Современный урок литературы
презентация к уроку на тему
Материал для выступления на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_literatury.pptx | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вместо вступления Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай сделать – и я пойму. Китайская пословица Цель учителя не наполнить сосуд знаниями, а разжечь в нем огонь познания. Сенека
Переход от традиционных форм к инновационным Традиционное обучение Инновационное развивающее обучение 1) базируется на принципе доступности 1) опирается на зону ближайшего развития (Выготский Л.С.) 2)учащийся выступает в роли объекта УД 2)учащийся действует как субъект УД 3)ориентировано на усвоение определенной суммы знаний 3)нацелено на усвоение способов познания 4) опирается на эмпирический способ познания 4) развивает аналитический способ мышления 5) использует д едуктивный метод подачи материала 5) использует индуктивный метод подачи материала 6) Результат – индивид, готовый к воспроизводящей исполнительской деятельности 6) Результат – индивид, готовый к самостоятельному творчеству, саморазвитию, самообучению
Принципиальные отличия Деятельностный подход! Проблематизация обучения! Самостоятельный поиск решения! Значимость решаемых задач! Преемственность!
Изучение литературы: проблемы Литература – это искусство Различия в читательских компетенциях Допустимость сосуществования различных интерпретаций одного и того же текста Необходимость привлечения широкого культурно-исторического контекста Проблемы читательской грамотности Необходимое совмещение принципа наукообразия и свободного творчества
Новые и обновленные УМК по литературе
Общие инновационные решения разных УМК Использование дифференцированных заданий . Включение в образовательный процесс ИКТ. Использование метода проектов . Формирование коммуникативной, речевой компетенции Реализация метапредметных связей
Преподавание литературы согласно ФГОС уже СЕГОДНЯ!!!
Кого учить? Чему учить? Как учить? Постановка целей Определение задач Отбор и систематизация материала Выбор методов подачи материала Моделирование учебной ситуации Прогнозирование результата Традиционно ? Требования , предъявляемые к уроку литературы, в принципе, не устарели: триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока, урока литературы в том числе. Однако современная действительность вносит свои коррективы в методику преподавания.
Метод создания проблемной ситуации Примеры 5 класс «УНТ»: «Сказка – ложь, да в ней намёк» или «На что намекает нам русская народная сказка?» 6 класс «А. Грин «Алые паруса»: «Если человек жаждет чуда…» 7 класс «А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»: «Но примешь ты смерть от коня своего»: почему погибает князь Олег ? 8 класс «А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: Повесть Пушкина – завещание потомкам.
Широкий культурно-исторический контекст 6 класс В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»: анализ завещания писателя, знакомство с малой родиной и заочное посещение музея 7 класс А.С. Пушкин «Медный всадник»: сообщение «Проклятые места Санкт-Петербурга» 7 класс А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: сообщение об исторической эпохе и «Табели о рангах» в сопоставлении с авторским отступлением, предваряющим сюжет 7 класс Ф.А. Искандер «13 подвиг Геракла»: сообщение «Кто такой Геракл? Античные традиции культурного героя» 8 класс Д.И. Фонвизин «Бригадир» и «Недоросль»: просмотр и составление опорного конспекта к фильму «Судьба без почвы и почва без судьбы»
Сопоставление вариантов интерпретаций (в том числе за счёт средств других видов искусства) 6 класс «Легенда об Арионе »: сопоставление со стихотворением А.С. Пушкина « Арион » 7 класс «Былины о богатырях» : прослушивание музыкальной композиции «Богатырская наша сила» и дополнение образа богатыря 7 класс А.С. Пушкин «Медный всадник»: сопоставительный анализ сюжета поэмы и либретто к балету М.Глиэра «Медный всадник» 7 класс А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»: сопоставление портретов в произведении и картин Васнецова 8 класс ДРЛ «Повесть о житии … Александра Невского»: просмотр и комментирование фрагментов кинофильма «Александр Невский»
Анализ интертекстуальных связей А.С. Пушкин «Станционный смотритель» Проблемные вопросы: Зачем Пушкин использует приём рассказа в рассказе? Как связаны два сюжета? : В чем трагедия «отцов» в этих двух сюжетах? В чем отличие «сыновей» в притче и в повести? Следует ли Пушкин традиционной канве библейской притчи? Сентиментального немецкого романа? Какое объяснение трагедии станционного смотрителя мы можем найти теперь, опираясь на проведенное сопоставление? Выводы: Учащиеся на основе сопоставления получают возможность сформулировать выводы самостоятельно, проследить движение авторской мысли, реконструировать авторский замысел и скорректировать собственное восприятие. Комментарии к сопоставлению Библейская притча о блудном сыне История Дуни и Самсона Вырина
Послесловие Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной . Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя, от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки . Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диалог как основа современного урока литературы в старших классах
Обобщение опыта работы в старших классах, описание приемов, создающих условия для вовлечения учащихся в учебный диалог на уроках литературы....
Современный урок литературы по теме "А.С. Пушкин "Дубровский"
Урок литературы по теме "Тайны Пушкина" подготовлен по произведению А.С.Пушкина "Дубровский" с использованием ресурсов Единой Коллекции интернета. Урок литературы соответствует требованиям ФГОС...
Домашняя самостоятельная работа учащихся как важный элемент современного урока литературы
На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, у...
Современный урок литературы. Задачи и проблемы.
Методическая разработка напрвлена на повышение качества и эффективности уроков литературы в школах с нерусским (родным) языком обучения. В работе представлен многолетний опыт работы учителя словесност...
Практико-ориентированный проект по теме: «Моделирование современного урока литературы в условиях перехода в ФГОС второго поколения»
• Отличительной особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося....
ИНФОРМАЦИННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Одна из главных задач образования состоит не только в передаче знаний учащимся, но и в пробуждении личностных мотивов, воспитании интереса к обучению, к самосовершенствованию и самовыражению. Стр...
Урок литературы в 8 классе "Василий Тёркин - защитник родной страны" (Из электронного методического пособия "Современный урок литературы: проектирование и реализация",2017г.)
Данный урок демонстрирует реализацию системно - деятельностного подхода в урочной деятельности....