Принципы здоровьесберегающего образования.
материал (11 класс) на тему
Принципы здоровьесберегающего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
педагогические технологии | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Охрана здоровья человека-одна из функций государства. По уставу Всемирной Организации Здравоохранения «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». К сожалению, здоровый образ жизни не является первоочередной потребностью человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей ценить, укреплять свое здоровье, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что подрастающее поколение вырастет физически здоровым, интеллектуально и духовно развитым.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Какие же факторы оказывают негативное влияние на здоровье детей?
- Инструктивно-программирующие методики. Весь учебный процесс направлен на закрепощение детского организма в режиме постоянного сидения.
- Продолжительное нахождение детей в ограниченном пространстве, закрытом помещении(школа, учебный кабинет )
- Вербальный принцип построения учебного процесса, книжное восприятие,при котором подавляется творчество ребенка, заложенное в нем природой, дети не могут самостоятельно мыслить и рассуждать.
- Лежащие в основе учебного процесса методики, разрушающие целостное восприятие мира.
- Чрезмерное увлечение методиками «интеллектуального» развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Внедрение компьютеров в нашу жизнь проводит к тому, что реальный мир ребенка заменяется искусственным, виртуальным.
В итоге совокупного воздействия всех перечисленных факторов, у детей возникают неврозы, психосоматические и вегетативные расстройства внутренних органов (сердца).
Здоровье детей -это общая проблема медиков, педагогов и родителей.И решение этой проблемы зависит от внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Основная цель здоровьесберегающих технологий-сохранение здоровья учащегося за период обучения, формирование у него знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Давайте поговорим о методах, сохраняющих здоровье ребенка, о методах и технологиях, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Перечислим основные аспекты урока в условиях здоровьесберегающей педагогики.
- Гигиенические условия в классе(кабинете): ежедневная влажная уборка, поддержание нормальной температуры,проветривание кабинета, правильное освещение кабинета и доски, расположение парт, высота парт в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
- Разнообразие видов учебной деятельности, используемой учителем на уроке: устный опрос, письменный опрос, дискуссия, беседа, решение примеров, задач, кроссвордов, практические занятия и т.д. В норме 4-7 видов учебной деятельностипродолжительностью 7-10 минут в течение урока.
- Использование методов, которые способствуют активизации творческой активности и творческого мышления учащихся: обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, конференция и т.д.
- Физкультминутки,зарядки для глаз, динамические паузы должны являться обязательной составляющей любого урока.
- Благоприятный психологический климат на уроке, создание ситуации успеха
Учитель должен заходить в класс с улыбкой на лице,тем самым настраивая учащихся на положительный эмоциональный настрой. Урок не полноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: остроумных шуток и комментариев, поговорок, музыкальных минуток и.д.
- Темп урока и особенности окончания урока. Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, четко наблюдать момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Завершение урока должно быть спокойным, учащиеся должны иметь возможность задать учителю вопросы. Учителю необходимо подвести итоги урока, прокомментировать домашнее задание, объявить оценки.
В заключении хочется отметить, что нельзя забывать о том, что каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. Это в большей степени зависит от педагогического мастерства учителя. Этому не может научить ни один учебник, это самостоятельный путь каждого педагога, но это наполняет смыслом жизнь каждого из нас.
Литература.
- 1.Журнал “Здоровье ребенка”, №10, 2010 г. Е. Березникова.
- Статья Л. Зариповой, ГОУ СОШ “Школа здоровья”
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы.-М.: АРТИ,2003.-272с.
- http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4169.html
- Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе//№4 С.72
- Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа»,2006, №6 С 56
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре старших вожатых. Тема: Основные принципы здоровьесберегающих технологий в детском общественном объединении «Новый остров».
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – н...
Реализация принципов здоровьесберегающего обучения на уроках русского языка.
В статье рассматриваются основные принципы здоровьесберегающего обучения, применяемые на уроках в школе VII вида для обучающихся с задержкой психического развития....
Принципы здоровьесберегающей педагогики
Принципы здоровьесберегающей педагогики...
Реализация принципов здоровьесберегающей педагогики на уроках физической культуры.
В работе размещены принципы здоровьесбережения и этапы работы по этим принципам. Также в работе обознгачены проблемы, которые мешают реализации этих принципов....
Принципы здоровьесберегающих технологий.
В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически дост...
Статья "Реализация принципов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы"
В статье рассказывается о том, как я реализую здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности по предмету....
Принципы здоровьесберегающего урока
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения...