Модульная педагогическая технология: метод аналогий Уильяма Гордона. Опыт применения.
статья по теме
Методика применения метода аналогий Уильяма Гордона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedtekhnologii.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Кузнецова Галина Владимировна, учитель информатики в МБОУ «Судогодская основная ОШ».
Педагогические технологии.
Я хочу рассказать об одной из педагогических технологий, по классификации относящейся к локальным или модульным технологиям. Эту методическую разработку я часто применяла на своих уроках, ещё до того как нашла её описание (с небольшими модификациями) на сайте http://didaktor.ru (то есть я изобрела для себя по-новому велосипед))). Эта технология называется: Метод аналогий Уильяма Гордона.
Приведу описание данной технологии с вышеуказанного сайта, а потом расскажу о моём опыте её использования.
Среди групповых форм обучения, направленных на развитие творческого мышления, наиболее популярным является мозговой штурм. При всей привлекательности этого метода групповой активности, педагоги не раз встречаются и серьезными проблемами в его организации и проведении.
- Управление мозговым штурмом. Если группа далеко уходит “по ложному следу”, то призывы педагога переосмыслить проблему мало эффективны. Группа, как правило, повторяет прежний алгоритм поиска и оказывается снова в тупике.
- Хорошая, активная группа может сгенерировать так много идей одна другой лучше, что появится другая проблема: как оценить, сравнить их, выбрать лучшую.
В отличие от мозгового штурма, метод аналогий предполагает более целенаправленную групповую активность. Этот метод появился в 1961 году в США. Исследовательская группа Гарвардского университета под руководством Уильяма Дж. Гордона назвала его СИНЕКТИКОЙ (с греческого “соединение разнородных элементов”).
Основными инструментами обучения, по Гордону, являются аналогии, которые служат связующими звеньями между новой и хорошо знакомой информацией. Аналогии дают учащимся возможность связать усвоенные ранее факты и личный опыт с информацией, которую они усваивают в данный момент.
В данной методике творческое мышление развивается на основе визуализации, использования сравнений. Ученики, используя различные связи между предметами и явлениями, могут строить догадки, предположить, как возникло то или иное изобретение, тот или иной научный закон.
Коренным образом отличается в синектике подход к процессу решения проблемы. Отвергается законченная, целостная мысль, т.к. она может привести к тупику, особенно если автор этой идеи пользуется авторитетом в группе.
С другой стороны, нерациональная информация позволяет всем учащимся чувствовать себя раскованно, независимо от уровня знаний, т.к. они обсуждают проблему в виде метафор, образов, еще смутно очерченных, зыбких.
Однако, основываясь на этой информации, все члены группы могут продолжать свое движение к решению. Постоянное стимулирование подсознания ведет к проявлениям интуиции.
По мнению Гордона, результаты решения проблемы – рациональны, процесс же, приводящий к решению, – нерационален.
Блок-схема синектического процесса выглядит следующим образом:
Постановка задачи. Превращение незнакомого в знакомое.
Для того, чтобы решить проблему, нужно её понять. Этот этап работы позволяет свести новую ситуацию к уже испытанным, известным. Это убирает определённый дискомфорт в решении проблемной задачи.
Важно понять проблему.
Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы осмыслив их, создать потенциал для выхода на новые решения.
Перевод задачи из знакомого в незнакомое.
Очень важно увидеть проблему под разными углами зрения. Тогда понятное может стать непонятным, необъяснимым. Необходим творческий поиск.
Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного, по мнению У. Гордона, – основа творчества.
Синектика выделяет три основных механизма превращения известного в неизвестное:
- Личная аналогия.
- Прямая аналогия.
- Символическая аналогия.
По мнению американского учёного, без наличия данных механизмов невозможны никакие попытки постановки и решения задачи. Эти механизмы – специфические умственные операторы, специальные “орудия” активизации творческого процесса.
Личная аналогия освобождает учеников от механистического, внешнего анализа проблемы. К примеру, представить себя на месте вращающегося электрона. Или оказаться в гуще событий вместе с муравьями (вспомните, к примеру, американский фильм“Дорогая, я уменьшил детей”).
Прямая аналогия требует от ученика активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы подобий того, что требуется создать. Всем известно, как появились застёжки на липучках (аналогия с репейником), шприц (полый комариный нос) и т.д.
