План-конспект по теме "Действие – основа сценического искусства" с использованием проблемного обучения
план-конспект занятия по теме

Кудриков Михаил Анатольевич

 

Мероприятие проведено Кудриковым М.А. – педагогом-организатором ГБОУ ЦЛПДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

по теме "Действие – основа сценического искусства"

с использованием проблемного обучения

Дата, время и место проведения: 20.03.2013г., ГБОУ ЦЛПДО

Возраст учащихся: 8-12 лет.

Ф.И.О. полностью: педагог – организатор    Кудриков Михаил Анатольевич.

Раздел программы: Действие – основа сценического искусства.

Тема учебного занятия: Движение – элемент действия. Условный характер классификации действия: мимические, словесные, внутренние и внешние психические действия.

Цель занятия: Познакомить учащихся с условным характером классификации действия и совместно с детьми найти ответ на вопрос: чем отличается действие от движения.

Задачи:

Обучающие задачи:

Обобщить и систематизировать представление понятия “действие”.

Уточнить основные понятия: мимика, жест, интонация через упражнения и игры, выявить знания детьми терминов, относящихся к театральному искусству через песню А. Макаревича “Посвящение Театру”.

Знакомство с новой театральной игрой “Оркестр”.

Развивающие задачи:

Развивать познавательно-поисковый интерес, кругозор учащихся.

Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике через упражнения“Передай маску”, “Страна эмоций”.

Развитие психических процессов: памяти, внимания через театральную игру “Оркестр”.

Воспитывающие задачи:

Воспитание навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры.

Средства обучения:

Визуальные: рисунки, реквизит, костюмы, раздаточный материал.

Аудиальные: СД – проигрыватель, ноутбук.

Методика и приемы обучения: проблемное обучение, творческое.

Методы обучения:

при изучении нового материала: объяснение, показ, частично-поисковый метод;

при закреплении изученного материала: беседа, упражнение, игры.

Приемы: обобщение и систематизация знаний через игры, просмотр отрывка инсценировки.

Создание интереса к предлагаемой проблеме поиска ответа через комплекс упражнений, разыскивание ответов в окружающем пространстве.

Выявление знаний терминов театра детьми через прослушивание песни.

Прогнозируемые результаты:

Дети аргументировано доказывают отличие между действием и движением, показывают знания по терминологии театра, умение работать в коллективе.

Перед занятием в импровизированном зрительном зале садятся ученики, обучающихся на уроках театра. Они приглашены с целью получить практические навыки по пройденной теме “зрительская культура”, а так же иметь представление о том, чем занимаются их одноклассники и дети с параллельных классов в студии сценического искусства.

Ход занятия

1. Организационный момент: проводится с целью включить воспитанников в познавательную деятельность и настроить на восприятие материала:

учащиеся входят в музыкальный зал и становятся в круг;

приветствие;

позитивный визуальный контакт с каждым воспитанником;

выяснение отсутствующих на занятии;

объявление темы занятия: Действие и движение.

2. Вступительная часть.

Педагог: На предыдущих занятиях мы говорили с вами о том, что человек всегда действует. В действии объединяются в одно непрерывное целое мысль, чувство, воображение и физическое (телесное, внешнее) поведение актера-образа. А между тем в этюдах мы часто заменяем действие простыми движениями, изображениями. Например: если надо показать радость мы просто пользуемся маской- мимикой или позой. Вот и сегодня мы начнем с вами занятие с простого движения: передачи хлопков по кругу. Ребята, а вы заметили, что я начала занятие со слова действие, а предложила выполнить движение. Значит, есть какая-то разница между этими понятиями. Хотите узнать, чем движение отличается от действия? Давайте вместе справимся с этой не трудной задачей. Будем помогать друг другу, договорились?

3. Основная часть.

Итак, упражнение “Хлопки”. Стараемся передавать хлопок ритмично без задержек и без опережения.

Упражнение “Передай хлопок”

Хорошо, а теперь давайте попробуем передать маску или мимику, изображающую радость, огорчение, обиду, горе, удивление.

Упражнение “Передай маску”

Отлично. И теперь представим себе. Что мы отправляемся в дальний поход, к примеру, в страну Масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а буду вам называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию. Например: Грусть через руки или гордость через спину. Радость через лицо. Страх через руки. Радость через руки. Страх через ноги. Радость через ноги. Удивление через руки. Удивление через лицо. Задумчивость через лицо. Ирония через лицо. Задумчивость через руки, спину. Агрессия через руки, лицо

Спасибо. Молодцы. Итак, ребята, мы выполняли различные движения через  (ответы детей) жесты и мимику. А теперь посмотрите вперед. Что мы видим? Нет. Это не стулья. Это – различные сказочные вещи, предметы. Вот я вижу замечательную волшебную книгу. Мне так хочется ее прочить. И я первая иду за ней. И вы тоже поочереди подходите к этим волшебным предметам, и берите их и относите на сцену – витрину. Обратите внимание на слово по очереди, не договариваясь, по одному. Вперед.

Дети располагаются на импровизированной сцене так, чтобы каждого было видно.

