Алгоритм работы с текстом
методическая разработка по теме
Материал выступления заседания ресурсного центра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_raboty_s_tekstom.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ гимназия №4 г. Лыткарино
Ресурсный центр
Выступление на тему:
«Алгоритм выполнения заданий при работе с текстом для формирования и развития учебных умений школьников»
Педагог:
Дегтяренко Виктория Ивановна
2014 год
ТЕХНОЛОГИЯ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ
1. Обеспечение учащихся комплектами алгоритмов выполнения заданий для формирования и развития учебных умений.
2. Выполнение заданий должно осуществляться по следующей методике:
1) чтение задания и фиксация понимания его учащимися;
2) выбор алгоритма выполнения задания;
3) выполнение;
4) контроль правильности выполнения задания.
Если учащиеся выполняют задание впервые, то учитель должен контролировать выполнение каждой операции.
3. Приоритетное формирование навыков беглого чтения, осмысленного письма, поиска необходимой информации в литературе и запоминания определений терминов и закономерностей,
Одной из причин резкого снижения успеваемости учащихся при переходе из начальной в основную школу является отсутствие входного контроля уровня развития учебных умений у детей. Учителя предлагают учащимся различные виды заданий для развития учебных умений, но при этом забывают проверить уровень умений детей бегло читать, осмысленно писать, находить в учебнике необходимую информацию и запоминать определения терминов и закономерностей. Эти умения являются основными для успешной учебы и в большинстве случаев слабо развиты у детей к пятому классу.
Возникает проблема – как повысить уровень учебных умений, если не хватает времени для изучения основного материала по предмету?
Во-первых, необходимо провести входной контроль и определить количество детей, у которых эти умения слабо развиты.
Во-вторых, необходимо всем учителям, работающим в пятых классах, договориться о том, кто и какие приоритетные учебные умения будет развивать у учащихся на своих уроках, потому что одному учителю это сделать очень сложно.
В-третьих, помните, что без дополнительных занятий с этими детьми не обойтись. Важно, чтобы на дополнительных занятиях главное внимание уделялось бы развитию этих учебных умений, а не только выполнению домашних заданий. Учитель должен научить ребенка учиться, помогать ему в процессе учебы, но учиться ребенок должен сам.
4. Поэтапное обучение учащихся структурированию текстов: составление планов текстов → составление схем текстов → изменение конспекта → дополнение конспекта → самостоятельное составление конспекта. Изучение науки осуществляется через ознакомление учеников с научной информацией в учебных пособиях. При этом учитель не ставит задачу запомнить весь материал параграфа, а только главное из него. Структурирование научных текстов – это формирование умения увидеть главное в этих текстах.
5. Поэтапное обучение учащихся преобразованию текстов:
составление таблиц → составление аннотаций → составление рефератов.
Преобразование текста – это умение кратко изложить большой по объему материал текста.
6. Комбинирование заданий – это объединение заданий на структурирование в преобразование нужных текстов.
Например, составление схемы текста и аннотации, составление плана текста и заполнение таблицы.
Комбинирование заданий осуществляется после того, как сформированы отдельные учебные умения.
В заключение еще раз отметим, что изучение любой науки должно начинаться с формирования учебных умений воспринимать, структурировать, преобразовывать и запоминать научную информацию. На протяжении всех лет обучения детей эти умения должны постоянно развиваться, только в этом случае можно рассчитывать на успех в учебной деятельности.
РЕПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ
Репродуктивные задания – это учебные задания, которые выполняются с помощью изученных закономерностей (правил, орфограмм). В учебных предметах разработано огромное количество репродуктивных заданий на каждое изучаемое правило. Однако при работе с репродуктивными заданиями во многих случаях учителя допускают ошибки, снижающие эффективность учебно-воспитательного процесса. Чтобы избежать этих ошибок, необходимо придерживаться следующих простых правил.
1. Репродуктивные задания выполняются до формирования умения применять изученное правило у большинства учащихся в классе.
Первая крайность. После ознакомления учащихся с новым правилом учитель предлагает учащимся выполнить несколько заданий с помощью этого правила и, не убедившись, сформировано у учащихся умение применять это правило или нет, начинает знакомить их со следующим правилом.
Вторая крайность. После ознакомления учащихся с новым правилом учитель предлагает им выполнять только репродуктивные задания на это правило до конца изучения темы. Через два-три урока у большинства учащихся уже сформировано умение применять это правило, но учитель этого не видит и продолжает предлагать репродуктивные задания. О развитии творческих умений и убеждений учащихся в этом случае говорить не приходится, на это просто не хватает времени.