Символическая аналогия. Это обобщенная, абстрактная аналогия. Требуется в парадоксальной форме сформулировать (буквально в двух словах) фразу, отражающую суть явления. Впоследствии применение символической аналогии было сокращено до приема нахождения «названия книги», характеризующего определенное ключевое понятие так, чтобы оно обязательно содержало парадокс.
Из личной практики
Лет шесть назад готовился к уроку обществознания по теме “Изобретательская деятельность”. Хотелось, чтобы ученики прониклись “изнутри” данной проблемой.
Разбил класс на группы. Выдал каждой группе два плотных цветных листа бумаги, ножницы и клей.
Определил задание: необходимо создать нечто как можно выше и чтобы оно могло стоять на столе. После выполнения задания каждая из групп должна придумать название своему проекту и представить его.
Первая реакция детей: недоумение, даже шок. Но затем ученики освоились. Создали ряд шедевров. Не менее впечатляющим была защита своих проектов “Эйфелева башня”, “Останкинская башня”, “Вавилонская башня”, “Башня-футурум”.
Сделал для себя ряд открытий. Провёл анализ, сколько ребята потратили времени на идею проекта, на продумывание механизма реализации, кто был “главным конструктором”…
Что удивило и огорчило?
То, что сидевшие в одной группе ребята-отличники никак не могли включить фантазию. Создали самый неудачный проект.
Теперь немного о моём опыте использования метода аналогий…
В 5 классе с ребятами на кружковом занятии рассматривался вопрос устройства компьютера. Это довольно трудная для восприятия, запоминания и понимания тема. Если её дать в минимальном объёме, дети в будущем не правильно могут воспринять модульный принцип устройства компьютера, поэтому хотелось дать основные определения на понятном для ребятишек языке. Урок начинался с демонстрации раскрытого системного блока (дети видели всё его внутреннее устройство: проводки, диски, платы…). Перед этим мы выяснили, что компьютер не что иное как устройство, используемое для обработки, хранения и передачи информации (3 китёнка для компьютера как мы это назвали). И я предложила детям сравнить компьютер с чем-то более знакомым и понятным, с таким объектом, который тоже хранит, обрабатывает, передаёт… В итоге самым удачным стало сравнение с молочной фабрикой! Мы до этого как раз были на экскурсии на Судогодском молокозаводе… Дети, вспоминая основные помещения и устройства для обработки молочной продукции, называли элементы, которые тоже должны были присутствовать в компьютере. В итоге у нас получился «рисунок» компьютера, где каждая деталь называлась «компьютерным» именем, но рисовалась, как элемент молочной фабрики. Жёсткий диск (винчестер) стал складом молочной продукции, процессор – станками, обрабатывающими молоко, оперативная память – машиной доставляющей готовый продукт на склад и доставляющей со склада молоко для обработки и так далее…
Таким образом, в соответствии с новыми ФГОС метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Именно это дети и осуществляли, работая по методу аналогий. Было действительно интересно и ученикам и мне, потому что фантазия и творчество не могут оставлять человека равнодушным…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование учебного процесса по физике на основе модульной педагогической технологии В.М. Монахова /презентация/
Презентация, в которой рассказано об основных действиях по планированию процесса обучения на основе педтехнологии В.М. Монахова....
Программа внедрения педагогической технологии "метод проекта" в преподавание предметов "Русский язык" и "Литература" на второй ступени обучения
Настоящая Программа посвящена вопросу внедрения педагогической технологии «метод проекта» в процесс преподавания предметов «Русский язык» и «Литература» на второй ступени обучения.«Метод п...
Программа внедрения педагогической технологии "метод проекта" в процесс преподавания предметов "Русский язык" и "Литература" на второй ступени обучения
Настоящая Программа посвящена вопросу внедрения педагогической технологии «метод проекта» в процесс преподавания предметов «Русский язык» и «Литература» на второй ступени обучения. «Метод проекта» рас...
Статья "Современные педагогические технологии. Метод проектов".
В статье освещена роль педагогических технологий в современном уроке. Среди многообразия педтехнологий мною выбран "Метод проектов"....
Блочно-модульная педагогическая технология как способ повышения качества обучения
В статье рассматириваются преимущества блочно - модульной педагогической технологии, её структура и содержание....
Блочно-модульная педагогическая технология как способ повышения качества обучения
В статье рассматириваются преимущества блочно - модульной педагогической технологии, её структура и содержание....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (МЕТОД ПРОЕКТОВ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Метод проектов - это педагогическая технология, часто используемая в образовательном процессе на уроках английского языка...