Поддержка художественно одаренных детей
презентация к уроку (5 класс) по теме

Данная презентация поможет учителям изобразительного искусства и классным руководителям построить работу с учащимися одаренными в художествено-эстетическом направлении.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поддержка художественно-одаренных детей классным руководителем Никитина Н.В., учитель ИЗО, классный руководитель 5 «В» класса МОБУ СОШ №4

Слайд 2

Художественная одаренность - это возможность достижения учащимися высоких результатов в области художественного творчества, либо художественно-исполнительного мастерства, будь то литературная деятельность, музыка, живопись, театр.

Слайд 3

Этапы работы с одаренными: Наблюдение; Выявление; Педагогическая поддержка. Современная психология и педагогика занимает разумную позицию при выявлении феномена художественной одаренности. Даже располагая неоспоримыми данными о наличии одаренности у ребенка, осторожно ограничивается характеристикой: «Ребенок с признаками художественной одаренности». Выявление художественной одаренности – дело трудное. Следует ли использовать тесты?

Слайд 4

Факторы препятствующие выявлению художественной одаренности: Робость, застенчивость ребенка Усталость или болезнь Низкая самооценка Неготовность работать именно сегодня Стресс Отсутствие положительной мотивации Погодные условия

Слайд 5

Факторы способствующие выявлению художественной одаренности: Положительная мотивация Моральная и физическая готовность Доверие и доброжелательность педагога Яркие впечатления Чувство долга, ответственности Комфортные условия

Слайд 6

Выдающиеся ученые, психологи, работающие над составлением методик по выявлению художественной одаренности: Богоявленская Д.Б. Мелик-Пашаев А.А. Морозова Т.В. Полуянов Ю.А. Савенков А.И. Сишор К. Теплов Б.М. Торренс П. Торшилова Е.М.

Слайд 7

Тесты на выявление воображения и образного мышления (тест П.Торренса) :

Слайд 8

Тесты на выявление воображения и образного мышления (тест П.Торренса) :

Слайд 9

Ключ к тесту «Незаконченные фигуры» и «Повторяющиеся линии»

Слайд 10

Некоторые особенности поведения художественно-одаренных детей: Ребенок не находя слов прибегает к рисунку, чтобы выразить чувства или объяснить что-либо На уроках ИЗО выделяется нестандартным мышлением Серьезно относится к произведениям искусства Когда есть свободное время – рисует Любит экспериментировать с художественными техниками Стремится создать что-то значительное для дома своими руками Робеет, высказывая собственные мнения о произведениях великих людей и своих сверстников Выслушав пожелания и замечания учителей, очень часто продолжает работу над своим собственным замыслом, считая его единственно верным

Слайд 11

Концепция работы классного руководителя с художественно-одаренными детьми Выявить художественно-одаренных детей Определить перспективные цели творческой самореализации одаренных детей Разработать систему сотрудничества с родителями художественно-одаренных детей Спланировать совместно с психологом систему психологической поддержки, в случае неудач, боязни и стресса художественно-одаренного ребенка Вести учет психофизических , психологических особенностей художественно-одаренных детей Держать на контроле межличностные отношения художественно-одаренных детей со сверстниками Создать условия для вовлечения одаренных детей в разнообразную творческую и художественную деятельность класса, школы, города и т.д. Организовать систему стимулирования одаренных детей Осуществлять контроль за состоянием здоровья одаренных детей Ввести работу с художественно-одаренными детьми в учебные программы Работать с одаренными детьми должны компетентные специалисты высокого уровня, любящие и уважающие детей, обладающие креативным мышлением.

Слайд 12

Творческие работы учащихся 5 «В» класса МОБУ СОШ №4 Филимонова Дарья

Слайд 13

Творческие работы учащихся 5 «В» класса МОБУ СОШ №4 Филимонова Дарья

Слайд 14

Творческие работы учащихся 5 «В» класса МОБУ СОШ №4 Филимонова Дарья

Слайд 15

Творческие работы учащихся 5 «В» класса МОБУ СОШ №4 Филимонова Дарья

Слайд 16

Творческие работы учащихся 5 «В» класса МОБУ СОШ №4 Ковалева Яна

Слайд 17

Творческие работы учащихся 5 «В» класса МОБУ СОШ №4 Суторина Софья

Слайд 18

Творческие работы учащихся 5 «В» класса МОБУ СОШ №4 Суторина Софья

Слайд 19

Творческие работы учащихся 5 «В» класса МОБУ СОШ №4 Суторина Софья

Слайд 20

Стенд с творческими работами учащихся 5 «В» класса МОБУ СОШ №4

Слайд 21

Стенд с творческими работами учащихся 5 «В» класса МОБУ СОШ №4

Слайд 22

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Никитина Н.В., учитель изобразительного искусства МОАУ СОШ №4

