Компетентностный подход в образовании
статья по теме

Киселева Юлия Владимировна

Компетентностный подход в образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnostnyy_podkhod_v_obrazovanii.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в образовании

Задачей является развитие общих способностей ребенка, позволяющих ориентироваться в ситуациях неопределенности, т.е. применять знания в нестандартных ситуациях.

Что такое  новый образовательный  результат?

(Из концепции о модернизации российского  образования):

  • Формирование ключевых компетенций и приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений;
  • Развитие умений  работы с информацией (поиск, оценка, отбор и организация информации);
  • Выработка экспертной оценки результатов накопленного материала;
  • Формирование навыков исследовательской деятельности (проведение реальных и виртуальных экспериментов);
  • Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации;
  • Формирование навыков работы в группе, умение соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение;
  • Развитие  толерантности – как поиск постоянных компромиссов и необходимость поиска общих  решений

Современное понимание образовательных достижений

  • освоение предметных знаний и умений
  • умение применять эти знания на практике (в различных ситуациях реальной жизни, не только в контексте учебной дисциплины)
  • овладение междисциплинарными умениями:
  • коммуникативными умениями (умения ясно выражать свои мысли  устно или письменно, слушать и понимать других, понимать и анализировать прочитанный текст)
  • умениями работать с информацией, представленной в различном виде (таблицы, графики и др.),
  • овладение информационными технологиями (умения работать с информацией с помощью компьютера),
  • умения учиться и самосовершенствоваться;

Компетенция  совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год.)

Госсандартом определены три задачи школьного курса русского языка:

Формировать

  • языковую,
  • лингвистическую,
  • коммуникативную компетенции.

Языковая компетенция - способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка.

Лингвистическая компетенция - предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры, умение анализировать и классифицировать языковые явления.

Коммуникативная компетенция - способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения.

Реализация компетентстного подхода может быть выражена в компетентностно-ориентированных заданиях, направленных на саморазвитие и самообразование.

Возможные инструменты оценки индивидуальных достижений:

  • Контроль предметных  знаний
  • ЕГЭ (внешняя оценка предметных знаний)

ЧАСТЬ 3, С1 задание: сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором. Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны ли вы с точкой зрения автора. Свой ответ аргументируйте, опираясь на свой жизненный и читательский опыт.

К 4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).

3

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт),

или

привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.

2

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

1

Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы,

или

мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»),

или

вообще не отражено в работе.

0

  1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. На что необходимо обратить особое внимание ?

Обратите особое внимание на третий вопрос: именно он поможет проследить за ходом авторской мысли. Аспекты проблемы помогут увидеть:

  • композиционные приемы, использованные автором:
  • подтекст (способность слов, словосочетаний, предложений в отдельных фрагментах текста таить в себе скрытый смысл, который может кардинально изменить истолкование текста).

Прочитать подтекст можно с помощью анализа

1)  заглавия, предисловия (если они есть)

2) языковых особенностей языка

3) узловых моментов текста

4) художественных деталей.

Итак, попробуем написать текстуальный комментарий к тексту В.Шаламова.

Шаламов Варлам Тихонович — русский писатель — прозаик, поэт. В 1937-м арестован и приговорен к 5 годам колымских лагерей, а в 1943-м — еще к 10 — за антисоветскую агитацию (назвал И. Бунина русским классиком). В документально-философской прозе Колымские рассказы», 1979) выразил многострадальный опыт сверхчеловеческих испытаний в сталинских лагерях строгого режима. Рассказ «Детские картинки», фрагмент которого предложен для анализа, входит в цикл «Колымских рассказов».

(1)Это была обыкновенная школьная тетрадка, детская тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора. (2)Все её страницы были разрисованы красками, тщательно и трудолюбиво. (3)Я перевертывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы. (4)И я рисовал когда-то — давно это было, — примостясь у семилинейной керосиновой лампы на обеденном столе. (5)От прикосновения волшебных кисточек оживал мертвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой. Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке. (6)Иван Царевич на сером волке скакал по еловому лесу. (7)Ёлки были меньше серого волка. (8)Иван Царевич сидел верхом на волке так, как эвенки ездят на оленях, почти касаясь пятками мха. (9)Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчеркнутые галочки, виднелись в синем звездном небе.

(10)И чем сильнее я вспоминал свое детство, тем яснее понимал, что детство мое не повторится, что я не встречу и тени его в чужой ребяческой тетради.

(11)Это была грозная тетрадь.

(12)Северный город был деревянным, заборы и стены домов красились светлой охрой, и кисточка юного художника честно повторила этот желтый цвет везде, где мальчик хотел говорить об уличных зданиях, об изделии рук человеческих.

