Формирование ключевых компетенций учащихся в гимназии педагогической направленности
статья по теме
В последнее время в педагогической литературе все чаще и настойчивее обсуждается такая категория как компетентность и обосновывается использование, применение, реализация компетентностного подхода в образовании. Компетентностной подход - это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция)).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1_latypova_alfiya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ГИМНАЗИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Альфия Рамдраковна Латыпова,
директор МБОУ «Гимназия № 52 Приволжского района г. Казани», Заслуженный учитель РТ
В последнее время в педагогической литературе все чаще и настойчивее обсуждается такая категория как компетентность и обосновывается использование, применение, реализация компетентностного подхода в образовании. Компетентностной подход - это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция)).
В образовании Европейского сообщества придается особое значение следующим ключевым компетенциям:
-социальная компетентность (способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества);
- коммуникативная компетенция (владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в т.ч. и компьютерного программирования);
- социально-информационная компетенция (владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ);
-когнитивная (персональная) компетенция (готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию);
- межкультурные компетенции;
- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- специальная компетенция (подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда).
Итогом работы нашей гимназии № 52 педагогической направленности является выпускник, который сам определяется в жизни, выбирает дальнейшее профессиональное образование, получая профессиональную квалификацию.
При условии сформированности ключевых компетенций, выпускнику обеспечена успешная социализация личности и профессионального самоопределения. В каждом учебном заведении существует модель выпускника.
К сожалению, традиционное обучение, ориентированное на процесс передачи знаний учителем и воспроизведение этого процесса учащимися, ограничивает возможность саморазвития личности.
Наверное, каждый педагог в своей практике сталкивался с ситуациями, когда учащийся:
- получает задание, но, прочитав его, не может понять, в чем его суть;
- не может применить определенный набор знаний (фактов), которым он обладает, к решению конкретной задачи и теряется в нестандартной ситуации;
- при выполнении коллективного задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других и т.д.
Введение понятия "компетенций" в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций:
- извлекать главное из прочитанного или прослушанного,
- точно формулировать свои мысли, высказываться по заданной теме,
- сотрудничать с другими при выполнении общего задания,
- планировать свои действия, оценивать полученный результат,
- предлагать различные варианты решения задачи и выбирать наилучший, принимая во внимания различные -критерии,
- самоорганизовываться и т.д.
Выпускник школы, обучение в которой было нацелено сугубо на передачу знаний, оказывается не готовым к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях и учению на протяжении жизни.
Ключевые компетенции невозможно сформировать только посредством передачи информации (чем в общем то школа занимается до сих пор).
Необходимо нарабатывать принципиально новые способы взаимодействия учителя и учащегося, к чему стремимся мы, разработчики данного документа.
Готовясь к очередному уроку, учителя, составившие данную методическую разработку, каждый раз задают себе вопрос - что важнее для моих учеников: постичь правила русского языка, познакомиться с историей развития какой-либо страны.... или, постигая .., обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном мире?
Учителю необходимо стараться создать ситуацию успеха на уроке, вселить уверенность в своих учеников, дать почувствовать значимость, определить свою самоцель, достичь максимального результата в общем развитии. Из опыта работы учителей гуманитарного цикла гимназии с педагогической направленностью
Существует несколько полезных советов, которыми следует руководствоваться при формировании ключевых компетенций е работе над качеством образования:
- Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
- На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
- Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
- Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
- Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
- Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
- Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
- Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.
- Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
П. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
- Поощряйте исследовательскую работу учеников.
- Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
- Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Эти полезные советы - только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить о них, наследовать им, руководствоваться ими - это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели - формирования и развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций учащихся по географии при изучении курса «Социальная и экономическая география мира» в 10-11 классах.
•освоение системы географических знаний•овладение умениямисочетать подходы•развитие познавательных интересов•воспитание патриотизма, толерантности•использование полученных ЗУНов•нахождение...
«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Наше время принесло новое противоречие в образовательный процесс - противоречие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения обучаемым, будь то ребёнок или взрослый. Именно...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Не секрет, что компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов в учебной деятельности. Знания, приобретаемые учащимися в процессе обучения, должны быть ори...
Педагогический проект "Формирование ключевых компетенций учащихся с использованием современных образовательных технологий"
АННОТАЦИЯ Проект направлен на достижение цели развития у учащихся ведущих интеллектуальных индивидуально-личностных способностей, навыков исследовательс...
Информационная карта педагогического опыта "Комплексный подход в формировании ключевых компетенций учащихся в образовательном процессе"
Новизна педагогического опыта заключается в системном подходе к проблеме, в отборе и оптимальном сочетании различных педагогических технологий. Инновационность и новизна достигаются также ...
Педагогический проект «Формирование ключевых компетенций учащихся через применение активных методов обучения»
В условиях современного мира уже недостаточно создать условия для формирования умений и навыков в области математики или другой дисциплины, необходимо научить учащихся учиться и общаться, презентовать...
Педагогический проект "Метод учебных проектов как условие формирования ключевых компетенций учащихся на уроках технологии
Цель педагогического проекта: систематизировать, методически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения технологии метода проектов для формирования ключевых компетенций учащихся ...