Отчет по теме самообразования за 2012-2014 гг.
статья по теме

Панов Егор Игоревич

Современные стандарты ФГОС-03 СПО предъявляют требования к качеству освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы, в частности к формированию общих компетенций.

В статье описывается опыт работы по формированию учебно-познавательной и информационной компетенций у обучающихся на занятиях по естественнонаучным дисциплинам через использование различных форм и методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_teme_samoobrazovaniya_za_2012-2014_gg.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной и информационной компетенций через изучение естественнонаучных дисциплин как условие формирования конкурентоспособного специалиста

Автор: Преподаватель общеобразовательных дисциплин Усть-Илимского филиала ОГБОУ СПО «Иркутский энергетический колледж» Е.И.Панов

Целью работы по теме самообразования являлось повышение интереса у обучающихся к изучению естественнонаучных дисциплин через применение ИКТ и игровых технологий.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

  1. Изучение источников информации по данной теме
  2. Посещение занятий преподавателей филиала ИЭК с целью обмена опытом
  3. Разработка и проведение занятий с использованием ИКТ и игровых технологий с целью повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла
  4. Обобщение опыта работы
  5. Анкетирование студентов по выявлению уровня заинтересованности и мотивированности в изучении естественнонаучных дисциплин.

Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность

Бернард Шоу

Компетентностный подход – особенности его внедрения в образовательный процесс

Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.

В качестве главного результата в модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих колледж, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

Важными целями образования должны стать:

  • развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
  • толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы [2].

Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении, в том числе и на занятиях по естественнонаучным дисциплинам, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.

Используя компетентностный подход, можно наполнить образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями обучающегося, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

При этом одна из главных ролей должна быть отдана учебно-познавательной компетенции, так как степень ее сформированности иногда в большей степени определяет качество результата.

Учебно-познавательная компетенция включает элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

Не менее важными являются компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой [3].

Компетенция познавательной деятельности (по Зимней И.А.)

  • постановка и решение познавательных задач;
  • нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение;
  • продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность [1];

Компетенции информационных технологий (по Зимней И.А.)

  • прием, переработка, выдача информации;
  • преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность;
  • владение Интернет-технологиями [1].

Современные стандарты ФГОС-03 СПО предъявляют требования к качеству освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы, в частности к формированию следующих общих компетенций

  • саморазвитие (способность к самообразованию)
  • решение проблем
  • общение (устная и письменная коммуникация)
  • работа с другими (сотрудничество)
  • владение информационными технологиями

Планируя и осуществляя работу по теме самообразования, ориентировался на содержание методической темы образовательного учреждения «Внедрение в образовательный процесс современных форм и технологий обучения, формирующих компетентностную модель выпускника, соответствующую запросам работодателей и социальных партнеров».

С целью формирования у обучающихся учебно-познавательной и информационной компетенций на занятиях по биологии и химии использую следующие формы и методы работы:

  • групповые методы работы
  • игровые формы и методы
  • элементы проблемной технологии обучения
  • личностно-ориентированное обучение
  • информационно-коммуникационные технологии

За время работы по теме самообразования мною разработаны и проведены открытые занятия:

  • Интегрированное занятие по математике, физике, биологии и химии «Многоликая симметрия» (совместно с преподавателями Г.Ф.Зарембо и В.С.Мокровой)
  • Занятие по естествознанию «Химический состав продуктов питания» (http://nsportal.ru/shkola/estestvoznanie/library/2014/03/23/zanyatie-po-estestvoznaniyu-khimicheskiy-sostav-produktov).


Подготовлены методические разработки занятий:

  • по биологии – «Клетка – основная структурно-функциональная единица строения всех живых систем» (лекция с элементами практической работы);
  • по химии – «Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы» (лекция с элементами практической работы).

Разработаны и проведены познавательные викторины:

  1. «Металлы и неметаллы» (http://worldteacher.ru/2772-239.html)
  2. Интеллектуальный лабиринт «Увлекательный мир химии» (http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/intellektualnyy-labirint-uvlekatelnyy-mir-himii)
  3. Своя игра «В мире живых существ» (http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98679712)
  4. «Знатоки биологии»

Применяю информационно-коммуникационные технологии:

  • на занятиях по химии использую комплект виртуальной лаборатории
  • использую электронные образовательные ресурсы (http://fcior.edu.ru/, http://school-collection.edu.ru/)
  • собрана подборка тематических электронных презентаций и обучающих видеофильмов по «Химии», «Биологии», «Естествознанию»
  • в качестве домашнего задания студенты разрабатывают электронные презентации по изучаемым темам.

Систематически обобщаю опыт работы:

  • публикации методических разработок на сайтах: «Наша сеть», Эдукон.ру, Инфоурок.ру, международном портале «Мир учителя»
  • участие во Всероссийском конкурсе на «Лучшую методическую разработку» ЦПТ им.К.Д.Ушинского (диплом лауреата)
  • участие во Всероссийском конкурсе «Интерактивный учитель. Весенняя капель-2014» (сертификат)
  • проведение открытых занятий по преподаваемым дисциплинам.

С целью повышения заинтересованности обучающихся в изучении естественных наук в 2013-2014 уч.году совместно с преподавателями Г.Ф.Зарембо, В.С.Мокровой, С.И.Ботвой в филиале колледжа проведена декада естественнонаучных дисциплин (олимпиада по естественнонаучным дисциплинам, конкурс на лучшую рекламу естественнонаучной дисциплины, открытые занятия).

Студенты под моим руководством приняли участие:

  • В I Всероссийской викторине «Премия, рожденная взрывом» (ЦДМ «Фактор роста») – Яцки Д. – 5-е место по стране, 1-е по области
  • В Международных олимпиадах по биологии и химии (ЦДО «Снейл») – олимпиада по биологии Зеленов Виктор – 53 место, олимпиада по химии Бахиркина Марина – 36 место.

Положительным результатом работы по теме самообразования является успеваемость и качество обученности по преподаваемым дисциплинам. При 100%-й успеваемости качество обученности составляет по «Биологии» - 90%, по «Химии» - 84%, по «Естествознанию» - 97%.


По итогам проведенного среди студентов анкетирования по выявлению уровня заинтересованности и мотивированности в изучении естественнонаучных дисциплин (Приложение 1) можно сделать следующие выводы:

  • ведущими мотивами изучения преподаваемых дисциплин обучающиеся отметили «интересное преподавание» и «уважение к преподавателю» (Приложение 2)
  • по рейтингу изучаемых предметов (из 12 предложенных) «Биологию» учащиеся поставили на 4 место, «Химию» – на 4 место, «Естествознание» – на 6 место (Приложение 2).

Список литературы

  1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М., 2004.
  2. Модернизация содержания общего образования: сущность и перспективы / Под ред. А.А. Пинского. – М., 2001.
  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.html. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

отчет по теме самообразования "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"

отчет по теме "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"...

Отчет по теме самообразованя

В этой работе представлены материалы за 2007- 2008 уч.год....

Отчет по теме самообразования

Презентация отчета о работе по теме самообразования "Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы"...

Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

Отчет по теме самообразования  учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....