(13)В тетрадке было много, очень много заборов. (14)Люди и дома почти на каждом рисунке были огорожены желтыми ровными заборами, обвитыми черными линиями колючей проволоки. (15)Железные нити казенного образца покрывали все заборы в детской тетрадке.

(16)Около забора стояли люди. (17)Люди тетрадки не были ни крестьянами, ни рабочими, ни охотниками — это были солдаты, это были конвойные и часовые с винтовками. (18)Дождевые будки-грибы, около которых юный художник разместил конвойных и часовых, стояли у подножья огромных караульных вышек. (19)И на вышках ходили солдаты, блестели винтовочные стволы.

(20)Тетрадка была невелика, но мальчик успел нарисовать в ней все времена года своего родного города.

(21)Яркая земля, однотонно-зеленая, и синее-синее небо, свежее, чистое и ясное. (22)Закаты и восходы были добротно алыми, и это не было детским неуменьем найти полутона, цветовые переходы, раскрыть секреты светотени.

(23)Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера, краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов.

(24)Я вспомнил старую северную легенду о боге, который был еще ребенком, когда создавал тайгу. (25)Красок было немного, краски были по-ребячески чисты, рисунки просты и ясны, сюжеты их немудреные.

(26)После, когда бог вырос, стал взрослым, он научился вырезать причудливые узоры листвы, выдумал множество разноцветных птиц. (27)Детский мир надоел богу, и он закидал снегом таежное свое творенье и ушел на юг навсегда. (28)Так говорила легенда.

(29)И в зимних рисунках ребенок не отошел от истины. (30)Зелень исчезла.

(31)Деревья были черными и голыми. (32)Это были даурские лиственницы, а не сосны и ёлки моего детства.

(33)Шла северная охота; зубастая немецкая овчарка натягивала поводок, который держал в руке Иван Царевич. (34)Иван Царевич был в шапке-ушанке военного образца, в белом овчинном полушубке, в валенках и в глубоких рукавицах, крагах, как их называют на Дальнем Севере. (35)За плечами Ивана Царевича висел автомат. (36)Голые треугольные деревья были натыканы в снег.

(37)Ребенок ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме желтых домов, колючей проволоки, вышек, овчарок, конвоиров с автоматами и синего, синего неба.

Первое, на что следует обратить внимание – предисловие к тексту. В нем много информации, позволяющей понять содержание предложенного фрагмента рассказа, выделим самую главную:

Шаламов Варлам Тихонович — русский писатель — прозаик, поэт. В 1937-м арестован и приговорен к 5 годам колымских лагерей, а в 1943-м — еще к 10 — за антисоветскую агитацию (назвал И. Бунина русским классиком). В документально-философской прозе («Колымские рассказы», 1979) выразил многострадальный опыт сверхчеловеческих испытаний в сталинских лагерях строгого режима. Рассказ «Детские картинки», фрагмент которого предложен для анализа, входит в цикл «Колымских рассказов». 

Иными словами, фрагмент рассказа, предложенный для анализа, – это документ, позволяющий понять, что пережил автор в сталинских лагерях, как страшна система тоталитаризма («Колымские рассказы» передают сверхчеловеческие  испытания в сталинских лагерях строгого режима –  и вдруг «Детские картинки» в этом же сборнике!)

Следующий этап – анализ смысла названия рассказа. Что обычно рисуют дети? Конечно, в первую очередь, окружающий мир, наполняя его своими эмоциями, чувствами. Очень хорошо об этом сказал В.Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям»: «Каждый ребенок не только воспринимает, но и  рисует,   творит,  создает.  Детское  видение  мира  -  это  своеобразное художественное творчество. Образ,  воспринятый  и в  то  же  время созданный ребенком, несет в себе яркую эмоциональную  окраску. Дети переживают  бурную радость, воспринимая образы окружающего мира и прибавляя к ним что-нибудь от фантазии. Эмоциональная насыщенность восприятия - это духовный заряд детского творчества.  Я  глубоко  убежден, что без эмоционального подъема  невозможно нормальное  развитие клеток детского  мозга».

Эта информация – ключ к данному фрагменту рассказа.

Итак, перед нами текст художественного стиля; ведущий тип речи – описание, следовательно, именно оно позволяет увидеть то, что важно автору. Составим план данного текста, определив микротемы, несущие основную смысловую информацию.

План:

  1. Найденная тетрадь с детскими рисунками оживила в памяти рассказчика мир его детства, полного сказки, волшебства.
  2. В чужой ребяческой тетради рассказчик не нашел ничего, что напомнило бы ему о собственном детстве: рисунки поразили героя рассказа реалистичностью: ребенок бесстрастно нарисовал только то, что видел: заборы, колючую проволоку, солдат с автоматами.
  3. Рисунки ребенка заставили рассказчика понять:  мир, в котором живет маленький художник, покинут Богом.
  4. Герой рассказа потрясен: в детском мировосприятии нет самого главного – фантазии, сказочного волшебства: их убила тоталитарная система.