Поддержка художественно-одаренных детей                              классным руководителем.

        В своем выступлении я хочу поделиться некоторыми личными подходами в работе с художественно-одаренными детьми.        

Для начала попробуем понять, что принято понимать под художественной одаренностью. (слайд)

 Художественная одаренность – это возможность достижения учащимися высоких результатов в области художественного творчества, либо художественно-исполнительского мастерства, будь то литературная деятельность, музыка, живопись, театр.

        В школе я часто замечаю, что дети, склонные к высоким достижениям, могут не демонстрировать их сразу, но иметь потенциал в любой области знаний. (слайд) 

Поэтому первым этапом работы с одаренными детьми должно быть наблюдение и выявление направленности одаренности. Выявление художественной одаренности – дело трудное. Задаем себе вопрос: «Следует ли использовать тесты для выявления художественно-одаренных детей?»

        Современные психологи и педагоги занимают разумную позицию при выявлении феномена художественной одаренности. Даже располагая, казалось бы, неоспоримыми данными о наличии одаренности у ребенка, осторожно ограничиваются характеристикой: «Ребенок с признаками художественной одаренности».

        Художественная одаренность всегда находится в движении и может либо набирать силу, либо угасать или даже исчезать безвозвратно, её очень трудно ухватить как постоянную величину для того, чтобы измерить стандартными психологическими тестами. Художественная одаренность берет свое начало в духовно-нравственной сфере личности, которую вообще невозможно измерить тестами.

Но всё же классному руководителю необходимо выявить в своем классе художественно-одаренных детей. Здесь необходимо помнить, что художественное творчество – процесс интимный, требующий встречи с самим собой. (слайд) 

Классному руководителю перед проведением тестирования нужно учитывать факторы, которые могут препятствовать выявлению художественной одаренности:

  • робость, застенчивость ребенка,
  • усталость или болезнь,
  • низкую самооценку одаренного,
  • неготовность работать именно сегодня,
  • стресс,
  • отсутствие положительной мотивации,
  • погодные условия.

(слайд)

Существует также ряд факторов, которые способствуют выявлению художественной одаренности детей:

  • положительная мотивация,
  • моральная и физическая готовность,
  • доверие и доброжелательность педагога,
  • яркие впечатления,
  • чувство долга, ответственности,
  • комфортные условия.

Методик и тестов по выявлению художественной одаренности детей много. Но каждая из существующих методик выявляет какую-то одну из способностей ребенка: воображение или креативность, творческий потенциал или художественные навыки. (слайд)

        Над разработкой тестовых заданий работают следующие выдающиеся педагоги и психологи: Е.М.Торшилова, Т.В.Морозова, А.А.Мелик-Пашаев, Д.Б.Богоявленская, А.И.Савенков, Ю.А.Полуянов, К.Сишор, Б.М.Теплов, П.Торронс. В качестве примера можно привести тест на выявление воображения П.Торронса. (слайд)

        Помимо тестов, классный руководитель, совместно с учителем изобразительного искусства визуально может определить детей с признаками художественной одаренности. (слайд)

Приведу некоторые особенности поведения художественно-одаренных детей:

  • Ребенок, не находя слов, прибегает к рисунку или лепке, чтобы выразить чувства или объяснить что-либо.
  • На уроках рисования ребенок мыслит нестандартно.
  • Когда есть свободное время – рисует.
  • Серьезно относится к произведениям искусства.
  • Любит экспериментировать с художественными техниками.
  • Стремится создать что-то значительное для дома своими руками.
  • Робеет, высказывая собственное мнение о произведениях великих людей или своих сверстников.
  • Выслушав пожелания, замечания по своей работе, очень часто не меняет свой первоначальный замысел, считая его единственно верным.