Итак, первое правило говорит, что после ознакомления с новой закономерностью учащиеся выполняют репродуктивные задания до того момента, пока у большинства не будет сформировано умение его применять для выполнения этих заданий. Как это проверить? Очень просто: «Поднимите руки те, кто умеет применять это правило для решения задач». То есть необходимо включать обратную связь. Что дальше? Те ученики, у которых уже сформировано репродуктивное умение, приступают к выполнению творческих заданий, а те, у которых это умение еще не сформировано, продолжают выполнять репродуктивные задания. По сути дела, это элементарная дифференциация учебных заданий в зависимости от уровня развития умений у учащихся. При этом выбор заданий предоставляется ученикам.
2. Объединение изученных закономерностей в алгоритмическую систему.
По каждому предмету в течение учебного года ученики изучают большое количество правил. И даже если учитель регулярно проводит уроки, обобщая и систематизируя ранее изученный материал, к концу учебного года учащиеся помнят далеко не все изученные правила, не говоря уже о правилах, которые изучали в предыдущие годы. Как же обеспечить хорошие знания изученных правил у учащихся? Для этого необходимо составлять и регулярно дополнять алгоритмические системы репродуктивных правил.
Алгоритмические системы правил – это комплекты изученных правил, систематизированные от наиболее общих до более узких. Алгоритмические системы правил могут быть записаны в виде схемы в рабочей тетради или в отдельной тетради, но они должны быть постоянно перед учениками и соответственно регулярно дополняться правилами. Многократное применение систем правил в течение учебного года, для выполнения различных репродуктивных заданий, обеспечивает их непроизвольное запоминание и, что более важно, постоянное повторение.
3. Параллельное выполнение учащимися репродуктивных и творческих заданий.
Первая крайность. В начале изучения темы учащиеся знакомятся с основными теоретическими положениями, затем несколько уроков подряд выполняют репродуктивные задания и после этого переходят к выполнению творческих.
Вторая крайность. Начиная с первого урока по теме, учитель предлагает учащимся наряду с репродуктивными и творческие задания, при этом не обеспечивая детей алгоритмами их выполнения.
Параллельное выполнение репродуктивных и творческих заданий необходимо для систематического развития репродуктивных и творческих умений у детей. В этих процессах не может быть разрывов.
Однако выполнение творческих заданий на первом уроке по теме должно быть обеспечено алгоритмами, которые учащиеся уже умеют применять. Таким образом, процесс формирования и развития знаний и убеждений осуществляется на протяжении всего времени изучения темы.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Практические задания – это задания, с помощью которых у учащихся формируются и развиваются правильные практические действия. В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать следующие виды практических заданий:
1) наблюдение;
2) измерение;
3) опыт;
4) моделирование (текстовое, графическое, техническое);
5) конструирование;
6) проектирование;
7) исследование.
Для выполнения практических заданий, можно использовать следующие алгоритмы.
№ 1. Как провести наблюдение.
1. Выберите систему (тело, вещество, процесс, явление) для наблюдений.
2. Определите признаки системы, которые вы будете измерять (размеры, форму, цвет, изменения процессов и явлений, агрегатное состояние и др.) и периодичность наблюдений (через сколько часов, дней).
3. Составьте таблицу для записи результатов наблюдений и измерений.
4. Проведите наблюдения, результаты запишите в таблицу и сделайте выводы.
№ 2. Правила измерений.
1. Проведите последовательное измерение изменений у системы.
2. Сравните измеряемую систему с эталоном, размеры которого известны.
3. Проведите измерения по копии системы или по ее фотоснимку.
4. Измените измеряемую систему так, чтобы отпала необходимость в ее измерении.
№ 3. Как провести опыт.
1. Выберите систему для опыта.
2. Определите признаки системы, которые вы будете измерять (размер, форму, цвет, изменения процессов и явлений, агрегатное состояние и др.).
3. Подготовьте контроль: поместите один экземпляр системы в обычные для него условия.
4. Подготовьте опыт: поместите другой экземпляр системы в измененные (по вашему желанию) условия. Возможно изменение физических, химических, биологических и социальных условий.
5. Определите периодичность наблюдений и измерений.
6. Составьте таблицу для записи результатов опыта.
7. Проведите опыт, результаты занесите в таблицу и сделайте выводы.
Моделирование – это построение копий систем. Различают текстовое, графическое и техническое моделирование.
