Деятельностный подход в обучении.
статья по теме
Технология деятельностного метода позволяет комплексно реализовывать современные целевые требования к системе образования. В статье предложены общие деятельностные основания известных психолого-педагогических теорий деятельности. Для планирования и проведения урока предлагается вариант использования структуры деятельностного подхода. Более подробно описаны этапы постановки учебной задачи и «открытия».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход в обучении.
Введение
Деятельностный подход - основа построения ФГОС. Образовательный процесс по достижению предметных результатов (новых) отличается от образовательного процесса на традиционном уроке. Новые образовательные результаты могут быть достигнуты в условиях реализации деятельностного подхода к обучению, то есть посредством организации учебной деятельности обучающихся.
Анализ известных психолого-педагогических теорий (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.А. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.)показывает, что все они имеют общие деятельностные основания, а именно:
- В них рассматривается включение ученика в активную познавательную деятельность как инструмент для формирования новых способностей
- Все авторы теорий развивающего обучения указывают на изменение функций участников учебного процесса: учитель выполняет роль управленца, организатора процесса, а ученик является субъектом деятельности в базовом процессе.
- Отмечается ведущая роль теоретических знаний в процессе формирования способностей учащихся к учебной деятельности.
- Все авторы отмечают важность реализации идей педагогики сотрудничества.
Следовательно, согласование результатов, полученных в различных теориях развивающего обучения, создание на этой основе интегративной технологии, может осуществляться на основании теории деятельности.
Анализ структуры различных видов деятельности показывает, что самоопределение («хочу» и «могу» выполнять данную работу) и нормореализация (выполняю норму) предполагают проявление уже имеющихся способностей, но не приращение новых. Развитие способностей происходит в нормотворческой деятельности (составляю новую норму).
Нормотворческая деятельность (рефлексия) имеет три исходные функции: познание (ситуации прошлого действия), критика (поиск или подтверждение прежнего способа действия), проект (построение новой нормы). Этапы познания и критики предполагают исследование того, где и почему возникло затруднение в деятельности, а формирование новых способностей (развитие) происходит на этапе проектирования, этапе «открытия» нового знания. Технология деятельностного метода позволяет комплексно реализовывать современные целевые требования к системе образования.
Для планирования и проведения урока предполагается использовать структуру этого подхода в следующем варианте.
- Самоопределение к деятельности (организационный момент)
- Мотивация – включение детей в деятельность («хочу»)
- Выделение содержательной области («могу»)
- Актуализация знаний и фиксация затруднений
- Подготовка мышления учеников к проектировочной деятельности:
а) актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;
б) тренинг соответствующих мыслительных операций.
2) Организация затруднений в индивидуальной деятельности
3) Фиксация учащимися затруднения в индивидуальной деятельности (невыполнимость известного способа, недостаточность времени)
- Постановка учебной задачи.
- Выявление того, где и почему возникло затруднение.
- Постановка цели урока, связанной с устранением причины затруднения.
- Формулировка темы урока.
- Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).
- Включение детей в ситуацию выбора метода решения учебной задачи.
- Построение нового способа действия.
- Речевая и знаковая морфологизация нового способа действия в знаках и языке, принятых в культуре (определение, обозначение, изображение и т. д.).
- Фиксация разрешения учебной задачи.
- Первичное закрепление во внешней речи.
- Решение детьми типовых заданий на новый способ действий.
- Проговаривание способа решения во внешней речи.
- Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Самостоятельное решение учащимися заданий на использование нового способа действий.
- Самопроверка по эталону, выявление ошибок.
- Самооценка результата усвоения.
- Организация ситуации успеха.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Выполнение заданий, где новый способ действий используется как шаг в более общем алгоритме решения.
- Повторение и закрепление учебного материала, имеющего методическую ценность с точки зрения дальнейшего обучения.
- Рефлексия деятельности (итог урока).
- Самооценка детьми собственной деятельности (что нового узнали, какой метод использовали, успешность выполненных шагов).
- Соотнесение полученных результатов с поставленной целью деятельности.
- Фиксация успешности деятельности и вывод о следующих шагах.
При реализации деятельностного подхода в обучении для учителя наибольшую трудность представляют постановка учебной проблемы (задачи) и «открытие» нового знания.
Постановка учебной проблемы
Учебная проблема существует в двух основных формах:
- Как тема урока.
- Как вопрос, несовпадающий с темой урока, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.
Поставить учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо несходный с темой вопрос, на который исследование ответа выведет на тему урока.
Существуют три возможности постановки учебной проблемы на уроке:
- Создание проблемной ситуации (ПС).
- Подводящий диалог.
- Сообщение учителем готовой темы урока с применением мотивирующего приёма.
Схема 1
Наиболее эффективным является побуждающий диалог. Для вывода учеников из ПС учитель разворачивает с учениками диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Схема 2
Следующий шаг к формулированию учебной проблемы:
- Какова же будет тема урока?
или
- Какой возникает вопрос?
«Открытие знаний»
Учитель помогает ученикам «открыть» новое для них знание. Схема 3
Наиболее эффективный способ – побуждающий диалог при выдвижении и проверке гипотезы.
Основные идеи деятельностного подхода:
- Процесс познания должен быть организован как самостоятельная деятельность познающего.
- Учитель – организатор и координатор процесса познания.
- Ученик – субъект учения.
- Цель учебной деятельности – усвоение не только способа действия, но и принципа построения действия, который является сущностью понятия.
- Основной компонент содержания – система понятий (а не сумма знаний).
- Единица педагогического взаимодействия – учебная задача (не предметная).
- Моделирование – важнейшая составная часть формирования учебной деятельности, инструмент ученика, форма фиксации знания.
- Основная форма обучения – коллективно-распределительная деятельность, основная форма работы – учебный диалог.
- Формирование способностей в процессе познания происходит в ходе общения, коммуникативного взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в обучении математики
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...
Системно-деятельностный подход в обучении математики
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...
Деятельностный подход в обучении через формирование ключевых компетенций в обучении и воспитании на уроках географии
Доклад на РМО учителей географии в 2011 году...
Деятельностный подход в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения .
В работе рассматривается деятельностный подход как эффективный метод обучения грамматике английского языка на начальном этапе ....
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...
Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы
Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный стандарт...