 

Несложно теперь и сформулировать основную проблему текста: это проблема губительного влияния тоталитарного режима на мировосприятие, сознание ребенка.

Как автор позволяет читателю увидеть  аспекты данной проблемы? Использует следующие композиционные приемы:

        Повтор — повторяющиеся детали, образы, слова, фразы становятся лейтмотивом текста.

        Усиление используется, когда требуется усилить впечатление путем подбора однородных образов или деталей.

        Противопоставление построено на антитезе контрастных образов.

Обратимся к композиции текста, ведь в ней «отражается не просто авторская мысль, но движение авторской мысли, мысль в ее противоречиях, в борьбе ее живой плоти»( Е.А. Маймин), постараемся увидеть «подтекст».

Детский мир рассказчика

Мир автора рисунков

Выводы

От прикосновения волшебных кисточек оживал мертвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой..

Иван Царевич на сером волке скакал по еловому лесу.Ёлки были меньше серого волка. Иван Царевич сидел верхом на волке так, как эвенки ездят на оленях, почти касаясь пятками мха. Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчеркнутые галочки, виднелись в синем звездном небе.

Северный город был деревянным, заборы и стены домов красились светлой охрой, и кисточка юного художника честно повторила этот желтый цвет везде… В тетрадке было много, очень много заборов. Люди и дома почти на каждом рисунке были огорожены желтыми ровными заборами, обвитыми черными линиями колючей проволоки. Железные нити казенного образца покрывали все заборы в детской тетрадке…

Люди тетрадки не были ни крестьянами, ни рабочими, ни охотниками — это были солдаты, это были конвойные и часовые с винтовками. Дождевые будки-грибы ….стояли у подножья огромных караульных вышек. И на вышках ходили солдаты, блестели винтовочные стволы.

 

Шла северная охота; зубастая немецкая овчарка натягивала поводок, который держал в руке Иван Царевич. Иван Царевич был в шапке-ушанке военного образца, в белом овчинном полушубке, в валенках и в глубоких рукавицах, крагах, как их называют на Дальнем Севере.За плечами Ивана Царевича висел автомат. Голые треугольные деревья были натыканы в снег.

Композиционные приемы  повтора, усиления и противопоставления позволили автору подчеркнуть главное: в найденной тетрадке рисунки воспроизвели окружающий мир бесстрастно, реалистично, с документальной точностью. Заборы с колючей проволокой ограничили не только пространство, свободу, но и сознание ребенка: он лишен эмоций, фантазии, сказки.

Использование цветовой гаммы

Светлая охра, желтый цвет везде, желтые ровные заборы

Раньше в России дома для умалишенных и больных психическими расстройствами красили в желтый цвет. 

Смысл легенды о Боге

Я вспомнил старую северную легенду о боге, который был еще ребенком, когда создавал тайгу. Красок было немного, краски были по-ребячески чисты, рисунки просты и ясны, сюжеты их немудреные.

После, когда бог вырос, стал взрослым, он научился вырезать причудливые узоры листвы, выдумал множество разноцветных птиц. Детский мир надоел богу, и он закидал снегом таежное свое творенье и ушел на юг навсегда.

Мир, в котором живут персонажи рассказа, навсегда покинут Богом.

 

Эпитет

«Грозная тетрадь»

В самом деле, немудреные детские картинки стали грозным обвинительным актом тоталитарной системе: ребенок «ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме желтых домов, колючей проволоки, вышек, овчарок, конвоиров с автоматами и синего, синего неба». (Также символично подчеркнутое мною: из-за заборов с колючей проволокой выход один – наверх, в небо; иначе говоря, только смерть сделает человека свободным.- Г.Е.)

Итак, в центре внимания В.Шаламова следующие аспекты сформулированной проблемы губительного влияния тоталитарного режима на мировосприятие, сознание ребенка:

  • детство ребенка в обычном мире тем прекрасно, что полно веры в чудо, волшебство;
  • тоталитарный мир – это абсурд, сумасшествие, потому что лишает человека физической и духовной свободы;
  • тоталитаризм уничтожает в маленьком человеке личность.

1.. На каком материале автор раскрывает проблему?

Данную проблему автор раскрывает,  анализируя  детские  рисунки в тетрадке, случайно найденной его героем. В ней рассказчик не обнаружил ничего, что напомнило бы ему о собственном детстве.

2. На какие аспекты проблемы он обращает внимание?

 Шаламов обращает внимание на то, что тоталитарный режим  – это абсурдный мир, лишающий человека физической и духовной свободы, уничтожающий в каждом личность.

3. Как автор позволяет читателю увидеть эти аспекты?