Текстовое – это построение текстовых моделей систем (схемы, таблица, конспекты, сочинения, рефераты).
Графическое – это построение графиков, диаграмм, уравнений, рисунков и др
Техническое – это построение моделей из бумаги, картона, пластилина, древесины, пластмасс, металла, камня; компьютерные модели.
№ 4. Как построить график.
1. Строим оси координат и указываем на них обозначения параметров.
2. Рисуем график-линию в соответствии с параметрами задания.
Для каждого вида технического моделирования необходимо создавать специальные алгоритмы.
Конструирование – это построение субъективно или объективно новых систем.
№ 5. Алгоритм конструирования.
1. Выберите систему для конструирования.
2. Составьте схему будущей конструкции (в нескольких вариантах).
3. Изучите материалы учебной и научно-популярной литературы по теме конструирования и внесите изменения в схему
4. Определите и решите проблемы, которые возникнут в процессе конструирования.
5. Сконструируйте систему и проведите ее практическую проверку.
6. Внесите изменения в конструкцию на основе практической проверки.
Проектирование – это преобразование естественной или искусственной среды.
№ 6. Алгоритм проектирования.
1. Выберите участок естественной или искусственной среды и сформулируйте проблему проекта. Проблема проекта – это затруднение в жизнедеятельности естественной среды или недостаточность условий в искусственной среде, которые необходимо преодолеть или изменить в результате преобразования.
В дальнейшем проектирование осуществляется аналогично с конструированием, при этом на пятом шаге строится модель проекта (или несколько), которая детально анализируется всеми учениками
Исследование – это процесс решения проблем и практической проверки полученных гипотез.
№ 7. Как провести исследование.
1. Запишите проблему исследования: что необходимо установить или доказать в процессе исследования.
2. Проведите изучение учебной и научно-популярной литературы по проблеме исследования и составьте конспект основных идей, которые можно использовать для решения проблемы.
3. Проведите анализ проблемы и предложите несколько гипотез для ее решения.
4. Проведите практическую проверку гипотез и сделайте выводы.
5. Составьте реферат по выполненному исследованию.
В чем особенности технологии применения практических заданий в учебно-воспитательном процессе?
1. Приоритетное обучение учащихся наблюдениям, измерениям, проведению опытов, моделированию
2. Практические задания применяются параллельно с репродуктивными и творческими (в основном моделирование).
3. Постепенное увеличение уроков, направленных на обучение учащихся конструированию, проектированию и исследованию (учебному и научному).
4. Изучение отдельных тем в старших классах по технологиям проектирования, конструирования, исследования.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Творчество – это процесс создания объективно новых культурных ценностей. В учебно-воспитательном процессе различают учебное и научное творчество. Учебное творчество – это решение учащимися задач, уже решенных наукой. Научное творчество – это решение учащимися нерешенных научных задач. Понятно, что многие нерешенные научные задачи ученики не смогут решить, но выдвинуть с помощью алгоритмов интеллектуальной деятельности гипотезы им вполне по силам.
Какие виды творческих заданий необходимо применять на уроках по каждой теме, чтобы комплексно формировать интеллект детей? Психологи выделяют следующие виды творческих заданий, которые являются основой для интеллектуальной деятельности человека: 1) выбор требуемой информации из предложенной; 2) исправление ошибок; 3) установление взаимосвязей-закономерностей; 4) объединение (систематизация) закономерностей; 5) сравнение; 6) доказательство, опровержение; 7) составление плана деятельности; 8) моделирование; 9) установление причин; 10) определение последствий; 11) определение новых функций; 12) решение противоречий; 13) поиск проблем; 14) анализ научных закономерностей и теорий
Творческие задачи первых шести видов решаются с помощью учебной информации, имеющейся в учебниках. Творческие задачи седьмого и восьмого видов решаются с помощью алгоритмов выполнения заданий для формирования и развития учебных и практических умений. Для решения творческих задач и других видов заданий можно использовать следующие алгоритмы активизации мышления.
№ 1. Мозговой штурм.
1. Прочтите внимательно условие задачи и предложите все возможные, в том числа и абсурдные гипотезы для ее решения. При выдвижении гипотез запрещается их критика.
2. Сделайте анализ предложенных гипотез и выберите те из них, которые наиболее вероятны.
№ 2. Метод контрольных вопросов.
Прочтите внимательно условие задачи и предложите все возможные ответы. Для обеспечения поиска решений постарайтесь ответить на следующие вопросы:
1. Как по-новому применить систему (тело, вещество, явление, процесс, поле, закономерность, в которых возникла проблема).
