение акцента оценивания с того, что студент не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет делать лучше всего. Более того, в данном методе происходит интеграция количественной и качественной оценки, и, наконец, перенос нагрузки с оценки на самооценку, самоанализ результатов обучения. Результаты, отраженные в портфолио студента, наряду с традиционными показателями результативности образовательного процесса позволяют судить о качестве подготовки выпускника к успешной профессиональной деятельности. Критерии оценивания, как правило, определяются совместно со студентами, но могут быть предложены преподавателем. Набор критериев зависит от особенностей дисциплины, целей ее освоения, условий обучения и т. д.
Таким образом, процесс создания портфолио не только демонстрирует усилия студента и его прогресс или достижения в конкретном виде деятельности, но и помогает будущему специалисту в развитии способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать свои умения. Эта форма работы помогает решать важные педагогические задачи, такие как поддержание мотивации к обучению, стремление к высокому уровню знаний в области изучаемой дисциплины, повышение способности студентов к самооценке результатов обучения, развитие рефлексивных и оценочных навыков.
Тема создания портфолио студентов актуальна среди преподавателей СПб ГБОУ СПО «Петровский колледж». На заседаниях предметно-цикловых комиссий прошли круглые столы, в результате которых в колледже разработано и утверждено положение о портфолио студента. Преподаватели и студенты колледжа активно начали работу по созданию портфолио.
1. Битер, О.А. Электронное портфолио студента как показатель качества обученности. /Методист. – 2010.- № 1. С. 47 – 48.
2. Купцова Л.И. Портфолио как способ формирования профессиональных компетенций /Л.И. Купцова, Н.В. Мартынова, О.П. Томилина //Специалист – 2010. - № 3. С.- 18.
3. Переверзев, В.Ю. Электронное портфолио студента как инновационное оценочное средство /Ю.В. Переверзев, С.А. Синельников // СПО. – 2008.- №1. С. 71-73.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
портфолио студента
Сами создаем портфолио для студента. Работа очень нравится....
портфолио студента
Сами создаем портфолио для студента. Работа очень нравится....
Портфолио студента
Презентация содержит информацию о возможном содержании Портфолио студента колледжа....
Презентация "Портфолио студента"
В данной работе рассмотрены вопросы оформления портфолио студента. По новым ФГОС портфолио рассматривается как квалификационный экзамен....
положение о портфолио студента
положение о портфолио студента, макет портфолио...
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО участника регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России»
Представление профессиональных и личностных достижений учителя-логопеда ДОУ...