Композиционные приемы  повтора, усиления и противопоставления позволили автору подчеркнуть главное: в найденной тетрадке рисунки воспроизвели окружающее  бесстрастно, с документальной точностью.

4. Почему именно эти аспекты его волнуют?

Заборы с колючей проволокой ограничили не только пространство, свободу, но и сознание ребенка: он лишен эмоций, фантазии, сказки. Тоталитаризм уничтожил творческое начало.

Как может выглядеть текстуальный комментарий к сформулированной проблеме по тексту Шаламова?

Проблему губительного влияния тоталитарного режима на мировосприятие и сознание ребенка автор раскрывает на примере детских рисунков, обнаруженных героем его рассказа.

  Композиционные приемы  повтора, усиления и противопоставления позволили Шаламову  подчеркнуть главное:  безыскусные, лишенные детской фантазии рисунки - самое сильное и самое убедительное обвинение сталинскому режиму. Взаимодействие текста и подтекста показало, что ужасный, абсурдный мир стал для ребенка обыденной реальностью. Ребёнку и в голову не приходит, что жизнь может быть солнечной, безоружной. Заборы с колючей проволокой ограничили не только пространство, свободу, но и сознание ребенка: он лишен эмоций, фантазии, сказки.  

Данный комментарий позволил увидеть развитие авторской мысли и отметить все существенные для понимания проблемы  моменты.

  В.Шаламов показал опустошающее влияние тоталитарного режима на сознание ребенка, его воображение. Даже воспоминания автора, взрослого человека, прошедшего через многие лишения, ярче детских фантазий хозяина тетрадки, в которой столько правды, несовместимой с понятием «детство».

Ребенок творил, но автор назвал его творчество «грозным», и это единственная оценка, которую дает Шаламов рисункам. В иной они и не нуждаются. Да, нет в них ни ужаса, ни очевидных страданий, нет негатива, но вывод, к которому приходит читатель, страшен: в детских рисунках вообще нет эмоций.

 Нет ни волка выше елок, ни Ивана Царевича, нет даже птиц, - только правильные масштабы, только сухая, почти документальная передача реальности. Воображение маленького художника ограничено «железными нитями казенного образца».

 В этом комментарии также отмечены все существенные для понимания проблемы  моменты:

  • детство ребенка в обычном мире тем прекрасно, что полно веры в чудо, волшебство;
  • тоталитарный мир – это абсурд, сумасшествие, потому что лишает человека физической и духовной свободы;
  • тоталитаризм уничтожает  в маленьком человеке личность.

Теперь выпускнику, чтобы получить желанные три балла, необходимо как можно больше читать, создавая «банки» аргументов по самым различным проблемам, рассматриваемым автором. Как эти «банки» могут выглядеть? Например, так:

Проблемы

Утверждающие тезисы

Автор и произведение

Аргументы

Утраты нравственных ценностей в современном мире

Безнравственность – это причина многих бед и трагедий.

В.Астафьев «Людочка»

Выросшая в деревне среди нищеты и пьянства, жестокости и безнравственности, героиня рассказа ищет спасения в городе. Став жертвой грубого насилия, в обстановке всеобщего безразличия, Людочка кончает жизнь самоубийством.

Вариант 2.

Блоки

проблем

Проблемы

Аргументы из художественной, публицистической, научно-популярной литературы

Человек и искусство/культура

а) Роль музыки в жизни человека

Якова Матвеевича, героя рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда», найденная им мелодия, изумительная по красоте, трогательная и печальная, заставляет сделать философские обобщения гуманного характера: если бы не было ненависти и злобы между людьми, мир стал бы прекрасен, никто бы не стал друг другу мешать. Он впервые испытал стыд от того, что обижал окружающих.

б) Роль чтения в жизни человека

в) Роль театра в жизни человека

Вариант 3.

Блоки

проблем

Проблемы

Утверждающие тезисы

а) Аргументы из читательского опыта;

б)Аргументы из жизненного опыта

Человек и природа

а) Варварского отношения к природе

Потребительское отношение к природе губительно для самого человека

а)Судьба Гоши Герцева из повести В.Астафьева «Царь-рыба» служит иллюстрацией карающей силы природы. Этот герой несет наказание за высокомерный цинизм по отношению к ней.

б) В средней полосе России бесконтрольная вырубка лесов в погоне за легкими деньгами привела к тому, что обмелели реки, исчезли ручьи, земля перестала давать урожай.

б) Влияния природы на человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в образовании

Выступление на районном методическом объединении , тема которого была "Приоритетный национальный проект "Образование" как фактор развития муниципальной системы образования"...

Компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход в преподовании физики....

Компетентностный подход в образовании

Вашему вниманию представлен доклад  и презентация к нему...

Компетентностный подход в образовании

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования...

Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс

Статья на тему " Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс"...