2. Как упростить систему
3. Как модифицировать систему
4. Что можно увеличить в системе.
5. Что можно уменьшить в системе
6. Что можно заменить
7. Что можно преобразовать.
8. Что можно перевернуть наоборот.
9. Возможные комбинации элементов системы.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Творческие задания можно и нужно применять на всех этапах изучения темы.
1. Изучение нового материала темы желательно строить по линии: причины возникновения новой системы (в данном случае закономерности, теории, художественного произведения, литературного жанра, произведений искусства) → проблемы, которые были решены в процессе созданий новой системы → строение новой системы → сравнительный анализ со строением, систем-предшественников → изучение новых приемов и методов, которые были разработаны в процессе создания новой системы.
2. Повторение и закрепление изученного материала (путем параллельного выполнения репродуктивных и творческих заданий).
3. Уроки решения творческих задач.
4. Выполнение творческих практических работ.
5. Выполнение исследовательских работ
6. Применение дополнительных творческих заданий для самостоятельного выполнения учащимися (по желанию).
7. Применение творческих заданий на зачетной работе по теме.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАНИЯ
Исследовательские задания – это задания по поиску в научно-популярной литературе, природной и культурной среде нерешенных проблем, их решение и практическая проверка полученных решений. Как уже было сказано выше, изучение каждой темы должно заканчиваться этапом научной творческой деятельности учащихся. Однако в начальной и основной школе исследовательские задания выполняют только сильные ученики и знакомят с результатами своей работы весь класс. В средней школе исследовательские задания выполняют все учащиеся.
Как изготовить материалы с исследовательскими заданиями для учащихся?
Во-первых, это библиографический указатель, который составляет учитель по публикациям в научно-популярных, литературно-художественных журналах, газетах, монографиях. В указателе должны быть материалы по всем темам курса.
Во-вторых, возможно изготовление ксерокопий публикаций, которые хранятся в кабинете.
В-третьих, это составление хрестоматий для учащихся на основе отобранных материалов.
И еще. При составлении библиографического указателя особое внимание необходимо уделить материалам по своему краю
Какие материалы относятся к исследовательским заданиям? К исследовательским заданиям относятся следующие материалы в научно-популярных изданиях: 1) теоретический анализ нерешенной проблемы; 2) создание новых методов исследований; 3) анализ научных теорий и определение «белых пятен» – фактов, которые теория не может объяснить; 4) описание открытий и изобретений; 5) описание новых нерешенных проблем; 6) творческие биографии ученых.
Для выполнения исследовательских заданий используются алгоритмы информационно-аналитической, интеллектуальной и практической деятельности, которые были изложены выше.
Технология применения исследовательских заданий.
Обучение учащихся исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе осуществляется по следующим этапам:
1. Обучение учащихся методам научных исследований на уроках. В процессе деятельности, учащиеся усваивают методы преобразования и анализа научной информации, решения творческих задач и практической деятельности.
На этом этапе ученики обучаются реферировать научно-популярные тексты, анализировать решенные и решать нерешенные научные проблемы.
2. Обучение учащихся технологиям научных исследований – методике научного исследования, конструированию, проектированию.
В процессе этой деятельности учащиеся проводят свои первые научные исследования и оформляют результаты в виде рефератов
3. Организация самостоятельного поиска и исследования научных проблем.
На этом этапе учитель помогает ученикам организовывать самостоятельный поиск и исследование научных проблем. Самостоятельное исследование учащиеся выполняют по желанию. Как правило, это учащиеся старших классов, которые после окончания школа выберут профессию, связанную с выбранной ими проблемой исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация"Алгоритм работы с текстом.ЧастьС"Подготовка к ЕГЭ
Презентация поможет подготовить выпускников к написанию части С на ЕГЭ....
Работа с текстом. Алгоритм.
Работа с текстом. Алгоритм....
Алгоритм работы с текстом
Алгоритзм работы с текстом, закрепляет знания учащихся по работе с текстом, помогает эффективно и пошагово написать сочинение на экзаменах 9, 11 классов....
алгоритм работы с текстам, документами на уроке истории и обществознания
Как составить простой планКак составить сложный план при работе с текстомКак составить тезисы т.д....
Алгоритм работы с поэтическим текстом
Правила написания синквейна...
ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах образования (в том числе во ФГОС третьего поколения) сд...
Памятка для обучающихся "Алгоритм работы с текстом"
Памятка для обучающихся "Алгоритм работы с текстом"...