Выявив художественно-одаренных детей, классный руководитель должен создать в условиях школы такую образовательную среду, которая обеспечила бы возможность развития творческой активности детей. Такая педагогическая поддержка одаренных детей включает психологическую, социальную, медицинскую и художественную помощь. (слайд)

        Предлагаю следующую концепцию работы классного руководителя с художественно-одаренными детьми:

  • Выявить художественно-одаренных детей.
  • Определить перспективные цели работы.
  • Разработать систему сотрудничества с родителями одаренных детей (помощь в определении сферы дополнительного образования, учителя для своего ребенка и т.д.).
  • Спланировать совместно с психологом систему психологической поддержки в случае неудач, боязни и стресса одаренного ребенка.
  • Вести учет психологических и психофизических особенностей одаренного ребенка.
  • Держать на контроле межличностные отношения одаренных детей со сверстниками.
  • Создать условия для вовлечения одаренных детей в творческую деятельность класса, школы, города…
  • Организовать (совместно с родителями) систему стимулирования одаренных детей.
  • Осуществлять контроль состояния здоровья детей.
  • Внести в рабочие программы работу с художественно-одаренными детьми.
  • Работать с одаренными детьми должны компетентные специалисты высокого уровня, любящие и уважающие детей, обладающие креативным мышлением.

Теперь остановлюсь подробней на работе с художественно-одаренными детьми в моем 5 «В» классе:

  • С 1-го класса дети овладевают дополнительными навыками по искусству на изостудии «Радуга».
  • Занятия проходят 2 раза в неделю.
  • Из 26 учащихся – 12 детей обладают высокими художественными способностями.

Воспитательная система работы с классом основана на духовно-нравственном и художественно-эстетическом воспитании. В классе есть несколько учащихся, обладающих признаками художественной одаренности. (слайды) 

Это Филимонова Дарья, Ковалёва Яна, Суторина Софья.

        Как учитель изобразительного искусства и руководитель кружка в работе с художественно-одаренными детьми я использую следующие формы и методы работы:

  • Индивидуальный подход.
  • Многоуровневые задания.
  • Формирование способностей к креативному мышлению.
  • Ориентир на соревнование.
  • Гибкость в использовании художественного материала.
  • Работа со справочным материалом.
  • Развитие навыков поисковой и исследовательской работы.
  • Изучение компьютерных возможностей для презентации своего творчества.
  • Участие во всех предлагаемых конкурсах детского творчества.
  • Организация коллективных и персональных выставок.

В заключение своего выступления хочу сказать, что занятия художественным творчеством активизируют интеллектуальную деятельность детей, положительно влияют на успеваемость по всем предметам, повышают общую креативность ребенка, развивают воображение, без чего не может быть речи о творчестве ни в какой области человеческой деятельности. Поэтому я желаю всем присутствующим, чтобы в ваших классных коллективах было как можно больше художественно-одаренных детей. Творческих успехов в работе с классом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация учебных заданий для поддержки математически одаренных детей

Каждый человек, желающий  приобщиться к развитию и образованию, должен достигнуть этого собственной деятельностью и  силами.  Учителям знакома проблема, когда в классе есть способные ...

Выявление, развитие и поддержка одаренных детей художественной направленности в дополнительном образовании.

Работа адресована педагогам и методистам работающим  по направлению выявления и развития одаренности по художественной направленности в учреждениях дополнительного образования....

Школьная программа поддержки и развития способных, талантливых детей "Одаренные дети"

Для проявления способностей в той или иной области каждому ребенку необходимо создать максимально благоприятные условия для реализации его интересов, стимулирования мотивации развития собственных спос...

Технологии поддержки и развития одаренных детей. Этапы работы с одаренными детьми

В данной статье предалагается рассмотерть основные этапы работы с одаренными детьми в основной школе и памятка по работе с такими обучающимися....

Одаренность, пути и способы педагогической поддержки одаренных детей

Каждый вид одаренности можно рассматривать отдельно, ведь очевидно, что личностные особенности, например, у художественно и социально одаренных учащихся будут сильно различаться. Следовательно, они ну...

Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»

Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...