Основные положения зачетной системы контроля
статья по теме

Для систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в ходе учебного процесса целесообразно выбрать такую форму проверки как зачет.

Зачеты отличаются от традиционной контрольной работы и по системе оценивания (двухбалльная шкала), и по характеру проведения (предусматривается передача в случае отрицательного результата).

Зачеты проводятся по каждой теме курса. Их содержание отбирается таким образом, чтобы обязательные результаты обучения были представлены максимально полно.

Каждый ученик сдает все предусмотренные планом зачеты.

Зачет считается сданным, если ученик выполнил верно все предложенные ему задачи обязательного уровня. Ученик пересдает не весь зачет целиком, а только те виды задач, с которыми он не справился.

При проведении зачетов задачи обязательного уровня могут дополняться более сложными заданиями. За их решение ученику, сдавшему зачет, дополнительно выставляется одна из двух отметок: «4» или «5».

Итоговое оценивание знаний школьника (за четверть, полугодие, год) непосредственно зависит от результатов сдачи зачета. Оценка является положительной только при условии, если все зачеты за этот период учеником сданы. Таким образом, даже если все отметки какого-либо ученика «5», но у него не сдан один зачет, в соответствии с условиями принятой системы не может быть выставлена положительная отметка в четверти. В то же время, если ученик сдал все зачеты, то он, независимо от текущих отметок имеет право на положительную оценку в четверти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_polozheniya_zachetnoy_sistemy_kontrolya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Основные положения зачетной системы контроля

Для систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в ходе учебного процесса целесообразно выбрать такую форму проверки как зачет.

Зачеты отличаются от традиционной контрольной работы и по системе оценивания (двухбалльная шкала), и по характеру проведения (предусматривается передача в случае отрицательного результата).

Зачеты проводятся по каждой теме курса. Их содержание отбирается таким образом, чтобы обязательные результаты обучения были представлены максимально полно.

Каждый ученик сдает все предусмотренные планом зачеты.

Зачет считается сданным, если ученик выполнил верно все предложенные ему задачи обязательного уровня. Ученик пересдает не весь зачет целиком, а только те виды задач, с которыми он не справился.

При проведении зачетов задачи обязательного уровня могут дополняться более сложными заданиями. За их решение ученику, сдавшему зачет, дополнительно выставляется одна из двух отметок: «4» или «5».

Итоговое оценивание знаний школьника (за четверть, полугодие, год) непосредственно зависит от результатов сдачи зачета. Оценка является положительной только при условии, если все зачеты за этот период учеником сданы. Таким образом, даже если все отметки какого-либо ученика «5», но у него не сдан один зачет, в соответствии с условиями принятой системы не может быть выставлена положительная отметка в четверти. В то же время, если ученик сдал все зачеты, то он, независимо от текущих отметок имеет право на положительную оценку в четверти.

Понятно, что ученик может не сдать тот или иной зачет по разным причинам. Поэтому на практике целесообразно ввести еще одно условие. Если четверть окончена, а ученику необходимо пересдать какие-либо зачеты, то в этом случае можно предусмотреть «отложенную» итоговую оценку.

Комментарии

Может возникнуть вопрос «Должен ли сильный ученик сдавать зачет – ведь он, как правило, справляется со значительно более сложными задачами?» Конечно, от учителя зависит, принимать или не принимать то или иное положение зачетной системы, сформированное выше. Однако опыт убеждает в том, что через зачет должны пройти все школьники.

Во первых, обязательное участие в зачете всех учащихся делает его более весомым.

Во-вторых, т.к. результаты зачетов непосредственно связаны с итоговой аттестацией, было бы неправильно освобождать кое-кого от зачета и тем самым ставить учеников в неравные условия.

В-третьих, у сильных учеников бывают, и нередко, пробелы именно в основных, фундаментальных умениях.

И наконец, ученик, уверенно владеющий опорными умениями, не потратит много времени на выполнение задач обязательного уровня. Поэтому у него есть возможность в ходе этого же зачетного урока проявить себя в решении более сложных заданий и получить одну из повышенных отметок.

Виды зачетов

Систему зачетов в зависимости от склонностей учителя, стиля его работы, особенностей класса и т.д. можно строить по-разному.

 Открытый тематический зачет

Он проводится как завершающая проверка по какой-нибудь теме. В начале изучения темы учитель вывешивает в классе или раздает учащимся список задач, отвечающих уровню обязательной подготовки по данной теме. На специально выделенном уроке проводится зачет. Учащимся предлагается проверочная работа, охватывающая содержание изученной темы. Ученики работают в индивидуальном темпе. Те, кто выполнил обязательную, зачетную часть работы, могут приступить к дополнительным заданиям и, решив их, получить, кроме зачета одну из повышенных оценок. Другие имеют резерв времени для решения задач, включенных в зачет, для исправления ошибок.

