методическая статья "Нравственное воспитание на уроках иностранного языка"
статья на тему
«Урок иностранного языка в школе – это особый урок, он должен дарить детям радость», - гласит известная аксиома. Весь арсенал педагогических средств направлен сегодня на достижение этой цели: красочные учебники, великолепные наглядные пособия, всевозможные кроссворды, пазлы, игры, аудиокассеты со стихами и песнями, видеоматериалы.
Любой язык, как родной, так и иностранный, - это живой организм, в нем сосредоточен, кроме информационного, огромный нравственный, этический, эстетический, художественный потенциал, поэтому отношение к языку как формальному набору «Видов речевой деятельности» ведет к выхолащиванию самой его сути. Задача состоит в том, чтобы вызвать в детях и подростках ясное понимание того, что язык – не простое развлечение и добавление, не «гарнир», которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе и школьника.
Мы должны помнить о том, что духовно-практические качества человека не передаются генетически, а вырабатываются в ходе долгой и кропотливой совместной деятельности учащегося и педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie_na_urokakh_inostrannogo_yazyka.docx | 14.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Нурмухаметова Л.И.
Нравственное воспитание на уроках иностранного языка
Роль образования в жизни современного общества невозможно недооценивать. Именно сегодня школе принадлежит будущее нашей страны, будущее нашего общества. И в связи с этим хотелось бы вспомнить слова Уинстона Черчилля, который заметил, что «учителя обладают такой властью, о которой премьер-министр может только мечтать».
Действительно, именно учителю принадлежит значительная роль в формировании будущего члена общества. Именно дети, получившие основные знания и понимание нравственности и морали, будут управлять страной в будущем.
Цели воспитания неразрывно связаны со всеми общеобразовательными предметами, изучаемыми в современной общеобразовательной школе. И одним из важнейших предметов, который формирует нравственный облик ребенка, несомненно, является иностранный язык. И не только потому, что иностранные языки являются средством коммуникации между людьми, представляющими разные страны и народы. Но и потому, что в ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. Именно на уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.
Так какие же методы и приемы, используемые на уроке английского языка, могут содействовать нравственному воспитанию учащегося? Прежде всего здесь не последнее место занимают коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Мысли великих классиков служат путеводной звездой в решении нравственных проблем урока, помогают учащимся сделать общечеловеческие выводы о добре и зле. Безусловно в арсенале каждого учителя есть художественные образцы мировой классики «Ромео и Джульетта», «Гамлет», мультфильмы о Русалочке, Белоснежке. Страноведческие материалы о Лондоне, истории и географии Британии, традициях и праздниках англичан также создают ситуацию успеха на уроках английского языка. Развивают творческие способности детей конкурсы переводчиков, гидов, чтецов.
Очень важно использование классической и популярной музыки в начале или в конце урока, так как музыка создает эмоциональный фон урока, мотивирует, либо расслабляет учащихся. Особенно эффективны театрализованные представления, литературные гостиные, музыкальные студии, художественные салоны – с обязательной интерпретацией мировых шедевров и написанием проектов. Произведения Моэма, Бернса, Шекспира, Уайльда, Уитмена мы инсценируем и обсуждаем в театральном кафе. Школьников интересует анализ поэтических текстов, художественных фильмов, мультфильмов, музыкальных форм.
«Урок иностранного языка в школе – это особый урок, он должен дарить детям радость», - гласит известная аксиома. Весь арсенал педагогических средств направлен сегодня на достижение этой цели: красочные учебники, великолепные наглядные пособия, всевозможные кроссворды, пазлы, игры, аудиокассеты со стихами и песнями, видеоматериалы.
Любой язык, как родной, так и иностранный, - это живой организм, в нем сосредоточен, кроме информационного, огромный нравственный, этический, эстетический, художественный потенциал, поэтому отношение к языку как формальному набору «Видов речевой деятельности» ведет к выхолащиванию самой его сути. Задача состоит в том, чтобы вызвать в детях и подростках ясное понимание того, что язык – не простое развлечение и добавление, не «гарнир», которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе и школьника.
Мы должны помнить о том, что духовно-практические качества человека не передаются генетически, а вырабатываются в ходе долгой и кропотливой совместной деятельности учащегося и педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание на уроках иностранного языка
Экологическое воспитание на уроках иностранного языка опирается на эмоции, чувства: удивление и восхищение, уважение и желание помочь природе. Дети учатся не только понять её...
Эстетическое воспитание на уроках иностранного языка.
Формирование эстетического отношения детей к действительности и искусству происходит с раннего возраста. Изучение каждого предмета в школе также способствует эстетическому воспитанию, и на уроках инос...
Экологическое воспитание на уроках иностранного языка
Экологическое образование и воспитание школьников является важной задачей современной школы и основной формой экологической культуры, включающей систему научных знаний и убеждений, способствующих стан...
Этнокультурное воспитание на уроках иностранного языка
Выступление на педсовете...
Экологическое воспитание на уроках иностранного языка
Экологическому воспитанию в наше время уделяется довольно большое внимание.И задача иностранного языка в этом довольно обширна....
Гигиеническое воспитание на уроках иностранного языка.
Гигиеническое воспитание на уроках иностранного языка....
Статья «Приобщение школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания на уроках иностранного языка» и презентация к ней.
Чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веко...