Давайте встанем за стульями. А теперь сядем. Совершено простое движение. Итак, все что мы до этого выполняли, называется движение. Встаньте еще раз за стульями. Давайте представим себе, что это не стул. А трон, пенек, кресло, пригорок, обрыв и т.д. Каждый себе представил некую возвышенность, на которую он или она зачем-то сядет. Представим – это трон и мы садимся на него, чтобы подписать важный указ. Спасибо. Это пенек и мы сильно устали. Это космический корабль и мы садимся, в кресло, чтобы узнать, как оно функционирует.

Для чего мы сели на пенек? (Чтобы отдохнуть.) Что у нас появилась? Правильно- цель или конечный результат. Движение-это только перемещение в пространстве, видоизменение положения. А действие – это деятельность, направленная на достижение какой-либо цели. Каждое животное может выполнять движения, но оно не может действовать .

А как мы можем достигать цель? Через задачи, через элементы, через сценические задачи, через шаги: их три. Три шага к достижению цели.

1 первый шаг – отвечает на вопрос что я делаю? Ищите как называется этот элемент- подсказка: он находится около одного из видов театра, а в частности балета. (2 ребенка сначала в окружающем пространстве находят соответствующую видовую картину, а около нее спрятана карточка с названием элемента.)

Правильно – элемент действия: что я делаю – отрываю дверь – ваши варианты?  (Прыгаю, вхожу в комнату.)

2 шаг отвечает на вопрос – для чего я это делаю? Ищите как называется этот элемент – он около костюмов. (Поиск детьми карточки.) Правильно – элемент хотения: для чего я это делаю? – чтобы спастись, чтобы встретить друга – ваши варианты?

3 шаг – как я это делаю? Ищите как называется этот элемент, его можно найти под гримом. (Поиск детьми карточки.) Правильно – элемент приспособления: через что? – это уже ваше творчество, ваш талант. Через эмоции. Через словесные действия, через внутренние или внешние действия.

С внешними действиями мы знакомы, а есть еще внутренние действия. Например, я буду называть, а вы выполняйте.

Сидите: чтобы спрятаться, затаиться, чтобы не нашли; чтобы слушать, что делается во дворе, чтобы наблюдать, что делает котенок; чтобы ожидать своей очереди к мед. сестре, чтобы вспомнить таблицу умножения.

Итак, действия бывают какие? (Ответы детей.) Правильно внутренние и внешние. А вспомните, через что мы передавали эмоции. (Ответы детей.) Правильно через мимику, жесты значит мимические действия.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Оркестр”.

 Каждый из участников выбирает для себя музыкальный инструмент, на котором он впоследствии будет “играть”. Выбирается ведущий – “дирижер”. Сначала дирижером буду я. По моему сигналу “оркестр” начинает играть, но при этом не сводят глаз с дирижера. Потом я “перехожу” на другой инструмент – начинаю изображать игру на музыкальном инструменте кого-нибудь из вас. Оркестрант, на чьем инструменте начала играть я, тут же должен прекратить все движения и зажать уши руками. Все остальные участники игры теперь переключаются на тот инструмент, который выбрала я. Через некоторое время я возвращаюсь к своему первоначальному инструменту, и вы тоже возвращаетесь к своим.

Итак, я “играю” то на своем, то на чужом музыкальном инструменте, а вы стараетесь уловить мои движения и не ошибиться.

Игра “Оркестр”

Молодцы. В следующий раз кто-нибудь из вас будет обязательно дирижером. А сейчас пройдем в зрительные ряды и послушаем замечательную песню А. Макаревича “Посвящение Театру”. Мы будем внимательно слушать песню и как только услышим слово, относящееся к театру, будем хлопать в ладошки.

Прослушивание песни А. Макаревича “Посвящение Театру”.

Сегодня у нас много гостей. К нам на занятие пришли девочки из старшей группы. Скажу вам по секрету: мы с ними, буквально, на днях взяли в постановку пьесу и они уже начали работу над ней. Давайте посмотрим, что у них получилось.

Отрывок из инсценировки “Кареглазка и Синеглазка”.

(Анализ увиденного с детьми). Правильно у них нет действия. Нет цели и решения задач в этих этюдах. Предлагайте свои решения. (Ответы детей.)

4. Итоговая часть:

Ну, и в заключение нашего занятия мне бы хотелось, чтоб вы ответили в чем же отличие между движением и действием. (Ответы детей.)Вспомним с вами, чем мы занимались на занятии. (Ответы детей.) Что помогло понять нам это отличие. (Ответы детей.) Спасибо вам за наше сотрудничество. На следующем занятии мы продолжим знакомство со структурой этюда, и я думаю, что работая в этюдах, вам очень поможет наше с вами открытие. До свидания (традиционные аплодисменты детей, благодарность за урок, успех друзей и свой успех).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

методика преподования физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

методика преподования физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

План конспект урока английского языка в 4 классе с использованием элементов обучения в сотрудничестве.

План конспект урока английского языка в 4 классе с использованием элементов обучения в сотрудничестве.УМК: «Enjoy English-4» авторы: Биболетова М.З.; Добрынина Н.В. и другие,издательс...

План - конспект открытого урока по Основам безопасности жизнедеятельности с использованием электронных образовательных ресурсов

Тема урока: «Модели поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера».Цели урока:Образовательные:- дать характеристику и определить опасности, которые возникают при ЧС приро...