Время на пересдачу выделяется на последующих уроках. Например, ученику, не сдавшему зачет, на каком-либо из следующих уроков во время проведения опроса, или проверки домашнего задания, или самостоятельной работы может быть предложено индивидуальное задание, аналогичное тому, с которым он не справился на зачете. Или при устном опросе такой ученик получит задачу из зачета в качестве дополнительного задания.

Закрытый тематический зачет

Отличается от открытого только тем, что список задач, отвечающих обязательной подготовке, учащимся не сообщается.

Текущие зачеты

Проводятся несколько раз в ходе изучения темы. От тематических они отличаются тем, что охватывают меньший по объему материал; поэтому, как правило, на их проведение не требуется отводить целый урок. Это могут быть небольшие работы, рассчитанные на 10-20 минут и направленные на проверку одного – двух умений, формируемых в течение нескольких уроков.

Рекомендации по проведению зачетов, их подготовке и пересдаче

Зачеты можно проводить по-разному. Это зависит от стиля работы учителя, его опыта, комплектности и состава класса. Опишем возможные варианты. Остановимся на тематическом зачете.

I Тематический зачет рекомендуется проводить на уроке (в старших классах для этой цели могут быть выделены два урока).Зачет целесообразно проводить за один-два урока до запланированного окончания изучения темы.

II Зачет может проводиться в письменной или устной форме. Если он проводится письменно, то его организация напоминает обычную контрольную работу.

При устной форме зачета учащиеся, как на устном экзамене, получив задание, некоторое время готовится к ответу по нему. Ученик делает необходимые записи, но в этих записях не требуется полное письменное оформление работы. Проверка проводится в ходе урока.

При смешанной форме зачета часть учащихся можно опросить устно, а остальным предложить выполнить задание письменно и сдать учителю на проверку.

III Практика показывает, что при любой форме проведения зачетов наиболее эффективна такая организация, когда ученик уже в ходе зачета или непосредственно после его сдачи узнает результат: успешно ли он справился с работой, какие задачи выполнил неверно и вынужден будет пересдавать.

Можно не требовать от учащихся полного письменного оформления решения задач.

Для учета выполнения учеником обязательных задач ведется специальная ведомость.

Фамилия

Зачет №

(название темы)

Зачет №

(название темы)

1

2

3

4

5

1

2

3

1.

+

+

+

+

+

+

+

2.

+

+

+

В дальнейшем, в случае успешной пересдачи задания знак «–» заменяется на знак «+».

Заслуживает внимания опыт учителей, применяющих в своей работе так называемые листы учета знаний.

Основные положения зачетной системы контроля

1. Цель зачета – контроль за достижением обязательных результатов обучения.

2. Система оценивания – двубалльная (зачет/незачет).

3. Зачет проводится по каждой теме в урочное время, пересдача – после уроков.

4. Зачет сдается каждым учеником, независимо от набора текущих оценок.

5. Зачет считается сданным, если выполнены все задания обязательного уровня.

6. Учащимся, выполнившим задание раньше намеченного срока, предлагается дополнительное задние на оценку.

7. Итоговая оценка (четвертная, полугодовая, годовая) выставляется в том случае, если сданы все зачеты.

8. Исключение по п. № 7 делается в отношении учащихся, пропустивших занятия темы по болезни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике

Положениео системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихсяи форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике.1.      Общие положения....

Методическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике

Положениео системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихсяи форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике1. Общие положения2. Цель и задачи разработки сист...

Положение о системе контроля и оценивания образовательных достижений учащихся ООО (ФГОС)

В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых резул...

Использование зачетной системы для контроля и оценки знании учащихся, как средство повышения познавательной активности учащихся

Использование элементов зачётной системы при организации зачётных уроков. Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся....

Доклад:«Зачетная система обучения как форма контроля на уроках математики»

ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ как форма контроля на уроках математикиШкола закладывает необходимую систему знаний, которая составит прочный фундамент последующего образования. Выпускники школы должны умет...

ПОЛОЖЕНИЕ о внутреннем контроле качества реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования

Положение  о внутреннем контроле качества   реализации основных образовательных программ   среднего профессионального образования...

Положение о системе контроля

Положение о системе контроля...